СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья: Использование рабочих тетрадей как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы, учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья: Использование рабочих тетрадей как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы, учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках географии»

Использование рабочих тетрадей как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы, учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках географии


В наше время в образование внедряются разнообразные инновационные технологии. Но, на мой взгляд, одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний являются рабочие тетради на печатной основе по предмету. Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, они имеют нарушения моторных функций, характеризуются пониженной обучаемостью, низкой работоспособностью; проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, и работать, как в общеобразовательной школе с ними не получается. Особенности этих детей требуют применения разнообразных методов и средств обучения с тем, чтобы предотвращать наступление переутомления и повышать работоспособность. Вот тут то и пришли на помощь рабочие тетради, которые сама разрабатываю, адаптируя уже готовые рабочие тетради по географии, и апробирую их.

Предлагаю модель рабочей тетради адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в5- 6 классе по общеобразовательной программе ТНР (Приложение). За основу взята рабочая тетрадь по географии класса, автора Голышева Е.В., которая служит как дополнение к учебнику «География» 6 класс под редакцией Т.П.Герасимова.

Рабочая тетрадь по географии состоит из двух блоков:

Первый блок представляет собой сконструированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала. Сконструированный конспект – своеобразный трафарет урока, содержащий рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время урока. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Конспект позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, прививает навыки конспектирования, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия учащимися. Развивает зрительную память, учит мыслить образами. Если ученик научился выделять и удерживать в памяти смысловые пункты и располагать их в определенной последовательности, это значит, что он уже четко представляет себе логическую схему, отражающую структуру материала и можно с уверенностью сказать, что ответ будет последовательно логичен.

Использование такой модели в рабочей тетради (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у учащихся), позволяет сосредоточить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

Второй блок – блок самоконтроля предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку учащихся, требует умений, сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

  • совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

  • развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей учащихся;

  • воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы учащихся не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемому предмету, помогает его усвоению и закреплению. При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности возрастает от вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до знаний, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными вопросами. Например: Изобразите в виде линии расстояние 100 метров в масштабе; Подпишите на картосхеме названия материков и океанов; Нарисуйте рисунок «Вулкан в моем представлении» и прочее.

Хочется отметить, что учащиеся должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а поэтому предпочтение следует отдавать заданиям такого рода, как ситуационные задачи, и включать учащихся в условия реальной ситуации, а эти условия прививают практические навыки наблюдения, эксперимента. Самостоятельная работа – важное звено концепции индивидуального обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех учащихся, но вызывают у каждого чувства личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается.

Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие еще в прошлом веке, французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом».

В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение учащихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой. Самостоятельное нахождение правильного ответа, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

В заключении можно отметить, что рабочие тетради на печатной основе применяют практически все учителя, при этом совершенствуя и улучшая их. Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами уроки проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, повышение познавательной самостоятельности у ребят. Таким образом, рабочая тетрадь является одним из немало важных атрибутов обучения.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Странички рабочей тетради по географии 5-6 класс.

Введение.

Допишите формулировку определения.

1. География – наука, которая ______________________

_________________________________________________

2. Слово география в переводе на русский язык означает

___________________________________________________

3. В географии выделяют две основные ветви:

  • ФИЗИЧЕСКАЯ география - изучает ______________

__________________________________________________

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ география - изучает _________

__________________________________________________

4. Аристотель (древнегреческий ученый) в 340 году до нашей эры доказал, что Земля имеет форму шара.

5. Эратосфен (древнегреческий ученый) в 194 году до нашей эры вычислил размеры Земли.

6. Заполните таблицу «Географические открытия».

Имя исследователя

Маршрут путешествия

Год.

(век)

Христофор

Колумб

_________________________


Фернан

Магеллан

_________________________


Абель

Тасман

_________________________




Джеймс Кук



Ф.Ф.Беллинсгаузен




7. Подпишите на картосхеме названия материков и океанов, соедините цифры или буквы, и получите маршруты путешествий:

А) 1, 2, 3, 4 - маршрут Ф. Магеллана;

Б) I, II, III - Ф.Ф.Беллинсгаузена; В) А, Б, В - Х. Колумба; Г ) а, б, в - А. Тасмана.




Масштаб.

Допишите формулировку определения.

1. Масштаб - это отношение длины ___________________

__________________________________________________

2. Виды масштаба:

А) ЧИСЛЕННЫЙ масштаб – записывается числом.

1: 10 000 = 1 (сантиметр на плане)

10 000 (сантиметров на местности).

Это значит, что 1 сантиметру на плане соответствует 10 000 сантиметров на местности.

Б) ИМЕНОВАННЫЙ масштаб.

Записывается в 1 см 100 м - это значит, что 1 сантиметру на плане соответствует 100 метров на местности.

В) ЛИНЕЙНЫЙ масштаб – это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделенной на равные части.

10 0 10 20 30 40 50 60 м

________________________________


Тренировочная практическая работа

1. Переведите численный масштаб в именованный.

Численный масштаб

Именованный масштаб

1: 25 000


1: 500


1: 200 000


1: 3 000



2. Переведите именованный масштаб в численный.

Именованный масштаб

Численный масштаб

В 1 см 100 м


В 1 см 500 м


В 1 см 275 км.


3. Изобразите в виде линии расстояние 100 метров в масштабах:

А) в 1 см – 10 м;


Б) в 1 см – 200 м;


В) 1: 2 500


Г) 1: 5 000


4. Измерьте расстояние (см. форзац учебника 1) на плане местности:

А) ширину реки Нара __________________________

Б) от отметки 162,3 до моста _____________________

В) от моста до отдельно стоящего дерева __________

Г) длину ЛЭП ___________

5. На карте какого масштаба расстояние от Москвы до Мурманска равное 1 500 км, изображается отрезком в 6 см? ______________________________________











Ориентирование.

Допишите формулировку определения.

1. Ориентирование – ______________________________

_________________________________________________.

2. Горизонт - это все, что мы видим вокруг себя.

3. Основные стороны горизонта – север (С), юг (Ю), восток (В), запад (З).

4. Кроме основных сторон горизонта, есть промежуточные стороны горизонта: северо-запад (СЗ), юго-запад (ЮЗ), северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ).

5. На планах и картах вверху всегда – север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток.

6. Записывают названия сторон горизонта сокращенно: основные стороны горизонта одной буквой, а промежуточные стороны горизонта двумя буквами.

7. Схема «Стороны горизонта».

8. Для того чтобы определить направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится, надо определить азимут

9 . Азимут – это угол между направлением на север и каким-либо предметом по часовой стрелке.

10. По рисунку определите азимуты указанных направлений.

1 .___________, 2._________,

3.__________, 4.__________,

5.__________, 6.__________.


Тренировочная практическая работа.

1 . Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? ___________________


2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270?

А) север Б) юг В) запад Г) восток

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А) 0о Б) 90о В) 180о Г) 270о

4. По плану местности (см. форзац учебника 1) определите:

А) В каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника? ____________________________________

Б) В каком направлении от лиственного леса находится деревня Елагино? ________________________________

В) Вдоль какого края деревни Елагино проходит

тропа?__________________________________________

5 . По рисунку определите азимуты указанных направлений.

1.___________, 2___________

3.___________, 4._________


6. Где, в каких условиях вам приходилось ориентироваться по сторонам горизонта? Какой способ вы применяли? ______________________




Вулканы.

Допишите формулировку определения.

I. Вулкан – ______________________________________

________________________________________________.

II. Схема «Внутреннее строение вулкана».


III. Части вулкана:

1. Кратер – место выхода на поверхность лавы, газов и твердых веществ.

2. Жерло – канал, по которому поднимается магма. 3. Очаг магмы. 4. Земная кора.

IV. Классификация вулканов:

Б ) По строению вулканы бывают: конические и щитовые. На форму вулкана влияет температура лавы. Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли. Так образуются щитовые вулканы.

V. Использую картосхему заполните таблицу «Вулканы».








Название

вулкана

Географическое положение

Географи-кая

широта

Геогра-кая долгота

1




2




3




4




5




6




7




8




VI. Задайте вопросы к кроссворду.

1 .________________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________ 5.________________________

6.________________________ VII. Нарисуйте рисунок «Вулкан в моем представлении»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!