СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему: "Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена детальному рассмотрению системности при формировании функциональной грамотности школьников в условиях новых ФГОС на уроках иностранного языка и других предметах

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: "Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС"»

Научная статья на тему:

«Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС»

Автор: Кравцова Марина Александровна

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо

-обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

-воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Системный подход к формированию функциональной грамотности считается самым приоритетным в обучении. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Таким образом, приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.). Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Сингапур, Китай, Корея и др.) .

Функциональная грамотность отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простого умения читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. Изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

  Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

  Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

   Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

  Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

    Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

    Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.

Основными направлениями для формирования функциональной грамотности являются:

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетенции

Финансовая грамотность

Креативное и критическое мышление

По результатам российских и международных исследований, российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями. Для формирования и развития функциональной грамотности обучающихся следует применить системный подход. Составляющими которого являются:

  • Создание условий по формированию и развитию ФГ (нормативно-правовые; кадровые; организационные; содержательные.)

  • Изменение в содержании образования (ООП; внеурочная деятельность; воспитательная работа)

  • Изменения в технологиях (технологическая карта урока; технологии и формы воспитательной работы; метапредметные конкурсы и олимпиады; инструменты для оценки сформированности ФГ.)

  • Применение эффективных педагогических технологий

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии: технологии проектной деятельности, проблемного обучения, оценивание учебных достижений обучающихся, использование игровых методов, развитие критического мышления через чтение и письмо, формирование типа правильной читательской деятельности, Обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии.

Для формирования функциональной грамотности можно использовать онлайн ресурсы от Группы компаний «Просвещение», Электронный банк заданий Министерства Просвещения, института Стратегии развития образования Российской Академии образования.

Системность в работе над формированием функциональной грамотности позволит развить гармоничную личность учащегося и достойного гражданина для государства.

Формируя функциональную грамотность обучающихся в контексте национального проекта «Образование», мы решаем задачи стратегического развития РФ. Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!