УДК 37.013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ю. В. Муравьева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Аннотация. Современная педагогика вопрос духовного и нравственного воспитания обучающихся в начальной школе считает одним из наиболее приоритетных в педагогическом процессе. Положения ФГОС такое воспитание определяют, как ключевое требование. В обязанности нынешнего педагога входит помощь ученикам в формировании базы отношений между одноклассниками, помощь в понимании и осознании разнообразия окружающего мира, а также умении выражать дружбу, любовь, научении взаимопонимания, сопереживания, воспитанию толерантности у школьников, развитию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, уважение, национальные ценности, традиции, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Y.V. Muravyova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Abstract. Modern pedagogy considers the issue of spiritual and moral education of students in primary school to be one of the highest priorities in the pedagogical process. The provisions of the Federal State Educational Standard define such education as a key requirement. The duties of the current teacher include helping students to form the basis of relationships between classmates, helping to understand and realize the diversity of the world around them, as well as the ability to express friendship, love, learning mutual understanding, empathy, fostering tolerance among schoolchildren, developing communication skills.
Keywords: spiritual and moral education, respect, national values, traditions, pedagogical conditions.
Сейчас в мире остро ощущается кризис идеалов духовности и нравственности. Главенствование материальных вещей постепенно привели к утрате духовных ценностей, а итоге все это существенно влияет на разрушение личности. У детей не формируется правильное представление таких понятиях, как доброта, честность, справедливость, милосердие, патриотизм и гражданственность. Так же в обществе недостаточно применения вежливого общения между детьми и взрослыми и детьми между собой.
Процесс укрепления российской государственности, возрождения экономики и духовной силы нашей страны неразрывно связан с воспитанием детей в духе нравственности, опираясь на традиции духовного воспитания.
На мой взгляд, проявление многих социальных проблем общества, таких как снижение здоровья людей, необъяснимая и неуправляемая агрессия детей, положительная динамики преступности и различных видов зависимостей, является следствием основной внутренней причины, а именно люди не понимают самих себя, не могут найти смысл жизни, не умеют устанавливать коммуникационное взаимодействие в социуме [1]. Поэтому духовно-нравственное воспитание в школе является центральной задачей современной системы образования.
Проблему духовного и нравственного воспитания обучающихся считают одной из самых актуальных в перечне иных социально-педагогических проблем. Очень важно именно в раннем возрасте вложить в ребенка понимание добра, справедливости, честности, больше акцентировать внимание на формировании моральных принципов, привычек, которые в дальнейшем помогут в становлении духовно-нравственной личности человека.
Для успешного духовно-нравственного воспитания более важным является именно начальный период школьного обучения. Основой Федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного воспитания, которая как одну из доминант выделяет необходимость в приобщении младших школьников к национальным российским традициям и ценностям, формировании патриотизма, осознании ценности человеческой жизни [3].
Концепция духовно-нравственного воспитания детей начальной школы дает обоснование педагогического общенационального идеала, системы требований к задачам, условиям и результатам духовно-нравственного воспитания младших школьников, структуры и содержания программ воспитания и социализации учащихся, а также системы базовых общенациональных ценностей.
Педагогика во все времена уделяла большое внимание этим вопросам, а задачу духовного и нравственного развития подростков рассматривала как приоритетную. Воспитательная деятельность педагогов и родителей направлена, прежде всего, на то, чтобы приобщить детей к духовным ценностям общества, сформировать у них нравственные ориентиры и опыт нравственного поведения [2].
Л.Н. Толстой писал: «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств — главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро» [4].
Воспитательная деятельность образовательных организаций всегда была обращена на решение воспитательных задач. Современный ФГОС определил результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников – у детей должны быть сформированы следующие качества: учебная мотивация, умение общаться, чувство гражданской идентичности, чувство патриотизма, стремление к познанию, чувство ответственности за свои решения и поступки, чувство толерантности, любви и многое другое.
Духовно-нравственное воспитание ребят должно быть выстроено таким образом, чтобы у них сформировались чувства товарищества, патриотизма, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. При этом значительную роль в выработке этих чувств играют педагоги образовательной организации, так как одной из основных их функций является работа по организации дружного и сплоченного воспитательного коллектива.
Еще для успешного духовно-нравственного воспитания необходимо положительное эмоциональное благополучие ребенка в коллективе и в семье. На это влияет отношение педагога к ребенку, и отношения школьников между собой, а также взаимоотношения в семье.
Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста проявляются в создании необходимых условий и факторов, которые воздействуют на ребенка, с конечной целью - путем личного примера и межкультурного взаимодействия привить ребенку качества, необходимые для выработки ценностного отношения к родному краю и его природе.
Список использованной литературы
1. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2012. - № 8. -С. 41-46.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
3. Вятлев Д.Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 171174.
4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. -М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.