СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья по творчеству В.В.Маяковского и М.Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества поэтов Серебряного века.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по творчеству В.В.Маяковского и М.Цветаевой»

2


Научная статья на тему:» Поэтика пространства и времени в лирических поэмах

В. Маяковского и М. Цветаевой».


Лирическое произведение - определенная художественная модель внутреннего мира лирического героя. Художественная картина мира организуется с помощью различных сюжетно-композиционных средств и в том числе с помощью таких фундаментальных категорий, как художественное время и художественное пространство.

В данном сообщении содержится некоторый итог наблюдений над поэтикой пространства и времени в лирических поэмах двух поэтов.

Характерной чертой художественного мира лирических поэм Маяковского является то, что его лирическое переживание включает в себя мир (это – особенность поэзии «серебряного века»), который представляет собой взаимодействие «внешнего» и «внутреннего» пространства. Они взаимозависимы и взаимообусловлены и создают характерное для художественного мира Маяковского расширение художественного пространства и времени по спирали.

Почти физически ощущаемой жизни во времени в поэме «Облако в штанах» (ожидание Марии) соответствует тесное пространство (гостиничный номер), которое сужается до пространства грудной клетки. И наоборот, улицы города расширяются до пространства Голгофы («Облако в штанах»); «сегодняшняя» любовь героя намечает перспективу протяженности в веках («Флейта-позвоночник»).

В лирических поэмах Цветаевой реальность как таковая отсутствует, и основной жанрообразующей чертой становится условное художественное пространство и время. Те существенные реалии, которые присутствуют в «Поэме Горы» и «Поэме Конца» (гора, мост, набережная и т.д.), несут, скорее, некую знаковость, нагружаются смыслами жизни, смерти, любви, то есть происходит некая трансформация эмпирического пространства в пространство экзистенциальное.


Та гора была, как грудь

Рекрута, снарядом сваленного.

Та гора хотела губ

Девственных, обряда свадебного


Требовала та гора.

— Океан в ушную раковину

Вдруг-ворвавшимся ура!

Та гора гнала и ратовала.


Та гора была, как гром!

Зря с титанами заигрываем!

Той горы последний дом

Помнишь — на исходе пригорода?


Та гора была — миры!

Бог за мир взымает дорого!

Горе началось с горы.

Та гора была над городом.


Художественное пространство Цветаевой ценностно ориентировано. Понятия «низа», «земли», «жизни» в нем обесценены, соответственно высшей ценностью наделяются «высь», «лазурь», «гора» (вершина) как выход в инобытие. При этом земля не является пределом: существует и пространство инфернальное как пространство «онейрическое» (Е.Фарыно), сновидческое , пространство «выхода» из жизни. И в этом смысле оно более ценностно, нежели пространство «земли», «жизни». Четкая ориентация на «вертикаль» обнаруживается и в художественном пространстве поэм 1926–1927 гг. («С Моря», «Попытка Комнаты», «Поэма Воздуха»).

Пространство, выстроенное по горизонтали, не принадлежит миру лирической героини, она стремится к его преодолению (вознесение ввысь вместе с Всадником, извержение горы-вулкана).

Функция «онейрического» пространства в поэмах Цветаевой отчасти совпадает с подобным художественным воплощением переживания в поэмах Маяковского. В то же время в поэмах Цветаевой наблюдается большая степень снятия границы между сном и «явью», что позволяет создать «картину беспредельного бытия, бытия в его наивысшей и наиболее интенсивной стадии».

В художественном мире Цветаевой наблюдается двоякая тенденция: с одной стороны – тяготение к созданию многомерности пространственно-временной структуры, с другой – к разрушению земного пространства и времени.

Итак, направленность вовне – один из основных художественных принципов Маяковского. В его лирических поэмах – тенденция к расширению пространства, у Цветаевой – к его углублению: за счет символики, за счет семантической переосмысленности, за счет его многомерности. Для художественного пространства и времени в поэмах Цветаевой характерен не выход за пределы своего «я», а, наоборот, еще большее в него погружение.