12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН
Школьная научно-практическая конференция обучающихся
Секция:
Предмет: история и культура Башкортостана
Тема работы: Культурные артефакты нашего края
Автор: Муллагильдин Марсель обучающийся 9Б класса
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней школы №7
Руководитель: Янибаева Альбина Зайнулловна
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Выводы…………………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
«Историческая память - фундамент человеческой культуры»
Д. С. Лихачев
В последнее время возрастает интерес к героическому прошлому нашей страны, открываются новые страницы истории. В каждом уголке нашей необъятной Родины есть то, что напоминает нам о прошлом. Археологи, изучая материальный и духовный компонент культуры прошлого, пытаются восстановить достоверную и достаточно полную картину событий минувшей жизни.
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как выглядели монеты в старину? Я стал размышлять над этим вопросом, когда у меня появилась первая монета Российской Империи. Дело в том, что моё хобби – это поисковая деятельность. В период с 2016-2017 года я занимаюсь раскопками. И по моим наблюдениям я выяснил, что почти у каждого императора свое оформление монет. Но более интересно то, как выглядели монеты до Петра Первого! Ведь монеты сегодня стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем их, не задумываясь о том, какими они были раньше.
А представляли ли вы когда-нибудь, для чего девушки и женщины носили украшения? Я обратил внимание на монисту от платья, которую нашел при помощи металлоискателя и задумался над вопросом “А для чего она была нужна и что она значила’’.
Исходя из вышеизложенного, тема найденных артефактов очень актуальна, и чтобы расширить рамки познания наших обучающихся необходимо изучать их историю и происхождение.
Поэтому, целью моей работы является не только то, как выглядели монеты до Петра Первого и какие расценки были в те времена, но и почему и для чего женщины носили украшения.
Для достижения поставленных целей мне необходимо решить следующие задачи:
1.Найти изображения монет до Петра Первого
2.Изучить литературу и разыскать информацию на сайтах
3. Найти изображения женщин, на которых есть украшения 19-20 веков
4. Воспользоваться интернет-источниками
3. Сделать выводы об артефактах
К сожалению, подростки мало интересуются историей. Поэтому я определил проблему моей работы как привлечение внимания к древним монетам и женским украшениям.
В современной литературе написано немало о нумизматике и об археологии в целом, например, высказывание Станислава Ежи Леца «Археология – наука будущего» или «Археология — наука, где каждый своими знаниями способствует достижению общей цели, приближая долгожданное открытие» -Марк Леви, «Первый День».
Практическая значимость исследования состоит в изучении истории, поскольку подростки, изучая монеты и украшения, заинтересуются их происхождением.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Прикосновение с прошлым. Я – юный искатель.
Мое первое знакомство с поисковой деятельностью произошло, когда мой брат поведал мне о своем опыте участия в раскопках. Рассказывая, он показывал мне свои находки и фотографии артефактов, найденных его товарищами. Именно в тот момент я понял, что хочу стать юным следопытом. Так, в июне 2017 года я приобрел металлоискатель. Момент, когда я нашел свою первую царскую монету, словно это было вчера. Два дня я бродил по прибрежным лесам реки Дёма в надежде что-нибудь найти. В первый день кроме огромного количества пробок и мусора мной ничего не было найдено. Во второй день я принял решение ходить по тропам, по которым ездят машины. И вот он долгожданный сигнал…Уже ни на что не надеясь, я думал, что это очередная пробка. Я копнул на несколько сантиметров, потому что сигнал был поверхностный, и прямо в колесной колее откинул маленький кусочек земли, став искать, как мне казалось пробку. Сигнал исходил из откинутого мной комочка, я ломал его и проводил к катушке. И вот когда комок стал совсем маленький, он раскололся пополам, и в щели я увидел зеленую от окислов монету! Радости моей не было предела. Монета была в окисле, чуть гнутая из-за того, что по ней ездили больше 100 лет. Это оказалась монета времен Николая II, 1 копейка 1913г. Найдя ее, я сразу стал представлять, как кто-то шел и выронил ее там. Но большее потрясение вызывает то, что когда ее потеряли она оставалась на земле около 100 лет, я появился на свет и она тоже там лежала, пока я не подрос и не нашел ее! Она будто специально ждала меня! Это такое непередаваемое чувство и безграничная радость для искателя! С того момента я поверил в свои силы и начал всерьез заниматься исследованием происхождения различных монет.
2.Судьба чешуек
Ключевым словом для нашего исследования до Петровских монет будет «чешуя». Своё название эти монеты получили из-за своей причудливой формы и схожести с чешуёй рыбы.
Вот информация, которую я смог найти:
Монеты чешуя отличаются своей уникальной историей. Сложно сказать, когда конкретно деньги вошли в оборот. По предполагаемым данным, первые экземпляры на территории России появились до 1380 года, после битвы на Куликовском поле. Однако достоверно известно, когда их использование прекратилось: в 1718 году после денежной реформы Петра I.
А также на судьбу чешуек повлияла реформа Елены Глинской (1535 г.), что должна была привести к единой денежной системе, из-за чего было запрещено расплачиваться ранее выпущенными монетами. Вследствие ее проведения у населения за копейки были выкуплены деньги старого образца. Однако, несмотря на это, «рыбное» название осталось неизменным, просто стали прибавлять имя царя, при котором они были созданы.
На следующей фотографии мы можем рассмотреть монету «чешуя»
Особенности таких денежных знаков: Свое название монетки получили из-за схожести с рыбьей чешуей, они были тонкими, продолговатыми. Размер — 1–1,5 см. Вес — менее одного грамма. Свою форму получили из-за процесса изготовления. На аверсе (лицевой стороне) изображался князь, его имя или титул. На реверсе (обратной стороне) — всадник, цветок или мифическое животное.
Другое название денег — «вши» — они получили благодаря Петру I. Царь характеризовал их таким нелестным образом из-за мелкого размера. А также габариты монеты стали причиной появления выражения «отслюнявить деньги». Дело в том, что уберегая свои сбережения, некоторые люди действовали простым, но хитрым образом — прятали их во рту.
По чеканки таких монет сайт дает следующую информацию:
В качестве сырья чаще всего использовалось серебро. Реже — медь и в единичном порядке золото. Процесс изготовления представлял следующее:
За основу брался слиток металла.
Из него вытягивался кусок проволоки. Отсюда пошло еще одно название — проволочные монеты.
С помощью зубила отсекались небольшие куски одинакового размера и веса.
После отсеченная часть расплющивалась с помощью молотка и наковальни. Получались плоские чешуйки-заготовки.
С помощью специального прибора (штемпеля) наносился оттиск с изображением.
Чешуйки делятся на два класса:
Удельные — монеты, принадлежащие одному княжеству.
Деньги, которые выпускались после подчинения княжеств Москве при появлении
Удивительно то, что найти две одинаковые монеты практически невозможно. Да, они могут быть выпущены в одно время и при одном правителе, однако в силу специфики производства о полной идентичности речи быть не могло.
По данным, найденным на сайте, я узнал, что можно было купить на эти деньги в те времена:
Что же можно было купить на копейку в XVI веке? Пуд ржи стоил 5 копеек, т. е. на 1 копейку можно было купить 3 кг ржи, топор — 7 копеек, замок — 5−10, корова и лошадь шли по рублю, одежда (по сравнению с зерном и инструментом) стоила недёшево: простая сермяга обходилась крестьянину в 20−40 копеек. Носили в те времена деньги в кошельке за поясом. Если малая сумма — клали, чтобы не потерять, за щеку. Хранили их тогда в кубышках, в случае опасности зарывали в землю. Какая же средняя величина кладов тех времён? Обычно от 300 до 900 монет, т. е. 3−9 рублей. Если перевести на коров с лошадями — вроде неплохо, если на рубахи — то так себе.
3. «Наряд – предисловие к женщине, а иногда и вся книга» -
(Николя де Шамфор)
Ключевые понятия для нашего исследования—это женское украшение которое называется «монисто»
На одном из множества сайтов я нашёл подходящую мне информацию:
Монисто — изделие (ожерелье) из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, указывало на социальный статус его носительницы.
Что значит слово «монисто» мы разобрались. А теперь посмотрим на примеры ношения монист:
В. А. Серов, Портрет С. М. Драгомировой с классическим монистом на шее.
А это монисто из серебряных цепей и монет.
Обычно девушки делали сами украшения из монет путем проделывания в них отверстий и в дальнейшем пришивания их на платья. Но когда государство узнало о таком обращении с монетами, то издало указ, в котором девушкам запрещалось производство монист компенсируя это тем, что с того момента монисты можно было приобрести в лавках потому, что появились заводу по их производству.
Пример заводской монисты мы можем наблюдать на фотографии ниже:
4. Артефакты моего края
В качестве материала для исследования я взял свою коллекцию монист и других женских украшений.
На рисунке №1 вы можете наблюдать элемент заводского монисто:
Что бы такие монисты мало отличались от монет, на них чеканился герб Российской империи с надписями, соответствующие номиналу, чеканившийся монисты.
На фотографии №2 вы можете наблюдать монету с отверстием для пришивания на платье.
Рис.1
Рис.2 Рис.3
На фотографии №3 вы можете наблюдать разновидность монисто
ВЫВОДЫ:
Проблемой моей работы являлось привлечение нынешних подростков к изучению истории происхождения древних монет и женских украшений. Мной была проведена презентация моего полотна с монисто обучающимся 9 класса. Я рассказывал об артефактах и отвечал на вопросы школьников, которые были в приятном изумлении и в восторге от того, что на миг прикоснулись к прошлому!
После этого я могу действительно утверждать, что ученики заинтересовались изучением истории происхождения монет, женских украшений и археологией в целом. Следовательно, практическая значимость исследования выполнена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Всё вышесказанное даёт нам возможность понять, что женщины носили монисто для подчеркивания своего статуса в обществе и для украшения своих нарядов.
Но как изделия из жемчуга к нам пришли? Опираясь на исторические свидетельства, мы можем сказать, что южно-уральские племена в обмен на эти изделия вывозили на юг меха и мед, которые являлись традиционными предметами обмена в торговле с народами других стран.
О достаточно высоком уровне торговых связей населения Урала свидетельствует и появление первых кладов южных монет. Эти находки показывают, что в обиходе были деньги, то есть, те самые монеты, которые мы находим на раскопках!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России, М.А. Бикмеев – Издательство ИРО РБ, 2017 г.
2.История Башкортостана – А.М.Бускунов, Издательство «Китап»,2014 г.
3.Культура Башкортостана – В.С. Мавлетов, 2002 г.
4.История и культура Башкортостана, Ф.Г. Хисамитдинова, Издательство «Гилем», 2003 г.
Интернет-источники:
https://dedantikvar.com/numizmatika/xarakteristiki-i-osobennosti-monet-cheshuek
https://aforisimo.ru/pro-ukrasheniya/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Монисто