Научно-исследовательская работа:
"Как запомнить
словарные слова»
Содержание:
Ведение………………………………………………… 3
Цель………………………………………………………3
Задачи ……………………………………………………3
Объект исследования……………………………………3
Предмет исследования……………..................................3
Методы исследования ………………………………..…3
Гипотеза ………………………………………………….4
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое словарные слова? ………………………...4
1.2Причины плохого запоминания словарных слов…...5
1.3 Методы запоминая словарных слов.................……...6
1.4 Метод Цицерона...................……………………….....8
2. Практическая часть
2.1 Проведение словарных диктантов ………………….10
2.2 Запоминание словарных слов по методу Цицерона..11
2.3 Проведение повторных словарных диктантов .....….12
2.4 Анализ информации .....................................................13
Выводы ……………………………………………………14
Заключение……………………………...............................15
Список литературы ……………………………………… 16
Введение
Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов.С одной стороны знание родного языка даётся человеку с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. На уроках русского языка мы пополняем свой словарный запас, учимся правильно говорить и писать. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить. Написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В русском языке их достаточно много. Поэтому запоминать написание таких слов очень трудно.
Несмотря на то, что ребята из нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки.
Нам стало интересно, почему же словарные слова такие трудно запоминаемые, и какие есть приемы, помогающие их запомнить.
Цель
Целью нашей работы является обоснование эффективности использования метода Цицерона при запоминании словарных слов.
Задачи
Изучить литературу по выбранной теме.
Найти эффективные приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов.
Составить словарные диктанты на безударные гласные.
Подобрать картинки к словарным словам для презентации.
Провести словарные диктанты среди одноклассников.
Провести анализ эффективности применения метода Цицерона при запоминании словарных слов.
Объект исследования:
словарные слова с безударными гласными
Предмет исследования:
процесс запоминания словарных слов
Методы исследования:
чтение литературы;
эксперимент;
поиск информации в интернете;
опрос учителей, учащихся.
Гипотеза
Если пользоваться методом Цицерона при изучении словарных слов, то увеличится объём их запоминания и правописания.
1.1 Что такое словарные слова?
Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии.Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова. Написание словарных слов следует запоминать наизусть.
В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов имеются также имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи.
Львиную долю словарных слов составляют слова с непроверяемой ударением безударной гласной буквой в корне слова (или несколькими непроверяемыми безударными гласными).
1.2 Причины плохого запоминания слов
В школе уделяется большое внимание изучению словарных слов. Однако практика показывает, что при написании словарных слов дети часто допускают ошибки.
Словарный диктант — один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.
Трудности в запоминании слов возникают и по причине их неправильной организации. Возьмите в руки любой словарь, как в нем организованы слова? В алфавитном порядке, такая система удобна для поиска слов, но не для их запоминания. При необходимости вспомнить слово вы будете словно библиотекарь, который ищет книгу, но не помнит, на какой полке она стоит. В результате поиска вы будете тщетно перерывать весь «шкаф». А как быстрее найти необходимое? Поставьте «книгу» на тематическую полку и проблема с поиском будет решена.
Ещё одной из причиной непродуктивности запоминания словарных слов может быть то, что дети получили эти слова в готовом виде, не приложив собственных интеллектуальных усилий к этому. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.
1.3 Методы запоминания словарных слов.
Чтобы каждый ученик смог запомнить «трудные» слова надолго, необходимо сделать процесс усвоения словарных слов увлекательным. Для этого можно использовать ряд эффективных приемов, с помощью которых трудные для написания слова с легкостью закрепляются в памяти.
Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе. Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова.
«Дерево слов»
Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым? Но стоит обратить внимание, что на веточки надо записывать только однокоренные слова.
«Свой словарный диктант»
Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Можно составить диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.
«Исправь ошибки» («Корректор»)
В предложенном тексте или словах кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.
«Ребусы, кроссворды»
Игры такого рода также помогают в запоминании словарных слов.
Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.
«Разрезанное слово»
Необходимо написать крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрезать полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешать их и сложить слово. Затем разрезать по буквам и опять сложить.
«Всё наоборот»
Необходимо написать слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.
«Беглые гласные»или «Угадай-ка»
Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».
«Картинки-ассоциации»
Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква О в виде снежинки в слове мОроз, кочан вместо буквы А в слове кАпуста, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.
Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется.
«Орфографический»
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе кончиком носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.
Часто домашним заданием ребенка бывает выучить словарные слова целым списком и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона».
1.4 Метод Цицерона.
Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Почему мы хотим остановиться на методе Цицерона? Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. И при минимальных затратах происходит максимальное запоминание словарных слов. Ученики с увлечением запоминают слова по этому методу.
Прежде чем начать учиться применять этот метод, необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать словарные слова. Запоминая последовательность слов методом Цицерона первый раз, необходимо пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять словарные слова мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая должна быть очень хорошо знакомой.
Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы:
1) выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;
2) выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;
3) выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;
4)образы- словарные слова"ставятся" на хорошо освещенные места;
5)маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
6) связка должна быть яркой, необычной, динамичной;
7) нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них.
Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место:кабинет класса, аудитория, музей— могут послужить "опорной" комнатой. Использовать в других кабинетах нельзя, потому что там другая обстановка, но можно взять наши словарики для опоры и применить метод Цицерона.
Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди словарные слова, а когда будет необходимо их воспроизвести, надо будет вспомнить обстановку помещения и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.
2.1 Проведение словарных диктантов
Мы решили провести среди наших одноклассников словарные диктанты на безударные гласные «А», «Е», «И», «О», «Я». В первом варианте мы решили воспользоваться простым способом запоминания. Перед каждым словарным диктантом, мы проговорили по 12 словарных слов на каждую безударную гласную и предложили ребятам написать их по памяти.
Результаты диктантов "по памяти" оказались следующие:
- запомнили 12 слов – 0 учеников;
- запомнили от 10-11 слов – 3 ученика;
- запомнили от 8-9 слов – 12 учеников;
- запомнили от 7 слов – 8 ученика;
- запомнили от 4-6 слов – 2 ученика.
Во втором варианте мы предложили одноклассникам запомнить слова по методу "«Свой словарный диктант»" . На следующий день ребята написали диктант по данному методу и вот что получилось:
- запомнили 12 слов – 2 ученика;
- запомнили от 10-11 слов – 6 учеников;
- запомнили от 8-9 слов – 9 учеников;
- запомнили от 7 слов – 5 учеников;
- запомнили от 4-6 слов – 3 ученика.
2.2 Запоминание словарных слов по методу Цицерона
Затем мы взяли новые 23 словарных слов и для их запоминания применили «метод Цицерона» , а также сделали словарики для ребят своего класса.
В нашей работе мы хотим вам представить вариант раскладки словарных слов на безударную гласную "Е".
Мы решили выбрать для расстановки словарных слов наш классный кабинет и начать обход по часовой стрелке.
На часы мы положили слово картофель. На стене у нас сидят снегирь, дятел, петух, висит телефон, а также хозяйничают февраль с декабрем. В кулере лежит винегрет, из кулера вытекает адрес, а под кулером находится метро. На первом оконном блоке расположились учитель, ученик и пенал. На следующем балконном блоке сидит щенок и грызет дневник с тетрадью. На месте учителя соседствуют понедельник с четвергом. На классной доске висит телевизор. Рядом с доской стоит береза, на которой висят варежки с земляникой, а под березой сидят ребята.
2.3 Проведение повторных словарных диктантов
Спустя неделю, мы предложили одноклассникам по памяти написать контрольный диктант на все 35 словарных слова из предыдущих двух диктантов.
Результаты диктанта оказались следующие: словарные слова, которые запоминали по методу Цицерона превзошёл результаты. Двадцать учащихся (из двадцати пяти) написали от 30 до 35 слов без ошибок!
2.4 Анализ информации
Анализ диаграммы показывает, что основную массу слов из первых двух диктантов стали забывать многие ученики, а слова из диктанта, которые запоминали по методу Цицерона, ученики вспомнили с легкостью.
Выводы
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Существуют разные приемы запоминания написания словарных слов, но они малоэффективны. Исследование показало, что одни методы, такие как «Дерево слов», «Орфографический» неинтересны для ребят, «Разрезанное слово», «Свой словарный диктант» - занимают много времени, «Ребусы, кроссворды», «Всё наоборот», «Картинки-ассоциации» не позволяют запомнить максимальное количество словарных слов.
Как показал эксперимент, применение метода Цицерона даёт положительную результативность. Можно научиться запомнить большой объем словарных слов. Эту работу можно превратить в увлекательный процесс.
Заключение
Работая над темой исследования, мы ещё раз убедились, что русский язык – это наш любимый школьный предмет. Надеемся, что наши одноклассники теперь тоже понимают, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.
Используемая литература:
1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В.В. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996. – 64 с.
4. Инфоурок. Запоминание словарных слов методом ассоциаций.
Ситникова С.О. https://infourok.ru/vistuplenie-na-rmo-zapominanie-slovarnih-slov-metodom-associaciy-1023204.html
6. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.
8. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.
9. Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. – СПб. Издательский дом «Литера», 2005.