СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа Мой папа-поэт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа Мой папа-поэт»

МБОУ «Покровская средняя школа» Омского муниципального района Омской области







Исследовательская работа

«Мой папа поэт»

























Выполнила: Исакова Варвара,

ученица 6 А класса

Руководитель: Данилко Надежда Ефремовна



2023 год





СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........3

Глава 1.Биография Исакова В.М. ………………………………… 5

Глава 2.Основные темы и мотивы творчества поэта ……………………….. 7

Заключение………………………..……………………………………………...15

Список использованных источников………… …….…………………………





































Введение

Всегда Россия славилась «мастерами слова», поэтами. С давних времен воспевали они свою Родину, свой народ. На уроках литературы мы знакомимся с творчеством знаменитых поэтов. Восхищаемся их творчеством. Нужно отметить, что и наш край богат творческими людьми, которые тоже воспевают природу, свой край родной. На их стихах тоже можно привить любовь к родине, природе и своим близким. Не каждое село может похвастаться тем, что является родиной поэта, творчество которых требует внимания и изучения.

Актуальность работы:

Сегодня, в наш сложный и часто непонятный век, особенно важно помнить о тех одаренных людях, которые незаметно живут рядом с нами, и которые своим творчеством прославляют то, что нас объединяет, кормит и дарит радость — родную землю.

На территории Покровского поселения есть несколько человек, которые пишут стихи. Я решила изучить творчество своего папы– Исакова Василия Михайловича.

Цель исследовательской работы: знакомство с творчеством Исакова В.М., изучить особенности его стихов.

Задачи исследовательской работы:

-собрать информацию о творчестве и биографии;

-вызвать интерес к личности Исакова В.М.

-подобрать материал по теме и связано излагать мысли .

-приобрести умение исследовательской деятельности.

- выявить особенности некоторых стихотворений поэта.

Объект исследования: жизнь и творчество Исакова Василия Михайловича.

Предмет исследования: стихи В. М. Исакова.

Методы исследования:

-чтение и изучение тематики стихотворений

-интервьюирование Исакова В.М., его родственников,

- сравнение, анализ и систематизация

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, совершенно не изученного никем. Практическая значимость исследовательской работы в том, чтобы привлечь внимание к творчеству Исакова В.М., собранный материал разместить в школьной библиотеке, создать выставку сборников поэта.


























  1. Биография


Исаков Василий Михайлович родился 05.02.1966 года в семье без отца в селе Покровка Омского района Омской области. Воспитанием занималась его мама Исакова Ольга Петровна и бабушка Варвара Сидоровна. Как пишет поэт в своих стихах:

Я воспитан под сказки бабушки,

С детства рос без отца и отчима,

Под ласковым приглядом мамы,

Не считал никогда себя сиротою,

Лишь добро сохранилось в памяти,

Заменялись праздники тишиной,

Я влюблялся в родную вотчину,

Русским духом пропитался насквозь,

Сроднился навек с малой родиной,

С лаской мамы и сказов волшебством.


Семья жила небогато, неброско, как многие крестьянские семьи, издавна и прочно приросшие к земле. Мама его с детства приучала к труду. Был первым её помощником во всех делах. В селе Покровка - средняя школа, в которую он пошёл учиться в 1972 году. Окончив десять классов в 1982 году, стал работать в совхозе «Покровский» шофёром, в 1984 году был призван в ряды Красной Армии. Служил в Белоруссии, с. Осиповичи, в ракетных войсках. С 1986 года, после возращения из армии продолжил работу в совхозе.


C 2014 года открыл своё дело, сейчас- индивидуальный предприниматель.

Любит читать стихи Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко. Очень часто слушает песни своей молодости.

Стихи начал писать с 2015 г. Произошло это внезапно, как говорит сам автор своих стихов «Излиться белою душой».

За Божий дар спасибо говорю,

Всевышний дал уменье любоваться,

За красоту земли Его благодарю,

Каждый день есть повод восхищаться,

Благодарю за мысли доброту,

За мечты, которые мне снятся,

Могу их переписывать в строку,

Своим словам и мыслям удивляться,

Часто в рифму и ночами вдруг пишу,

Словно будит кто-то, просыпайся,

Душа накопит ещё слова к утру,

Намного больше с зарёю вдохновляясь,

Спасибо Господу за всё я говорю,

Жизнь свою не зря здесь проживаю.


На данный момент издано 5 сборников стихов, готовится к выходу в свет в этом году шестой.




II. Основные темы и мотивы творчества поэта

Что такое поэзия?

Поэзия – это великое достояние человечества. Ещё в древние времена поэты, слагая стихи, старались передать в них свои чувства, переживания, эмоции, а также обстановку того времени, в котором они жили, с помощью различных художественных средств.

Я думаю, что поэзия развивает духовный мир человека, делая его богаче и возвышая. Стихи своим красивым, живым языком учат многому, помогая человеку с достоинством побеждать те жизненные испытания, которые уготовила ему судьба. Любой поэт – это художник, рисующий картины словами. И порой эти картины бывают так же прекрасны, как и полотна великих художников. Я считаю, что наша жизнь обеднела бы без поэзии.

Как рассказать поэту о себе? Мне кажется, что поэзия требует гораздо большего, чем печатание в газетах, журналах, книгах.

Я думаю, что она требует чистого и поющего сердца. Но это не означает, что подлинная поэзия не нуждается ни в чём, кроме поющего сердца. Наоборот, она требует всего человека, она вовлекает и волю, и мысль, ибо поэзии свойственно мыслить до самой глубины.

Поэтому первая задача поэта углублять и оживлять своё сердце; вторая – растить, очищать и облагораживать свой духовный опыт. Это и есть путь к настоящей поэзии. Всюду, где слагаются у нас поэтические строчки, мы видим тоску по родине, мечту о новой России, потребность воскресить потерянную нравственность. У моего папы, Исакова Василия Михайловича, может быть, не всё удачно, не всё значительно и поэтично, но зато здесь почти всё идёт от души, от любящего и тоскующего сердца.

Казалось бы, нет в его стихах ни броской образности, ни звонкой метафоричности, Но при всём этом в его стихотворениях есть главный, а может и единственный верный признак настоящей поэзии - естественность. Его поэтические строки, словно неотделимая часть самой природы и жизни. Ткань стиха — мысль.

Именно с такой поэзией своего земляка, задушевной, неравнодушной, я хочу познакомить читателей нашей школы, села, района, а, может быть, и области.

Итак, о чем же писал ? Я перечитала его стихи, пришла к выводу, что можно выделить несколько тем, которые волнуют и близки поэту. Это и трепетное отношение к малой своей родине, и любование родной природой, и размышления о времени, о себе, о людях, о детстве и юности, о предназначении человека на земле, о жизни вообще, о политике.









В поле берёзка в платьице белом,

Одиноко грустит на осенних ветрах,

Прошло уже лето, улетело веселье,

На травах роса холодит по утрам,

Смолкли в полях соловьиные трели,

Золотые ковры раскидала листва,

В кроне затих её нежный шелест,

Стоит в чистом поле берёзка одна.

Со свистом на днях задуют метели,

Будут берёсту на стволе надрывать,

Растреплют на дереве платьице белое,

Лишь треск от морозов будет стоять…

Солнца не видно небеса потемнели,

Может снегом к утру запорошит поля,

Заблестят на восходе уже в инее ветки,

Наденет берёзка хрустальный наряд.

Сороки на ветви прилетели согреться,

Зима нынче выйдет пораньше гулять.

Эти строки удивляют своей человечностью, истинным патриотизмом, любовью к своей малой Родине. Человек и природа – явление одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.

Прекрасное разлито повсюду, и прежде всего оно проявляется в природе. Автор пытается постигнуть гармонию природы, понять диалектику разрушения и созидания. Об этом его многие стихотворения. Вот, например,



За деревней пшеничное поле,

Тихо шуршит на осеннем ветру,

Спеет зерно на милом просторе,

И золотятся колосок к колоску.



Волной колышет хлебное море,

Ветерок озорной разгоняет тоску,

Грустят васильки у околицы гордо,

Пшеничка дождалась осень свою.


В его стихах, как правило, два плана – повествование, то есть зарисовка, какой – то картинки, и чувства самого автора:





Наклонились берёзки к дороге,

Поклоны бьют русской стезе,

Машут ветками редким прохожим,

Всем ветрам шелестят свой напев.

Дождик идёт, трещат ли морозы,

Жара иль пороша, по пояс ли снег,

Путник усталый обнимет берёзку,

И Родину вспомнит в чужой стороне.

Эх, дорожки вы наши тревожные,

Ах, берёзки в статной русской красе,

В белой фате как невесты пригожие

Всегда в нашем сердце и нашей душе.

Стережёте вы сёла окаймляя околицы,

В берёзках и погосты в России везде,

Белой тесьмой у тропиночек рощицы,

Васильковых полей непорочный венец.

В дальних краях, и там, где не хожено,

Нас согреют берёзки наяву иль во сне,

И наряд их венчальный роскошный,

Хранит нашу Русь как святой оберег.


У автора много стихотворений и почти во всех прослеживается тоска, грусть по родному краю, где он родился, провёл своё детство.



Покровка – Покровка, родное село,

Ты самая лучшая в мире деревня,

Тебя я открыто люблю всей душой,

Здесь родившись ни о чём не жалею.

Уезжая с утра, рвусь к закату домой,

Чем ближе к дому, тем душе веселей,

И сердце ликует в сторонке родной,

Здесь дышится легче, воздух вольней.

Мне деревня близка до боли до слёз,

Я люблю эти улицы и конечно людей,

Просто я благодарен деревушке святой,

За то, что с годами человеком стал здесь.


Природа для поэта – это что – то гармоничное, живущее по своим законам, где все целесообразно:







Над дорогой берёзки да ивы

Наклонившись, растут в желтизне.

Пришла осень в поля золотые,

По утрам белый свет в пелене.

Засохли цветы на полянках,

На них белый мороз по утрам.

Когда солнце поднимется выше,

С листочков стекает роса.

В зените ярче пригреет,

Оттает сильнее земля,

И вдруг под травой одуванчик

Расцветёт, думая : «Весна!»

Ночью мороз всё разрушит,

Застынет опять до утра.

На утреннем солнце сверкая,

Начнут таять цветы с хрусталя.

Очень много стихотворений посвящено маме, самому дорогому в жизни каждого человека.





Спасибо маме, что меня родила,

На ноги поставила, в жизнь привела.

До сих пор даёт нужный совет.

В роду она- старшая, мудрей её нет.




В 2018 году, к большому сожалению, в нашей семье произошла большая трагедия, умерла наша бабушка и мама Василия Михайловича. Поэтому в творчестве поэта очень много стихов об этом трагическом событии. В них прослеживается горечь утраты всей семьи, тоска по матери, любовь к ней.



Открываю двери в дом, никого в нём нет

Спрошу ,забыв : «Кто дома?» Тишина в ответ

Ты ушла мамуля – мама, померк белый свет

Нам одиноко и тоскливо стало на душе.

В одиночестве побуду я совсем чуть-чуть

Убегу в поля родные, громко хлопнет дверь

Оставлю дом открытый, всё - равно он пуст

Обниму берёзку в поле, юбки белый цвет

В бересту поплачусь , горюшко пролью

Рядом иволга запела , видно , быть дождю.


А в 2020 году ещё одна беда-ушёл из жизни в связи с болезнью его старший брат-Алексей Иванович.

Ушёл мой брат, ушёл, жизнь коротка,

Родной ушёл, по сердцу крови и душе,

О Боже, возьми его к себе, на небеса,

Достойно братец нёс свой жизни крест,

Ты самый мудрый, нет Тебя добрей,

Молиться будем мы за брата у икон,

Просим Господи, прости ему грехи,

Всем сердцем просим и душой,

Ты самый мудрый, нет Тебя добрей,

Брат Богу верил, и жизнь любил,

Он был прекрасный муж отец и дед,

Теперь вот молимся за упокой его души,

Поверь нам Господи, пожалуйста, поверь,

Брат очень был хороший человек,

Мы его помним, он не был, он есть,

В наших душах он останется навек.

Ты Господи земного и небесного Творец,

Прости братца за всё у золотых дверей.



Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросами, для чего, зачем я появился на этом свете? Это извечные философские проблемы, и разрешить их можно лишь тогда, когда честно начинаешь анализировать прожитую жизнь. Может мой поэт – земляк в своём творчестве пытается решить эту проблему. Подводя жизни итоги, лирический герой сожалеет о напрасных стремлениях и о жизненных неудачах, причину которых видит в утрате неразрывной связи с природой, с родиной. Именно эта связь дает силы преодолеть все невзгоды, снова стать сильным, обрести ощущение счастья.



Я судьбу свою с Россией разделил,

На весь мой век здесь Родина моя,

Я всей душой люблю свою Сибирь,

Этот уголок России мой Отчий край.

Край этот суровый сердцем любим,

Мне по душе его строптивый нрав,

Обожаю могучую Обь, и тихий Иртыш,

Люблю шелест берёз и таёжную даль.

Здешний мороз уважаю и летом дожди,

Весенние рассветы и в осень листопад,

Я здесь буду ждать неизбежность судьбы,

Здесь я родился, тут и годы мои пролетят.



Заключение

Обращение к данной теме для меня не просто интерес к жизни этого человека, это попытка понять его творчество, его самого, это возможность увидеть, как человек относится к природе, родине, к происходящим событиям, его внутренний мир, переживания. Творчество моего папы, Исакова Василия Михайловича, актуально, так как в своих стихах он затрагивает темы, близкие и понятные каждому. Он в своей лирике воспевает красоту родной природы, любовь к родной земле, к своим близким и родным людям и ее неутомимым труженикам-крестьянам.   Стихи Василия Михайловича излучают, и это, может быть, главное, свет любви к жизни, к людям, к каждому человеку, к своей малой Родине. Трудно передать словами ощущение, которое я испытала, читая его стихи. Через его стихи можно прививать любовь к природе, воспитать патриота. Моего папу нередко приглашают для вступлений на районные конкурсы, был он и в нашей школе с презентацией своего сборника.

Выполнив эту исследовательскую работу, я ещё раз убедилась в том, что творчество наших земляков очень интересно, нужно изучать поэзию людей, которые живут рядом с нами.

Выводы:

  1. Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я изучила творчество своего родного человека.

  2. Его творчество заставляет задуматься о поэзии в современном мире и о том влиянии, которое она может оказывать на формирование эстетических взглядов читателя.

  3. Также я поняла, что поэты, чьё творчество мы изучаем на уроках литературы, своей жизнью, своей поэзией показывают нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком.

  4. Я научилась анализировать поэтический текст, приобрела навыки исследовательской деятельности.