МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
ИСТОРИЯ БОГОРОДИЦЕ-КАЗАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
БОНДАРЕВА АНАСТАСИЯ 7 КЛАСС
МБОУ «СОШ №24» Г. БАРНАУЛА
ДЕМИНА СВЕТЛАНА ФЕДОРОВНА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ «СОШ №24»
БАРНАУЛ 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНАСТЫРЯ.
3. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА.
4. ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ В МОНАСТЫРЕ.
5. НОВЫЕ ВРЕМЕНА - ДРУГАЯ ЭПОХА.
6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Монастыри - оплот и хранители христианской веры и чистоты, твердыни православия. Три величайших русских духовных центра - Троице-Сергиева Лавра, Саров, Оптина Пустынь - известны всему миру.
Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы народного духа. 1250 монастырей было в России до революции. Здесь люди усваивали суть христианской жизни. И по всей России - храмы доставляли людям мир и покой. Их было 55 тысяч и к тому же еще 25 тысяч часовен. Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то около него начинали селиться, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
Сегодня мало кто знает об одном из таких духовных центров, существовавших на Алтае в начале 20 века - Барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре, который находился на правом берегу реки Барнаулкиныне территория следственного изолятора. Основан он был в 1894 году как Богородице-Казанская женская община Евдокией Ивановной Судовской, потомственной дворянкой, совладелицей Иткульского винокуренного завода «Платонов и Судовская» (см. прил.1).
Проживая напротив и видя оставшиеся фрагменты грандиозных сооружений, задаешься вопросом, как можно было разрушить и забыть историю монастыря и ее жителей, буквально вычеркнуть из памяти.
Приступая к работе, нами была определена цель:- восстановить историю Богородице-Казанского женского монастыря.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Собрать необходимый материал
2. Просмотреть интернет ресурсы
3. Опросить и записать воспоминания старожилов.
4. Обобщить и систематизировать полученные результаты
5. Познакомить учащихся с историей Богородице-Казанского женского монастыря.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНАСТЫРЯ
Монастырь возник на арендованной Е.И.Судовской земле, называемой «Монастырская дача». Уже в 1892 году там проживало 13 женщин разного возраста-от 21 года до 56 лет, которые вели иноческий образ жизни, не будучи в постриге.Но для образования общины нужны были насельницы с опытом монастырской жизни.
В октябре 1893 года Судовская сама поехала в Пензенскую губернию, в старейший Троицкий монастырь, откуда и привезла в Барнаул пять насельниц: монахиня Парфения(в миру Параскева Сергеевна Мещеринова, 1841 года рождения), две сестры Фроловых-инокиня Ксения Петровна(1868г.р.) и Матрона Петровна(1872г.р.), инокиня Матрона Мещеринова(1874г.р.) и Феврония Ушакова(1875г.р.). Вот эти вновь прибывшие, и местные насельницы положили начало женской Богородице-Казанской общине. Их было уже 18 человек.
Монахиня Парфения, из казенных крестьян, в двенадцатилетнем возрасте поступила в Краснослободский Троицкий монастырь. Имея первоначальное домашнее образование, продолжала обучение в монастыре. В двадцатидвухлетнем возрасте определена в число сестер. Занималась обучением сестер церковному пению, разным рукоделиям и исправляла пономарскую должность. В 1884году приняла монашеский постриг.
21 февраля 1895года по указу Томской духовной консистории «монахиня Парфения утверждена управляющей Богородице-Казанской женской общиною» (см. прил. 1).
Из официального рапорта начальника Алтайского округа: «…жена коллежского асессора г-жа Судовская Е.И. на арендуемом от Главного Управления Алтайского округа участке земли в количестве 15 десятин, вблизи г. Барнаула по речке Барнаулке, выше впадения в нее речки Пивоварки, и возведя на нем разные хозяйственные постройки, учредила там Барнаульскую Богородице-Казанскую женскую общину». Официальное открытие общины состоялось в мае 1894года. К концу года насельниц было уже около ста человек.
НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
Первой была отстроена и освящена 1марта1895года домовая церковь во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца. В Сибири его почитали наравне со Святителем Николаем.
Из клировой ведомости о церкви:
« Церковь домовая построена в 1894 году иждивением жены коллежского асессора Е.И. Судовской и помещается в одном из монастырских жилых деревянных корпусов .Зданием прочна, колокольня построена отдельно на деревянных столбах. Престолов в ней один - в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Утварью достаточна.»[11].
Вслед за домовой церковью, в1896году, открывается школа грамоты для девочек, размещенная в одном из общежительных корпусов. Учителем в ней стал священник Георгий Головков, 1869 года рождения.
Помощницей учителя стала послушница общины двенадцатилетняя Пелагея Прокуророва, дочь унтер-офицера. Образование она получила в Барнаульском городском училище, в монастырь поступила в октябре 1895года вместе со своей овдовевшей матерью Евдокией. Пелагея Прокуророва в монастыре будет изучать письмоводство, а впоследствии станет здесь счетоводом.
В 1900году число насельниц монастыря достигло 162человек, из низ-30 девочек школьниц, призреваемых на средства монастыря.
Уже в сентябре 1895 года Е.И.Судовская обратилась за помощью к Преосвященному Макарию, Епископу Томскому и Барнаульскому, с прошением о ходатайстве перед начальником Алтайского горного округа о передаче арендуемых ею земель в собственность Барнаульской Богородице - Казанской женской общины.
Через четыре месяца участок земли в 15 десятин был передан общине в бесплатное пользование.
На подлинном рукою Помощника Министра Императорского двора написано:
Высочайшее разрешено.
Барон Фредерикс.2 марта 1896г.
Не встречая со своей стороны препятствий к удовлетворению ходатайства Преосвященного Макария, имею счастие всеподданнейше испрашивать Высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение на предоставление Барнаульской Богородице - Казанской женской общине на время ее существования в бесплатное пользование просимого участка земли в 15 десятин.
Министр Императорского двора
генерал-адъютант гр. Воронцов-Дашков. [11].
Участок земли в 15 десятин, отведенный общине по левую сторону реки Барнаулки, несмотря на местами слабый грунт, вполне отвечал тому назначению, какое дала ему община, возведя на нем, главным образом, хозяйственные постройки (амбары, сараи, погреба и скотные дворы). А большая часть земель бала отведена под огороды. Из жилых помещений на лучшей части участка возведены два деревянных корпуса, в одном из которых и находилась домовая церковь общины.
К рубежу веков община разрасталась. Нужно было строить соборный храм, и вновь матушка Парфения хлопочет о строительстве, обращаясь с ходатайством:
19 сентября 1896г. Его Превосходительству, Господину Начальнику Алтайского округа управляющей Барнаульской Богородице - Казанской женской общины монахини Парфении
«Прошение
Основательница управляемой мною общины, жена коллежского асессора Евдокия Ивановна Судовская, изъявила желание построить на свои средства Большой каменный соборный храм на 1500 человек. С этой целью 9 сентября, согласно желанию г.Судовской, инженер Хомич производил осмотр места назначения под церковь в участке, отданном общине в бессрочное пользование, и нашел , что, в виду близости к поверхности земли грунтовых вод, постройка церкви может быть сопряжена с большими трудностями в техническом отношении и с лишнею затратою капитала на укрепление места и отвод воды дренажем. Почему 10 сентября вновь осматривалось место, отведенное общине под кладбище на правом берегу реки Барнаулки на южной линии, где грунт земли, по мнению инженера Хомича, следует считать вполне прочным и безопасным для предполагаемого к возведению храма. Обозревая наш участок на горе, отведенный для кладбища в количестве 2х десятин, усматривается, что с западной стороны самая возвышенность тянется полосой в 30 сажень, а к востоку, хотя и расширяется, но значительно наклонена к речке Барнаулке, а затем уже перешло в откос горы.
Если принять во внимание, что храм займет квадратную площадь в 15 сажен, к которому потребуется еще ограда, то и тут строить будет нельзя, за недостатком места, и если, построивши церковь на горе, конечно, нельзя будет оставить ее одну, заподобиться место хотя под дом священнику, с надворными строениями, там же нужно будет сделать и училище для девочек, которые теперь вмещаю в общинский. Общий дом и хотя один корпус для общежития, но не может это сделать только потому, что не имеет там места. Таким образом, дело постройки храма, столь желательное для общины, останавливается по совершенно неожиданным причинам. И в то самое время, когда казалось, что начало так близко.
Ваше Превосходительство, не откажите уступить нам участок земли в пять десятин для постройки каменного соборного храма во имя Казанской Божией Матери и указанных строений смечено с южной и западной сторонами кладбищенского участка и разрешить вырубку леса для образования чистой площади для предполагаемого храма и строений. Подлинные акты инженера Хомича об осмотре места 9 и 10 сентября при сем представляю. О распоряжении покорнейше прошу мне объявить, гербовая марка на ответ прилагается.
г. Барнаул сентябрь 19го дня 1896года.
К сему прошению управляющая общиною монахиня Парфения руку приложила» [12].
Через год после большой и тщательной работы по изучению грунта, подготовка для строительства храма матушка Парфения получила акт о передачи земельного участка для общины.
Отныне к арендной статье «Монастырской» будет примечание: «Высочайше пожалованный участок».
Началась большая подготовительная работа для строительства собора, вырубка леса на площадке для будущего храма. Составление проекта и сметы построек поручено епархиальному архитектору. Значительная часть материалов заготовлена и доставлена на место. Одновременно готовятся места для постройки каменного келейного корпуса, домов для священников и церковно- приходской школы.
8 июля 1899года состоялась закладка храма.
« на освящении, совершенном при участии местного и приезжего духовенства, присутствовали некоторые начальствующие лица и масса горожан. Место для храма выбрано очень красивое, на высокой горе, среди густого соснового леса»,- писала газета «Сибирский вестник» 16 июля 1899год.
ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ В МОНАСТЫРЕ
А община жила своим монастырским укладом. Послушание в монастыре не выбирают. С любовью и смирением выполняют любую необходимую работу: литье восковых свечей, шитье одежды и священнических риз, клиросное пение и рукоделие, писание синодиков, письмоводство, присмотр за продуктами, ткацкие, позолотные и переплетные работы. Кроме того, в монастыре были иконописная и живописная своя чеботарная и матрацные мастерские, стегали одеяла, ткали на станке.
Славились своим искусством рукодельницы и золотошвеи. Изделия золотошвей монастыря были известны в Санкт-Петербурге и в Париже.
Работали на заимке, содержали ульи, сеяли пшеницу, гречиху, овес, косили сено, ухаживали за скотиной, содержали обширные огороды и сады.
В разное время монастырь содержал и обучал до 40 девочек-сирот. Воспитанию девочек-сирот в обители уделялось особенно большое внимание.
Но все же не это было главным. В обители постоянно шла молитва, и совершалось богослужение. Неукоснительно соблюдался устав монастыря. Монашеское призвание состоит в покаянии и непрестанно творимой молитве о спасении своей души, отечестве, живых и умерших.
В1904году был отстроен соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Он возвышался на крутом берегу Барнаулки, сияя белизной стен и золотом куполов среди изумрудной густоты сосен, был виден почти со всех сторон города.
Одновременно с собором были построены два одноэтажных дома для священников, двухэтажная церковно-приходская школа и большой каменный келейный корпус (см.прил.2).
А у подножия собора струился целительный источник. Над ним была построена деревянная двухэтажная часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Об источнике знала вся Россия. К нему везли расслабленных и больных, для которых была устроена особая купальня. Сохранилось много преданий о чудесной помощи от источника и об исцелениях, которые происходят и поныне.
Русские монастыри всегда кормили себя своими трудами. Строились же и расширялись за счет богатых подношений мира сего. Благодаря помощи Е.И. Судовской возник монастырь, всем необходимым наполненный. Матушка Парфения устроила общежительство на удивление хорошо. И многочисленное сестричество молилось, трудилось и имело все необходимое.
За свои труды по устройству монастыря матушка Парфения в 1908году награждается наперстным крестом от Святейшего Правительствующего Синода, знаком Красного Креста, имеет серебреную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте в память 25летия церковных школ и серебряный знак Ольгинского общества.
В 1917году первая настоятельница монастыря игумения Парфения в возрасте 77лет приняла схиму с именем Михаила.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА - ДРУГАЯ ЭПОХА
Наступала совсем другая эпоха не только для монастыря, но и для всей России. Нет ничего страшнее, когда страну потрясают войны, революции, разруха и братоубийство.
Революция нанесла удар в самое сердце народа, не только разрушив материальные ценности, но уничтожив самую лучшую часть нации - великих людей, государственные умы, талантливых учителей, подвижников и провидцев. Самый страшный удар приняла Русская Православная Церковь. В1917году в России насчитывалось около 100тысяч священнослужителей, через 10лет-35тысяч, еще через десять лет - лишь несколько сот человек. Многие были убиты или зверски замучены. Убийства сопровождались повсеместными грабежами и разбоями. Если в 1917году в России было около 50тысяч храмов, чуть меньше 1000 монастырей, то к 1939году оставалось меньше сотни. Были закрыты все церковные журналы и газеты.
Только в Алтайской крае по постановлению Западно-Сибирского крайисполкома с 1931года по 1939было закрыто 344православных храма.
Барнаульскому Богородице - Казанскому монастырю была уготовлена страшная судьба.
После революционных событий в монастырь стекаются насельницы из уже разогнанных монастырей с запада России. Число их, по устным сведениям, достигает 300человек. Ведомости насельниц в то время либо уже не составлялись, либо по понятным причинам уничтожены самими монахинями. Но и здесь их ждет та же участь.
В1920году монастырь переименовывается в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину. Начинается постепенное уничтожение монастыря. Новая игумения Матрона Фролова всеми силами пытается спасти общину, но по настоянию советской власти уступает дом за домом , уплотняя общину, но тем не менее к осени 1920года насельниц попросту выдворили на улицу. А монастырь переименовали в «городок просвещения». Затем в нем разместились курсы красных учителей, потом - сельхозтехникум, далее - три детских дома. А в 1925году - тюрьма. Большинство сестер монастыря вынуждены были покинуть обитель, и разъехались по своим родным селам и деревням. Часть осталась в городе на частных квартирах.
Однако органы ОГПУ и НКВД зорко следили за ними и ждали любого предлога для ареста. Начиная с 1921года по1938 одна за другой по разным обвинениям были арестованы, подвергнуты пыткам и расстреляны монахини Богородице - Казанского монастыря.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Теперь на горе, на бывшей монастырской земле, на месте убиения сотен православных христиан, священников, монахинь, стоит скромный памятник с надписью: «Невинно убиенных пусть сила правды воскресит. Вечная память почившим». По обе стороны памятника - два православных креста на могилах.
А слева, вдали, из-за следственного изолятора немым укором нам, живущим ныне, виден притвор некогда величественного соборного храма Казанской Божией Матери. Трудно сказать, как удалось уничтожить столь грандиозное сооружение. Остался и переделанный, но узнаваемый келейный корпус, где находится следственный изолятор. Стоит и угловая монастырская башня, сохранилась часть стены (см. прил.3).
И как ни в чем не бывало, весело звенит Свято - Никольский источник, данный граду Барнаулу во спасение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Скворцова Т.В. Богородице-Казанский женский монастырь,
Альманах «К свету», выпуск 20.
2. Скворцова Т.В. 100 лет со дня закладки Богородице- Казанского храма в женском монастыре г. Барнаула, Барнаульский хронограф, 1999.
3. Скворцова Т.В. Духовная православная культура в Барнауле. История культуры. Барнаул 2000
4. Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула.
Барнаул 2001.
5. Скубневский В.А. Судовская Е.И. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск,1997. Т.4, кн.1.
6. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая,1861-1917: Энциклопедия предпринимательства. Барнаул, 1996.
7. Метельницкий К. Где храм стоял…Алтайская правда 1991. 16 ноября.
8. Храмы Барнаула. Медиа конструктор. АКИПКРО 2004, диск 2.
9. Барнаул. Мультимедийная энциклопедия.
10 СпепанскаяТ.М. Архитектура Алтая 18-начала 20 века Барнаул. Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1995.
11.Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф.187,оп.3, д.1.
12.ЦХАФ АК. Ф.536, оп.1, д.85.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ХРАМ БОГОРОДИЦЕ КАЗАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
ПЕРВАЯ НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ (СПРАВА)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Монастырские постройки на левом берегу Барнаулки
КЕЛЕЙНЫЙ КОРПУС
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ПРИТВОР ХРАМА
КЕЛЕЙНЫЙ КОРПУС (НЫНЕ СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР)