СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование легкоатлетических упражнений для развития быстроты футболистов
ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
Специальность: 49.02.01 Физическая культура
Форма обучения: очная
Студента: Лебедева Ивана Владиславовича
Руководитель: Петрова И.А.
| Курсовая работа Защищена с оценкой «_______» «_____»_____________2021 г. Руководитель курсовой работы ______________/____________ (личная подпись) |
Тольятти, 2021 г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса развития быстроты футболистов | 5 |
1.1 Особенности развития быстроты, как физического качества футболистов | 5 |
1.2 Характеристика физической подготовки, как процесса развития быстроты у футболистов | 13 |
1.3 Методика развития быстроты легкоатлетическими упражнениями в физической подготовке футболистов | 16 |
Глава 2. Практическое изучение процесса развития быстроты легкоатлетическими упражнениями в спортивной тренировке футболистов | 23 |
2.1 Методика определения уровня развития быстроты футболистов | 23 |
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития быстроты футболистов | 25 |
2.3 Характеристика комплекса легкоатлетических упражнений для развития быстроты в физической подготовке футболистов | 26 |
Заключение | 29 |
Литература | 30 |
Введение
Актуальность. Среди многочисленных видов спорта, футбол занимает одно из ведущих мест. Трудно назвать другой вид спорта, который мог бы соперничать с ним в популярности.
Доступность этой игры, простота инвентаря и оборудования, громадная эмоциональность игровых ситуаций, необходимость проявления воли и мужества по ликвидации действий соперников делают футбол как вид спорта ценным средством физического воспитания. Футбол позволяет без больших материальных затрат достичь высокой степени физической подготовленности и развивать скорость, силу, выносливость, ловкость и много других двигательных качеств, воспитывать смелость, дисциплинированность.
Футбол – это соревнование двух команд, каждая из которых стремиться овладеть мячом и провести его в ворота соперника и в тоже время защитить свои. Современный футбол не возможно представить без сильных, быстрых и ловких игроков - футболистов. Футболистам предъявляются определенные требования: умение использовать физические качества как средство повышения эффективности игры. Развить физические качества до высокого уровня может не каждый занимающийся футболом. Поэтому задача тренера сводится к максимально возможному развитию одного из наиболее значимых физических качеств (например, быстроты) и к доведению остальных до оптимального уровня. Важно, чтобы высокий уровень физических качеств сочетался с качеством выполнения приемов владения мячом и с эффективностью тактических действий.
Занятия по физической подготовке необходимо увязывать со специфическими требованиями футбольной игры. На тренировках общего характера должны присутствовать элементы игры. Футболист должен постоянно ощущать связь тренировки с игрой.
Средства физической подготовки должны быть направлены на развитие тех физических качеств, которые более всего необходимы для данного вида спорта. Эта работа неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса футболистов.
Объект исследования: процесс развития быстроты футболистов.
Предмет исследования: комплекс легкоатлетических упражнений для развития быстроты в футболе.
Цель исследования: практическое изучение процесса развития быстроты при помощи легкоатлетических упражнений в спортивной тренировке футболистов.
Задачи исследования:
Изучить научно-методические источники по выбранной теме.
Изучить методику определения уровня развития быстроты футболистов.
Подобрать тесты для определения уровня развития быстроты футболистов.
Подготовить комплексы легкоатлетических упражнений для развития быстроты в спортивной тренировке футболистов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса развития быстроты футболистов
1.1 Особенности развития быстроты, как физического качества футболистов
Быстрота как физическое двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. [3]
В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.[3]
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).[2]
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.[6]
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинфосфат КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.[11]
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.[3]
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60— 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40 - 60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).[6,11]
Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный, спорт и др.).
Третья задача совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах профессиональной деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).[3]
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.[11]
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Их можно разделить на три основные группы:
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)[6]
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
методы строго регламентированного упражнения;
соревновательный метод;
игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют
движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с
меньшей интенсивностью вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.[ 2, 3]
1.2 Характеристика физической подготовки, как процесса развития быстроты у футболистов
Современный уровень тренировки и подготовки футболистов настолько высок, что дальнейшее повышение уровня развития быстроты связано с поиском новых эффективных средств, методов не только в период естественного её роста в юношеском возрасте, где закладывается фундамент роста результатов в футболе, но и на этапе высшего спортивного мастерства. Неадекватное построение тренировочного процесса в подготовительном периоде при развитии быстроты не позволяет многим спортсменам реализовать в конкретных соревнованиях уровень скоростно-силовой подготовленности.[3]
Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола.[2]
Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. [8]
Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболистов двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы.
Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается. [11]
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития.[13]
1.3 Методика развития быстроты легкоатлетическими упражнениями в физической подготовке футболистов
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
С мячом и без мяча игрок действует в соответствии с обстановкой на поле. Игрок движется аритмично, варьирует свои движения, перемещается прежде всего с мячом короткими шажками, меняя темп движения, в постоянной готовности быстро и неожиданно для противника изменить направление движения. Наибольшее тактическое значение имеет внезапное быстрое изменение скорости, переход от сдержанного и выжидающего бега к рывку на максимальной скорости. Спринтерские способности необходимо сочетать с ловкостью и умелым владением мячом.[2]
Наименьшее время выполнения одиночного движения — важный показатель быстроты. Наибольший прирост скорости движений наблюдается в возрасте до 13—14 лет, а затем, как и для латентного периода реакции наступает период «относительного затишья», показатели растут медленно.
Скорость в 12—14 лет повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и развитию мышечной системы. Поэтому значительное место занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге. Каждое упражнение повторяется кратковременно (8—10 раз по 10—15 сек) в виде нескольких серий с интервалом отдыха 2—3 минуты.
В 13-летнем возрасте возрастает статистическая значимость скоростных качеств и, наряду с этим, повышается роль скоростно-силовых качеств в эффективности использования единоборств и ударов по воротам.
Уровень развития скоростно-силовых качеств определяет перспективу многолетнего спортивного совершенствования юных футболистов. При отборе и комплектовании команды, в качестве оценки развития скоростно-силовых качеств рекомендуется использовать тесты: бег на 30—60 м с высокого старта, удар по мячу на дальность, прыжок вверх без помощи рук, прыжок в длину с места, вбрасывания мяча на дальность, ведение мяча 30 м.
Быстроту воспитывают с помощью тренировочных средств, направленных на повышение скоростно-силовых качеств и мышечной силы.[17]
В этот период особое внимание на воспитание быстроты. Следует совершенствовать все формы проявления быстроты и координации движений. Необходимо выполнять много упражнений на совершенствование реакции на движущийся объект.
Для воспитания быстроты нужно, наряду с повторным бегом с максимальной скоростью, широко использовать скоростно-силовые и собственно-силовые упражнения, т.е. повысить скорость бега в основном за счет динамической силы. При воспитании способности к быстрому проявлению силы целесообразно применять метод динамических усилий, когда предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения легкого груза с максимальной скоростью. Упражнения с акцентом на развитие максимальной скорости надо проводить часто, но в относительно небольшом объеме.
Основным методом развития быстроты является повторный метод. Так как упражнения с большой интенсивностью невозможно выполнять длительное время, то перед повторением необходимо делать паузы для отдыха. Количество повторений и величина паузы определяются временем выполнения упражнения. При резком снижении быстроты занимающемуся нужно перейти к другому упражнению или отдохнуть, поскольку продолжение данного упражнения будет направлено уже на воспитание выносливости, а не быстроты.[2,17]
Чтобы правильно определить дозировку упражнений, направленных на воспитание быстроты движений, надо учитывать число повторений упражнения, когда они выполняются без снижения скорости, а также длительность непрерывной тренировочной работы, выполняемой без снижения предельной или около предельной скорости.
Выполнение упражнений, направленных на воспитание быстроты, прекращают в тот момент, когда субъективные ощущения футболиста, внешние признаки утомления или показания секундомера будут свидетельствовать о снижении скорости передвижения.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) упражнения других видов спорта (легкоатлетические).
При этом надо учитывать требования:
упражнения должны выполняться на предельной скорости;
упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
продолжительность упражнения (или длина дистанции) должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Скорость передвижения игрока зависит от того, насколько быстро он способен стартовать, разгоняться после старта, набирать абсолютную скорость, выполнять рывково-тормозные действия, переключаться от одного действия к другому. [17]
Для тренировки необходимо подбирать упражнения, способствующие сокращению времени сложных двигательных реакций:
рывки по сигналу на начало движение объекта (передача, бросок мяча и др.),
игровые упражнения с мячом, спортивные и подвижные игры.
Стартовый разгон зависит от способности футболиста быстро набрать скорость на дистанции, что обеспечивается за счет частоты движений ног, за счет длины шагов и времени отталкивания. В качестве средств используют упражнения, направленные на развитие «взрывной» силы ног.
Упражнения для повышения скорости старта в простой ситуации:
стартовые рывки по зрительному сигналу из положений стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа к направлению движения; после прыжков (вверх, вперед и в сторону);
рывки в движении с поворотом вправо, влево и назад;
прыжки (вверх с места толчком обеими ногами, вверх из положения левая впереди с быстрой сменой ног);
Упражнения из футбола:
рывок с мячом по зрительному сигналу во время медленного ведения мяча;
рывок с мячом после обводки стойки, соперника;
рывок без мяча при игре с партнером в одно касание («стенка»);
рывок за соперником, стартующим с мячом;
рывок на мяч, отраженный стенкой, батутом;
рывок при передаче мяча партером на свободное место;
рывок для нанесения завершающего удара по воротам после передачи мяча партнером;
прыжки при выполнении ударов головой по высоко подвешенным мячам.
Упражнения для повышения скорости старта в сложной ситуации.
Бег с «тенью».
Варианты:
1. Два игрока медленно бегут друг за другом. Первый произвольно делает серию движений: прыжок вверх, поворот, рывок 5—7 м; второй повторяет эти движения. Первый произвольно делает кувырок, а затем рывок влево или вправо (в зависимости от зрительного сигнала тренера). Второй копирует первого.
2. Два игрока медленно бегут друг за другом. Первый произвольно выполняет серию движений: выпады влево и вправо, прыжок с имитацией удара по мячу головой, рывок 5—7 м. Второй в том же темпе дублирует движения первого. Первый произвольно делает подкат, а затем рывок влево или вправо — в зависимости от зрительного сигнала тренера. Продолжительность упражнения 15—30 сек., отдых 2—3 мин;
Старты на разные сигналы.
Варианты:
1. Игроки медленно ведут мяч. По зрительному сигналу тренера очень быстро стартуют с мячом влево (вправо), по звуковому сигналу останавливают мяч, поворачиваются на 180 градусов и делают рывок вперед.
2. Игроки (не менее) медленно бегут цепочкой с интервалом 2—3 м. По зрительному сигналу последний стартует, обгоняя цепочку слева, и становится лидером. По звуковому сигналу очередной стартующий обегает игроков справа и сменяет лидера. Чередование зрительных и звуковых сигналов произвольное.
3. Игроки медленно бегут по полю. По первому зрительному сигналу тренера они очень быстро стартуют влево (на 5—7 м); по второму — подпрыгивают вверх и стартуют вправо (на 5—7 м) либо, поворачиваясь на 180 гр., вперед. У тренировочной стенки (батута). Один партнер стоит в 5—7 м от стенки, лицом к ней. Двое других в разной последовательности посылают мячи в стенку. Стоящий у стенки после отскока мяча должен развернуться, догнать мяч и возвратить его выполнившему удар. После 5—7 ударов партнеры по очереди меняются местами. Игровые упражнения выполнять с таким числом участвующих: 2x1, 3x1, 4x1, 5x2, 4x2.
Упражнения для совершенствования стартового разгона:
бег с места по прямой под уклон и вверх; за лидером по песку, по опилкам; прыжковый бег на 10—25 м;
упражнения из футбола: старты с ведением мяча; преследование соперника, ведущего мяч.
Упражнения для повышения абсолютной скорости:
бег на 30, 60 и 100 м; бег на 10—30 м с забрасыванием голени;
бег на 10—30 м с высоким подниманием бедер;
бег на 10—30 м под уклон;
бег с максимальной частотой движений ног на месте (4—6 сек. Бега, 1—2 мин. Отдыха);
многократное пробегание 15—40-метровых отрезков с паузами (1—3 мин) для отдыха;
Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, скоростно-силовых, силы, гибкости, выносливости) необходимо постоянно контролировать — для индивидуализации подготовки игроков и для того, чтобы по мере необходимости можно было вносить соответствующие коррекции в учебно-тренировочный процесс.[17]
Совершенствование отдельных игровых форм скорости является одной из актуальных задач тренировочного процесса. Результат может быть достигнут лишь при такой тренировочной работе, когда соблюдаются оптимальные соотношения между параметрами тренировочных нагрузок скоростной направленности.
Использование описанных выше упражнений в тренировочном процессе не должно быть самоцелью. Здесь должен проявиться прежде всего творческий подход тренера к руководству спортивной подготовкой. Одновременно с развитием игровых форм скорости необходимо прорабатывать и остальные элементы тренировочного процесса.[2]
Анализ научно-методической литературы показал, что под физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств спортсмена.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) упражнения других видов спорта (легкоатлетические).
Глава 2. Практическое изучение процесса развития быстроты легкоатлетическими упражнениями в спортивной тренировке футболистов
2.1 Методика определения уровня развития быстроты футболистов
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить способы определения уровня развития быстроты.
Тестирование уровня развития физических качеств, в том числе быстроты является одним из наиболее важных видов деятельности педагогов в области физической культуры и спорта. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач по выявлению уровней развития кондиционных и координационных способностей, оцениванию качества технической и тактической подготовленности. В качестве тестов следует использовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям методике тестирования. Контрольные упражнения – это (тесты) для определения уровня развития физических качеств.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:
1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;
для оценки скорости одиночного движения;
для оценки максимальной частоты движений в различных суставах;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.). [1]
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (лёгкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предлагают слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений:
Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т. п. Определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочерёдно или одной) или ногами (поочерёдно или одной) за 5-20с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м. на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения. [2]
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития быстроты футболистов
Для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития быстроты занимающихся, на текущий момент:
Тестирование быстроты:
Бег 30 метров в исходном положении стоя лицом вперёд. По команде « на старт! » испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда « марш! ». Испытуемый бежит 30 метров с предельно высокой скоростью до финиша.
Бег на месте за 10 сек.
Испытуемый стоит боком к опоре, от которой натянута веревка. Руки на пояс. По сигналу выполняет бег на месте с высокой частотой беговых шагов, до касания коленями веревки. Результат фиксируется через 10 сек. Количество выполненных беговых шагов.
3. Прыжки через скакалку за 10 сек.
По сигналу испытуемый выполняет прыжки через скакалку, с высокой частотой. Количество выполненных прыжков за 10 сек. является результатом.
4. Прыжок в длину с места.
Стоя лицом на стартовой линии, испытуемый выполняет прыжок в длину с места. Результат определяется по пяткам, в зоне приземления.
5. Челночный бег 3 х 10 м.
По сигналу испытуемый выполняет бег 10 м. до линии, на которой лежит брусок. Берет его и переносит к линии старта, где меняет на другой. Второй брусок возвращает на место первого, выполнив последний отрезок 10 м. Результат – затраченное время на выполнение задания. [12]
2.3 Характеристика комплекса легкоатлетических упражнений для развития быстроты в физической подготовке футболистов
Анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров по футболу показали наиболее эффективные легкоатлетические упражнения для развития быстроты, которые показывают динамику роста показателей в процессе физической подготовки футболистов.
Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 – 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.
Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.
Легкоатлетические упражнения для развития быстроты футболистов
Основой методики развития быстроты являются беговые упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение не более 15 с. Перед тем как выполнять такие упражнения, рекомендуется провести разминку длительностью не менее 15-20 мин. Мышцы юных футболистов должны быть разогреты, т.к. в противном случае может произойти разрыв мышц, связок, вызывающих у занимающихся сильные болевые ощущения.
Упражнения с преимущественной направленностью на развитие быстроты рекомендуется включать в начало основной части тренировочного занятия, пока нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих нагрузок.
Дозировка должна определяться длительностью или же количеством повторений упражнений. Ориентировочная дозировка для одного упражнения может быть таковой: серия из 5-7 ускорений с интервалами для отдыха между сериями. Причем интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующее упражнение выполнялось при оптимальной работоспособности, позволяющей полностью проявить достигнутый ранее уровень быстроты.
Легкоатлетические упражнения на развитие быстроты
1. Из различных исходных положений (стоя боком, лицом или спиной вперед, на одном или обоих коленях, лежа на животе и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу выполнить рывки на 5, 7, 10, 15 и 30 м.
2. Подвижные игры «Салки», «Вороны-воробьи», «Два Мороза», «Мяч капитану», «Перестрелка» и т.п., различные эстафеты на основе легкоатлетических упражнений.
3. Повторная пробежка коротких отрезков (6-10 м); челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м.
4. Бег на 15-20 м с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу.
5. Бег с высоким подниманием бедра на месте в упоре руками на гимнастическую лестницу (рис.1).
6. 6-8 подскоков на месте с последующим рывком на 10-15 м.
7. Старт с места. Бег под уклон (рис. 2), бег в гору (рис. 3).
рис.1 |
|
рис.2 |
|
рис.3 |
8. Из положения выпада занимающиеся выполняют прыжки вверх с быстрой сменой исходного положения.
9. Стартуя с места, выполнить ускорение по песчаной (опилочной) дорожке на 10-15 м. Вариант: то же, но бег осуществляется по воде на 8-10 м.
10. Бег за лидером (световым или механическим) на 20-30 м. Старт с места.
11. Старт из различных исходных положений. Бег на 20-30 м (на тело прикрепить пояс весом до 3-х кг).
12. Двойные и тройные прыжки с места в длину.
13. Бег на 15-30 м, начиная движение с поворота на 360°. Вариант: бег выполняется приставными шагами левым (правым) боком.
14. В висе на предплечьях на брусьях выполнить беговые движения ногами в высоком темпе.
15. В стойке на плечах в высоком темпе выполнить вращательные движения ногами.
16. Переменный бег на дистанции 120 м, пробегая отрезок 20 м в полную силу, затем отрезок 20 м - расслабленно и т.д.
17. Из положения стоя выполнить рывок на 10-15 м. В конце дистанции, не снижая скорости, следует прыжок вертикально вверх и остановка. Вариант: рывок завершается резкой остановкой.
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал, что под физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств спортсмена.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) упражнения других видов спорта (легкоатлетические).
Упражнения на развитие быстроты дают больший эффект, если преподаватели, ведущие занятия в секции футбола, имеют возможность контролировать и точно оценивать достигнутый уровень быстроты своих воспитанников.
В данной работе был изучен теоретический материал.
Также в данной работе представлен и практический материал, который поможет осуществить теоретически полученные знания.
Литература
Бутов, С.Е. Соотношение средств общей физической подготовленности в направленном воспитании физических способностей у юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации. [Текст]: Дис... канд. пед. наук. / С.Е. Бутов. – Краснодар, КГИФК. – 2002.
Бутенко, Б.И. О путях развития быстроты. [Текст] / Б.И. Бутенко.// Теория и практика физической культуры. – 1968. - № 4. С.42-48.
Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. [Текст] / Е.Н. Вавилова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. тр./ под ред. Ю.Ф. Змановского, Н.Т. Тереховой. - М., 2000. – с. 34.
Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. [Текст] : метод. пособие/ Л.В. Волков. - М.: Астрель, 2002. – 80 с.
Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. [Текст]: пособие для учителя/ Л.М. Волкова. - М.: АСТ, 2003. – 220 с.
Годик, М.А. Спортивные игры. [Текст]: Учеб. Для ин-тов физ. культ./ М.А. Годик. – М., 1998. - 303 с.
Гриненко, М.Ф., Решетников, Г.С. С помощью движений. [Текст]: пособие для учителя/ под ред. М.Ф. Гриненко. - М., Физкультура и здоровье, 1984.- 24-25 с.
Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. [Текст]: учебное пособие/ С.В. Голомазов. - М.: ФиС, 2000. - 220с.
Драндров, Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей проявления свойств нервной системы. [Текст]/ Автореф. дисс…/ Г.А. Драндров./ - Омск, 1989. - 33с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). [Текст]: учебное пособие/ В.М. Зациорский. - М., ФиС, 1966. – 49-51 с.
Кузнецов, В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. [Текст] / В.В. Кузнецов.//Теория и практика физической культуры. – 1998. - № 4.- С. 33-34.
Кардосо, А.М. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет. [Текст]/ Автореф. дисс…/ А.М. Кардосо. - М., 1985. - 37с.
Лалаков, Г.Е. Структура и содержание тренировочных нагрузок футболистов разных возрастов и квалификаций. [Текст]: пособие для тренера/ Г.Е. Лалаков. - Омск, 2000. - 198с.
Лукин, Ю.К. Использование неспецифических средств в тренировочном процессе футболистов. [Текст]: пособие для тренера/ Ю.К. Лукин. - М.: ФиС, 1984. - 244с.
Лукин, Ю.К. Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов. [Текст]/ Автореф. дисс…/ Ю.К. Лукин. - М., 1990. - 32с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]: пособие для учителя/ В.И. Лях. - М., 1998.
Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: учебное пособие/ А.М. Максименко. – М.,1999.- 146 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культ./ Л.П. Матвеев. – М.,1991. - 136 с.
Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. [Текст]: метод. реком./ Л.Д. Назаренко. - М.: Академия, 2003. – 43- 45 с.
Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. [Текст]: метод. пособие/ В.П. Филин. - М., Астрель, 2002. – 80 с.
40