СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на тему: «Русский экспрессионизм: ключевые произведения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное исследование посвящено изучению русского экспрессионизма как значимого направления литературы Серебряного века. В работе анализируются ключевые произведения, выявляются их художественные особенности и тематическое своеобразие.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему: «Русский экспрессионизм: ключевые произведения»»









Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»





Факультет филологии




Научно – исследовательская работа

на тему «Русский экспрессионизм: ключевые произведения»





Выполнила:

студентка 3 курса
группы 22РЯЛз
Меркулова Е.В.









2025

Аннотация: В статье рассматриваются проявления экспрессионистических тенденций в русской литературе начала XX века. Анализируется творчество Александра Блока, Евгения Замятина и Леонида Андреева, в произведениях которых обнаруживаются мотивы, созвучные европейскому экспрессионизму: повышенная эмоциональность, гротеск, деформация реальности. Особое внимание уделяется влиянию изменений в сознании европейского человека второй половины XIX века, вызванных кризисом традиционных ценностей и мировоззренческими сдвигами, на формирование экспрессионистической эстетики в России.

Ключевые слова: Экспрессионизм, русская литература, Александр Блок, Евгений Замятин, Леонид Андреев, изменение сознания, кризис ценностей, влияние европейской культуры.

Текст статьи

Экспрессионизм, возникший в начале двадцатого века в Германии, стал одним из наиболее ярких и противоречивых направлений в европейской литературе. Протестуя против устоявшихся социальных законов и академических канонов, представители экспрессионизма стремились к предельной выразительности, обнажая самые темные и болезненные стороны человеческой души. Надрывный язык, искаженные до гротеска образы – все это служило цели передать сильные эмоции: страх перед будущим, отчаяние, ужас. Однако, когда речь идет о русском искусстве начала двадцатого столетья, возникает вопрос: можно ли говорить о существовании русского экспрессионизма как самостоятельного и оформившегося течения? Если современный студент откроет справочник или учебное пособие по литературе, с большей долей вероятности про русский экспрессионизм он сведений не отыщет. Безусловно, нет. Но было бы ошибкой игнорировать те экспрессионистские ростки, которые пронизывают творчество огромного количества русских писателей, художников и театральных деятелей. Экспрессионистские тенденции в русском искусстве не образуют единой системы, но являются важной составляющей творческого процесса в России в начале двадцатого века. Экспрессионистские мотивы в русской культуре отражают ее самобытность и связь с европейскими тенденциями. В данной статье мы рассмотрим, как отзвуки немецкого авангарда нашли отражение в русской литературе, и попробуем понять, в чем заключается специфика русского экспрессионизма.

Прежде чем перейти к анализу конкретных произведений, необходимо обратиться к философским и теоретическим предпосылкам, которые питали русское общества интересующей нас эпохи. Каковы были интеллектуальные течения, питавшие искусство в России в конце девятнадцатого столетия? Как проник в Россию немецкий экспрессионизм? Как это яркое и противоречивое течение было воспринято в России?

Согласно утверждениям Михаила Леоновича Гаспарова, советского и русского филолога, сознание европейского человека второй половины девятнадцатого века можно емко охарактеризовать с помощью следующих слов:

  • европоцентризм (европейцы верили в своё превосходство над остальным миром, особенно в технологическом развитии, и активно транслировали это превосходство);

  • антропоцентризм (философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий);

  • эволюционизм (сторонники эволюционизма рассматривали историю как прямолинейный процесс перехода от простого к сложному, причём предполагалось тождество исторических путей разных народов, на первый план выдвигалось понятие культурных универсалий, направление возникло из-за поляризации открытий Чарльза Дарвина);

  • позитивизм (философское направление XIX–XX веков, подчеркивающее надежность и ценность научного познания по сравнению с метафизикой и иными формами духовной деятельности).

Разум, прогресс, наука – вот как европейский человек стремился найти счастье. В Европе в качестве развлечения людям предлагались не только выставки модных художников, но и различные научные выставки, что говорит о том, что вера в разум стала массовым явлением. Однако к концу девятнадцатого века сущность данных тенденций стала нежизнеспособной, и начался их упадок. Расширение знаний европейца об окружающем мире привело к серьезным сомнениям в силе разума. В начале двадцатого века вера в разум дала трещину, и европейский человек начал искать новую точку опору. Здравому смыслу неожиданно стала противопоставлена интуиция, рациональному – иррациональное.

Снова обратимся к труду Михаила Леоновича Гаспарова. Он утверждает, что модернизм появился как следствие смены больших исторических эпох. Культура из европейской стала мировой, открыв для себя цивилизации с совсем иным видением мира. Наука, раздвинув рамки познанного, встала перед аксиоматикой познаваемости и начала искать иррациональные опоры своему рационализму. Разумеется, на первых порах эти сдвиги в системе ценностей ощущались как кризис и упадок, тем более что представители новых течений сами афишировали свой разрыв с традиционной моралью и традиционной эстетикой. Отсюда слова «декаданс», «упадочничество», широко ходившие по критике и публицистике конца XIX в., но определенного терминологического значения не получившие и ничьим самоназванием не сделавшиеся.

Всякая эпоха, когда мир стремительно меняется, становится мигом размежеваний между тем, что было, и тем, что есть, между прошлым и настоящим. К концу девятнадцатого века искусство стало отражением противоречивости и непрочности окружающего мира. Люди творчества по всему миру отказались от старых канонов, однако на рубеже эпох им еще нечего было предложить миру, поэтому данный временной промежуток для искусства стал мигом декадентства (то есть, «упадка»). Позже на смену старому придёт яркий модернизм с совершенно новыми формами, который будет отвечать стандартам двадцатого века, а впереди будут авангардисты. Слово «авангард» пришло в мировую культуру из лексики военной, точно отразив место авангардистов в творческом процессе начала двадцатого столетья.

Во многом люди всего мира ориентировались на европейцев, сфера искусства не стала исключением. Что значило для русских писателей догнать европейскую культуру? Даже ориентируясь на произведения европейцев, русские писатели создавали абсолютно уникальные творения, в которых сохранялись черты европейских модернистов и появлялась русская самобытность. Есть очерки, описывающие знакомство русских поэтов с произведениями французских и немецких модернистов. Читая западную литературу, русские творцы не копировали произведения, а, пропустив через себя новые смыслы и формы, создавали нечто уникальное.

К примеру, вот как Бенедикт Лившиц описывает знакомство Давида Бурлюка, русского авангардиста, с произведениями западных авторов: «“Как некий набожный жонглёр перед готической мадонной”, Давид жонглировал перед Рембо осколками его собственных стихов. И это не было кощунство. Наоборот, скорее тотемизм. Бурлюк на моих глазах пожирал своего бога, свой минутный кумир. Вот она, настоящая плотоядь! Облизывание зубов, зияющий треугольник над коленом: “Весь мир принадлежит мне!” Разве устоят против подобного чудища Маковские и Гумилёвы? Таким тараном разнесёшь вдребезги не только “Аполлон”: от Пяти углов следа не останется».

Русские писатели жадно поглощали новую европейскую литературу, стремясь впитать все новшества, отвечающие стандартам изменившегося мира.

Искусство авангарда говорит об исчерпанности эстетических возможностей классической традиции. Очевидна необходимость кардинально нового понимания явлений действительности, их анализа и оценки, которые выражаются в смелых экспериментах. Эпатажность становится неотъемлемой чертой таких наиболее значительных школ и движений авангарда, как футуризм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм. Авангардным явлениям свойственна недолговечность существования, неопределенность границ явлений и борьба за уникальность предложенного пути развития искусства.

Экспрессионизм как направление не имеет чётких границ. Он вбирает в себя контрастные средства художественных высказываний разных направлений.

Родоначальником экспрессионизма в России называют Леонида Андреева. Возникновения русского экспрессионизм можно датировать временем создания рассказов “Стена” и “Красный смех” (1901 и 1904 г. соответственно). Рассмотрим его произведения подробнее. Рассказ “Красный смех” то и дело напоминает дневники человека с нарушениями психики. Для читателя непредсказуемыми в этом произведении предстают не только сюжетные события, но даже выбор некоторых выражений! Лексика данного произведения понятна разным категориям читателя, однако выбор некоторых словесных сочетаний удивляет. Произведение явно отличается от других, составляющих на рубеже эпох литературный процесс. Автор нарочито отрешённо повествует о событиях русско-японской войны. Без обилия красочных описаний, столь характерных для литературы классической, Леонид Андреев рассказывает читателю о трагедии, настигшей целую планету. Персонажем этого произведения становится земля, поглотившая столько крови и трупов, что к финалу произведения она начнёт выбрасывать из своих недр мертвецов, устилая ими видимый горизонт. Самые страшные эпизоды этого странного произведения написаны так, будто автор говорит о вещах обыденных, и это лишь больше вызывает в читателе ощущения ужаса, отчаяния и страх неминуемо надвигающейся на земной шар катастрофы. Можно долго рассуждать о цветовых решениях этого рассказа (обилие красно-коричневого от горящего горизонта, гниющих трупов и, собственно, сам “красный смех”), полные жизни и одухотворенности пейзажи из произведений русских классиков сменяются страшными и мерзкими картинами. Сталкивалась ли русская литература до первых отголосков надвигающейся катастрофы начала двадцатого столетия со столь ужасающими творениями?

А как ещё психика человека могла отреагировать на общемировое предчувствие катастрофы? В начале двадцатого века новостные статьи пестрели наречиями по типу “впервые”: “впервые использовано химическое оружие”, “впервые небо, наравне с землёй, благодаря развитию авиации охвачено войной” (а ведь с семидесятых люди в России зачитывались знаменитым монологом Андрея Болконского, глядящего в высокое небо с мирно ползущими по нему облаками) и проч. Окружающая действительность стремительно изменилась, это не могло не отразиться в том, что называется у лириков душой.

Черты поэтики экспрессионизма оказываются близки многим авангардным школам вследствие восприятия художниками эпохи своего существования как периода болезненных радикальных изменений, разрушения всего привычного и ранее имевшего непреложную ценность. Всех художников начала века отличает поиск нового языка, способа высказывания, выражения переменившегося мировосприятия.

Александр Блок – один из самых значительных поэтов Серебряного века. В своем творчестве он постоянно искал новые формы выражения, стремясь передать сложную и противоречивую картину мира. Поэма “Двенадцать” стала смелым экспериментом, в котором Блок соединил революционную тематику с элементами фольклора, мистики и экспрессионистской эстетики, создав произведение, которое до сих пор вызывает жаркие споры и не оставляет равнодушным никого. Произведение написано крайне необычно. Говорят, что Александр Блок в написании этого произведения подражал лубочной поэзии. Ритм произведения необычен для чуткого уха читателя, данное произведение принято критикой неоднозначно. Некоторые фрагменты этой поэмы ярче революционеры поместили в виде лозунгов на плакаты, и непонятно сейчас, полагал ли сам автор, что у его поэмы будет такая судьба. Финал произведения шокирует и оставляет читателя с чувством недосказанности. Одно можно сказать точно, автору удалось передать противоречивость общественной мысли в эпоху перемен.

Евгений Замятин, тоже яркий представитель данного литературного движения, был не только талантливым писателем, но и смелым экспериментатором, постоянно искавшим новые формы выражения. В романе “Мы” он создал уникальный художественный мир, в котором переплетаются элементы научной фантастики, социальной сатиры и психологической драмы. Язык романа, насыщенный метафорами и символами, создает атмосферу гнетущей предопределенности и усиливает ощущение трагизма происходящего. В этом произведении талантливо прорисована особенность сознания народа, столкнувшегося со страшной катастрофой, люди чертят яркую границу между тем, что было до трагического события, и после. Представители “нового мира” этой антиутопии видят прекрасное в несвободе. Так, к примеру, танец становится красивым лишь оттого, что является искусством несвободным, подчиняющимся строгим правилам. Таким образом, данный роман отражает “новые смыслы”, характерные для наступившей эпохи, и, являясь безусловно большим экспериментом, становится предтечей жанра, который назовут далее “антиутопией”.

Мы не можем точно сказать, был ли экспрессионизм в русской культуре систематичным, больше похоже, что он носил характер спонтанного явления, но черты экспрессионизма безусловно присущи русским творениям начала двадцатого столетия. Русские экспрессионисты не “скопировали” западных авторов, а умело переплели новые формы и смыслы с духом своего времени и своей страны. Каждое русское произведение, обладающее чертами экспрессионизма, самобытно и уникально.







Литература

1. Авангард как стиль культуры. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / редакционная коллегия: А.Б.Базилевский, Ю.Н.Гирин, А.М.Зверев, В.Б.Земсков, А.Ф.Кофман, А.П.Саруханян (руководитель издательского проекта). М., ИМЛИ РАН, 2002. С. 83; Гирин, Ю.Н. Литература в системе культуры авангарда: дисс.....докт. филологич. наук. М., 2013. 428 с.

2. Поэзия Серебряного века: антология. М., Эксмо, 2012. 702 с. С. 298.

3. Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика / сост. В.Н.Терёхина. М., ИМЛИ РАН, 2005. 512 с.

4. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2009. 320 с. С. 204-206.

5. Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М.Топер. М., ИМЛИ РАН, 2008. 736 с. С. 538.

6. Поэтика «Серебреного века» М. Л. Гаспаров 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.

7. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы С.-Пб., «НАУКА», 2007

8. Русский экспрессионизм в системе авангардных явлений М.А. Шестакова, 2016г. https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-ekspressionizm-v-sisteme-avangardnyh-yavleniy/viewer