СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по теме: "Как проверить качество мёда в домашних условиях?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по теме: "Как проверить качество мёда в домашних условиях?"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»







Научно-исследовательская работа





Номинация: Химическая



Тема:

«Как проверить качество мёда в домашних условиях?»









Выполнила:

Себелева Виктория Викторовна,

обучающаяся 4 класса

МБОУ «Ильинская СОШ»

Руководитель:

Савинкина Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ильинская СОШ»







с. Ильинка 2023 г.

Оглавление

2

1. Введение

3-5

2. Основная часть


2.1.История происхождения мёда

6

2.2.Состав мёда.

7

2.3. Виды (сорт) мёда

7-9

2.4.Применение меда в кулинарии

9

2.5.Применение меда в косметологии

9

2.6. Применение меда в медицине

9

3.Практическая часть

10-12

4.Заключение

13

5.Список литературы

14

6.Приложение

15-18



















1.Введение

Летом мы купили две банки мёда у разных покупателей. Мёд дорогое удовольствие, т.к заплатили по 2400 за каждую банку. Мёд отличался вкусовыми качествами, цветом, запахом. Почему мёд разный? Одновременно возник вопрос: «Можно ли в домашних условиях определить качество мёда?».

Актуальность:

Мед- натуральный продукт без вредных примесей обладает целебными свойствами. Люди, которые задумываются о своём здоровье, стараются употреблять его в пищу. Медом любят лакомиться дети и взрослые. Не редко продавцы мёда, стремятся с целью «наживы» разными способами увеличить вес и количество своего товара при помощи добавок, от которых мёд теряет свою натуральность, а значит и качество.

И если знать, как проверить качество мёда в домашних условиях, можно быть уверенным в его натуральности, а значит и пользе.

Цель исследования: узнать о целебных свойствах мёда и научиться определять качество мёда в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить историю происхождения и применения мёда.

2. Изучить состав и целебные свойства мёда.

3. Научиться определять качество мёда.

4. Выяснить, как относятся и что знают о мёде учащиеся нашей школы.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных.

Гипотеза: предположу, что в домашних условиях можно определить качество мёда.

Предмет исследования: свойства и качество мёда.

Объект исследования: Мёд

Для начала я решила провести анкетирование среди школьников

Результаты исследования приведены в таблице №1.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Любите ли вы мёд?

50 %

50 %

0 %

Знаете ли вы о пользе мёда?

10 %

0 %

90 %

Часто ли вы едите мёд?

50 %

50 %


Знаете ли вы состав мёда?

0 %

0 %

100%

Вы пробовали разные сорта

мёда ?

10%

40 %

50 %

По вашему мнению, мед, который вы кушаете качественный?

50 %

0%

50 %

Знаете ли вы сорт мёда, который вы едите?

20 %

60 %

20 %

Как вы считаете, зависит ли цена мёда от его качества?

100 %

0 %

0 %

По результатам анкетирования, очевидно, что школьники не владеют информацией о мёде. Большинство не знают о пользе мёда.

Я решила узнать всё о мёде и представить исследовательскую работу обучающимся нашей школы (Приложение 6, фото 1,2).

Мне стало интересно, а какие сорта/виды мёда у наших пчеловодов. Я провела анкетирование среди наших жителей, которые занимаются пчеловодством. Результаты анкетирования приведены в таблице №2

Ф.И. О пчеловода

Вопрос

Ответ

Посконный Виталий Георгиевич

Какие сорта мёда производят ваши пчёлы?

  1. Рапсовый

  2. Разнотравье (луговой)

  3. Васильковый

  4. Кипрейный


Белецкий Леонид Николаевич

1. Разнотравье (луговой)

2. Рапсовый

3.Васильковый

4.Кипрейный


По результатам анкетирование очевидно, что сорта мёда одинаковые, т.к пчёлы находятся в одной местности и собирают нектар практически с одних и тех же растений.

В частной беседе пасечники рассказали о пользе мёда и о проверке мёда на натуральность.













2.Основная часть

2.1.История происхождения мёда.

Из литературы я узнала, что мед – это сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчелами, главным образом из нектара медоносных цветков и используемое ими в качестве корма [5].

Нектар является основным ингредиентом меда, а также основным источником пищи для пчел. Используя длинный, похожий на соломинку язык, называемый хоботком, медоносные пчелы всасывают капельки нектара из цветка. Как только рабочая пчела возвращается в колонию, она передает нектар другой пчеле помоложе - “домашней” (в возрасте 12-17 дней). Домашние пчелы собирают нектар внутри колонии и упаковывают его в шестиугольные соты из пчелиного воска. Слюнные железы, богатые различными полезными ферментами, перемешиваются с нектаром, и вырабатывается жидкий мед. Далее пчелы вентилируют мед с помощью своих крыльев, испаряя лишнюю влагу. Как только мед высохнет, они закрывают соты крышкой из свежего пчелиного воска — получается что-то вроде маленькой баночки с медом. Зимой пчелы могут открыть эту крышку и полакомиться запасенным медом[3].

Еще первобытные люди научились добывать мед. Для этого они разыскивали гнезда диких пчел в лесу. Пчеловодство зародилось очень и очень давно — примерно в 700 году до н.э. Целью разведения пчел, бесспорно, являлось получение меда. Ведь даже древние люди признавали не только его вкусовые, но и целебные свойства. Во многих культурах мед также являлся и священным продуктом. На Руси добывание меда называлось бортничество [7] (Приложение 6, фото 3,4)

Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда, найден возле Валенсии (Испания). Он относится к каменному веку. На камне изображен человек извлекающий мед в окружении пчел[10] (Приложение 6, фото5).

Из интернет источников я узнала, что мёд многие пасечники разбавляют сахарным сиропом, чтобы получить доход больше.

Если в натуральный мёд положить сухарик хлеба, он остаётся без изменений. Натуральный мёд при нагревании плавится, практически не закипает, запах мёда сохраняется. В мёде, где есть сахарный сироп при нагревании появляется запах жжённого сахара. А сухарик становится более мягким, чем до начала эксперимента.

2.2.Состав мёда.

Основная часть мёда - это природные сахара (75%): фруктоза (40%) и глюкоза (35%), содержат в себе уникальный набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, ферментов, микроэлементов, противобактериальных веществ. Мёд – считают удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм[2].

2.3.Виды мёда:

Акациевый мёд, собранный с цветов белой акации, относится к лучшим сортам. Свежий - прозрачен. Содержит 40% фруктозы, 35 - 36% глюкозы. Обладает противомикробными свойствами. Применяется как общеукрепляющее средство, при бессоннице, желудочно - кишечных, желчных и почечных заболеваниях [5]. (Приложение 6, фото 6).

Мелиссовый мёд, делают пчёлы из нектара светло - фиолетовых или розовых цветков с сильным запахом мелиссы или лимонной мяты. Мёд обладает прекрасными вкусовыми качествами [5](Приложение 6, фото7)

Гречишный мёд, делают пчёлы из нектара цветущей гречихи. По внешнему виду он похож на падевый. Имеет тёмно - жёлтый с красноватым оттенком или тёмно - коричневый цвет, своеобразный аромат и специфический вкус. При кристаллизации превращается в кашеобразную массу. Рекомендуется при лечении малокровия[5] (Приложение 6, фото 8).

Луговой мёд, добывается из нектара луговых цветов(одуванчик, дубница, дикая герань, клевер, люцерна и др.). Цвет мёда - от золотисто - жёлтого до тёмно - коричневого. Имеет приятный аромат и хороший вкус. Отличается высокими питательными и лечебными качествами. Оказывает противомикробное действие. Если в мёде преобладает нектар одуванчика - тогда он более жёлтого цвета. Этот мёд обладает смягчающим, противовоспалительным действием[5] (Приложение 6, фото 9).

Липовый мёд, обычно прозрачный, имеет слабо - жёлтый или зеленоватый цвет. Обладает приятным ароматом липы, сладким вкусом. Быстро кристаллизуется. Отличается сильно выраженными питательными и лечебными свойствами. Обладает антибактериальным действием. Применяется при лечении ангины, насморка, бронхита, бронхиальной астмы, как сердечно укрепляющее средство, при воспалении желудочно - кишечного тракта, почечных и желчных заболеваниях. Принадлежит к лучшим сортам меда[5] (Приложение 6, фото 10).

Шалфейный мёд, пчёлы собирают с синевато - фиолетовых цветков полукустарника шалфея аптечного. Мёд светло - янтарного или тёмно - золотистого цвета, обладает нежным приятным ароматом и хорошим вкусом [5](Приложение 6, фото 11).

Ядовитый мёд, ("пьяный мёд") вырабатывается из нектара, собранного с азалии, рододендрона понтийского, а также с нектара цветков болотного кустарника вереска чашелистикового и багульника[5] (Приложение 6, фото 12).

Каменный мёд -редкостный и своеобразный сорт. Его собирают дикие пчёлы, откладывая в расселинах каменных утёсов. Каменный мёд палевого цвета, приятного аромата и вкуса. Соты с мёдом содержат мало воска, представляют собой одно кристаллизованное вещество, похожее на леденец. Каменный мёд, в отличие от обычного, не липкий. Он хорошо сохраняется без изменения своих качеств и свойств в течение нескольких лет [5](Приложение 6, фото13).

Падевый мёд - это сладкая ароматная сиропообразная жидкость или закристаллизовавшаяся масса различной консистенции и размера кристаллов [5](Приложение 6).

Фацелиевый мед, светло-зеленоватого или белого цвета, обладает нежным ароматом и приятным тонким вкусом. После кристаллизации напоминает тесто. Фацелиевый мед относится к высокосортным медам Его рекомендуют при заболевании печени и желудка [5](Приложение 6, фото14).

2.4.Применение меда в кулинарии

Самое широкое распространение пчелиный мед получил в кулинарии и пищевой промышленности. Существует огромное количество кондитерских изделий, в состав которых рекомендуется добавлять мед. К ним относятся: пряники, печенье, торты, кексы и другие. Мед часто включается в молочные конфеты, халву, леденцы, пастилу, джемы. Наличие меда в продуктах на основе различных масел (сливочное, ореховое) придает удобную консистенцию и хороший аромат [9].

2.5. Применение меда в косметологии

Широкое применение мед получил в косметологии. Он используется в мазях, кремах, масках. Благодаря меду кожа приобретает свежесть, становится бархатистой и мягкой[9].

2.6. Применение меда в медицине

О целебных свойствах продуктов пчеловодства известно с давних времен. Не только народная, но и современная научная медицина пользуется медом при лечении различных заболеваний. Мед восстанавливает и придает силы, мобилизует защитные функции организма поднимает иммунитет [9].



3.Практическая часть

Как определить качество продукта в домашних условиях?

Имеются достаточно простые методы обнаружения поддельного мёда, которые я нашла в интернете.

Для эксперимента я взяла три образца мёда № 1, №2, №3 (Приложение 6, фото15).

Образец №1- мёд, который мы купили в селе Ильинка (предположительно натуральный).

Образец № 2- мёд, который купили на рынке в городе Ужур (предположительно натуральный).

Образец №3 – мёд, в который мы добавили для плотности сахарный сироп (поддельный)

Опыт №1 «Определение излишней влаги в мёде»

Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №1. Прошло 5 минут, сухарь абсолютно не размяк, остался таким же чёрствым, как и был до начала эксперимента.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.

Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №2. Прошло 5 минут, сухарь абсолютно не размяк, остался таким же чёрствым, как и был до начала эксперимента.

Вывод: опыт доказывает, что мёд натуральный.

Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №3. Прошло 5 минут, сухарь слегка размяк, стал мягче, чем до начала эксперимента.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.

(Приложение 6, фото 16,17,18).

Опыт №2 «Определение сахарного сиропа в мёде»

Я взяла половину чайной ложки мёда образца №1 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, закипел. Излишней влаги не наблюдается. Запах мёда сохраняется, цвет меда естественный.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.

Я взяла половину чайной ложки мёда образца №2 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, закипел. Излишней влаги не наблюдается. Запах мёда сохраняется, цвет меда естественный.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.

Я взяла половину чайной ложки мёда образца № 3 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, появилось много влаги, которая испаряется, а потом мёд закипел. Присутствует запах жжённого сахара, цвет меда потемнел.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.

(Приложение 6,фото19,20,21)

Опыт № 3

Беру 3 листа бумаги и на них наливаю половину чайной ложки мёда.

В образце №1 влаги на листе не наблюдается.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный

В образце №2 наблюдается влага менее миллиметра вокруг медовой капли, что является нормой.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный

В образце №3 наблюдается много влаги, которая пропитала лист и медовая капля практически исчезла, оставляю липкое пятно.

Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.

(Приложение 6, фото 22,23,24)

Общий вывод: проделав эксперимент, я узнала, что мёд, который мы купили натуральный. Вот такими простыми способами каждый любитель мёда сможет найти честного продавца любимого лакомства.

Итогом моей исследовательской работы является мастер-класс для одноклассников (Приложение 6, фото 25,26,27,28).



























4.Заключение:
В результате изучения и анализа выявленных фактов и подтверждения их научными данными я пришла к следующим выводам:

1.Мёд – это ценный лечебный продукт, вырабатываемый пчёлами.

2.Качество мёд можно проверить в домашних условиях.

В мёде содержатся почти все полезные для человеческого организма, витамины, микроэлементы и минералы. При правильном использовании и не злоупотреблении, мёд омолаживает человеческий организм не только снаружи, но и изнутри. При правильной дозировке мёд лечит многочисленные недуги организма.

Нужно быть осторожным с выбором мёда, так как легко нарваться на подделку.

После изученной мной информации о мёде, без скромности можно сказать, что мёд – панацея от всех болезней и мёд, действительно, дар природы.

Выдвинутая мною гипотеза о том, что качество мёда можно проверить в домашних условиях подтвердилась.

Я представила свою исследовательскую работу классу, где продемонстрировала опыты по определению качества мёда. Многие одноклассники заинтересовались и решили дома проверить мёд на натуральность (Приложение 6, фото 25,26,27,28).











5.Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.

3. Лавренов В.К., Все о меде и других продуктах пчеловодства.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355. Интернет ресурсы

5. Все о меде // http://bashkir-med.narod.ru/bce.html

6. Все о меде и продуктах пчеловодства // http://www.bashkir honey.ru / all_about_honey.php

7. История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы? http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda

8. Какой бывает мед // http://supercook.ru/honey/honey-02.html

9. Мед // http://www.megabook.ru

10. http://www.astromeridian.ru/medicina/lechebnye_svojstva_meda.html















6.Приложение


Фото 1, 2 «Поиск информации о мёде в сельской библиотеке»


Фото 3,4 « Пчеловодство в Древности»

Фото 5 «Древний памятник, изображающий добычу меда, найден возле Валенсии (Испания)».


Фото 6 «Акациевый мёд» Фото 7 «Мелиссовый мёд»


Фото 8 «Гречишный мёд» Фото 9 «Луговой»



Фото 10 «Липовый мёд» Фото 11 «Шалфейный мёд» Фото 12 «Ядовитый (пьяный)


Фото 13 «Каменный мёд» Фото 14 «Фацелиевый мёд»

Фото 15 «Отбор образцов мёда»


Фото 16,17,18 «Опыт №1 Определение излишней влаги в мёде»

Фото 19,20,21 «Опыт №2 Определение сахарного сиропа в мёде»

Фото 22,23,24 «Опыт №3 Определение излишней влаги в мёде»



Фото 25,26,27,28 « Мастер-класс»

12