Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа
Номинация: Химическая
Тема:
«Как проверить качество мёда в домашних условиях?»
Выполнила:
Себелева Виктория Викторовна,
обучающаяся 4 класса
МБОУ «Ильинская СОШ»
Руководитель:
Савинкина Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ильинская СОШ»
с. Ильинка 2023 г.
Оглавление | 2 |
1. Введение | 3-5 |
2. Основная часть | |
2.1.История происхождения мёда | 6 |
2.2.Состав мёда. | 7 |
2.3. Виды (сорт) мёда | 7-9 |
2.4.Применение меда в кулинарии | 9 |
2.5.Применение меда в косметологии | 9 |
2.6. Применение меда в медицине | 9 |
3.Практическая часть | 10-12 |
4.Заключение | 13 |
5.Список литературы | 14 |
6.Приложение | 15-18 |
1.Введение
Летом мы купили две банки мёда у разных покупателей. Мёд дорогое удовольствие, т.к заплатили по 2400 за каждую банку. Мёд отличался вкусовыми качествами, цветом, запахом. Почему мёд разный? Одновременно возник вопрос: «Можно ли в домашних условиях определить качество мёда?».
Актуальность:
Мед- натуральный продукт без вредных примесей обладает целебными свойствами. Люди, которые задумываются о своём здоровье, стараются употреблять его в пищу. Медом любят лакомиться дети и взрослые. Не редко продавцы мёда, стремятся с целью «наживы» разными способами увеличить вес и количество своего товара при помощи добавок, от которых мёд теряет свою натуральность, а значит и качество.
И если знать, как проверить качество мёда в домашних условиях, можно быть уверенным в его натуральности, а значит и пользе.
Цель исследования: узнать о целебных свойствах мёда и научиться определять качество мёда в домашних условиях.
Задачи:
1. Изучить историю происхождения и применения мёда.
2. Изучить состав и целебные свойства мёда.
3. Научиться определять качество мёда.
4. Выяснить, как относятся и что знают о мёде учащиеся нашей школы.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных.
Гипотеза: предположу, что в домашних условиях можно определить качество мёда.
Предмет исследования: свойства и качество мёда.
Объект исследования: Мёд
Для начала я решила провести анкетирование среди школьников
Результаты исследования приведены в таблице №1.
Вопрос | Ответ |
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
Любите ли вы мёд? | 50 % | 50 % | 0 % |
Знаете ли вы о пользе мёда? | 10 % | 0 % | 90 % |
Часто ли вы едите мёд? | 50 % | 50 % | |
Знаете ли вы состав мёда? | 0 % | 0 % | 100% |
Вы пробовали разные сорта мёда ? | 10% | 40 % | 50 % |
По вашему мнению, мед, который вы кушаете качественный? | 50 % | 0% | 50 % |
Знаете ли вы сорт мёда, который вы едите? | 20 % | 60 % | 20 % |
Как вы считаете, зависит ли цена мёда от его качества? | 100 % | 0 % | 0 % |
По результатам анкетирования, очевидно, что школьники не владеют информацией о мёде. Большинство не знают о пользе мёда.
Я решила узнать всё о мёде и представить исследовательскую работу обучающимся нашей школы (Приложение 6, фото 1,2).
Мне стало интересно, а какие сорта/виды мёда у наших пчеловодов. Я провела анкетирование среди наших жителей, которые занимаются пчеловодством. Результаты анкетирования приведены в таблице №2
Ф.И. О пчеловода | Вопрос | Ответ |
Посконный Виталий Георгиевич | Какие сорта мёда производят ваши пчёлы? | Рапсовый Разнотравье (луговой) Васильковый Кипрейный |
Белецкий Леонид Николаевич | 1. Разнотравье (луговой) 2. Рапсовый 3.Васильковый 4.Кипрейный |
По результатам анкетирование очевидно, что сорта мёда одинаковые, т.к пчёлы находятся в одной местности и собирают нектар практически с одних и тех же растений.
В частной беседе пасечники рассказали о пользе мёда и о проверке мёда на натуральность.
2.Основная часть
2.1.История происхождения мёда.
Из литературы я узнала, что мед – это сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчелами, главным образом из нектара медоносных цветков и используемое ими в качестве корма [5].
Нектар является основным ингредиентом меда, а также основным источником пищи для пчел. Используя длинный, похожий на соломинку язык, называемый хоботком, медоносные пчелы всасывают капельки нектара из цветка. Как только рабочая пчела возвращается в колонию, она передает нектар другой пчеле помоложе - “домашней” (в возрасте 12-17 дней). Домашние пчелы собирают нектар внутри колонии и упаковывают его в шестиугольные соты из пчелиного воска. Слюнные железы, богатые различными полезными ферментами, перемешиваются с нектаром, и вырабатывается жидкий мед. Далее пчелы вентилируют мед с помощью своих крыльев, испаряя лишнюю влагу. Как только мед высохнет, они закрывают соты крышкой из свежего пчелиного воска — получается что-то вроде маленькой баночки с медом. Зимой пчелы могут открыть эту крышку и полакомиться запасенным медом[3].
Еще первобытные люди научились добывать мед. Для этого они разыскивали гнезда диких пчел в лесу. Пчеловодство зародилось очень и очень давно — примерно в 700 году до н.э. Целью разведения пчел, бесспорно, являлось получение меда. Ведь даже древние люди признавали не только его вкусовые, но и целебные свойства. Во многих культурах мед также являлся и священным продуктом. На Руси добывание меда называлось бортничество [7] (Приложение 6, фото 3,4)
Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда, найден возле Валенсии (Испания). Он относится к каменному веку. На камне изображен человек извлекающий мед в окружении пчел[10] (Приложение 6, фото5).
Из интернет источников я узнала, что мёд многие пасечники разбавляют сахарным сиропом, чтобы получить доход больше.
Если в натуральный мёд положить сухарик хлеба, он остаётся без изменений. Натуральный мёд при нагревании плавится, практически не закипает, запах мёда сохраняется. В мёде, где есть сахарный сироп при нагревании появляется запах жжённого сахара. А сухарик становится более мягким, чем до начала эксперимента.
2.2.Состав мёда.
Основная часть мёда - это природные сахара (75%): фруктоза (40%) и глюкоза (35%), содержат в себе уникальный набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, ферментов, микроэлементов, противобактериальных веществ. Мёд – считают удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм[2].
2.3.Виды мёда:
Акациевый мёд, собранный с цветов белой акации, относится к лучшим сортам. Свежий - прозрачен. Содержит 40% фруктозы, 35 - 36% глюкозы. Обладает противомикробными свойствами. Применяется как общеукрепляющее средство, при бессоннице, желудочно - кишечных, желчных и почечных заболеваниях [5]. (Приложение 6, фото 6).
Мелиссовый мёд, делают пчёлы из нектара светло - фиолетовых или розовых цветков с сильным запахом мелиссы или лимонной мяты. Мёд обладает прекрасными вкусовыми качествами [5](Приложение 6, фото7)
Гречишный мёд, делают пчёлы из нектара цветущей гречихи. По внешнему виду он похож на падевый. Имеет тёмно - жёлтый с красноватым оттенком или тёмно - коричневый цвет, своеобразный аромат и специфический вкус. При кристаллизации превращается в кашеобразную массу. Рекомендуется при лечении малокровия[5] (Приложение 6, фото 8).
Луговой мёд, добывается из нектара луговых цветов(одуванчик, дубница, дикая герань, клевер, люцерна и др.). Цвет мёда - от золотисто - жёлтого до тёмно - коричневого. Имеет приятный аромат и хороший вкус. Отличается высокими питательными и лечебными качествами. Оказывает противомикробное действие. Если в мёде преобладает нектар одуванчика - тогда он более жёлтого цвета. Этот мёд обладает смягчающим, противовоспалительным действием[5] (Приложение 6, фото 9).
Липовый мёд, обычно прозрачный, имеет слабо - жёлтый или зеленоватый цвет. Обладает приятным ароматом липы, сладким вкусом. Быстро кристаллизуется. Отличается сильно выраженными питательными и лечебными свойствами. Обладает антибактериальным действием. Применяется при лечении ангины, насморка, бронхита, бронхиальной астмы, как сердечно укрепляющее средство, при воспалении желудочно - кишечного тракта, почечных и желчных заболеваниях. Принадлежит к лучшим сортам меда[5] (Приложение 6, фото 10).
Шалфейный мёд, пчёлы собирают с синевато - фиолетовых цветков полукустарника шалфея аптечного. Мёд светло - янтарного или тёмно - золотистого цвета, обладает нежным приятным ароматом и хорошим вкусом [5](Приложение 6, фото 11).
Ядовитый мёд, ("пьяный мёд") вырабатывается из нектара, собранного с азалии, рододендрона понтийского, а также с нектара цветков болотного кустарника вереска чашелистикового и багульника[5] (Приложение 6, фото 12).
Каменный мёд -редкостный и своеобразный сорт. Его собирают дикие пчёлы, откладывая в расселинах каменных утёсов. Каменный мёд палевого цвета, приятного аромата и вкуса. Соты с мёдом содержат мало воска, представляют собой одно кристаллизованное вещество, похожее на леденец. Каменный мёд, в отличие от обычного, не липкий. Он хорошо сохраняется без изменения своих качеств и свойств в течение нескольких лет [5](Приложение 6, фото13).
Падевый мёд - это сладкая ароматная сиропообразная жидкость или закристаллизовавшаяся масса различной консистенции и размера кристаллов [5](Приложение 6).
Фацелиевый мед, светло-зеленоватого или белого цвета, обладает нежным ароматом и приятным тонким вкусом. После кристаллизации напоминает тесто. Фацелиевый мед относится к высокосортным медам Его рекомендуют при заболевании печени и желудка [5](Приложение 6, фото14).
2.4.Применение меда в кулинарии
Самое широкое распространение пчелиный мед получил в кулинарии и пищевой промышленности. Существует огромное количество кондитерских изделий, в состав которых рекомендуется добавлять мед. К ним относятся: пряники, печенье, торты, кексы и другие. Мед часто включается в молочные конфеты, халву, леденцы, пастилу, джемы. Наличие меда в продуктах на основе различных масел (сливочное, ореховое) придает удобную консистенцию и хороший аромат [9].
2.5. Применение меда в косметологии
Широкое применение мед получил в косметологии. Он используется в мазях, кремах, масках. Благодаря меду кожа приобретает свежесть, становится бархатистой и мягкой[9].
2.6. Применение меда в медицине
О целебных свойствах продуктов пчеловодства известно с давних времен. Не только народная, но и современная научная медицина пользуется медом при лечении различных заболеваний. Мед восстанавливает и придает силы, мобилизует защитные функции организма поднимает иммунитет [9].
3.Практическая часть
Как определить качество продукта в домашних условиях?
Имеются достаточно простые методы обнаружения поддельного мёда, которые я нашла в интернете.
Для эксперимента я взяла три образца мёда № 1, №2, №3 (Приложение 6, фото15).
Образец №1- мёд, который мы купили в селе Ильинка (предположительно натуральный).
Образец № 2- мёд, который купили на рынке в городе Ужур (предположительно натуральный).
Образец №3 – мёд, в который мы добавили для плотности сахарный сироп (поддельный)
Опыт №1 «Определение излишней влаги в мёде»
Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №1. Прошло 5 минут, сухарь абсолютно не размяк, остался таким же чёрствым, как и был до начала эксперимента.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.
Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №2. Прошло 5 минут, сухарь абсолютно не размяк, остался таким же чёрствым, как и был до начала эксперимента.
Вывод: опыт доказывает, что мёд натуральный.
Я взяла самый обычный сухарь и погрузила его на 5 минут в исследуемый продукт пчеловодства образца №3. Прошло 5 минут, сухарь слегка размяк, стал мягче, чем до начала эксперимента.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.
(Приложение 6, фото 16,17,18).
Опыт №2 «Определение сахарного сиропа в мёде»
Я взяла половину чайной ложки мёда образца №1 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, закипел. Излишней влаги не наблюдается. Запах мёда сохраняется, цвет меда естественный.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.
Я взяла половину чайной ложки мёда образца №2 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, закипел. Излишней влаги не наблюдается. Запах мёда сохраняется, цвет меда естественный.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный.
Я взяла половину чайной ложки мёда образца № 3 и поднесла к свечке. Снизу ложку подогреваю пламенем свечи. Мёд начал плавиться, появилось много влаги, которая испаряется, а потом мёд закипел. Присутствует запах жжённого сахара, цвет меда потемнел.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.
(Приложение 6,фото19,20,21)
Опыт № 3
Беру 3 листа бумаги и на них наливаю половину чайной ложки мёда.
В образце №1 влаги на листе не наблюдается.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный
В образце №2 наблюдается влага менее миллиметра вокруг медовой капли, что является нормой.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд натуральный
В образце №3 наблюдается много влаги, которая пропитала лист и медовая капля практически исчезла, оставляю липкое пятно.
Вывод: опыт подтверждает, что мёд не натуральный.
(Приложение 6, фото 22,23,24)
Общий вывод: проделав эксперимент, я узнала, что мёд, который мы купили натуральный. Вот такими простыми способами каждый любитель мёда сможет найти честного продавца любимого лакомства.
Итогом моей исследовательской работы является мастер-класс для одноклассников (Приложение 6, фото 25,26,27,28).
4.Заключение:
В результате изучения и анализа выявленных фактов и подтверждения их научными данными я пришла к следующим выводам:
1.Мёд – это ценный лечебный продукт, вырабатываемый пчёлами.
2.Качество мёд можно проверить в домашних условиях.
В мёде содержатся почти все полезные для человеческого организма, витамины, микроэлементы и минералы. При правильном использовании и не злоупотреблении, мёд омолаживает человеческий организм не только снаружи, но и изнутри. При правильной дозировке мёд лечит многочисленные недуги организма.
Нужно быть осторожным с выбором мёда, так как легко нарваться на подделку.
После изученной мной информации о мёде, без скромности можно сказать, что мёд – панацея от всех болезней и мёд, действительно, дар природы.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что качество мёда можно проверить в домашних условиях подтвердилась.
Я представила свою исследовательскую работу классу, где продемонстрировала опыты по определению качества мёда. Многие одноклассники заинтересовались и решили дома проверить мёд на натуральность (Приложение 6, фото 25,26,27,28).
5.Список литературы
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.
3. Лавренов В.К., Все о меде и других продуктах пчеловодства.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355. Интернет ресурсы
5. Все о меде // http://bashkir-med.narod.ru/bce.html
6. Все о меде и продуктах пчеловодства // http://www.bashkir honey.ru / all_about_honey.php
7. История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы? http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda
8. Какой бывает мед // http://supercook.ru/honey/honey-02.html
9. Мед // http://www.megabook.ru
10. http://www.astromeridian.ru/medicina/lechebnye_svojstva_meda.html
6.Приложение
Фото 1, 2 «Поиск информации о мёде в сельской библиотеке»
Фото 3,4 « Пчеловодство в Древности»
Фото 5 «Древний памятник, изображающий добычу меда, найден возле Валенсии (Испания)».
Фото 6 «Акациевый мёд» Фото 7 «Мелиссовый мёд»
Фото 8 «Гречишный мёд» Фото 9 «Луговой»
Фото 10 «Липовый мёд» Фото 11 «Шалфейный мёд» Фото 12 «Ядовитый (пьяный)
Фото 13 «Каменный мёд» Фото 14 «Фацелиевый мёд»
Фото 15 «Отбор образцов мёда»
Фото 16,17,18 «Опыт №1 Определение излишней влаги в мёде»
Фото 19,20,21 «Опыт №2 Определение сахарного сиропа в мёде»
Фото 22,23,24 «Опыт №3 Определение излишней влаги в мёде»
Фото 25,26,27,28 « Мастер-класс»
12