Содержание
Введение......................................................................................................................................... 3
Обзор литературы......................................................................................................................... 5
1.1. Понятия система образования и начальное образование.............................................. 5
1.2 Система начального образования в Австралии............................................................... 6
1.3. Система начального образования в России.................................................................... 7
Собственные исследования........................................................................................................ 10
2.1 Методы исследования...................................................................................................... 10
2.2 Результаты и обсуждения................................................................................................ 10
2.2.1 Интервью учащихся начальной школы Австралии............................................... 10
2.2.2 Сравнительный анализ систем начального образования России и Австралии... 10
Заключение.................................................................................................................................. 13
Список литературы:.................................................................................................................... 14
Приложение 1.......................................................................................................................... 15
Приложение 2.......................................................................................................................... 17
Введение
В течение многих столетий важным вопросом является образование и воспитание подрастающего поколения. Успешное развитие страны во многом зависит от уровня образованности граждан. В школе мы получаем все необходимые знания, умения и навыки для закладки, так называемого «фундамента жизни». Поэтому актуальность выбранной темы – неоспорима.
Ни для кого не секрет, что обучение за рубежом является престижным и ценится во всём мире, а к Российскому образованию относятся с недоверием. Но так ли это? Неужели образование в России находится на столь низком уровне? Где учится лучше в России или в любой другой стране и так как мы недавно являлись представителями начальной школы России, мы решили разобраться в чем разница между нашими образовательными системами, а именно чем отличаются системы начального школьного образования в России и за рубежом на примере: Австралии и России.
Цель работы: сравнить системы начального школьного образования в Австралии и в России и выявить сходства и различия данных двух систем.
Объектом исследования являются образовательные системы современных развитых стран, а его предметом выступает сравнительный анализ системы начального образования России с образовательной системой Австралии.
Задачи исследования:
– изучить литературу по проблеме исследования;
– проанализировать образовательные системы современных стран (на примере системы России, Австралии);
– выявить сходства и различия образовательных систем данных стран.
Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников и интервью.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.
Гипотеза: предположим, что системы начального образования данных стран имеют больше различий, чем сходств
Практическая значимость существенна, так как учащиеся смогут познакомиться с различными образовательными системами, как на уроках английского языка, так и на дополнительных занятиях, во внеурочной деятельности, а также для индивидуального использования материала для расширения кругозора.
Новизна обусловлена повышением роли образования в современном мире и объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику.
Обзор литературы
1.1. Понятия система образования и начальное образование
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации [1].
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В процессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования:
Экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.
Социальная — социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности.
Культурная — использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
Сберегающая — сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.
Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.
Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении.
1.2 Система начального образования в Австралии
Австралийская образовательная система сформировалась во времена колониальной зависимости от Великобритании. Общие принципы обучения сохранились и до наших дней. Структура образования Австралии, как и большинства англоязычных стран, состоит из 4 основных уровней:
• дошкольный;
• начальный;
• средний;
• высший.
Правительство Австралии осуществляет финансирование и общий надзор за образовательными учреждениями. Но организация учебного процесса находится в ведении местных властей. Поэтому в разных штатах она может различаться, иногда значительно [2].
Среднее образование обязательно для всех детей. Его можно получить в государственных, частных и католических учебных заведениях. Государственные школы бесплатны для постоянных жителей страны. За посещение частных и католических образовательных учреждений взимается плата.
В школах учебный год начинается в конце февраля и длится до середины декабря. Он разделён на 4 четверти. Продолжительность каникул определяется администрацией образовательного заведения.
В большинстве школ Австралии оценки выставляются по шкале от А до Е, где А самая высокая отметка, а Е — самая низкая.
Во всех образовательных учреждениях страны много внимания уделяется физической культуре. Особой популярностью у детей пользуются занятия теннисом, лёгкой атлетикой, плаванием, виндсерфингом, крикетом и футболом.
Уроки физкультуры в австралийских школах обычно проводятся на свежем воздухе
Для детей-инвалидов в Австралии созданы специальные образовательные учреждения. Но они могут обучаться и в обычных школах. В некоторых из них для особенных детей созданы классы поддержки.
Большинство австралийских детей начинает посещать начальную школу в 5–6 лет. Но в некоторых штатах ребёнок может стать учеником уже в 4,5 года. В начальной школе дети учатся 7 лет (в штатах Квинсленд, Западная и Южная Австралия — 8) [3].
Первый год обучения (нулевой класс) практически не отличается от детского сада. Занятия, на которых маленьких школьников учат азам счёта, письма и чтения, проводятся в игровой форме. Во время перемен дети гуляют на огороженном дворе под присмотром преподавателя или его помощника.
В начальной школе на уроках часто создаётся неформальная атмосфера.
Начиная с первого класса образовательная, программа постепенно усложняется. В число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе, входят:
• английский язык;
• математика;
• иностранный язык;
• естествознание;
• общественные науки;
• физкультура и спорт;
• музыка и танцы;
• искусство.
Все предметы преподаются одним учителем. Только в некоторых случаях администрация школы приглашает педагогов, ведущих занятия по узкоспециализированным дисциплинам.
Согласно предписаниям государства, время, потраченное учениками начальной школы на выполнение домашнего задания, не может превышать 30–40 минут. В течение всех лет обучения школьники проходят тестирования, сдают устные доклады и пишут эссе.
Каждый год начинается с формирования класса. Причём дети получают не только новых одноклассников, но и нового учителя. Австралийцы считают, что это приводит к улучшению коммуникативных навыков детей и увеличивают шансы нахождения хороших друзей.
Все уроки в 4–6 классах (детям 10–12 лет) ведет один учитель. Кроме того, хотя образование в государственной школе является бесплатным, но деньги постоянно приходится платить. Очень дорогая школьная форма, примерно 200 долларов в год, учебники, добровольный взнос на развитие и улучшение школы, постоянные фандрайзинги (сбор денег выпускникам, участникам школьного оркестра, на покупку нового инвентаря, на помощь больным). Судя по источникам информации, в австралийских школах не хватает именно глубины и обширности знаний. Хотя, наверное, это дело каждого ученика — разыскивать дополнительную информацию по областям, интересным именно ему.
1.3. Система начального образования в России
Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.
Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.
Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "мир вокруг нас", физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык - немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.
В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе. В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку ("5"), квадрат ("4"), треугольник ("3"), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы.
Нужно заметить, что, в отличие от других стран, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно - с 1 по 11 классы.
По рекомендациям Международных организаций здравоохранения, уроки в средней и старшей школе должны начинаться не раньше, чем 8:30 ч. Это время было установлено еще в середине прошлого столетия, и с тех пор занятия в большинстве школ так и начинаются. На сегодняшний день начало учебного процесса по собственному усмотрению могут быть установлены только в частных и специализированных школах.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков;
для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков;
радиционно школьники, которые учатся по четвертям, отдыхают по 7 дней осенью и весной и две недели зимой. С учетом Нового года и ноябрьских праздников администрация школы может добавить к осенним или зимним каникулам еще два дополнительных дня.
Примерное расписание каникул получается такое:
Осенние каникулы — с 28 по 7 ноября.
Зимние каникулы — с 27 декабря 2021 по 9 января.
Весенние каникулы — с 24 по 1 апреля.
Для первоклассников есть дополнительные каникулы — они пройдут с 7 по 13 февраля. Это нужно для того, чтобы дозировать нагрузку и не заваливать малыша учебой с ног до головы. Такие дополнительные каникулы помогут отстающим нагнать остальных, а тем, у кого и так все хорошо с учебой, — просто перевести дух.
Собственные исследования
2.1 Методы исследования
Для реализации поставленной цели нашего исследовательского проекта мы сначала решили систематизировать материал о системах начального школьного образования; провести интервью учащихся начальной школы Австралии; создать таблицу сходств и различий систем начального образования в данных странах и проанализировать её.
Чтобы достичь поставленной цели нашего исследовательского проекта мы использовали следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-источников по данной теме, анализ литературы, методы сравнения, обобщения, классификации, наблюдения, интервьюирования. Более подробно мы уделили внимание двум методикам: интервью и сравнительный анализ.
2.2 Результаты и обсуждения
2.2.1 Интервью учащихся начальной школы Австралии
После изучения литературы и интернет источников, мы обратились с просьбой ответить на наши вопросы двух учащихся Австралийской школы Виктории Маклин и Саймэна Ибрина. Они оба из России, живут и учатся в Австралии в начальной школе.
Методика интервью включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: мы сформулировали цели и задачи, выбрали, что одно интервью будет проходить в форме видеоролика-рассказа о школе, другое письменно, составили план, подготовили технические средства.
2. Вводная часть: мы установили контакт, рассказали о целях интервью, форме, получили согласие на фиксацию ответов.
3. Основная стадия: Так как разница во времени между странами большая и когда у нас утро, у них ночь, а когда у них ночь у нас утро, мы отправили вопросы письменно через мессенджер, а дети либо написали, либо сделали видеоролик согласно заранее составленному плану.
4. Завершение: мы поблагодарили респондентов за участие в опросе.
Мы обработали и проанализировали результаты (приложение 1 и приложение 2)
2.2.2 Сравнительный анализ систем начального образования России и Австралии
На основе изученного теоретического материала и интервью мы можем обнаружить как сходства, так и различия в школьных системах образования двух стран и провести сравнительный анализ двух систем начального образования в России и в Австралии.
Методика сравнительного анализа состоит из следующих этапов:
Сбор и обработка всей полученной информации. Мы собрали изученный теоретический материал и материал интервью о
Систематизация информации. Мы разделили материал на категории.
Толкование полученных данных. Мы проанализировали данные таблицы и сделали выводы (приложение 3).
Исходя из таблицы, мы видим, что система начального образования Австралии отличается от системы начального образования в России.
Мы начнем с возраста поступления в начальную школу. Школы принимают детей с 4,5 — 5 лет. Малыши идут в подготовительный класс (preparatory), который больше похож на продолжение детского садика, чем на школу. Следующий класс уже называется первым и с него начинается начальная школа. В России дети поступают в начальную школу в возрасте 6/7 лет. В Российской системе образования подготовительный год проходит в дошкольном образовательном заведении.
По второй позиции сравнения – количество лет обучения в начальной школе нужно отметить, что разница в годах обучения является существенной: В Австралии составляет 7 или 8 лет, а в России всего 4 года.
По следующей позиции сравнения учебный год мы так же обнаружили большую разницу, это связано с географическим положением. В Южном полушарии сезоны зеркальные по отношению к Северной части Земли (зимой в Австралии тепло, летом — холодно), поэтому и школьный год выглядит соответственно. Он, как и в России, поделен на 4 четверти. Учебный год начинается в конце января — начале февраля (зависит от штата), заканчивается в середине декабря. В России учебный год начинается 1 сентября и оканчивается 31 мая.
Если мы будем сравнивать каникулы то, можно сказать, что длинные каникулы в Австралии проходят в самую жару (декабрь — январь) и не превышают 6 недель. Прочие каникулы длятся по 2 недели — в апреле-мае (на католическую Пасху) и называются «осенние». В октябре — весенние, в июне-июле — зимние. Суммарно количество дней каникул получается порядком меньше, чем у наших детей, особенно летом. В России длинные каникулы длятся 3 месяца с июня по сентябрь. Далее в России в начальной школе есть осенние каникулы в начале ноября, зимние каникулы в начале января, весенние каникулы в конце марта.
Если говорить о предметах обучаемых в начальной школе, то предметы почти одни и те же в двух странах, но в России больше часов обучения предметов как математика, русский язык, окружающий мир. В Австралии больше часов начальной школе отдается творчеству, музыке, спорту.
Мы так же сравнили позицию расписание. По всей Австралии практически все школы работают с 9 утра до 15.00. С первых лет и до выпуска дети проводят в школе именно это время. У учеников начальной школы, конечно, не всё школьное время занято учебой. У них больше перерывов: два по 60 минут — для игр и ланча плюс маленькие переменки между занятиями. В России расписание школ начальной школы с 8.30 до 13.00 /14.00. У детей 4-5 уроков с перерывами на завтрак и обед, но в России период приема еды намного короче, с другой стороны у детей горячее питание, а не перекус бутербродами как в Австралии. Уроки длятся 40-45 минут там и там.
По позиции сравнения «оценки» мы можем отметить, что система оценок похожа по количеству их 5, но обозначение разное в Австралии от Е до А, а в России от 2 до 5.
Задают на дом в Австралии меньше, чем в России, и времени на приготовление уроков уходит меньше. Для ученика начальной школы время выполнения домашнего задания состоит 30 минут, как в России объем домашнего задания достаточно большой и соответственно время на выполнение его составляет 1 час.
Ситуация с формой в российской школе более или менее устоялась. Вот уже 20 лет как мы наряжаем детей в «белый верх — темный низ» и при этом не страдаем от повального однообразия, потому что школы вправе выбирать нюансы формы.
В Австралии ситуация похожая. Во всех школах Австралии есть форма, и каждая школьная администрация понимает это слово по-своему. Например, в одних школах разрешается покупать форменную майку и кепку в школьных цветах, а низ выбрать самостоятельно. Он должен быть неброским. Все это стоит тысячу австралийских долларов.
Существует определенная разница между нашими системами начального образования в том, что классы формируются каждый учебный год в Австралии. В России классы в начальной школе остаются идентичными до конца начального звена. То же самое можно сказать об учителях, они меняются каждый год в Австралии, как они говорят для лучшей социализации детей. В России учитель остается одним и тем же.
Заключение
Изучив и проанализировав данный материал, мы можем сделать следующие выводы. Мы видим, что в школьной системе образования России, Австралии есть как сходства, так и различия. Закономерно, что образование является основополагающим фактором для развития и процветания каждой цивилизованной страны. Главное сходство образования в данных странах состоит в том, что образование ставит целью воспитать развитую личность, как психологически, так и физически, подготовить ребенка для жизни в обществе, воспитать патриотичную личность и воспитывать в духе толерантности, гуманности. В данных странах государство гарантирует бесплатное среднее образование.
Рассмотренные страны являются эпицентрами школьного образования и воспитания в мире. Опыт, который используется, как в нашей, так и в других рассмотренных странах является показательным опытом, передовым, к образованию в этих странах обращено большое внимание. Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен. Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым.
Мы считаем, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, что различий больше в системах начального образования, чем сходств, но хорошее образование можно получить и в России, и в Австралии.
Конечно, в каждом образовании есть преимущества и недостатки, но в целом можно прийти к заключению, что образование каждой страны по – своему уникально и обладает всеми качествами для воспитания и становления компетентной личности. Данная работа, безусловно, станет полезной для школьников и преподавателей. Сравнительный анализ образования данных стран, это интересно и познавательно, Работа может служить как некоторый справочник, к которому могут обратиться и школьники, чтобы найти ответ на интересующий вопрос.
Список литературы:
1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания /Б.Л.Вульфсон // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 79-89
2. Гретлер, А. Исследования в области образования в Европе // Перспективы. - 2000. - № 3. - С. 81-96.
3. Крессон, Э. Образование и развитие: [Образование в Англии] /Эдит Крессон //Англия. - 1996. - № 5.
4.Лутцева, Е.А. Начальная ступень образования: структура, содержание, проблемы, перспективы // Начальное образование. – 2005. - № 4 (июль-август). – С. 24-31.
5. Образовательные системы современной России. Справочник. - М.: РГГУ, 2014. - 496 c.
6. Семина В.В., Семина Л.В. Состояние образования в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии на современном этапе // Вопросы современной педагогики и психологии: Свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции: ИЦРОН, 2016.
7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями
Приложение 1
Интервью с Саймоном Ибриным, учеником начальной школы Святого Антония в Сиднее.
- Hello, my name is Veronica and I am a student of the 4th form. I am doing a project about the primary school in Russia and in Australia. I would like to ask several questions about your school.
- Hello, of course. My name is Simon. I am eleven years old. I live in Sydney and I go to Saint Anthony`s catholic school.
- What class are you in?
- My class is 4 G. There are 6 grades in my primary school from kindergarten to year 6. There are 2 classes in my grade 4 G and 4 W. When I was in year 3 there were 60 students, 4 some students left but new students came.
- When do you begin your school year, Simon?
- I begin my school year in the beginning of February because we have summer in Australia and we finish our school year in the beginning of December.
- Ok, It` s unusual for us. Tell me about your school, please.
- School opens at 8.30 a.m. and classes start at 9.00 a.m. I come to school before 9.00 and I have 7-8 minutes to play with my friends at school.
- Have you got many friends at school?
- Yes, I have many friends at school Rudrank, Himaksh, Veer, Idhant, and Shawn. We learn and play together.
- What is your school like?
- There are many areas for playing games: area C is for soccer, area B is for handball, area D is for basketball, area A is a sandpit. My brother Leo likes to play there.
- What subjects do you study at school?
- We study mathematics, writing, reading groups, religion, PDHPE subject. I don`t know the meaning but it is about how to act in different situations. We have a music room too. When I was in year 3 I had Art we drew the pictures. Now instead of Art we have news reports, weather reports, jokes.
- Thank you, Simon. What are your daily routines at school?
- On Monday we go to our class, do the role (to find out who is in the class and who is absent) and we go to the gymnastics. After we return back to our class and start to do the work that our teacher tells to do. At 11 am we have recess – the 30 minutes’ break. We use this time to eat a snack and to play. At 12.45 we have munch and crunch to eat some fruits and watch stories online on a big screen. Lunch starts at 1.30 p.m. up to 2.30.
- Do you like your school in Australia?
- I like school, I can play with my friends. I like playing with my friends more than learning different subjects.
Приложение 2
Интервью с Викторией Малкин
Примерные вопросы для интервью, в виде видеорепортажа о своей школе.
1. Расскажите о себе.
Tell us about yourself, Victoria
2. Где ты учишься?
Where do you study?
3. Когда начинается учебный год в Австралии?
When does your school year start?
4. Какой у вас кабинет для занятий?
What is your classroom like?
5. Расскажи нам, пожалуйста, об уроках и переменах в твоей школе?
What can you tell about your lessons and breaks?
6. Один ли и тот же учитель ведет у вас уроки каждый год?
Have you got the same teacher every school year?
7. Есть ли у вас школьная форма?
Have you got a school uniform in your school?
8. Нравится ли тебе твоя школа и почему?
Do you like your school in Australia and why?
Приложение 3
Таблица сходств и различий начальной школы в России и Австралии
Позиции сравнения | Сходство Различие | Начальная школа в Австралии | Начальная школа в России |
Цель обучения | Сходство | Воспитание гармоничной личности, готовой учиться, работать, развиваться в своей стране | Воспитание гармоничной личности, готовой учиться, работать, развиваться в своей стране |
Возраст | Различие | С 5 лет | С 7 лет |
Количество лет обучения | Различие | 7/8 лет | 4 года |
Учебный год начинается | Различие | 1 февраля | 1 сентября |
Каникулы | Различие | 3 раза в год и летние 2 месяца | 4 раза в год и летние каникулы длятся 3 месяца |
Предметы; уроки | Сходство | 8-9, приоритет спорту и творчеству 4 урока в день, спорт, театр, творчество | 8-9, приоритет основным предметам; 4/5 уроков в день, спорт, творчество |
Уроки | Сходство | С 9.00 до 15.00 Уроки по 40 минут | С 8.30 до 14.00 Уроки по 40 минут |
Обед | Различие | 1 час Приносят с собой | 20 минут Горячий обед |
Оценки | Различие | Буквы от A до Е | Цифры от 2 до 5 |
Домашнее задание | Различие | Почти нет или очень мало | Есть, в хорошем объеме |
Форма | Сходство | Есть, обязательна | Согласно уставу школы |
Классы | Различие | Классы формируются каждый учебный год | Классы формируются в 1 классе |
Учителя | Различие | Меняются каждый учебный год | Закреплен 1 учитель на класс |