СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС: реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««ФГОС: реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Балтинская средняя общеобразовательная школа»

Мошковского района









Научно-исследовательская работа

по теме:

«Ох уж эта каллиграфия!»







Секция: русский язык и литература

Авторы:

Колисниченко Иван Денисович

Скопа Алина Алексеевна

Класс 5

Руководитель:

Шамова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.








Балта 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3-4

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

КАЛЛИГРАФИЯ…………………………………………………………………....5

1.1.Каллиграфия в русском языке….........................................................................5

2.2.О пользе каллиграфии…………………………………………………...........5-7

2.3.Применение каллиграфии в современном мире……………………….........7-8

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОХ УЖ ЭТА КАЛЛИГРАФИЯ! ………………........................................................9

2.1.Содержание исследовательской работы «Ох уж эта каллиграфия!»................9

2.2.Анализ результатов практической работы «Ох уж эта каллиграфия!»….10-13

2.3.Каллиграфический эксперимент ...................................................................13-14

2.4.Рекомендации по улучшению почерка ........................................................14-17

2.5. Анализ результатов исследовательской работы……………………..........17-18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................19-20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ.......................................................................................................24

ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................................22























ВВЕДЕНИЕ

Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Однако речь слышна только на небольшом расстоянии. Вот эту естественную ограниченность звуковой речи с очень далеких времен люди научились преодолевать путем ее записи, графического изображения в различных системах письма.

Письму не помешают ни время, ни расстояние. Письмо – это мост между давно исчезнувшими народами, цивилизациями и нами, между сегодняшним и будущим.

Но искусством письма люди не всегда владели. История письменности — это история эволюции технических навыков, скорости передачи информации.

В начале появилось картинное письмо (пиктография): событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспроизводились, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Мы вступили в информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Учащиеся школы постоянно пользуются различной электроникой. Поэтому на почерк, на его каллиграфию большинство учеников и их родителей не обращают внимание.

Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс.

Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Слово «каллиграфия» пришло к нам из древнегреческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота» и «писать», т. е. дословно «красивописание». Под эти термином понимается умение не только красиво писать, но и обладать способностью писать разборчиво, придерживаясь одинакового наклона и размера букв. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Это и стало поводом для исследования.

Актуальность выбранной нами темы несомненна. Вопрос о качестве почерка поднимается и в средствах массовой информации (например, беседы на эту тему неоднократно велись на радио). Это свидетельствует о том, что не только учёные и методисты, но и широкая общественность, действительно, обеспокоены этой насущной проблемой. Проблему почерка в современной школе эксперты выносят в разряд общепризнанной и наиболее актуальной.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные каллиграфии вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере учеников и учителей своей школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Новизна нашей работы заключается еще и в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до нас не было.

Объект исследования: школьники и учителя МКОУ Балтинская СОШ, почерк учеников 5-11 классов МКОУ Балтинская СОШ.

Предмет исследования: пути совершенствования работы по формированию каллиграфических навыков учеников 5-11 классов на современном этапе образования.

Цель работы: обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе.

Задачи и методы исследования: изучить литературу по теме, провести наблюдение над почерком учеников 5-11 классов, проанализировать и систематизировать полученные результаты, предложить конкретные приемы улучшения почерка.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, синтез и анализ полученных результатов, интервью, эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в возможности сформировать отношение к каллиграфии как к необходимому условию успешного обучения в современной школе, а также расширить кругозор в области искусства: узнать о влиянии каллиграфии на здоровье, и донести это знание до других.

Результаты исследования могут быть использованы учителями и обучающимися в усовершенствовании своего почерка.

Гипотеза: каллиграфия – это искусство, не потерявшее своей значимости в современной школе, обучение каллиграфии положительно влияет на здоровье и будущее школьника.







ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Каллиграфия в русском языке

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивое письмо») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»

В толковом словаре В.И. Даля понятие трактуется так: «КАЛЛИГРАФИЯ - чистописанье и краснописанье», в Толковом словаре С.И.Ожегова: каллиграфия – это красивый почерк.

В настоящее время, в эпоху развития цифровых технологий, когда Интернет представляет собой кладезь различных знаний, развлечений и игр, у детей отсутствует мотивация к тому, чтобы в школе научится красиво и аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным каллиграфией, ему она кажется скучным и утомительным делом. Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса к такому занятию. Зачем тратить время на развитие каллиграфических навыков, если в окружающем мире столько всего интересного?

2.2.О пользе каллиграфии

В России расцвет каллиграфии был в дореволюционное время. В лицеях, церковноприходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. Например, Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

После революции этот вид искусства фактически исчез из школьной программы. Его заменили чистописанием. А 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.

Известный эстонский педагог Пауль Лихтейн еще в 1970 году предупреждал о последствиях отказа от каллиграфии и о влиянии ее на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент в поисках методик для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Теперь многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешевое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

В Китае также обратили внимание на каллиграфию. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу1 рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.

Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.

Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает еще более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.

Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к различению и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Письмо – один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О ее воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. Изучением влияния каллиграфии на человека занимались Н.Пирогов, Павлов и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.

В 2009 году П.П. Чобитько создаёт в Санкт-Петербурге первую в России Школу Каллиграфии, которую ведет по своей авторской программе. В 2011году учреждает Центр искусства каллиграфии «От Аза до Ижици» и является руководителем Центра и Школы каллиграфии. Петр Петрович Чобитько сказал, что более 15% населения Японии, например, занимаются каллиграфией с трех лет. Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики. Каллиграфия укрепляет волевые качества, которые японцы называют «корнем характера».

2.3.Применение каллиграфии в современном мире

Каллиграфия продолжает искать новое место в современном мире с момента появления книгопечатания и машинописного набора текста. Традиция использования рукописных надписей пока сохраняется в иконописи и оформлении интерьера храмов. Но в других сферах технологическая возможность нанесения наборного текста полностью вытеснила все надписи от руки.

Именно поэтому, красиво написанное слово приобрело особую ценность. Каллиграфию активно используют все, кто хочет выделить свое послание и индивидуализировать его. Предприниматели, в продуктах или услугах которых есть ручной труд или индивидуальный подход, премиальные марки, организаторы мероприятий и свадеб, оформители городской среды. И, конечно, дарители книг, открыток и другой печатной продукции.

Основные сферы, в которых на данный момент требуется работа каллиграфа:

— Свадебная и event-каллиграфия. Приглашения, карточки рассадки, навигация, подписи на конвертах. И другие надписи для оформления пространства мероприятия.

— Логотипы и прочие элементы фирменного стиля. Логотип только из надписи или надпись плюс иллюстрация. Рекламные и прочие надписи, используемые для оформления визуального представления бренда. Оформление сайтов и блогов (в зависимости от задачи, логотип может быть просто отсканированным рукописным словом, либо отчасти базироваться на буквах, написанных от руки).

— Принты. На одежде, кружках, канцелярии и прочей сувенирной продукции.

— Оформление книг, журналов, сайтов. Надписи для обложек и заголовков, различные выделения в тексте. Дополнение к иллюстрациям.

— Персонализация подарков. Подпись книг, альбомов, открыток, подарочных коробок, сертификатов и т. д.

—Оформление интерьеров, магазинов, городских пространств и праздников. Меловые доски, витрины, роспись стен, каллиграфити, создание арт-объектов, световые шоу с проецируемыми текстами.

Разнообразие задач, где необходима каллиграфия, не знает предела. Везде, где используется текст, может возникнуть работа для каллиграфа. Например, в создании генеалогического дерева, монограммы, экслибриса, рукописной книги, татуировки, надписи на одежде или интерьерного холста.















ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОХ УЖ ЭТА КАЛЛИГРАФИЯ!

2.1. Содержание исследовательской работы «Ох уж эта каллиграфия!»

В исследовании принимали участие 35 учащихся 5-11 классов (100%) и 12 педагогов (92%) МКОУ «Балтинская СОШ». Всего 47 респондентов. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы анкеты №1: (Приложение №1)

  1. Нравится ли вам собственный почерк?

А) да

Б) нет


2. Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?

А) да

Б) нет


  1. Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

А) да

Б) нет


4. С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему? (нужное подчеркнуть)

5. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

А) да

Б) нет

Также нами был проведен опрос педагогов по следующим вопросам анкеты №2:

(Приложение №1)

  1. Довольны ли вы почерком своих учеников?

А) да

Б) нет

  1. Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

А) да

Б) нет

  1. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

А) да

Б) нет



2.2 Анализ результатов исследовательской работы «Ох уж эта каллиграфия!»

По данным анкеты №1 были выявлены следующие результаты:

Диаграмма 1.

Нравится ли вам собственный почерк?





















Диаграмма 2.

Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?





















Диаграмма 3.

Всегда ли вы понимаете, что сами написали?



















Диаграмма 4.

С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему?





















Диаграмма 5.

Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?



















Мы проанализировали ответы на вопрос: «Почему школьники предпочитают работать с печатными текстами?» и составили следующую таблицу.

Почему школьники предпочитают работать с печатными текстами?

(ответы учеников МКОУ Балтинская СОШ)

Аргументы

Автор

1

Работать могу и с тем, и с другим, но бывают случаи, когда непонятный почерк.


2

Нравится, не надо напрягаться.


3

Главное, не электронный вариант, от них глаза болят. Печатный.


4

Писать легче.


5

Проще разбираться.


6

Более четко. Ошибок делаешь меньше.


7

С ними проще.


8

По печатному тексту писать легче.


9

С печатным, тогда я больше запоминаю.


10

С печатными, они удобнее.


11

Естественно с печатным. Просто. Ясно. Не надо с почерком разбираться.


12

Написано понятно, ошибок меньше будет!


13

Лучше видно буквы и понятно, что написано.


14

Удобнее читать.


15

С печатными спокойнее, ошибок меньше.


16

С печатными, потому что удобнее, лучше видно буквы.




Вывод: в среднем 54% учащихся не нравится собственный почерк; 71% участников анкеты утверждает, что понимает свой почерк; 37% школьников уверены, что у учителей нет замечаний к их почерку; 89% учащихся предпочитают работать с печатными текстами, аргументируя свой выбор. 57% школьников согласны ввести в школьное расписание уроки чистописания, то есть они готовы работать над собственным почерком. Это замечательно! Так как в ходе исследования мы изучили почерки учеников 5-11-х классов, всего 35 обучающихся (100%), только 31 % от общего числа участников исследования имеют читаемый и аккуратный почерк.

Результаты анкеты №2 (опрос педагогов):

Диаграмма 1.

Довольны ли вы почерком своих учеников?





















Примечание: доволен почерком своих учеников учитель физической культуры. Ох уж эта каллиграфия!

Диаграмма 2.

Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?





















Диаграмма 3.

Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?



















Вывод: 92% учителей не довольны почерком своих учеников;84% не снижают оценку за плохой почерк; 16% (учителя русского языка и литературы) снижают оценку за плохой почерк при контрольном списывании; 69% педагогов уверены, что уроки чистописания необходимо ввести в школьное расписание. Обратим внимание, что в этом вопросе мнения учеников и учителей практически совпали.

Мы провели интервьюирование среди учащихся и учителей, пытаясь выяснить, знают ли они, что такое каллиграфия и нужна ли каллиграфия в современной школе? Большая часть респондентов ответили, что знают, что она необходима для исправления почерка. На вопрос о каллиграфическом почерке ответили: «Красивый. Аккуратный. Разборчивый».

2.3.Каллиграфический эксперимент

  ЭКСПЕРИМЕ́НТ (от лат. experimentum - проба, опыт), род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.

Работая над темой «Ох уж эта каллиграфия!», мы провели каллиграфический эксперимент.

Цель проведения эксперимента: выявление уровня сформированности каллиграфических навыков учащихся 5-11 классов.

Всего экспериментом было охвачено 35 учащихся. 

В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности у учащихся каллиграфических навыков. Проверялись умения учащихся каллиграфически правильно и четко записывать слова и предложения. Были проанализированы тетради учащихся на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме.

Анализ работ учащихся показал, что при письме они не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке, пишут буквы слишком размашисто или слишком узко, очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме, не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко). (Приложение№ 2)

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся.

Вывод: чтобы почерк был каллиграфически правильным, необходимо следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте.

Чтобы каллиграфических ошибок стало меньше, мы создали для всех участников проекта памятку «Советы по улучшению почерка». (Приложение№6)

2.4. Рекомендации по улучшению почерка

Компьютеры, планшеты и смартфоны облегчили жизнь всем, но особенно обладателям плохого почерка. Теперь никто может даже и не узнать, что он плохой. Но все же если вам нужно писать от руки — то писать лучше красиво. Выработка каллиграфического почерка - это достаточно трудоемкая работа, но если приложить усилия, можно существенно улучшить свой почерк, сделав его не только понятным, но и красивым.

Мы познакомились с большим количеством рекомендаций и способов, которые помогают улучшить почерк. Предлагаем сделать первые шаги на пути к исправлению почерка.

1.Проанализируйте ваш почерк

  • Напишите абзац. Выберите тему (что-нибудь из реальной жизни) и напишите хотя бы пять предложений об этом. Если настрой некреативный, просто перепишите отрывок из книги или газеты. Цель всего этого — понять, как обычно выглядит ваш почерк. Чем больше вы напишете, тем более точным будет ваш анализ.

  • Выявите основные формы. Ваш почерк полон петелек и округлостей? Или вы из тех, чей почерк состоит из прямых, жестких линий? В почерке просматриваются жесткие углы? Буквы сливаются вместе?

  • Обратите внимание на наклон. Угол, под которым вы пишете буквы, может как украшать, так и портить ваш почерк. Буквы вашего почерка стоят перпендикулярно линии под ними? Наблюдается ли значительное отклонение вправо или влево? Небольшой наклон чаще всего не является проблемой, но слишком сильный наклон усложняет чтение.

  • Обратите внимание на выравнивание. Написанные строчки уходят вверх или вниз? Накладываются на линии тетради или друг на друга? У каждого слова свой угол наклона, или вся строчка текста одинаково отклоняется от линии?

  • Рассмотрите внимательно интервалы. Расстояние между словами и буквами также поможет вам определить качество вашего почерка. Между словами расстояние должно быть достаточным для того, чтобы вписать в него букву «О». Если интервал между словами больше или меньше, это может быть признаком плохого почерка. Обратите внимание также и на расстояние между отдельными буквами. Слишком тесный и слишком растянутый почерки также трудны для чтения.

  • Обратите внимание на размер. Оказывается, размер имеет значение (как минимум, когда дело касается почерка). Ваш почерк заполняет все пространство между линиями? Вы можете поместить все слова, не занимая и половины высоты строчки? Вам следует избегать обеих крайностей: расстояние между словами и разделительными линиями не должно быть ни большим, ни маленьким.

  • Проанализируйте качество линий. Посмотрите на линии, из которых состоят написанные вами буквы. Они искажены чрезмерным давлением на ручку/карандаш, или же они слишком бледные, и их трудно читать? Линии букв четкие и ровные, или же волнистые и неясные?

  • Определите все недостатки вашего почерка. Обдумайте все вышеупомянутые моменты и определите, что в почерке нуждается в улучшении? Возможные изменения могут касаться формы букв, расстояния между ними, расстояния между словами, выравнивания, размера букв, качества линий и наклона слов. Улучшив один или более из названных параметров, вы повысите читаемость вашего почерка в целом.

  • Ознакомьтесь с другими почерками для вдохновения. Итак, теперь вы знаете, что ваши буквы слишком большие, а их форма слишком круглая, но что дальше? Отправляйтесь на сайты, посвященные каллиграфии, и посмотрите, какой почерк вам понравится. Скопируйте каждый стиль, который вам по силам повторить. Не бойтесь испробовать примеры почерков, которые значительно отличаются от вашего, ведь в дальнейшем вы выберете отдельные понравившиеся аспекты, а не будете пытаться применить абсолютно новый почерк.

2.Измените свой почерк

  • Поправьте хват, которым вы держите ручку/карандаш. Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и (необязательно) средним пальцами. Конец ручки/карандаша должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца. Если вы держите инструмент для письма слишком крепко или слишком слабо (описанным хватом или любым другим), ваш почерк будет плохим. Вы добьетесь лучших результатов, если будете держать ручку/карандаш, отступив 1/3 длины от пишущего края.

  • Потренируйте базовые элементы. За постоянными неудачами в почерке стоит непостоянность и неравномерность букв, форм и интервалов. Каждая буква состоит из прямых линий, кругов или полукругов, так что уделите время тренировке этих элементов. Испишите весь лист параллельными вертикальными и диагональными линиями. Аналогичным образом испишите весь лист кружками, овалами и производными от них. Когда вы научитесь выводить одинаковые линии снова и снова, то будете готовы переходить к целым буквам.

  • Посмотрите, как пишется каждая буква (в прописях или в интернете). Хотя каждый человек пишет по-своему, есть абсолютно конкретный способ написания каждой буквы алфавита. Следуя правильной инструкции по написанию каждой буквы, вы значительно улучшите почерк в целом. Например, вместо того чтобы начинать писать букву «б» с верхнего хвостика, начинайте ее с внутренней петли. Потренируйтесь в правильном написании каждой буквы.

  • Пробуйте использовать разные письменные принадлежности. Хотя это может показаться слишком дотошным, но факт остается фактом: разные люди могут улучшить/ухудшить свой почерк, используя разные инструменты для письма. Помимо традиционных механических карандашей попробуйте разные ручки, в том числе шариковые, капиллярные и перьевые. Когда вы найдете инструмент, письмо которым будет доставлять вам удовольствие, ваш почерк может улучшиться сам по себе.

  • Потренируйтесь в написании всех букв алфавита. Все верно: словно вы вновь оказались в первом классе, вам нужно заполнить строчку за строчкой всеми буквами алфавита (в строчном и заглавном варианте). Используйте вдохновение, полученное от посещения сайтов по каллиграфии, а также анализ, который вы проводили при исследовании своего почерка, — все это поможет вам сосредоточиться на том, что необходимо изменить. Если проблема в наклоне, поставьте себе задачу писать буквы строго вертикально. Если вы пытаетесь изменить форму букв, сосредоточьтесь на повторении форм, которые вы выбрали при посещении сайтов по каллиграфии.

  • Совершенствуйте новоприобретенные навыки и доводите их до автоматизма. Когда вы будете уверены в том, что каждая буква теперь идеальна, тренируйтесь писать целые слова и предложения. Для этого вы можете использовать одну из панграмм (предложения, в которых присутствуют все буквы алфавита), например: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Переписывайте это предложение снова и снова. Возможно, это занятие покажется вам монотонным, однако здесь стоит вспомнить поговорку: «Повторение — мать учения».

  • Всегда пишите от руки. Откажитесь от возможности сдавать сочинения в напечатанном виде, переписывайтесь с друзьями в рукописном формате. В целом пишите от руки каждый раз, когда это возможно. Если вы будете записывать информацию от руки при каждом удобном случае, это принесет вам большую пользу и позволит улучшить почерк настолько, насколько это возможно. Процесс улучшения потребует времени — мышцы, необходимые для легкого и гладкого письма, будут развиваться постепенно.

4. Просмотр видео «Письмо с секретом» по методике В.А. Илюхиной

5. Сайт PishiKrasivo.ru

Рекомендуем, работая над своим почерком, посмотреть видео «Письмо с секретом» по методике В.А. Илюхиной и зарегистрироваться на сайте PishiKrasivo.ru, где вы найдете много полезной информации по исправлению почерка, а также можете попробовать себя в каллиграфии.

Мы считаем, что большая роль в формировании каллиграфического письма зависит от желания и старания человека. Нам очень хочется иметь красивый и читаемый почерк, поэтому мы уделяем много времени каллиграфии. (Приложение№3)

2.5. Анализ результатов исследовательской работы

«Ох уж эта каллиграфия!»

Из результатов исследования следует:

  1. 54% респондентов не довольны собственным почерком;

  2. 63% респондентов уверены, что у учителей есть замечания к их почерку;

  3. 71% участников опроса не понимают, что сами написали;

  4. 89% респондентов предпочитают работать с печатными текстами;

  5. 43% участников считают, что нужно ввести в школьное расписание уроки чистописания;

  6. 92% учителей не довольны почерком своих учеников;

  7. 84% педагогов не снижают оценку за плохой почерк, учителя русского языка и литературы 16% снижают оценку за плохой почерк при контрольном списывании;

  8. 69% педагогов уверены, что уроки чистописания нужно ввести в школьное расписание;

  9. 86% респондентов знают, что такое каллиграфия, считают, что она необходима в современной школе для исправления почерка;

  10. Результаты каллиграфического эксперимента свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся.























































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написанная Буква - это сосуд,

наполненный неким содержанием,

чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека

П.П.Чобитько



Умение красиво (как в прямом, так и в переносном смыслах) излагать мысли на бумаге – это великое искусство, которому долгое время, к величайшему сожалению, не уделялось должного внимания. Но всё когда-то возвращается на круги своя. И сегодня наука наконец-то начала обращать внимание на значимость каллиграфии и доказала её необходимость для всех на практике:

  • Во-первых, в процессе письма улучшается память.

  • Во-вторых, у пишущего человека лучше развита речь. По результатам исследований американских учёных, у школьников, которые писали эссе от руки, текст получался богаче и разнообразнее, они использовали более сложные обороты и справлялись с задачей быстрее своих сверстников, печатавших на компьютере.

  • В-третьих, письмо концентрирует наше внимание и помогает сосредоточиться.

  • В-четвёртых, письмо снимает стресс.

  • В-пятых, письмо сохраняет молодость мозга. В процессе письма мы задействуем различные зоны мозга, связанные с мышлением, языком и памятью. Когда мы пишем, мозг получает дополнительную тренировку.

К сожалению, в нашей стране в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь - как вид искусства, а во вторую - как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоить отметить, что этим людям за последние годы удалось совершить серьёзный прорыв.

Работая над данным проектом, мы хотели показать, что писать красиво - круче, чем некрасиво. Что заниматься каллиграфией не только интересно, но и полезно. Мы хотели привлечь внимание школьников и учителей к проблеме аккуратного, красивого и правильного письма.

Работа помогла нам по-новому взглянуть на свой почерк, мы осознали, что буквы должны нести в себе изящество и красоту.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

  1. К сожалению, большинство опрошенных предпочитают работать с печатными текстами, считают более удобным печатный способ передачи информации.

  2. Каллиграфия в современном обществе утрачивает свое былое значение - из обыденной нормы она превратилась в искусство, которым владеет далеко не каждый.

  3. Отрадно осознавать, что большинство учащихся и учителей МКОУ Балтинская СОШ считают, что каллиграфия нужна в современной школе как обязательный предмет.

  4. Работа над данным проектом мы сделали для себя открытие, каким образом каллиграфия влияет на здоровье и будущее школьника.

  5. Благодаря анкетированию и интервьюированию мы привлекли внимание к этой теме.

  6. На сегодняшний день прослеживается тенденция положительного отношения к каллиграфии, существует интерес к данной отрасли изобразительного искусства, искусства, не потерявшего своей значимости в современной школе.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении техники каллиграфии.

Таким образом, наша гипотеза является состоятельной. Каллиграфия – это искусство, не потерявшее своей значимости в современной школе, обучение каллиграфии положительно влияет на здоровье и будущее школьника.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ

1.Садкова Е.П. Чобитько: «Каллиграфия – не только красивое письмо» // http://ok-inform.ru/obshchestvo/2550-petr-chobitko-kalligrafiya-ne-tolko-krasivoe-pismo.html. 7.www.Wikipedia.ru

2.Китайская каллиграфия http://wudeschool.com/article/kitajskaya-kalligrafiya

3.Искусство письма в Китае http://planete-zemlya.ru/iskusstvo-pisma-v-kitae/

4. Илюхина В.А. Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников //Дис. канд. пед. н. – М., - 171 с.

5. Википедия. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Каллиграфия

6. Проблема почерка в современной школе / А. С. Сахно, В. А. Каплан, М. Е. Гориш [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1574/

7. http://matadornetwork.com/life/eight-easy-tips-to-improve-your-handwriting/

8. Сайт PishiKrasivo.ru https://pishikrasivo.ru/

9. Интернет-сайт «Международная выставка каллиграфии» http://calligraphy-expo.com/

10. Толковый словарь Даля // https://gufo.me/dict/dal

11. Толковый словарь Ожегова // https://gufo.me/dict/ozhegov

12. Юань Пу Каллиграфия и здоровье

// http://calligraphyexpo.com/participants/Yuan_Pu/kalligrafiya-i-zdorov_e























Приложени№1

Анкета №1

1. Нравится ли вам собственный почерк?

А) да

Б) нет

2. Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?

А) да

Б) нет

3. Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

А) да

Б) нет

4. С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему? (нужное подчеркнуть)

5. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

А) да

Б) нет

Анкета №2

  1. Довольны ли вы почерком своих учеников?

А) да

Б) нет



  1. Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

А) да

Б) нет

  1. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

А) да

Б) нет









Приложение№2





Приложение№2











Приложение№3







Приложение№4

Тест «Узнай себя по почерку» (для родителей)



Надо написать любой тест, или предложение на листе обычной бумаги. (Написать то, что придёт в голову.)

  1. Почерк не отклонён, а идёт по прямой линии.

Человек уверен в себе, он тщательно обдумывает свои мысли и поступки.

  1. Если линия почерка поднимается вверх, это- признак оптимизма.

Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду, стремиться продвинуться вперёд. Он является доброжелательным товарищем, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.

  1. Если строка идёт вниз.

Пессимист не выражает энтузиазма и не возлагает больших надежд на новые идеи.

  1. Буквы могут прыгать то вниз, то вверх.

Почерк человека с переменчивым характером.

Трудно приспособиться к любой работе.

  1. Нет расстояния между словами.

Это явный признак бережливости.

  1. Большие расстояния между словами и строчками.

Показывают щедрость человека, но часто бывает непрактичным.

  1. Узкие поля, оставленные слева (при широких полях справа).

Человек заставляет себя экономит, но у него плохо получается, так как

он гораздо больше любит тратить, а не сберегать средства.













Приложение№5

Советы по улучшению почерка

Буквы должны быть одинакового размера. Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным.

Не спешите! Ваш почерк будет улучшаться быстрее и заметнее, если вы будете учиться внимательно и без спешки.

Чтобы сделать процесс интереснее, попробуйте написать предложение: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Напишите это строчными и заглавными буквами. Эта фраза (как и другие панграммы) содержит все буквы алфавита.

Чтобы почерк был ровным, пишите на разлинованной бумаге.

Старайтесь писать хотя бы один абзац в день. Это поможет вам улучшить ваш почерк.

Используя хороший карандаш или ручку, вы приблизите себя к красивому почерку.

Для вдохновения держите перед глазами несколько страниц, написанных красивым почерком. Это будет для вас образцом.

Используйте карандаш или ручку, которые вам нравятся.

Используйте качественные письменные принадлежности (чем писать, и на чем писать), — это влияет на удобство письма.

Вот еще одна панграмма: «Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ».



Предупреждения

В процессе письма не давите на кончик ручки слишком сильно, иначе у вас может случиться «писательская судорога» (писчий спазм — перенапряжение мышц кисти).

Во избежание писчего спазма задействуйте запястье и руку, а не только пальцы. К тому же не сжимайте ручку слишком сильно, от чего качество письма значительно улучшится.

Во время тренировок почерка не тратьте бумагу зря. Используйте лист бумаги несколько раз, не забывайте писать на обеих сторонах.

Не выбрасывайте образцы и черновики. Возможно, они понадобятся вам в качестве напоминания о том, как должны выглядеть ваши буквы, и чего делать не следует.









Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/453227-nauchno-issledovatelskaja-rabota-po-teme-oh-u

© 2022 309 1