Авторы:
Зайцева Д. Е.
2 курс, 2 группа
Высшая школа психологии и образования БФУ им. Канта
г. Калининград, Россия,
dzaitseva[email protected], +79506783435
Зайнудинова А. В.
2 курс, 2 группа
Высшая школа психологии и образования БФУ им. Канта
г. Калининград, Россия,
[email protected], +79216192803
Научные руководители:
Кайгородова О. В.
Кандидат педагогических наук, доцент ОНК Институт образования и гуманитарных наук
Ермакова Н.И.
доцент ОНК Институт образования и гуманитарных наук
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье анализируется ситуация с развитием коммуникативных навыков младших школьников, изучаются особенности взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом, а также способы развития данных навыков и умений.
Ключевые слова: коммуникативные навыки; коммуникативные умения; общение; сотрудничество; методика; низкий, средний и высокий уровень сотрудничества.
В настоящее время, среди задач современного образования, важное место занимают компетенции «4К» (кооперация, коммуникация, креативность, критичность). Неоспоримо, каждая из этих четырех компетенций важна и актуальна в рамках совершенствования образования, но в данном случае мы бы хотели поговорить о коммуникации. [1]
В первую очередь коммуникативные умения необходимы для подготовки обучающихся к решению проблем, и процессу взаимодействия за рамками школьной деятельности. Коммуникативные умения отвечают за ряд задач: развивают умения слушать и учувствовать в диалогах и коллективном обсуждении проблем, позволяют активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, вырабатывают положительное отношение ко взаимодействию. [2]
Целью нашего исследования являлось изучение и анализ уровня развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста, а именно, их способность к продуктивному взаимодействию, сотрудничеству и согласованию усилий.
В ходе наблюдений за общением детей в классе, нами была выдвинута гипотеза о необходимости улучшения умений взаимодействия учеников друг с другом. Исследование проводилось с детьми 1 класса, в нем приняли участие 10 девочек и 14 мальчиков. В качестве методики была взята методика «Рукавички» за авторством Г. А. Цукерман, в своих работах она исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Данная методика предназначена для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). [3]
Порядок проведения методики был таковым: учащиеся рассаживаются парами, затем, каждому дают по одному изображению рукавички в виде силуэта и просят разрисовать их так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им необходимо договориться между собой, что именно они хотят изобразить.
Инструкция для детей представляла собой следующее: «Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшое задание. У каждого из вас и у вашего соседа на столе лежит силуэт рукавички. Ваша задача раскрасить рукавичку так, чтобы с рукавичкой соседа они образовали пару, т.е. были с одинаковым рисунком. При выполнении задания вы можете использовать карандаши и фломастеры. Выполнять задание вы будете в течении 15 минут. За 3 минуты до окончания, я вам сообщу, что необходимо доделать последние штрихи».
Данная методика является удобной и универсальной, касаемо младших школьников, так как не занимает большое количество времени, а также не вызывает трудностей у детей. Данный факт можно доказать тем, что во время работы, ни у кого из участников не возникло вопросов касательно выполнения задания.
Результаты методики оценивались по следующим критериям:
Сходство узора на рукавичках.
Умение и способность детей договариваться и сотрудничать между собой.
Способность детей аргументировать свое решение и убеждать в своей позиции.
Взаимопомощь в ходе выполнения задания, а также общее настроение (позитивное, т.е. дети работают с удовольствием, активно обсуждают; нейтральное, т.е. взаимодействие по необходимости без интереса; отрицательное, т.е. невозможность договориться, ссоры).
По данным критериям выделяются три уровня развития коммуникативных умений:
Уровень | Характеристика |
Низкий | В узорах на рукавичках преобладают различия или вообще отсутствует сходство; дети не пытаются или не могут договориться, каждый настаивает на своем. |
Средний | Сходство узоров на рукавичках частичное, цвет или форма отдельных частей совпадают, однако имеются заметные различия. |
Высокий | Рукавички украшены одинаковыми или очень похожими узорами; дети быстро приходят к согласию после активного обсуждения, координируют свои действия и сравнивают правильность выполнения принятого замысла. |
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
44% учеников выполнили это задание на высокий уровень, работа им далась легко, а также выполнялась с интересом;
Несколько пар ребят долго обсуждали и выбирали как им выполнить данное задание, прежде чем начать работу;
В некоторых парах всю работу делал один ребенок, раскрашивая и свою, и чужую рукавичку;
Дети довольно быстро справились с заданием (примерно 10-12 минут);
В четырех парах дети рисовали каждый своими материалами, не делясь со своим напарником;
Можно было заметить, что в некоторых парах рассуждал только один ребенок, а другой в свою очередь просто соглашался, не вступая в обсуждение;
У 32% детей возникли трудности с выполнением задания;
Дети выполняли задание в относительной тишине (т.е. не ругались, тихо переговаривались);
В некоторых парах, один выполнял задание за двоих (но это происходило в основном под конец выполнения задания);
У большинства детей на рукавичках была изображена зимняя тематика.
После проделанной работы нами были предложены некоторые рекомендации для развития способностей детей к взаимодействию и сотрудничеству:
Необходимо проводить больше групповых заданий в учебной деятельности, при этом необходимо, чтобы ребята не работали постоянно в одной группе, а периодически менялись, т.е. общались с разными одноклассниками;
Включение в обучение внеучебных творческих групповых заданий;
Использовать в обучении различные приемы, позволяющие ученикам взаимно обучаться и формировать навыки взаимного контроля.
Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что дети в наблюдаемом нами классе демонстрируют средний уровень навыков коммуникации и способностей к сотрудничеству. Исходя из этого мы можем говорить о необходимости и актуальности проведения некоторой программы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Литература
Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования
коммуникативных умений у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Калининград, 2003.- 206 c
Ключникова С. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках ор: МБОУ "Гимназия № 10", г. Воронеж 2020-04-23
Коммуникативные универсальные учебные действия. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман https://sgpi.ru/user/13738/8477/port.pdf