МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 г БОР
Научно-исследовательская работа «Схожие сюжеты в художественной литературе» (на примере сказок А.С.Пушкина)
- Цель работы : Провести сопоставительный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм,
- «Сказки о золотом петушке» А. Пушкина и «Легенды об арабском звездочёте» В.Ирвинга
Задачи:
- Изучить понятие «бродячий сюжет», познакомиться с их разными классификациями
- сравнить «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и «Сказку о рыбаке и его жене» братьев Гримм, выявить сходства и различия
- сравнить «Сказку о золотом петушке»А.С.Пушкина и «Легенду об арабском звездочёте» Ирвинга, выявить сходства и различия
- Актуальность:
- В различных источниках даются лишь фрагментарные сведения по данной проблеме, специальных работ нет или их очень мало. Именно поэтому мы решили исследовать эту проблему.
- Практическая значимость:
- возможность использования данных материалов при изучении сказок А.Пушкина, на факультативных занятиях
«блуждающий» (или «бродячий») сюжет
- фиксированная схема хода событий в литературном произведении с незначительными изменениями, которые вносит автор.
- Данные сюжеты сформировались в мифах и фольклоре разных стран. Мифы разных народов в целом идентичны. Они повествуют о всесильных богах, о непобедимых героях, о красавицах, чье расположение можно заслужить, лишь вызволив из когтей ужасного чудища и так далее. То, что мифы похожи, объясняется очень просто: они переходили из уст в уста, обретали новые подробности. .Наиболее ярким примером похожести фольклора
- в разных странах является сказка о Золушке. Она
- существует примерно в 1000 версиях. Мы знаем
- ее в пересказе братьев Гримм, но филологи
- обнаружили, что эту историю рассказывали
- в Индии еще за тысячу лет до прославленных
- сказочников
« А сколько всего сюжетов существует?»
- 36 сюжетов Жоржа Польти
- 1.Мольба. 2.Спасение. 3.Месть, преследующая преступление. 4.Месть близкого человека за другого близкого человека. 5.Внезапное бедствие. 6.Жертва. 7.Возмущение, бунт, мятеж. 8.Дерзкая попытка. 9.Похищение. 10.Загадка
11.Самопожертвование во имя идеала. 12.Самопожертвование ради близких и др
Кристофер Букер в своей книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории?» (2004) выделил 7 сюжетов:
1.Победа над монстром (Персей и Медуза горгона, Тесей и Минотавр.) 2.Из грязи в князи (гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя 3.Приключение («Одиссея» Гомера, «Остров сокровищ» Стивенсона, 4.Туда и обратно («Машина времени» Уэллса, «Алиса в стране чудес» Кэрролла, 5.Комедия 6.Трагедия т.д.) 7.Воскресение. Герой находится во власти неких чар и в финале освобождается от них (Спящая красавица, Белоснежка и семь гномов
Сравнительный анализ «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина и новеллы В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете»
Критерии сравнения
Сходства
Различия
1.Зачин
«Сказка о золотом петушке»
Герои сказки
- главный герой- царь-деспот, в прошлом грозный воин, решивший в старости отдохн
Ирвинг «Легенда о звездочёте
фольклорный традиционный зачин у Пушкина («…в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»)
у Ирвинга события происходят в реальном испанском городе (В давние времена…в Гранаде правил мавританский царь…)
Старый царь»
Волшебный талисман
Одряхлевший старец
Облик царя не обрисован четко, читатель домысливает сам
Престарелый Абен Габуз…
Тряся седою бородой», не слишком подвижный
- коварные женщины , в которых страстно
золотой петушок - живой и полноправный персонаж,
влюблены цари
бронзовый всадник Ирвинга - всего лишь талисман
… Вся столица
она…никогда не хмурилась, но зато и не улыбалась
Содрогнулась; а девица-
Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха!
Критерии сравнения
Сходства
Различия
Герои сказки
«Сказка о золотом петушке»
Звездочёт
Ирвинг «Легенда о звездочёте
« В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый», «старичок».
Автор называет Абу Аюба «необычайным на вид» Звездочет крайне преклонного возраста: «Седая борода достигала ему до пояса, и был он самого древнего вида, ему уже больше двухсот лет, «сед и морщинист» , «тело, иссушенное науками» «из-под косматых бровей», но в то же время он физически силен, крепок: «проделал путь из Египта пешком, пользуясь только посохом».
Пушкинский Звездочет принадлежал к скопцам, к одной из самых страшных сект, существовавших на Руси. На нем была сарачинская шапка, а сарацины – это арабы- мусульмане, следовательно, советником и помощником царя был иноверец (нехристь).
Критерии сравнения
Сходства
Различия
Сюжет
- обоим царям преподнесен чудесный подарок: сторож, предупреждающий об опасности
«Сказка о золотом петушке»
Видит шёлковый шатёр. Всё в безмолвии чудесном Вкруг шатра; в ущелье тесном
- цари готовы щедро заплатить за сторожа
Ирвинг «Легенда о звездочёте
- цари неблагодарны
«На вершине горы, прямо над своим подземным обиталищем, он приказал возвести громадную башню с проходом‑барбаканом посредине…»
- Красавицы загадочно исчезают
«ударил оземь посохом и тут же, посреди прохода, вместе с царевной провалился сквозь землю. Земля наглухо сомкнулась над ними…»
Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.
Критерии сравнения
Сходства
Различия
6.Сказочные приметы:
б) использование числовой символики
«Сказка о золотом петушке»
а) Волшебство
Волшебные помощники
Ирвинг «Легенда о звездочёте
Золотой петушок
в) Победа добра и способ наказания зла. Развязка
троекратный повтор цифры 8
Бронзовый всадник
Цари наказаны за неблагодарность
Вот проходит восемь дней…
Звездочет изъявил полное довольство и , запершись, предавался ученым трудам целых трое суток.
И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился... и в то же время С колесницы пал Дадон - Охнул раз, - и умер он.
Снова восемь дней проходят…
… царь выслал в горы конный разъезд. Он вернулся через три дня.
остаток дней государя‑миролюбца прошел в кровавой суматохе.
Вот осьмой уж день проходит…
Наконец Абен Габуз умер и был предан земле
Сравнительный анализ сказки «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм
Критерии сравнения
Сходства
Различия
1.Зачин
Герои сказки
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил-был когда-то рыбак со своею женой… в бедной избушке, у самого моря.
«Сказка о рыбаке и его жене»
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке
Старик ловил неводом рыбу
старик и рыбак являются положительными и одновременно отрицательными героями, отрицательными героями являются жена и старуха
Рыба:
Сидел он однажды с удочкой и все глядел на зеркальную воду
Ровно тридцать лет и три года
Нет точной даты сколько лет жили в избушке
Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою
Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою
Рыба:
в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по "социальной лестнице", тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком.
Не рыба я камбала, а очарованный принц.
Муж не дает тех "нелицеприятных характеристик" жене, какие срываются из уст старика.
Уступая настояниям жены с неохотой, рыбак фактически действовал с нею заодно, вкушая фантастические блага, любуясь своей Ильзебилль («как красиво, когда ты императрицею стала!»
Образ рыбки
Золотая рыбка
В пушкинской сказке старик пользуется неводом, отпускает рыбку обратно в море и говорит ей,,ласковое слово…
камбала
золотая рыбка разорвала позорный для нее договор, когда старуха захотела стать владычицей морскою, и чтобы рыбка была у неё на посылках
в немецкой сказке мы читаем: « опустилась она на дно и оставила за собой длинную струйку крови». Образ рыбы камбалы страдательный, чем у золотой рыбки Пушкина.
Камбалу-рыбу не помышляли унижать. Просто-напросто она наказала чрезмерное тщеславие.
Сравнительный анализ сказки «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм
Критерии сравнения
Сходства
Различия
сюжет
«Сказка о рыбаке и рыбке»
- Персонажи обеих сказок живут на берегу моря
Старуха посылает за новым корытом
«Сказка о рыбаке и его жене»
- Оба рыбака возвращают морю свою необычную добычу,
- Жена и старуха хотели каждый раз всё больше и больше
Жена посылает за новой избой
Старуха хочет жить в новой избе
- Рыбак ходил каждый раз поневоле к волшебной рыбе
- каждое новое желание их жен море встречает с возрастающим волнением, возмущаясь под конец до урагана.
Жена хочет жить в новом замке
- Волшебная рыба не исполнила последнее желание
Старуха становится столбовою дворянкой
Жена хочет стать королевой
- Жена и старуха остались ни с чем
Старуха хочет быть вольною царицей
Жена желает быть императрицей
Старуха хочет стать владычицей морскою
Жена хочет стать Папой римским
Жена хочет стать богом
Критерии сравнения
Сходства
Различия
6.Сказочные приметы:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
а) Волшебство
золотая рыбка и рыба-камбала умеют говорить человечьим голосом
б) Троекратный повтор
В обеих сказках присутствует магическая цифра 3
в) Победа добра и способ наказания зла. Развязка
«Сказка о рыбаке и его жене»
«Золотая рыбка»
7.Концовка
В обеих сказках главные герои остаются ни с чем. Золотая рыбка и рыба-камбала отказываются исполнять желания
«Три раза старик закидывал невод.»
«Не рыба я камбала, а очарованный принц»
«…сидит она на троне на высочайшем, и на голове у нее три большие золотые короны»
«Тридцать лет и три года, которые прожили старик и старуха»
Всёвозвращает на круги своя.
Придя после разговора с золотой рыбкой старик увидел «… опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто»
Рыба–камбала выслушав желание жены стать Богом, лишила и жену, и старика того, что она им ранее дарила, тем самым проучив их обоих за жадность…
От данного решения пострадала только старуха, которая лишилась богатства и власти.
Жадность вредна. Надо довольствоваться тем, что есть.
Придя после разговора с рыбой-камбалой рыбак увидел свою жену, которая «…сидит снова на пороге своей избушки. Так и сидят они там и доныне»
Анкетирование СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
- 1. Знакомы ли вы со сказками Ирвинга и братьев Гримм?
- 75 % незнакомы совсем
- 14 % - читали сказку
- братьев Гримм
- 11 % - читали сказку Ирвинга
Анкетирование СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
- 2. Хотели бы вы познакомиться со сказками, узнав о том, что они напоминают наши любимые сказки А. С.Пушкина
- 2. Хотели бы вы познакомиться со сказками, узнав о том, что они напоминают наши любимые сказки А. С.Пушкина
- 2. Хотели бы вы познакомиться со сказками, узнав о том, что они напоминают наши любимые сказки А. С.Пушкина
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм: 85 % хотели бы прочитать 13,5% затруднились ответить 1,5 % ответили отрицательно
- Из 75 %, не знакомых со сказками братьев Гримм:
- 85 % хотели бы прочитать
- 13,5% затруднились ответить
- 1,5 % ответили отрицательно
Выводы:
- 1. В результате работы изучены разные классификации бродячих сюжетов, выявлены причины их существования
- 2. Во многом сказки оказались похожими, но всё же есть в них существенные отличия
Глоссарий
- Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие произведения фольклора (устного народного творчества).
- Композиция – построение, расположение и взаимность всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
- Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
- 5
Использованная литература
- 1. А.Н. Афанасьев. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: Индрик, 1996
- 2.Пушкин А.С. Сказки. – М.: Росмэн, 1996.
- 3. Ирвинг «Альгамбра» . Москва, Вече,2009
- 4. Братья Гримм. Сказки. — М.: Худ. литература, 1978.