20
Министерство образования республики Дагестан
Городское управление образования
Научно – практическая конференция
«Шаг в будущее»
«Скульптурные памятники Махачкалы»
Выполнила: ученица 10 «2» класса гимназии 17
Никаева Нина
Руководитель: учитель ИЗО и МХК Камилова Х. М.
Махачкала г
Аннотация
Актуальность исследования. Одним из важных направлений совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания в современных условиях является формирование способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве. Монументальная скульптура составной частью входит в содержание гражданской, политической, нравственной, правовой, эстетической и в целом духовной истории конкретного народа в границах определенного времени и пространства. Вряд ли можно отыскать в мире народ, который был бы обделен художественно-эстетическими, патриотическими чувствами и идеями, которых они выражают в различных видах искусства, формируя уникальную народную культуру, хотя и проявляются они далеко не однозначно.
Актуальность темы определяется также важностью научного осмысления художественных скульптурных образов народной культуры для истории родного края, с целью сохранения и развития художественно-эстетического наследия предыдущих поколений, формирования патриотических чувств.
Полагаю, что в этом нам поможет обращение к корням, - и прежде всего - к трудам К.Д. Ушинского, говорил академик Н.Д. Никандров: «Сегодня мы должны сделать все, чтобы люди не забывали свою культуру, своих национальных героев. Вспомним русского философа И.А. Ильина, который настойчиво повторял, что уже с пяти - шести лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбляться в них. Национальный герой должен быть возвращен в школьные учебники и на экраны телевизоров».
Цель исследования - способствовать изучению, и сохранению богатой художественной культуры Дагестана средствами монументальной скульптуры.
Задачи исследования:
- изучить научные труды по проблеме исследования, провести теоретический анализ монументальной скульптуры Дагестана.
- проанализировать роль памятников на современном этапе развития общества.
Методологической основой исследования являются труды ученых по проблемам изучения современной монументальной круглой скульптуры, патриотического, эстетического воспитания и развития творческой активности средствами памятников города.
Объект исследования - роль скульптурных памятников Махачкалы в патриотическом и эстетическом воспитании на современном этапе развития общества.
Гипотеза исследования. Изучение, сохранение и бережное отношение к богатой художественной культуре Дагестана, в том числе и к скульптурным памятникам Махачкалы, будут более эффективными если:
- выявить содержание и педагогическое значение культурных памятников в художественно-эстетическом, патриотическом воспитании школьников;
- развить интерес подрастающего поколения в процессе учебно-творческой работы на усвоение нравственных понятий путем анализа произведений скульптуры, отражающих общественно-политическую, социальную, патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей;
- использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, создать необходимые условия, способствующие восприятию скульптурных памятников, - приглашение на классные часы народных скульпторов, экскурсии к памятникам города, посещение мастерской скульптора и т. д.;
- использовать инновационные технологии, средства массовой информации в популяризации культурного достояния региона;
- Создавать научно-популярные фильмы, посвященные как памятникам Махачкалы, так и другим культурным ценностям Дагестана
Аннотация
... Время меняет все, лишь культурное наследие веками хранит народную память о прошлом республики, пробуждая в новых поколениях чувство национальной гордости, осознание истинного величия истории своей малой родины.
Средствами скульптуры можно выразить не только отношение к человеку, но и к истории, дать свое восприятие конкретной личности и ее места и роли в мире. Мировоззренческая, нравственная, патриотическая и эстетическая содержательность в этом виде искусства может быть особенно велика.
Сегодня скульптурные памятники Махачкалы – это своеобразный художественно-культурный облик города, который отражает художественный вкус, интересы, духовное развитие современного общества, культурное наследие последующим поколениям.
В данной научной работе сделана попытка проанализировать скульптурные памятники города. Исследование было затруднено отсутствием должной информации о культурных памятниках города, тем не менее, мы надеемся, что мы внесли свой маленький вклад в изучение этих памятников. Мы сделали акцент на монументальных памятниках последних лет.
Содержание
Аннотация I
Аннотация II
Общая характеристика скульптуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Развитие скульптуры в Дагестане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Памятники Махачкалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Экспериментальная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложения
Общая характеристика скульптуры
Первые скульптурные произведения, дошедшие до нас, относятся к верхнему палеолиту (33 тыс. до н.э. ). Много позднее в Древнем Риме появился термин «скульптура», который в переводе с латинского обозначает «ваять, высекать».
В зависимости от той роли, которую играет в архитектурном пространстве, скульптура бывает монументальная, монументально-декоративная, станковая. Монументальная скульптура, представленная памятниками, монументами (обелиски, колонны), определяет идейные и художественные акценты городских и дворцовых ансамблей. Монументально-декоративная скульптура украшает здания их интерьеры и наружный вид, сады и парки. Художественный стиль произведений монументальной и монументально-декоративной скульптуры определяется выразительными особенностями архитектуры. Размеры произведений монументальной и монументально-декоративной скульптуры должны масштабно и пропорционально соответствовать архитектурно организованному пространству. Станковая скульптура, имеющая самостоятельное художественное значение в меньшей степени зависит от архитектурной среды и предназначена для камерного общения со зрителем. Ее место – в музеях, дворцах, в частных домах.
По жанрам скульптура разделяется на портретную, жанровую (бытовую - воспроизведение различных бытовых сцен), анималистическую (изображение животных), историческую (портреты исторических лиц, исторические сцены).
По форме изображения различают скульптуру круглую, то есть трехмерную, допускающую обход и восприятие со всех сторон, измерение по высоте, ширине, толщине, и рельеф – скульптуру на плоскости, выполненную с применением перспективных сокращений и рассматриваемую обычно лишь спереди. По отношению к плоскости фона различаются углубленный рельеф – контррельеф, и выпуклый, подразделяющийся на низкий – барельеф, применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д., и высокий – горельеф.
Главные выразительные средства рельефа, отличающие его от скульптурного изображения, - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объемов, тонкая или наоборот, крупномасштабная моделировка форм, позволяющая воспроизводить сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мотивы.
Наиболее значительным разделом мирового искусства ваяния является монументальная скульптура, в частности памятники как одна из основных ее форм, воспроизводила в основном образы царей, завоевателей, владык мира или же легендарных мифических и библейских героев. Первый памятник, человеку прославившемуся своей духовной интеллектуальной деятельностью, –Эразму Роттердамскому был создан в 1618-1621 гг. (скульптор Хендрик де Кейсер). В последующие века в разных странах сооружают все больше памятников поэтам, писателям, композиторам, писателям, ученым. Ведь эти люди – духовное и нравственное богатство нации, выразители того лучшего, что внес данный народ в сокровищницу мировой культуры и науки.
Развитие скульптуры в Дагестане
Древнейшая на Северном Кавказе, ритуальная по форме и архаическая по содержанию культура народов Дагестана является наиболее богатой по разнообразию прикладных видов искусства. Вековые знания любого природного материала, богатые орнаментальные, символико-изобразительные традиции, мифология и многобожие создали в Дагестане самобытную художественную культуру.
Народное искусство, имеющее древнейшую практику творческой, коллективной деятельности народа представляет собой не просто букет разнообразнейших народных промыслов, но в первую очередь - национальный, фундаментальный запас художественных и философских ценностей. Любая вещь была не только полезной, но и красивой, украшенной, изображенной. И всегда был смысл и в том и в другом, ничего не производилось без осознанной потребности. Изобразительное народное творчество, его орнаментально-условный язык неминуемо является базой, основой развития любого современного искусства, и его главной функции - отражения времени и места.
Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура, как профессиональная деятельность отдельных личностей появилась в Дагестане лишь после 1917 г. Но тем не менее археологическими находками и трудами исследователей Н. А. Бакланова, А. С. Башкирова, Э. В. Кильчевской, П. М. Дебирова, М. М. Мамаева выявлено наличие в дореволюционном Дагестане многих памятников, подтверждающих высокий профессиональный уровень пластического искусства в виде каменных рельефов, горельефов, которые использовались в архитектурном декоре, где народные ваятель воспроизводили фигуры людей, львов, сцены борьбы и охоты, геральдические композиции.
Трудные условия жизни, господство вплоть до 19 века общинно родового строя, господство мусульманского права, явились причинами отсутствия профессионального изобразительного искусства. «Дагестан веками не имел представления о профессиональном искусстве. У нас не было живописи и скульптуры до 20 века. Мусульманская религия запрещала изображать человека, быть может, талантливый народ подарил бы миру своего Микеланджело, своего Рембранта» - пишет Расул Гамзатов во вступительной статье в книге «Искусство Дагестана».
Сменившийся общественный и религиозный строй сменил отношения в обществе и его потребности. Но появление изобразительного искусства было тогда скорее внезапным и спонтанным, нежели очевидным - оно было фактом идеологической установки. Естественно, что искусственно навязанные образы, язык и письмо в изобразительном не могли не отразиться на общем направлении, качестве и характере дагестанского изобразительного искусства. Тем не менее, в 1917 году и далее перед Дагестаном была поставлена задача перескочить почти пятивековой опыт классического искусства и заложить на местной почве основы и школу ИЗО. И этот "эксперимент" возможно бы не удался, если бы не тысячелетний опыт дагестанской культуры, ритуальной по форме и архаичной по содержанию.
Через 90 лет мы имеем явно обозначенные контуры дагестанской школы ИЗО, самобытной художественной линии изобразительного искусства Дагестана. На протяжении своего становления она, конечно же, претерпевала достаточно сильное влияние т.н. принципа партийности, идеологии "социалистического реализма". Но наряду с этим, уже в конце 60-х годов в дагестанской живописи стали четко обозначаться тенденции т.н. неформального, свободного творчества. Установился свой, ассоциативно-смысловой изобразительный язык. Сформировалась плеяда художников, скульпторов, чье творчество опирается на архаические постулаты древней материальной культуры горских народов, его ментальность. Контакты, взаимовлияния, диффузии культур, творческое восприятие опыта других народов обогащают внутреннее развитие каждого народа. И Дагестан в этом смысле не исключение.
Так современная скульптура Дагестана, то есть современное профессиональное изобразительное искусство нашей республики, родилась вместе с поколением, которое воспитывалось одновременно на двух традициях: на традициях прогрессивной живописи мира и на традициях самобытного народного искусства.
Основоположником и ярким представителем дагестанского скульптурного искусства является Хас-Булат Аскар-Сарыджа – народный художник Дагестана, заслуженный деятель искусств Казахстана, автор многочисленных памятников и декоративных скульптур, установленных во многих городах России и на территории бывшего СССР. Аскар-Сарыджа получил профессиональную подготовку в мастерской замечательного грузинского скульптора Я.И. Николадзе, затем в Ленинградской Академии художеств. Более двух десятилетий Аскар-Сарыджа оставался единственным в республике скульптором-профессионалом.
У одного из входов в столицу республики, на широкой привокзальной площади, словно эмблема страны гор, стоит скульптурный памятник, который представляет собой конную статую борца за советскую власть, первого военкома республики, члена областного РВК Махача Дахадаева (1882 -1918 г.), убитого бандой Бичерахова-Тарковского, именем которого названа и столица республики. Свое название Махачкала получила 14 мая 1921 г. в память об одном из организаторов борьбы за советскую власть в Дагестане Махаче Дахадаеве. Вторая часть нового названия города "кала" означает "крепость". Творец этого памятника – Аскар-Сарыджа, архитектор Г. Ганиев. Установлен памятник в 1971 году. Аскар-Сарыджа автор многих памятников Махачкалы.
Выразительность образа дагестанского революционера кроется в суровом лаконизме, чеканности силуэта, в подчеркнутой пластичности и монолитности. На плечах всадника бурка, на голове папаха.
Памятники Махачкалы
Махачкала расположена на узкой полосе низменной равнины западного побережья Каспийского моря между горой Таркитау и морем, которая в далеком прошлом называлась дагестанским коридором. Город основан в 1844 г., как русское военное укрепление Петровское (в 1722 году здесь останавливался Петр I во время Персидского похода). Существует также более известное среди горцев название Анджи-Арка. 24 октября 1857 г. укрепление Петровское было преобразовано в город Петровск-Порт.
В конце XIX - начале XX вв. началось интенсивное развитие города. Построена железная дорога Ростов – Баку, по которой было открыто движение поездов до Порт-Петровска. К 1897 году население города увеличилось более чем в четыре раза и превышало 8,7 тыс. человек. Появились железнодорожные мастерские, возникают нефтеперегонный и бондарный заводы, пивоваренная, бумагопрядильная, табачные фабрики. Значительное развитие получает добыча и обработка рыбы. Вблизи города начинают создаваться рыбные промыслы, на которых добывается большое количество ценнейших сельдевых, осетровых, лососевых пород: мировую славу завоевали балыки, икра красной рыбы. Начиная с первого генплана застройки города (1931 г.) и последующих (1938, 1961, 1973 гг.) Махачкала приобретает прямоугольную сетку улиц: одни параллельно берегу моря, другие – перпендикулярно ему. Сохранилось много одно-двухэтажных домов из темно-желтого известняка конца XIX- начала XX вв. Характерным являются зеленые массивы скверов, садов и парков.
В
доль берега моря расположен Приморский бульвар с памятником поэту Сулейману Стальскому (1949г., скульптор Х.Н. Аскар-Сарыджа, архитектор А.М.Алхазов). Работе над памятником предшествовали скульптурные портреты поэта, выполненные с натуры еще в 1937 году. Вдумчивый, многолетний опыт работы над образом «Гомера 20 века», говоря словами А. М. Горького, привел к созданию памятника большой духовной выразительности. Простая форма композиционного портрета-памятника придала этому произведению поэтическое звучание. Памятник над могилой поэта Сулеймана Стальского (1869-1937), представляет собой бюст одного из основоположников дагестанской советской (лезгинской) литературы на высоком постаменте.
П
амятник очень удачно связан с окружающим пространством, где простор моря и высокие деревья в сквере вместе с ним участвуют в создании микросреды определенного эмоционального настроя.
Памятник над могилой поэта Гамзата Цадасы (1877-1951), на пр. Расула Гамзатова, в маленьком скверике у центральной площади установлен в 1956 г. Представляет собой бюст одного из основоположников дагестанской советской (аварской) литературы на высоком постаменте. Авторы произведения: скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа, архитектор А. М. Алхазов)
В конце 1950-х годов начинают свой творческий путь И. Ибрагимов, П. Кусков, Г. Гейбатов, а в начале 1960-х годов – А. Газалиев, А. Ягудаев, Б. Мурадова, Г. Гимбатов.
С середины 1960-х годов и до наших дней широкий размах получило сооружение памятников национальным героям нашего региона
Монумент памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне расположен в парке им. Ленинского комсомола. Установлен 9 мая 1976 года. Авторы: группа под руководством художника А. Эмирбекова (Р. Степанов, Ю. Помер, С. Кулиев, В. Бедеров).
М
ногофигурная композиция – Памятник борцам за Советскую власть находится перед зданием РЦК, с левой стороны от здания администрации Махачкалы, возле площади Ленина. Установлен в 1980 году скульптором Г. Гейбатовым. Представляет собой шесть стоящих фигур дагестанских большевиков-руководителей революционного подполья, расстрелянных врагами советской власти в 1919 году: О. Лещинского, У. Буйнакского, А.-В. Гаджимагомедова, А. Исмаилова, С. Абдулгамидова, А. Алиева. Руки и босые ноги революционеров скованы цепями. Скругленный постамент, повторяет окружность каменного венка, расположенного у подножия памятника.
П
амятник пятикратному чемпиону мира Али Алиеву находится в парк им. Ленинского комсомола, у здания спортивного комплекса им. Гамида Гамидова. Установлен в 1998 году скульптором Г. Гейбатовым. Представляет собой фигуру спортсмена на высшей ступени пьедестала почета, с лентой победителя через левое плечо и пятью медалями. Али Алиев, (1937 - 07.01.1995), российский борец вольного стиля. Родился в с. Чох Гунибского района. В 1957 году Алиев стал чемпионом Дагестана. В 1967 году тридцатилетний Али Алиев, накануне XIX Олимпийских Игр был уже пятикратным чемпионом мира, семикратным чемпионом СССР, трехкратным чемпионом Спартакиады народов СССР. По итогам 1967 года Али Алиев попал в "десятку" лучших спортсменов страны. Заслуженный мастер спорта защитил кандидатскую диссертацию по медицине, воспитал многих мастеров борьбы, умноживших спортивную славу Дагестана, стал заслуженным тренером СССР. Ежегодно в Махачкале проходят борцовские турниры его памяти.
Памятник дважды Герою Советского союза летчику Амет-Хану Султану расположен на пресечении улиц А.Султана и Г. Гамидова. Установлен 11 июля 2001 года. скульптором Г. Гейбатовым. Представляет собой бюст героя Великой Отечественной на высоком постаменте над насыпным холмом со ступенями и низким бордюром вокруг.
В
годы Великой Отечественной Амет-Хана Султана называли "королем воздушного тарана". Он совершил 603 боевых вылета, сбил 30 самолетов противника лично и 19 в групповых боях. 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года это высокое звание он получил вторично. После войны Амет-Хан Султан стал летчиком-испытателем, поднимал в небо сверхзвуковые самолеты. Он облетал более ста машин - серийных и экспериментальных. На его самолетах проходили тренировку первые космонавты. Амет-Хан Султан погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового авиационного двигателя. Его именем назван горный пик в Дагестане. Он навечно зачислен в списки личного состава авиасоединения. Международному аэропорту Махачкалы недавно присвоено имя Амет-Хана Султана. Султан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-ой степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и 6 медалями. Похоронен Ахмет-Хан Султан в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятник Герою Совесткого Союза Магомеду Гаджиеву находится у входа в парк им. Ленинского комсомола. Установлен 27 декабря 2005 г. Авторы: скульптор А-Г. Сайгидов, архитектор З. Муртаев Представляет собой бюст героя-подводника в военной форме и фуражке.
М
агомед Гаджиев родился в 1907 в селении Мегеб Гунибского района Дагестана. Великую Отечественную войну он встретил в должности командира дивизиона подводных лодок Краснознаменного Северного флота. Под его командованием было потоплено несколько немецких транспортов и боевых кораблей. Впервые в истории морского флота Гаджиев применил пушечную артиллерию подводных кораблей для уничтожения вражеских караванов. Погиб 12 мая 1942 года в Баренцевом море в неравном бою с вражеским конвоем, состоявшем из двух транспортов, двух сторожевых и трех противолодочных кораблей Имя Героя Советского Союза, легендарного моряка - подводника носят поселок Гаджиево в Мурманской области, улицы в Мурманске, Североморске, Полярном, Махачкале.
6 марта 2006 г. в городе Махачкале на проспекте Расула Гамзатова (центральный проспект города) открыли памятник Петру Первому – основателю города Махачкала. В 1722 году во время Персидского похода по указу царя на месте нынешнего города был заложен военный порт и укрепленная крепость. Но лишь через 100 лет вокруг нее вырос город, получивший имя Порт-Петровск (с 1920 г. Махачкала).
Памятник представляет собой бронзовый бюст Петра на двух метровом постаменте из красного гранита, у подножия монумента выбита надпись "От благодарного дагестанского народа основателю города Петру I". Бюст представляет собой копию головы знаменитого "Медного всадника" Этьена Фальконе. Скульптура передана в дар махачкалинцам от жителей Санкт-Петербурга. Автор работы скульптор Венера Зарипова, архитектор Заидхан Муртаев.
«
Мемориальный комплекс представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану».
26 августа 2006г. в парке на берегу озера Ак-Гель состоялось торжественное открытие мемориального комплекса представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану. Руководитель проекта известный архитектор Омар Омаров.
Еще в недалеком 2001 году администрацией города был объявлен открытый республиканский творческий конкурс на проект мемориала. Победителем был признан проект группы архитекторов и скульпторов, возглавляемой Омаром Омаровым (Т.П. Капутина, А.О. Алимова, Л.Б. Омарова). Этот проект был представлен и на международном архитектурном фестивале "Зодчество- 2003 г.", который проходил в Москве в номинации "Лучшие архитектурные произведения 2002-2003 годов", и награжден дипломом фестиваля. Памятник представляет собой комплексное сооружение в виде двухъярусной площадки, над которой возвышается конструкция в виде пирамиды, в центре стоящая фигура женщины с книгой в правой руке, левая лежит на глобусе (на подпорке). Неофициальное название "памятник русской учительнице". К подножию памятника ведут ступени, вокруг которых устроены фонтаны. Под площадкой - цилиндрической формы помещение - музей истории Махачкалы.
Именно русские учителя, врачи, инженеры, ученые в трудное для Дагестана время несли знания в отдаленные горные аулы, села и города республики. И этот Мемориальный комплекс, посвященный представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане символизирует благодарность дагестанцев.
В день открытия в парк пришли тысячи махачкалинцев, люди разных национальностей и благодарно вспоминали своих первых русских учительниц, сотни которых в двадцатые-тридцатые годы прошлого века поехали в горные аулы Дагестана учить горцев, прежде всего русскому языку и русской литературе, да и другим предметам тоже. В те годы в Дагестане из 2000 специалистов в разных областях 1400 человек были русскими. Особенно много их было в образовании. И в последующие годы русские специалисты сюда приезжали и всю свою дальнейшую жизнь связывали с Дагестаном. Расул Гамзатов всю жизнь благодарно вспоминал свою первую учительницу Веру Васильевну. Он посвятил ей стихи, которые в своё время были очень популярны в республике и даже были включены в школьную программу. Гамзатов писал: «Мы любим русских не потому, что они русские, а потому что в русском мы, прежде всего, видим носителя лучших, передовых черт своей эпохи».
У
одного из въездов в Махачкалу на транспортной развязке шоссе «Махачкала- Аэропорт» 12 декабря 2006 года торжественно открыли бронзовый памятник – Защитнику отечества. Трехтонная, четырехметровая скульптура всадника, попирающего сказочное чудовище – это собирательный образ защитника дагестанской земли, который символизирует ратный труд и подвиги воинов-дагестанцев прошлого и настоящего, благодаря которым живут на этой земле и с надеждой смотрят в будущее наши народы. Памятник Защитнику Отечества призван стать визитной карточкой столицы. Несколько лет над проектом работала группа дагестанских архитекторов и художников под руководством Шарифа Шахмарданова, члена Союза художников РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан. Монумент был отлит на заводе «Монументальная скульптура» в Санкт-Петербурге, Махачкалу везли частями.
Мудрость и высокая нравственность, душевная простота и гордость, необыкновенное самообладание и горячий темперамент - этими ценными качествами щедро наделила величественная природа Страны гор своих детей - дагестанцев. Не смешиваясь, но гармонично сосуществуя, тысячелетиями крепли устои, обычаи и традиции народностей Дагестана, свято чтимые и бережно передаваемые из поколения в поколение. Богатое культурное наследие сформировало глубокое осознание собственной принадлежности горца к своему народу, к дагестанской земле. Оно явилось определяющей величиной в становлении национального духа, тесной сплоченности перед лицом внешней угрозы - многочисленных нашествий иноземных захватчиков. И поныне дагестанцы, следуя заветам дедов и прадедов, готовы дать достойный отпор тем, кто посягнет на независимость свободолюбивого народа. Свидетельство тому - события прошлых веков и новейшей истории. Обращаясь к теме славного исторического прошлого горного края, нельзя не исполниться чувством национальной гордости, величием братского единения представителей всех народностей многонациональной республики.
Несмотря на ярко выраженный жанровый характер произведения, особая одухотворенность и цельность композиции согревают сильный и суровый образ воина-защитника. Устойчивая композиция конной скульптуры в то же время полна движения: устремляясь вперед и вверх к той цели, которую высмотрели зоркие глаза всадника, она тем самым получает огромный внутренний импульс, словно парит над землей. Исходя из конкретно-жизненного материала, автор произведения приходит к его возвышенной философской интерпретации, затрагивая тему противостояния категорий добра и зла.
Скульптура обращена в сторону озера Ак-Гeль. Высота памятника вместе с постаментом 11 метров.
М
емориал погибшим при исполнении служебного долга милиционерам установлен на проспекте. Расула Гамзатова, напротив здания МВД Дагестана, 10 ноября 2007 года. скульптором Али Магомедовым. Представляет собой фигуру правоохранителя, в дань памяти обнажившего голову и преклонившего колено перед звездой, из которой вырывается Вечный огонь. Позади фигуры две четырехгранные колонны и мемориальная стена, на которой укреплены черные мраморные доски со списками погибших милиционеров.
Эксперимент
Реализация эксперимента данного исследования охватившего учащихся 10², 9² классов гимназии №17 и немного студентов 2 курса Кавказского светского института предполагала решение следующих задач:
- выявить объем искусствоведческих знаний учащихся в области скульптурного искусства Дагестана.
выявить, насколько хорошо испытуемые знают художественный облик родного города, в частности скульптурные памятники;
знают ли известных скульпторов Дагестана;
следят ли за художественно-культурным развитием города.
Сбор данных происходил на основе анкетирования.
В перечень вопросов, специально составленных анкет, использованных в ходе эксперимента, входили:
Сколько памятников Махачкалы вы знаете, кому они посвящены.
Где находится памятник Первой Учительнице, почему он посвящен именно ей?
Какие памятники были созданы на протяжении последних восьми лет?
Каких известных дагестанских скульпторов вы знаете?
Есть ли в городе памятник, посвященный герою, в честь которого названа столица?
Нужны ли памятники нашему городу?
Какой памятник города вам больше всего нравится? Почему?
Какие памятники вы бы хотели видеть в нашем городе?
Выберите определенный памятник города и опишите его.
Назовите памятники города, в которых наиболее ярко выражены героическая тематика и чувство любви к Родине.
Определите культурно – историческое значение памятников нашего города.
Могут ли памятники нашего города оказать воздействие на формирование вашего мировоззрения? Если да, то, каким образом?
На основе анкетирования был выявлен слабый уровень искусствоведческих знаний по скульптурным ценностям Махачкалы.
Из учащихся 10²класса скульпторов смогли назвать лишь 4 человека, конкретно автора определенного памятника не смог назвать никто. Самыми узнаваемыми памятниками города по данным анкет этого класса являются: памятник Кирову, Петру I, Первой Учительнице, Махачу Дахадаеву, Ленину. На вопрос, «могут ли памятники оказать воздействие на формирование вашего мировоззрения», четверо учащихся ответили «да», один учащийся ответил «нет», остальные – не ответили вообще. Описать определенный памятник не смог ни один из учащихся. На 7, 8, 9, 10, и 11 вопросы ответить многие учащиеся не смогли.
Из студентов второго курса Кавказского светского института в эксперименте участвовали пять человек. Перечислили 12 памятников города. На вопрос, «могут ли памятники оказать воздействие на формирование вашего мировоззрения», все ответили утвердительно, мотивируя тем, что они украшают город и сохраняют историю. Но никто из них не смог назвать известных скульпторов Дагестана. Один студент, на вопрос «какие памятники вы бы хотели видеть в нашем городе», написал – памятник народному поэту Ятим Эмину. На 7, 8, 9, 10 вопросы студенты тоже дали очень слабые ответы.
Из 9² класса в эксперименте участвовали тоже пять человек. Хотя у респондентов очень слабые ответы, тем не менее, они дали, на наш взгляд, самые интересные ответы. Учащиеся осознают важность памятников, пишут, что хотели бы видеть памятники, посвященные участникам Великой Отечественной Войны, «Белым журавлям», хотя таковые имеются в городе, но учащиеся видимо их не знают. Также есть интересные предложения – поставить памятники национальной героине Парту Патиме и президенту Муху Алиеву.
Так в ходе эксперимента выяснилось, что учащиеся поверхностно знают памятники Махачкалы, плохо знакомы с творчеством известных скульпторов Дагестана. Проявили отсутствие понимания образной выразительности скульптурных произведений, неспособность описать даже знакомые им памятники. И разбор фактического материала свидетельствует о недостаточном знании региональной культуры, низком уровне художественно-эстетического восприятия памятников города.
Заключение
Известно, что окружающий предметный мир, в частности, скульптурные памятники, во многом определяющие этническое своеобразие народной культуры, представляют несомненный интерес не только для исследовательской деятельности, но и имеют определяющее значение в формировании нравственно-эстетических, ценностных ориентаций личности, взаимоотношений с национальными культурно-художественными традициями. Так, например, скульптурные памятники города, в художественном облике которых ярко выражаются наиболее значимые черты менталитета, специфики национального характера каждого народа, образы его героев, являются ярким свидетельством мастерства, критериев красоты и эстетических предпочтений жителей города, формой постижения и отображения мира с помощью художественных образов.
По свидетельству ученых-исследователей, родной край является объективной средой, способствующей формированию и патриотических чувств. «Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны, любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его — значит полюбить его еще более глубоко» - отмечает известный историк, этнограф Барков А.С.
Определяя значение памятников искусства как первоисточников по истории и культуре народа, В. Г. Белинский писал: «Не говорите, что у нас нет памятников, что замечательнейшие события нашей истории записаны только на сухих страницах летописей, но не переданы памяти потомства в произведениях искусства. Они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших... По одним этим памятникам можно было бы прочесть историю Руси».
Также по памятникам Махачкалы тоже можно прочесть историю героического прошлого Дагестана, его славных сынов и выдающихся личностей. Только прогуливаясь по проспекту Расула Гамзатова (по Ленинскому) города можно ознакомиться: с памятником Петру 1, основателя города; с памятником летчику, Герою Советского Союза Юсупу Акаеву, представляющим собой бюст Акаева в военной форме на постаменте; с мемориалом погибшим при исполнении служебного долга милиционерам, напротив здания МВД Дагестана, представляющим собой фигуру правоохранителя, в дань памяти обнажившего голову и преклонившего колено перед звездой, из которой вырывается Вечный огонь(позади фигуры две четырехгранные колонны и мемориальная стена, на которой укреплены черные мраморные доски со списками погибших милиционеров); с памятником над могилой поэта Гамзата Цадасы, представляющим собой бюст одного из основоположников дагестанской советской (аварской) литературы на высоком постаменте. У библиотеки стоит памятник музе – покровительнице наук и искусств.
Так же на торцевой стороне здания, которого стоит у перекрестка улицы Ярагского и проспекта Расула Гамзатова можно увидеть динамичную скульптурную композицию, посвященную «Белым журавлям», изображающая журавлиный клин и девушку, которая машет им рукой.
«Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела - скончалась. Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток» - пишет поэт. Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, на всей воздушной трассе, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Так родилась знаменитая песня «Белые журавли».
Активизация интереса школьников к творческому наследию скульптурных памятников средствами скульптурных памятников Махачкалы расширяет кругозор школьников, повышает их культуру, формирует чувство любви уважения и гордости за свой город, духовно сближает народы, живущие в городе, значительно различающиеся по исторически сформировавшемуся этическому и эстетическому менталитету. Вовлечение учащихся в творческо-исследовательскую деятельность, приобщение школьников к истории, культуре и искусству родного города, в том числе и скульптурным памятникам Махачкалы, является одним из наиболее эффективных методов решения проблемы изучения и познания художественного облика города, его монументальных памятников.
Также интерес школьников к творческому скульптурному наследию Махачкалы повысится, если:
Активно использовать в общеобразовательной системе культурные ценности, которые вызовут у учащихся чувство любви, уважения, гордости за свой город, его известных горожан.
Выпуск фотоиллюстраций, способствующих приобщению к художественной культуре Дагестана.
Снять высокохудожественные, научно –познавательные фильмы о городе, скульптурных памятниках, доступные для детского восприятия.
Снять и показать детям мультфильмы на произведения дагестанских авторов, действия которых происходят на фоне города, и тем самым ознакомить их с художественным обликом города с раннего возраста.
Организовать по телевидению развлекательно – познавательные передачи для среднего звена учащихся школ с приглашением известных людей города, в том числе политиков, скульпторов.
Приобщение к материальной и духовной культуре отечества, целенаправленное и систематизированное изучение памятников истории, культуры и искусства в качестве важного средства эстетического воспитания учащихся в современной школе. С этой целью организовать экскурсии, кружковые занятия и другие мероприятия, способствующие ознакомлению с художественным обликом города
Литература
Гейбатова-Шолохова З. А. Аскар-Сарыджа. Махачкала. 2005.
Искусство Дагестана. М. Советский художник. 1981.
Очерки истории Советского искусства Дагестана 1917-1941. М. Наука 1987
Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика 1983.
Махачкалинские известия. Газета