СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа. Тема "Профилактическая медицина как здоровый образ жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа. Тема "Профилактическая медицина как здоровый образ жизни"

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа. Тема "Профилактическая медицина как здоровый образ жизни"»

Департамент здравоохранения г. Севастополя

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. Ж. ДЕРЮГИНОЙ»

МЦК Математических и естественнонаучных дисциплин



Группа 9-22

Специальность Сестринское дело

Генетика человека с основами

медицинской генетики






Научно-исследовательская работа


Тема: Профилактическая медицина как здоровый образ жизни




Работу выполнила:

Никольская Александра

(фамилия, имя, отчество)

«____»___________________20____ г.

________________

(подпись)


Руководитель: преподаватель

Генетики человека с основами медицинской генетики

(наименование дисциплины.)

Смирнова Зоя Михайловна

(Ф.И.О.)





Севастополь 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………......................................5

РАЗДЕЛ 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………........................................8

РАЗДЕЛ 2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................25

2.1. Характеристика объекта исследований………...…….................................26

2.2. Материалы и методы исследований......………………................................27

РАЗДЕЛ 3 РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ...................................................................28

ВЫВОДЫ...............................................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….....................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1..................................................................................................34





















Обоснование научно - исследовательской работы

В 2016 году в нашей стране была принята программа "Здоровая нация – здоровая Россия". Главная цель программы – формирование бережного отношения к своему здоровью, психической и физической форме. Для достижения цели была поставлена задача сделать здоровый образ жизни по-настоящему престижным и модным. Большинство мероприятий, предусмотренных этим документом, должно способствовать реформированию отечественной системы здравоохранения, таким образом, чтобы приоритет оставался не за лечением болезни, а за профилактикой, которая бы предотвращала поражения организма болезнью.

Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена значимостью здорового образа в профилактике заболеваний и является важной биологической и социальной проблемой. Именно здоровый образ жизни способствует охране здоровья населения, прежде всего подрастающего поколения. Однако достичь значительного улучшения состояния здоровья населения только средствами общественной профилактики невозможно. Эффективность профилактических мер на 80% зависит от сознательного отношения подростков к охране своего здоровья, от их активного участия в его поддержании и укреплении путем соблюдения здорового образа жизни.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.

На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно прививать понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека.

Всего лишь около 15 процентов детей рождаются здоровыми. Более 60 процентов подростков страдают хроническими заболеваниями разной нозологии;

Оценивая ситуацию можно выделить ключевые факторы, определяющие ухудшение здоровья обучающихся:

- отсутствие осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, низкий уровень культуры здоровья;

- отсутствие необходимых знаний по охране здоровья;

Следствием является искажение образа жизни, распространение факторов риска заболеваний, формирование форм поведения, приводящих к снижению уровня здоровья:

- низкий уровень двигательной активности и гиподинамия, характерные для большинства учащихся и студентов;

- несбалансированное питание, приводящее к нарушению поступления в организм железа, йода и витаминов;

- информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда,

- стрессы;

- лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков;

- широкое распространение табакокурения.

Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация со здоровьем населения,

особенно молодежи, требует коренного перелома, т.к. именно подрастающее поколение определяет качество кадрового потенциала, будущее экономики страны, ее обороноспособность, здоровье будущих поколений.

Необходимо сформировать научный подход к управлению здоровьем, который сфокусирован на предотвращении развития заболеваний и поддержании в идеальной форме общего состояния здоровья и качества жизни.

Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. А профилактические мероприятия – важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Учитывая значимость профилактики как наиболее устойчивой перспективной стратегии сохранения и укрепления здоровья, профилактическое направление рассматривается как основополагающее в развитии национальных систем здравоохранения. Предлагается подход, при котором профилактические стратегии могут осуществляться на основе комплексного интегрированного подхода

Предотвращение негативных явлений в молодёжной среде наиболее эффективно при комплексном подходе со стороны медицины и педагогики (через включение первичной профилактической работы в систему воспитания и обучения).

Проблема исследования: Проблема информированности молодежи о здоровом образе жизни. Формирование ценностных установок к здоровому стилю жизнедеятельности у студентов Севастопольского медицинского колледжа им. Жени Дерюгиной.

Цель работы

- интеграция разобщенных знаний подростков о здоровом образе жизни в целостную систему.

- формирование устойчивых убеждений в том, что профилактика заболеваний всегда эффективнее, чем их лечение.

- определить возможности в формировании у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья, навыков здорового образа жизни и реализовать их в практике обучения и воспитания

Задачи

  1. Изучить факторы и педагогические условия, определяющие эффективность формирования у студентов потребности ЗОЖ через знания биологии и генетики человека с основами медицинской генетики, информирование обучающегося о ЗОЖ (организация информационного обеспечения);

  2. Организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, регулярно вести просветительскую работу с обучающимися;

  3. Собрать статистические данные образа жизни студентов и выявить представления о факторах, влияющих на здоровье;

  4. Систематизировать полученные результаты;

5. Создание системы работы, направленной на формирование потребности
в здоровом образе жизни и укрепление здоровья, привитие навыков
здорового образа жизни.

Рабочая гипотеза

Предполагается, что улучшение системы профилактических мероприятий (классные часы и другие мероприятия под девизом «Мы за здоровый образ жизни»), позволят уменьшить количество обучающихся с вредными привычками, а изменив образ жизни, научатся предотвращать болезни и укреплять свое здоровье. Уменьшится количество пропусков по болезни.

Объект изучения:

Обучающиеся Севастопольского медицинского колледжа им. Жени Дерюгиной

Предмет изучения – процесс формирования и повышения уровня установки на здоровый образ жизни у обучающихся медицинского колледжа, полученных на уроках биологии и внеклассной работы.

Методы изучения:

- Опрос (анкетирование, беседа)

- Работа с информацией

- Метод анализа и интерпретации полученных данных

- Выработка рекомендаций

Теоретическая и практическая значимость работы: работа может быть использована при разработке форм и механизмов формирования здорового образа жизни у студентов Севастопольского медицинского колледжа.

Результаты исследования имеют практическое значение для совершенствования организации учебно-воспитательного процесса и позволили:

• определить содержание, методы и условия воспитательной работы по ориентации подростков на ЗОЖ,

• апробировать возможность формирования ЗОЖ на занятиях биологии, генетики человека с основами медицинской генетики и внеклассных мероприятиях;

• разработать комплексную программу мероприятий по ориентации подростков на ЗОЖ с активным использованием знаний по биологии и генетики.


ВВЕДЕНИЕ

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: Будущее принадлежит медицине профилактической.

Виды профилактики

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Под первичной профилактической работой предполагается система мероприятий по информированию широких слоёв населения об опасности явления, средствах защиты и альтернативных формах поведения.

В отличие от вторичной профилактики, которая проводится врачами.
Профилактическая медицина ориентирована, в первую очередь, на поддержание здоровья, улучшение его качества, на предотвращение процессов преждевременного старения организма. Приоритет профилактической медицины – это не только здоровый образ жизни и свод правил личной гигиены, а максимальное увеличение ресурса организма человека и качества его здоровья. Но всё это может быть достигнуто при соответствующем настрое самого человека.

Профилактическая медицина – это хорошо забытое старое, усиленное современными возможностями. Это не какая-то принципиально новая медицина. Это одно из направлений классической медицины, приобретающее сегодня качественно иное, стратегически важное значение. И хотя со временем превентивная медицина так или иначе стала более востребованной, начала проводится иммунизация, возросли требования к качеству продуктов питания и воды и т.п., одно из главных звеньев профилактики заболеваний – просвещение в области поддержания здорового образа жизни и сохранения здоровья.

Первичную профилактическую работу лучше всего проводить в учебных заведениях.

Указанные вопросы требуют научно-практической разработки, организационных решений, способных не только сохранять и формировать собственное здоровье, но и создавать необходимые условия для развития здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи.


Глава 1. Обзор литературы

Важнейшее из всех целебных средств – соответствующий образ жизни

(Гиппократ).

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой и школьной молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной.

Главными причинами снижения уровня здоровья молодежи являются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные социально-экономические изменения, низкая двигательная активность, значительная интенсификация учебного процесса, неорганизованный режим труда и отдыха, а также недостаточная информированность) студентов и школьников старших классов в сфере организации здорового образа жизни и зачастую, неосведомленность о состоянии собственного здоровья.

В подходах к определению сущности здорового образа жизни за последние годы было обозначено три основных направления:

1) философско-социологическое, представляющее здоровый образ жизни как

интегральный показатель культуры и социальной политики общества (Виноградов П.А., 1990; Столяров В.И., 1978);

2) медико-биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах (Амосов Н.М., 1978; Брехман И.И., 1987; Лисицин Ю.П., 1988; . Царегородцев И., 1975);

3) психолого-педагогическое, утверждающее ведущую роль мотивационно-целостного отношения, сознания, поведения и целостно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросреды (Абаскалова Н.П., 2003).

1.1. Здоровье человека

Здоровье является бесценным богатством человека. «Здоровье – мудрых гонорар» (П. Беранже). Самое главное – захотеть быть здоровым. Здоровье – как капитал: его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им. На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенно злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы и Земли существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.

Представления о здоровье получили свое выражение в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Следовательно, понятие «здоровье» надо рассматривать не только как отсутствие или наличие нарушений в нормальной структуре и функции разных органов и систем, по и как уровень физического развития и функциональных возможностей организма, диапазона его приспособления к меняющимся условиям среды. Значит, здоровье человека – это единство его клинического и функциональных компонентов. Важнейшим критерием физиологической нормы является способность организма наиболее эффективно использовать свои биологические возможности в выполнении социальных, и прежде всего трудовых функций, его способность приспосабливаться к повышенным требованиям внешней среды, быстрее и эффективнее при этом перестраивать уровень своей деятельности. Таким образом, необходимо не только физическое, но и психическое и нравственное здоровье.

Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье человека надо рассматривать не только с учетом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. В этом находит свое выражение закон единства организма и среды его обитания.

Каждый человек должен активно встать на путь естественной (немедикаментозной) охраны, поддержания своего здоровья, предупреждения заболеваний, не говоря уже о том, что основным принципом для людей должно быть не сохранение, а созидание здоровья. Ведь организм человека располагает мудростью самозащиты и самосохранения. Как говорил Т. Мор: «Мудрец будет лучше избегать болезней, чем выбирать лекарства против них».

Надо помнить слова Гиппократа: «Лечит болезнь врач, но излечивает природа». Вдумайтесь в смысл следующих изречений: «Стыдно признаться, но ведь из всех существ один человек не знает, что для него полезно» (Планий Старший); «Кто не ценит жизни, тот не достоин ее» (Леонардо да Винчи); «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Ж. Лабрюйер). Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30% – от окружающей среды, на 10% – от генетического наследия и лишь на 8–10% – от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не должен перекладывать на окружающих. В наше время нельзя считать себя культурным человеком, не умея ориентироваться в своем самочувствии, в функционировании разных систем своего организма, не умея сознательно воздействовать на эти функции средствами физической культуры, питания и т.п. Каждый человек должен стремиться овладеть искусством быть здоровым, не жалея на это ни времени, ни усилий. Надо поддерживать интерес к этой теме и стараться удовлетворить его. Речь, разумеется, идет не о просветительстве для самолечения, которое недопустимо, так как чревато серьезными неприятностями для больного человека. Нет! Речь идет о необходимости пропаганды гигиенических знаний и умений, которые поддерживают и умножают здоровье, а в случае заболевания способствуют успешной совместной работе врача и его пациента. Вильгельм Гумбольдт как-то высказал мысль о том, что со временем болезни будут расценивать как следствие извращенного образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным.

1.2. Краткий очерк истории развития профилактического направления в отечественной медицине

Археологические данные свидетельствуют о развитии народной гигиены среди первобытных людей, населявших территорию нашей страны. Это, в частности, касалось гигиенических навыков в месте выбора жилищ и в их устройстве, в обычаях захоронения умерших. Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам «оберегания» от недугов.

К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относится «Изборник Святослава» – своеобразный энциклопедический сборник. В великокняжеском книгохранилище к концу XI в. накопилось много произведений медицинской и биологической литературы, переведенных с греческого и сирийского языков, а также написанных по-славянски. В числе этих произведений наиболее значительными были «Физиолог» – компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов, и «Шестоднев» Иоанна Болгарского. Медицина Древней Руси X-XI вв. представляла собой целостную систему, включающую элементы морфологии, частную патологию, диагностику, терапию, хирургию и гигиену. Любопытно, что киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» к детям писал о том, что угнетение психики, как и леность – первые ступени к болезням, а труд является условием гармоничного развития организма человека. В произведениях X-XIII вв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески – при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) – при цинге. В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.

В литературных сборниках часто имелись целые главы по диететике. Мерилом питания должна была быть естественная потребность в пище (аппетит). Вино рекомендовалось пить с воздержанием, ибо «питие безмерное – лестница к недугам человеческим». Широко рекомендовались физические развлечения (игра в мяч, скачки, охота), которые назывались «утехою души, соседствующей с телесным здравием». Большим событием явился перевод книги «Вертоград здоровья», сделанный 1534 г. Николаем Булевым, в которой наряду с описанием рекомендаций по диагностике и лечению болезней приводятся советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях. Мысли о предупреждении болезней все чаще находили отражение в сочинениях писателей того времени – Максима Грека, Даниила, Матвея Башкина, Феодосия Косого.

Реформы Петра I, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Западной Европы, коснулись всех сторон государственной и общественной жизни, в том числе медицины. Достаточно указать па открытие сухопутных и морских госпиталей в Москве, Петербурге и Кронштадте в начале XVIII в., которые стали учебными и научными центрами отечественной медицины, в том числе профилактической. Учреждение Академии паук (1724 г.) и открытие Московского университета (1755 г.) положили начало развитию отечественной медицинской науки.

Великий русский полководец А.В. Суворов считал, что победы обеспечиваются не только воинской выучкой, дисциплиной, но и сбережением здоровья, сил солдата. «Мы умеем себя беречь, – писал он в своей «Науке побеждать». Где ото ста один человек, а у нас и от пятьсот в месяц меньше умирает». Ближайший помощник Суворова талантливый военный врач штабс-лекарь Ефим Белопольский в составленных им «Правилам медицинским чинам» требовал: «Причины болезней изыскивать не в лазаретах между больными, но между здоровыми в пешках, батальонах, ротах, исследовав их пищу, питье, строение казарм и землянок, время их построения, пространство и тесноту, чистоту, поваренную посуду, все содержание, о чем доносить полковому командиру». В этом положении заложены идеи предупреждения заболеваний, составляющие основу военной гигиены.

Россия дала отечественной и мировой науке таких замечательных представителей медицины, совершивших переворот в медицинской науке XIX в., как М.Я. Мудров, И.А. Дядьковский, С.П. Боткин, Т.А. Захарьин, АА. Остроумов. История достойно оценила эту славную плеяду корифеев русской клинической медицины, создавшую самобытное прогрессивное направление в отечественной науке и в развитии мировой профилактической медицины. Матвей Яковлевич Мудров – профессор Московского университета, виднейший представитель терапии первой половины XIX в. Его научное наследие и его воззрения дошли до нас в виде «слов», т.е. речей, произнесенных во время собраний. Придавая большое значение предупреждению болезней в преддверие войны с Наполеоном в 1809 г., Мудров сказал: «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науке охранять здоровье военнослужащих». В 1820 г. он писал: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней... предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Мудров погиб, исполнив свой врачебный долг во время эпидемии холеры после вскрытия трупа больного.
На развитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н. Радищева, М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. В основе влияния подобных идей на дальнейшее становление общественной профилактики находилось развитие взглядов о взаимосвязях и единстве организма человека и окружающей среды, соотношении биологического и социального, первостепенной роли социальных факторов, социальной обусловленности здоровья. Эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины, догадок и предположений уступили место профилактической медицине как естественно-научному направлению.

П.Ф. Лесгафт, один из создателей теоретической анатомии, развивал функционально-анатомическое направление. Итогом его научной деятельности стал капитальный труд «Основы теоретической анатомии», в котором обосновывались идеи взаимной приспособленности структуры и функции органов и систем организма, впервые высказанные Н.И. Пироговым. Признание зависимости всестороннего развития функций здорового организма от его деятельности привело П.Ф. Лесгафга к выводу о необходимости соответствующих физических упражнений и физического воспитания людей. Им были заложены научные основы физической культуры. Важную роль в формировании гигиены как науки сыграли успехи физики, химии, биологии, физиологии, позднее – микробиологии. Успехи естествознания дали возможность перейти от общих описаний к точному исследованию среды, окружающей человека (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов) и созданию гигиенических нормативов. Гигиена из описательной пауки становилась экспериментальной. Основоположниками отечественной экспериментальной гигиенической науки стали А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисмаи. Отечественная экспериментальная гигиена имела ярко выраженное физиологическое направление. В исследованиях тщательно учитывалась тесная связь изучаемых явлений окружающей среды со здоровьем человека. Характерная черта отечественной гигиены – ее общественная направленность, т.е. стремление выйти за пределы лабораторий – применение в практике, в жизни. В результате возникла школьная, коммунальная, профессиональная и, наконец, социальная гигиена.

1. 3. Медицина ХХI века – профилактическая медицина

Профилактическая медицина – медицина XXI века современной медицины – лечить болезнь, а не человека. Нынешняя классическая медицина – это медицина поля битвы, когда перед врачом стоит одна задача – спасение жизни человека, даже если платой за это будет полная или частичная утрата здоровья. В результате пока у человека не появились ярко выраженные симптомы какого-либо заболевания, обращаться к классической медицине не принято. Врачу такой пациент не интересен, ведь существующая система бюджетного финансирования и медицинского страхования (обязательного и добровольного) призваны платить за посещение больным врача в поликлинике, за койку в стационаре, на которой лежит больной и, наконец, именно за пролеченного больного.

Чего нам сегодня действительно не хватает, так это настроенности людей быть здоровыми. Точнее, желание быть таковыми есть у каждого, но вот воли что-то сделать для достижения, желаемого – увы, почти не наблюдается. Зачем что-то делать? В случае чего на помощь придет врач, в чьи обязанности, как мы помним, входит лечить болезни.

" Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству (Н.И. Пирогов)

«Золотые» правила медицины XX и XXI веков

Медицина XX века

(традиционная)

Медицина XXI века

(профилактическая)

Главный постулат – лечение болезни

Главный постулат – сохранение и укрепление здоровья

Медицинская помощь оказывается после визита пациента к врачу, то есть по потребности (обращаемости)

Медицинское обслуживание основывается на постоянном наблюдении за здоровьем

Постоянное увеличение затрат на лечение заболеваний

и их осложнений

Постоянное сокращение потерь, связанных с утратой здоровья (увеличение продолжительности жизни)

Монолог врача

ВРАЧ → ПАЦИЕНТ

Диалог между врачом и пациентом ВРАЧ ↔ ПАЦИЕНТ


Как работает профилактическая медицина?

Существует несколько стадий болезни:

- заболеваю;

- болею;

- выздоровел.

Но есть еще одна. Самая важная для нас с вами – Я ЗДОРОВ(А)! Именно на этой стадии эффективнее всего работает профилактическая медицина.

Комплекс мер профилактической медицины очень большой. Остановимся на основных, но для этого необходимо понять, что для тебя подходит лучше всего:

- Диагностика

- Профилактика без применения каких-либо средств

- Профилактика с применением натуральных средств

Что такое диагностика? Это ежегодная/ежемесячная/еженедельная проверка показателей своего организма на наличие болезней. Пример: флюорография, измерение АД и др.

Диагностика выявляет признаки ухудшения здоровья на ранней стадии, что исключает вероятность серьезного заболевания. Вы начинаете лечиться еще до того, как достигли критической точки заболевания.

Что такое "профилактика без применения каких-либо средств"? Это повышение своего иммунитета и общего здоровья путем отказа от вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни, правильного питания, хорошего сна и занятия спортом и т.д.

Что такое "профилактика с применением натуральных средств"? Это повышение своего иммунитета и общего здоровья путем использования натуральных ингредиентов и витаминов и т.д. Пример: мед, травы, витамин С и др.

Поэтому совершенно очевидно, что в настоящее время для повышения уровня общественного здоровья требуются две вещи: с одной стороны, понимание людьми необходимости здорового образа жизни, с другой – принципиально иной подход, обеспечивающий здоровье населения: соединение сфер деятельности фундаментальной науки, медицинской практики и образования. Относится ли понятие «Образ жизни» к медико-социальному фактору здоровья?

Образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействия с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5) планирование семьи и взаимоотношение членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура.

Понятие медицинской активности и здоровом образе жизни

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам.

Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, здоровый образ жизни можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт и др.). Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний.

1.2. Влияние лекарственных веществ на организм человека

В настоящее время увеличилось число исследований, которые изучают альтернативные способы лечения – естественные и безопасные методы, позволяющие поддерживать здоровье без лекарств.

Каждая отрасль медицины занимается вопросами лечения определенных органов и систем, каждый врач предлагает свой набор медикаментов, сильнейших химикатов, влияющих на определенные регуляторные процессы в организме. Более того, врачи, как правило, не учитывают, чем может закончиться для здоровья пациента назначение не скольких медикаментов, так как недостаточно ясно представляют себе результаты их совместного действия. Сегодня мы являемся свидетелями стремительного роста количества синтетических медикаментов, которые все дороже и дороже обходятся карману больного человека. Фармацевтический бизнес по объемам уже опережает тяжелое машиностроение, и этому бизнесу нет времени заниматься индивидуальным человеком, его проблемами и стрессами. Современные синтетические фармацевтические средства часто оказываются эффективными в случаях, когда речь идет о спасении жизни, о выводе пациента из кризиса.

К сожалению, многие из нас при любом недомогании бесконтрольно принимают лекарственные препараты, как самое доступное средство, не осознавая, чем это может закончиться для здоровья. И хотя трудно переоценить достижения современной фармакологии, однако в борьбе за здоровье пациента всецело полагаться исключительно на лекарственные препараты было бы неправильно.

Лекарство – это сложное химическое соединение, которое способно влиять на организм человека.

Несмотря на бурное развитие фармакологической индустрии, учёным до сих пор не удалось создать ни одного лекарства без побочных эффектов.

Возможные побочные эффекты лекарственных средств на организм:

- Аллергия – повышенная чувствительность организма;

- Токсическое – результат абсолютной или относительной передозировки;

- Толерантность (привыкание) – снижение или исчезновение фармакологического эффекта при повторном применении лекарств;

- Лекарственная зависимость – потребность в постоянном приеме лекарственных веществ;

- Лекарственный тератогенез и онкогенез;

- Мутагенность – способность вызывать повреждения наследственного аппарата клеток;

- Идиосинкразия – искаженная чувствительность организма к лекарственным веществам.

Таким образом, без здорового образа жизни, применение лекарств – сильнейших лечебных средств, будет, как минимум, малоэффективно, как максимум – вредно.

«Стратегия таблетки» себя практически исчерпала. Сегодня средняя стоимость разработки одного препарата до его выхода на рынок составляет более 1 млрд. долларов. При этом не только практикующие врачи, но и фармакологи признают, что «стратегия таблетки» эффективна не более чем в 30% случаев, а неэффективность или вредность фармакопрепаратов достигает 85% случаев.

1.3. Здоровое питание (Человек есть то, что он ест (Г. Гейне)

Еще древние врачи отдавали должное правильному образу жизни, направленному на предупреждение болезни. А китайский императорский медик и диетолог Ху Сыхуэй еще в XIV веке выпустил фундаментальную работу «Важнейшие принципы питания», в которой задолго до европейцев описал лечение болезней правильно подобранным питанием.

Здоровое питание – это питание, сбалансированное по соотношению углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов.

Неправильное питание:

- создаёт большой дефицит микроэлементов и витаминов в организме человека, снижает функциональные резервы организма,

- служит одной из причин развития хронических заболеваний. Ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения.

1.4. Значение активного образа жизни "Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь." (Гораций)

Люди, которые делают упражнения 30-60 минут в день 3-4 раза в неделю (ходьба, бег, езда на велосипеде или сочетание этих занятий), могут значительно улучшить свое здоровье.

1.5. Вредные привычки: алкоголизм, курение и наркомания.

Алкоголь разрушает здоровье человека не только тем, что отравляет организм; он предрасполагает пьющего ко всем другим заболеваниям. (Н. А. Семашко)

Алкоголизм – из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алкоголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, органов пищеварения, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы.

Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди не пьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе – болезни системы кровообращения, третье – онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет.

На фоне роста распространенности пьянства и алкоголизма среди населения наблюдается рост алкоголизации женщин, детей и подростков. Так, число детей с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизма и поставленных на диспансерный учет в связи со злоупотреблением алкоголя возросло в 1,5 раза, а подростков – 1,3 раза.

Злоупотребление алкоголем может вызвать серьезные нарушения здоровья, включая несчастные случаи и увечья, сердечно-сосудистые заболевания, рак, заболевания печени и алкогольные психозы. Злоупотребление алкоголем вызывает и социальные проблемы, включая преступность, жестокость, разрушение семьи, отставание в учебе, проблемы на работе, самоубийств и т.д.

Курение. Чтобы потом не бросать курить, лучше и не начинать курить! Курение – один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно является причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний раком легких. У курильщиков чаще развиваются сердечно-сосудистые заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда у курящих, возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений: расстройств памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижения работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет.

В профилактике заболеваний существенную роль играет борьба с курением. Выкуривающие в день 20 и более сигарет, умирают от патологии дыхательных путей в 15 раз чаще, чем некурящие.

Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ – инфекцией у этой группы населения. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних почти в 2 раза выше, чем взрослых.

Наркомания, являясь крайне трудно излечимым заболеванием, приводит к преждевременной гибели больного. Так, известно, что наркоманы в среднем умирают до 25 лет, а после начала регулярного употребления наркотиков живут в среднем не более 4 лет. Половина наркоманов умирает в возрасте до 20 лет от передозировки в период эпизодического употребления, не будучи еще наркозависимыми. Наркомания приводит к высокой инвалидизации населения. Под наркотическим воздействием больные не контролируют свои действия, что зачастую приводит к суициду, совершению противоправных поступков. Болезненная тяга к наркотикам способствует криминализации общества. Использование общих игл, шприцев при введении наркотиков приводит к распространению ВИЧ-инфекции, гепатита. Больные наркоманией редко сами обращаются к медицинским работникам за помощью, что приводит к низкой выявляемости данной патологии, а, следовательно, и отсутствию лечения (при его малой эффективности).

1.6. Полноценный сон

Сон – тоже функция, ее нужно осуществлять, чтобы можно было выполнять другие функции (Габриэль Оноре Марсель).

Оптимальный режим сна:

- Ночной сон не менее 8 часов

- Спальную комнату необходимо проветривать перед сном

1.7. Закаливание организма

"Если хочешь быть здоров – закаляйся!“ В. Лебедев-Кумач

Из мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям, наиболее существенная роль принадлежит закаливанию организма.

Закаливающие процедуры:

- пребывание на свежем воздухе,

- водные процедуры и

- солнечные ванны.

Основные принципы закаливания:

- систематичность,

- постепенность и последовательность,

- учет индивидуальных особенностей.



РАЗДЕЛ 2

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика объекта исследований

Исследовательская работа проходила на базе Севастопольского медицинского колледжа им. Жени Дерюгиной. В эксперименте приняли участие студенты I и II курса (база 9 классов) в количестве 160 человек, возраст – 14-15 лет, их педагоги. Выбор возрастной группы проводился в соответствии с тем, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам. Объект исследования – формирование ЗОЖ как компонента обучения.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1-й этап (раздел I) – поисково-теоретический. На данном этапе изучалась литература, выполнялся анализ состояния проблемы по учебно-программным документам общеобразовательной школы, выявлялись структура и содержание понятий «профилактическая медицина», «здоровый образ жизни» и его критерии; определялись цели, задачи и гипотеза исследования; проводился поисковый эксперимент по выявлению педагогических подходов к возможностям формирования ценностных ориентаций подростков на ЗОЖ. Изучалась роль биологии в формировании у них установок на здоровьесберегающее поведение.

2-й этап. В исследовании приняли участие 160 человек – обучающиеся I и II курсов Севастопольского медицинского колледжа (средний возраст 15,4 лет). Этапы исследования охватывают период с 1 марта 2018 по 18 апреля 2018 гг.

Также был проведен опрос преподавателей на базе Севастопольского медицинского колледжа им. Ж. Дерюгиной (педиатры, терапевты, хирурги и преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин) для выяснения роли ЗОЖ.

3 этап – аналитический (раздел 3) – был посвящен систематизации и обобщению данных исследовательской работы, уточнению выводов, оформлению результатов исследования, составлению диаграмм.

4 этап – определение формирующей информационной основы здорового образа жизни, которая была взаимосвязана с содержанием теоретического и практического разделов биологии и генетики, а также формирование ЗОЖ при проведении внеклассных мероприятий.

2.2. Материалы и методы исследований

На сегодняшний день самым распространённым видом выявления уровня осведомленности по ЗОЖ обучающихся являются различные способы динамической оценки одиночных показателей, например:

1. Опрос (анкетирование, беседа);

2. Работа с информацией;

3. Метод анализа и интерпретации полученных данных.

4. Выработка рекомендаций

В нашей работе такой способ анализа получаемых результатов позволил выявить недостаточный уровень осведомленности по ЗОЖ обучающихся и негативные тенденции их образа жизни.

Для выявления уровня осведомленности по здоровому образу жизни студентам было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 1).

Также был проведен опрос преподавателей. Анализ протокола позволил сформулировать ответы на поставленные вопросы, которые отражают мнение преподавателей (приложение 2).

Эксперты единодушны в том, что для формирования здоровья обучающихся необходимо использовать широкие педагогические возможности воспитания умений и навыков ЗОЖ на основе комплексного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в системе образования.
За прошедшие годы в рамках данного направления инновационной деятельности накоплен значительный теоретический материал и практический педагогический опыт по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, созданию в образовательных учреждениях безопасных для здоровья условий обучения и воспитания.

В то же время к началу нового тысячелетия выявился целый ряд проблем, существенно снижающих эффективность форм и методов педагогической работы, имеющей здоровьесберегающую направленность. И основная проблема современного состояния здоровьесберегающего образования заключается в отсутствии системной комплексной работы.

Наряду с этим, в связи с неуклонным снижением уровня здоровья населения, его «обесцениванием», задача сохранения, сбережения здоровья обучающихся постепенно вообще стала утрачивать свою приоритетную значимость. В этой социальной ситуации все более актуальной становится задача формирования здоровья, ответственного к нему отношения. Новые наметившиеся подходы к решению проблем здоровья образовательными средствами находят свое выражение в разработке и реализации в практике образования концепций здоровьеформирующего образования, что в полной мере отвечает требованиям государственной образовательной политики. Поэтому переход от здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию рассматривается как стратегический вектор развития образовательной системы страны на современном этапе.

Новые ориентиры заложены и в федеральные государственные образовательные стандарты.

Однако на сегодняшний день научно-педагогические разработки в области здоровьеформирующего образования только начинаются, а поэтому системные теоретические исследования в этой области пока еще единичны и рассматриваются только применительно к условиям общеобразовательной школы. В то же время еще большее самостоятельное значение приобретает проблема формирования здоровья взрослого населения. Условия для решения этой важной социальной задачи может и призвано обеспечить непрерывное образование, позволяющее охватывать различными формами обучения самые широкие слои населения, что актуализирует проблему создания системы непрерывного (через всю жизнь) здоровьеформирующего образования.

2.3. Вопросы по формированию ЗОЖ включены в программы преподавания таких предметов, как анатомия и физиология человека, экология, безопасность жизнедеятельности и др. Ценности здоровьесбережения формируются в рамках учебного процесса и в преподавании культурологи, эстетики и, безусловно, физической культуры.

РАЗДЕЛ 3

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

При решении первой задачи исследования разрабатывалась возможность применения не эпизодического, а систематического включения элементов основных составляющих ЗОЖ в изучаемые темы биологии и генетики человека с основами медицинской генетики.

В результате решения первой задачи установлено направленное воздействие на обучающихся педагогических возможностей биологии в соответствии с принципами здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Тренируя, обучая, воспитывая, создаются создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те составляющие, которые позволяют подросткам в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Для этого на основе анализа учебных планов и программы по биологии была определена формирующая информационная основа здорового образа жизни, которая была взаимосвязана с содержанием теоретического и практического разделов биологии и генетики. Это позволило осуществить разработку основной тематики вопросов, характеризующих ЗОЖ (учебные модули) и обусловивших организацию и интеграцию здоровьесберегающего компонента в биологию.

Объем программы биологии I курса рассчитан на 78 часов в году. Учебная дисциплина «Биология» [9] включает в качестве обязательного минимума основы ЗОЖ, формирующие мировоззренческую систему научно-практических знаний, содействующие приобретению опыта творческой и практической деятельности. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию форм и способов биологической деятельности с обязательным учетом их новизны и доступности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Решающим аспектом этого процесса должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной и устойчивой привычки у каждого студента постоянно заботиться о своем здоровье самостоятельно в течение всей жизни.

Тематика занятий по биологии (Приложение 3).

Решение второй задачи работы было направлено на овладение и целенаправленное использование разнообразных форм и способов биологической деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Экспериментально обоснована эффективность разработанных приемов активизации познавательной деятельности студентов ЗОЖ на основе проектного метода обучения, "деловых игр" и конкурсов: «Здоровая и полезная пища по разумной цене или как выжить студенту в кризис», «Приготовь здоровую пищу быстро», «Ключи здоровья» и др. В качестве основных педагогических форм воспитания ценностных основ ЗОЖ, могут выступать:

  • классные часы с использованием проектной технологии,

  • проведение внеклассных мероприятий в форме ролевых и интеллектуальных игр, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни, дискуссии, проведение экскурсий, индивидуальная работа с подростками,

  • проведение групповых и индивидуальных бесед кураторами студенческих групп по пропаганде здорового образа жизни.

Цикловой комиссией был создан банк материалов и сценариев по формированию ЗОЖ у подростков. Формами пропаганды материалов о ЗОЖ являются: фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, выставки агитационных плакатов и коллажей, проведение конкурсов тематических газет и плакатов в целях профилактики наркомании, алкоголизма, табака курения, ВИЧ/СПИДа, венерических заболеваний, издательские продукты (буклеты, памятки, плакаты).

Решение пятой задачи исследования было направлено на формирование единого информационного поля, создания банка методических разработок, систему сотрудничества с преподавателями других дисциплин и обмена опытом, что нашло свое отражение в проведении недели цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин в Севастопольском медицинском колледже им. Жени Дерюгиной в апреле 2016 года.


ВЫВОДЫ

Обобщив результаты проведенной исследовательской работы, можно сделать следующие краткие выводы:

1. Современная сложная социально-экологическая ситуация в мире, обусловившая резкое ухудшение показателей здоровья населения планеты и проявила представление о здоровье как о «личном деле каждого».

Осознание важности «немедицинских» составляющих здоровья, обусловило необходимость выявления основных факторов, определяющих здоровье молодежи, воздействуя на которые, можно переломить складывающуюся отрицательную динамику изменения здоровья населения.

2. В этой ситуации ведущая роль в решении этой чрезвычайно важной социальной задачи отводится образованию, которое в наибольшей степени способно обеспечить массовость и в то же время системность в формировании представлений о здоровье и отвечающих им ценностных ориентаций. До недавнего времени в отечественном образовании проблемы здоровья ставились и решались преимущественно с позиции здоровьесбережения, ориентирующей педагогическую деятельность на обеспечение безопасности образования для здоровья обучающихся, на его сохранение в процессе обучения. Новые социальные потребности диктуют необходимость перехода от здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию, что рассматривается на современном этапе как стратегический вектор развития образовательной системы страны.

3. Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе биологического воспитания в соответствии с принципами здоровьеформирующего образования – основа формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.

Решение образовательных задач обеспечивают овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и способов биологической деятельности, формирование личного опыта. Образовательный компонент помогает молодежи осознать ценность окружающего мира, здоровья, ЗОЖ

  • Воспитательный компонент биологического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных способностей, приобретаемых учащимися, как в учебной, так и в самостоятельной деятельности.

  • Оздоровительную направленность средств биологического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование поведенческих основ ЗОЖ, раскрытие резервных возможностей человека, профилактике заболеваний.

  • Необходимо продолжить информационную работу среди молодежи о ЗОЖ. Работа в общеобразовательных учебных заведениях должна существенно измениться не на словах, а на деле, что требует поворота к личности школьника, его интересам, ценностям и только опираясь на это можно добиться хороших результатов.

Выбранная методика позволяет рассматривать непрерывное здоровьеформирующее образование как специфическую систему. Эти же основания обусловливают и принципы ее построения с позиций комплексного, системного подхода к формированию здоровья молодежи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время ведутся различные исследовательские работы, направленные на изучение формирования здорового образа жизни.

Ведение здорового образа жизни подразумевает под собой выбор жизненных устоев, позволяющих максимально увеличить силу здоровья и снизить вероятность развития заболеваний, что включает:

- рациональное питание;

- соблюдение режима дня;

- исключение вредных привычек;

- ведение активного образа жизни.

Необходимо продолжить и совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни студентов колледжа.














Список литературы

1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. – Казань: «Медицина», 2007. – 220 с.

2. 4. Н.А. Агаджанян. Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: изд. НГМА, 2005, с. 362-365

3. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

4. Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий/А. Н. Калягин,Е. А. Швецова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. – №3. – С.51-54., №4. – С.54-60; №5. – С.40-46

5. Свияш, А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке / А.Г. Свияш. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. – 320 с.

6. Счастье быть здоровым / под ред. С.А.Муравьёв, Г.А.Макарова. – Екатеринбург: «Фотек», 2009. – 120 с.

7. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. – №4. – С.28-31

8. Профилактика табакокурения среди детей и подростков. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Геппе. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 144 с.

9. Р.С. Орлов. Нормальная физиология - ГЭОТАР – Медиа, 2005. – с.421-426

Интернет источники

10. http://ru.wikipedia.org/

https://www.mediasphera.ru/journal/profilakticheskaya-meditsina







Приложение 1

Таблица 2.1

Ваш пол: Муж/Жен Возраст:

1. Считаете ли Вы важным заботиться о сво-ем здоровье?

Всегда

Иногда

Иногда

1. Как часто Вы принимаете лекарства при:




А) простудах




Б) головных болях




В) болях в животе




2. Используете ли альтернативные способы лечения (фиточай, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, полноценный сон)




В ответе на вопрос Как часто Вы принимаете лекарства»?

Ответы (в % от110чел.)

Рисунок 2.1.1

Для выявления уровня осведомленности по вопросу вредных привычек студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.

Таблица 2.1(продолжение)

3. Курите ли вы?

Всегда

Иногда

Никогда

4. Курят ли Ваши друзья?




5. Употребляете ли Вы алкоголь?




6. Употребляют ли алкоголь Ваши друзья?




7.Имеете ли Вы опыт употребления наркотиков?




8. Употребляют ли наркотики Ваши друзья?




Отношение к курению. Получены ответы (в % от110чел.):

Рисунок 2.1.2

Отношение к наркотикам. Получены ответы (в % от110чел.):

Рисунок 2.1.3

Отношение к алкоголю. Получены ответы (в % от110чел.):

Рисунок 2.1.4

Для выявления уровня осведомленности по вопросу здорового питания студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.

Таблица 2.1(продолжение)

7. Покупаете ли Вы полуфабрикаты в супермаркете?

Всегда

Иногда

Никогда

8. Покупаете ли Вы продукты питания на рынке?




9. Используете ли Вы продукты питания собственного домашнего хозяйства?




Покупка полуфабрикатов в супермаркетах. Получены ответы (в % от110чел.):

Рисунок 2.1.5

















Приложение 2

Таблица 2.2. Опрос преподавателей-экспертов

Таблица 2.1

№п/п

Вопрос преподавателям-экспертам

Наиболее частые ответы


1

Какое значение имеет ЗОЖ в развитии врожденной патологии?

Здоровый образ жизни в первичной профилактике заболеваний, в том числе внутриутробной патологии и наследственных болезней имеет основополагающее значение.

2

Почему подростки не соблюдают, как правило, рекомендации врачей по ведению здорового образа жизни?

Они не чувствуют страха за последствия несоблюдения здорового образа жизни.
Но эксперты считают, что большую роль могут играть индивидуальные причины в каждом конкретном случае.

3

Какая роль мед. работника среднего звена в профилактике развития ВП и НП.

Чем лучше организована работа в плане просвещения и разъяснения ЗОЖ среди молодежи, чем четче исполняются все требования, чем чаще осуществляется контроль, тем ниже риск возникновения ВП и НП в будущем.

4

Какие мероприятия нужны для повышения уровня здоровья у обучающихся колледжа?

Разработка индивидуально-групповых программ и мероприятий, направленных на формирование здорового образа и оптимизации образовательного процесса.

5

Какие социальные мероприятия нужны для повышения уровня здоровья?

Воспитание культуры здоровья на всех этапах становления личности.












Приложение 3

Формирующая информационная основа здорового образа жизни на базе биологии и генетики человека с основами медицинской генетики.

Таблица 2.3

№ п/п

Тема урока

Интеграция знаний по ЗОЖ

Формы изучения

Предполагаемые результаты

№1

Введение. Значение достижений биологической науки в жизни человека и общества

Биология – д теоретическая основа медицины. В решении проблем охраны здоровья биологические знания занимают определяющее место.

Урок-семинар. Информационные сообщения.

Умение подбирать научную информацию и передавать ее другим. Формирование мотивации в приобретении осознанных знаний по биологии

№2

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Биологическая роль воды и микроэлементов для профилактики болезней и нормального функционирования организма.

Практическая работа. Простейшие способы очистки воды. Демонстрация презентации «Талая вода»

Приобретение навыков, которые необходимы в различных жизненных ситуациях. Умение работать с научными источниками. Объективно оценивать полученную информацию.

№3

Органические вещества

Роль полисахаридов, белков, липидов, АТФ, витаминов, гормонов в жизнедеятельности организмов.

Понятие о здоровом питании.

Практическая работа. Изучение возможных побочных эффектов лекарственных средств на организм. Практическая работа. Оценка продуктов питания по их химическому составу. Презентация проекта «Здоровое питание по разумной цене»

Приобретение практических навыков в умении выделять необходимое в предоставленной информации. Ознакомление с основными принципами рационального питания.

№4

Строение клетки

Патогенное влияние курения, алкоголя, наркотиков на клетку.

Комбинированный урок. Презентация проекта «Спаси свою жизнь – откажись от вредных привычек!»

Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни. Приобретение осознанных знаний о влиянии факторов окружающей среды на клетки для профилактики вредных привычек и болезней.

№5

Клетка как целостная система. Митоз. Мейоз.

Значение изучение кариотипа для диагностики и профилактики наследственных болезней человека.

Практическое занятие. Презентация «Возможные изменения числа хромосом в результате нарушений митоза и мейоза и причины их возникновения». «Современные цитотехнологии в диагностировании и лечении болезней человека»

Использовать знания о влиянии вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и бесконтрольный прием лекарственных препаратов на нарушение механизмов деления клеток, что является причинами возникновения наследственной патологии.

№6

Обмен веществ и энергии в клетке.

Значение функциональных изменений в деятельности клеток и ее гибели в возникновении болезней.

Комбинированный урок

Демонстрация фильма.

Использование знаний по биологии в профилактике ожирения.

№7




Неклеточные формы жизни

Роль в природе и жизни людей. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа, вирусного гепатита и других вирусных заболеваний.

Урок-семинар. Демонстрация фильма.

Умение использовать научную информацию в повседневной жизни. Опираясь на знания биологии, уметь обосновывать способы борьбы с вирусными заболеваниями. Формирование гигиенических знаний и навыков.

№8

Одноклеточные организмы

Роль бактерий в природе и жизни людей. Профилактика бактериальных заболеваний человека.

Практическое занятие.

Опираясь на знания биологии, уметь обосновывать способы профилактики инфекционных заболеваний.

№9

Многоклеточные организмы

Регуляция функций организма человека для сохранения собственного здоровья



№10

Размножение организмов

Патогенное влияние курения, алкоголя, наркотиков на гаметогенез

Комбинированный урок.

Патогенное влияние курения, алкоголя, наркотиков на гаметогенез (нарушение механизмов деления клеток)

№11

Закономерности наследственности

Мутагенные факторы, их влияние на здоровье человека

Презентация проекта «Мутагенные факторы и их роль в возникновении наследственных болезней»

Используя знания предыдущих тем, уметь систематизировать информацию в обосновании способов защиты от мутагенных факторов (физических, химических, биологических)

№12

Трансгенные организмы

Профилактика наследственных и др.болезней, осторожное отношение к использованию ГМО продуктам.

Внеклассное мероприятие. И.В.Ермакова, д.б.н., международный эксперт по продовольственной и экологической безопасности: презентация «ГМО - спасение от голода или глобальная катастрофа?»

Уметь обосновывать влияния пищевых продуктов на здоровье человека. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни.

№13

Индивидуальное развитие организмов


Внеклассное мероприятие «Наркотикам — нет! За грехи родителей отвечают дети». Проект плаката. Презентация проекта «Причины и механизмы возникновения внутриутробной патологии».

Урок-экскурсия в паталого-анатомический музей 1гор. больницы: патология внутриутробного развития.


№14

Экологические факторы


Комбинированный урок. Презентация проекта «Охрана окружающей среды». «моющие средства и их влияние на здоровье и окружающую среду».

Обосновать необходимость защиты окружающей среды для сохранения здоровья человека.

№15

Биологические адаптивные ритмы организмов


Комбинированный урок. Презентация проекта «Сон — тоже функция, ее нужно осуществлять, чтобы можно было выполнять другие функции».

Обосновать необходимость выполнения гигиены сна.





21