Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №62 имени Е.И.Игнатенко с.Новый Егорлык
Сальский филиал Донской академий наук юных исследователей
им. Ю. А. Жданова
Историческое краеведение:военные события.
Тема: «Сталинские соколы села Новый Егорлык»
Автор работы:
Светлов Кирилл, 7 кл.,
МБОУ СОШ №62 имени Е.И.Игнатенко
с.Новый Егорлык,
Руководитель:
Косарева Светлана Сергеевна,
Учитель истории и обществознания,
МБОУ СОШ №62 имени Е.И.Игнатенко
с.Новый Егорлык,
с. Новый Егорлык
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение …………………………………………………………………..3
II. Основная часть……………………………………...……………….4-15
Глава I. Жизнь и боевой путь лётчика-истребителя Михаила
Евдокимовича Пивоварова………………………………………………4-7
1.1. Долгий путь к «небу» … ……………………………………………4
1.2.Боевой путь лётчика-истребителя………………………………..…4-7
Глава II. Жизнь, прожитая честно и достойно……………………..…8-11
2.1. Аттестат с отличием- лётная школа…………………………………..8
2.2.Экипаж №13……………………………………………………..……8-9
2.3. 97 Боевых вылетов……………………………………………………..9
2.4.Профессионал лётного дела………………………………………...9-10
2.5. «Мудрый, честный – настоящий воин!»………………………..…..10
2.7.Награды ветерана………………………………………………….10-11
III.Генерал-полковник авиации……………………………………….12-14
3.1.Детство и юность, опаленная Гражданской войной……………..….12
3.2.Между войнами………………………………………………….….12-13
3.3. Боевой путь в Великую Отечественную……………………….…13-14
III. Заключение………………………………..............................................15
IV.Литература ………………………………………………………....…...16
V. Приложение…………………………………………..………………17-29
Введение
«Сталинские соколы» – так называли во время Великой Отечественной войны летчиков, сражавшихся в небе с фашистами. Они считались элитой Красной Армии. Летчик-истребитель, сбивший пять и более самолетов противника, получал неофициальный статус аса. Одними из таких мастеров воздушного боя были и мои земляки.
Актуальность темы. В 2023 году наша страна отметит 78-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. Традиционным направлением работы нашего школьного музея является деятельность по сбору материала об учениках нашей школы МБОУ СОШ № 62 имени Е.И.Игнатенко с.Новый Егорлык, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Актуальность моего нового исследования состоит в том, что материал по теме исследования был дополнен новыми данными о «сталинских соколах», уроженцах моего села.
Объект моего исследования: биография летчиков - моих земляков, участников Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: боевой путь летчиков, ветеранов Великой Отечественной войны, уроженцев села Новый Егорлык.
Цель работы: подготовка более подробной биографической справки и пополнение фотоматериала для экспозиции школьного музея.
Задачи работы:
- расширить круг источников по изучению биографии летчиков - моих земляков;
- на основе сопоставления различных источников более детально изучить их жизнь и боевой путь. На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза:
знание истории своего края, его прошлого, героев своей малой родины - помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к своей «малой Родине», к истории своей страны.
Работая над темой, я использовал методы исследования: поиск и накопление материала, анализ источников, их систематизация и обобщение.
В работе были использованы материалы из разных источников. В основу работы легли материалы из интернета, фотографии, копии документов, вырезки из газет, книги о летчиках Великой Отечественной войны. Важную роль сыграли в ходе изучения материалы из книги «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.» Быкова Михаила Юрьевича.
Практическая значимость работы:
- создание экспозиции школьного музея «Сталинские соколы села Новый Егорлык»;
- знакомство с биографией летчиков, участников Великой Отечественной войны во время экскурсий и на уроках истории. До 2022 года школьный музей полной информации о земляках - летчиках не имел. В своей первой исследовательской работе частично этот пробел я попытался ликвидировать.
Жизнь и боевой путь лётчика-истребителя
Михаила Евдокимовича Пивоварова.
1.1. Долгий путь к «небу» …
«Сталинские соколы» – так называли во время Великой Отечественной войны летчиков, сражавшихся в небе с фашистами. Они считались элитой Красной Армии. Летчик-истребитель, сбивший пять и более самолетов противника, получал неофициальный статус аса. Одним из таких мастеров воздушного боя был и мой земляк.
Родился Михаил 22 января 1919 года в селе Новый Егорлык, в семье крестьян, до 1937 года учился в Ново-Егорлыкской средней школе №62, где окончил 8 классов. В 1937 году окончил 10 классов школы в посёлке зерносовхоза "Гигант". Мечтал летать, стать летчиком. Но почему-то поступил в Оренбургское зенитно-артиллерийское училище. Окончил Чкаловское зенитно - артиллерийское училище в 1939 году [приложение 1]. После окончания училища служил на Дальнем Востоке командиром взвода зенитно - артиллерийского дивизиона до июня 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в Краснодарское военное авиационное училище. Окончил его в 1941году. В 1942 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков [приложение 2], а в 1943 году - курсы командиров звеньев.
1.2.Боевой путь лётчика-истребителя.
С сентября 1943 года Лейтенант М. Е. Пивоваров в действующей армии. Был лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена и эскадрильи. Сражался на 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. С осени 1943 года Михаил Пивоваров сражался на "Яках" [приложение 3], в составе блестящего 402-го истребительного авиационного полка. Боевой счёт молодой лётчик открыл довольно быстро. За первым сбитым последовал второй, третий...
В книге М. Ю. Быкова - " Советские асы1941-1945гг. Победы сталинских соколов», рассказывается, что 10 февраля 1944, севернее Тимошовки, пара лётчиков из 402-го авиаполка во главе с Младшим лейтенантом Ш. М. Абдрашитовым обнаружила на одном из аэродромов скопление до 200 транспортных самолётов противника. Для штурмовки были посланы 2 группы истребителей, которые возглавили командир эскадрильи Лейтенант В. А. Егорович и его заместитель старший лейтенант О. П. Макаров. В завязавшемся воздушном бою на подступах к аэродрому наши лётчики сбили 2 Ме-109, а затем подожгли несколько самолётов на земле. «По 2 "Юнкерса" уничтожили лейтенанты Ш. М. Абдрашитов, С. В. Иванов и по одному майор А. У. Ерёмин, капитан Г. С. Балашов, лейтенанты А. И. Волчков, Н. Д. Дугин, В. А. Егорович и М. Е. Пивоваров». [2,524]
22 июля 1944 года был легко ранен в воздушном бою. Весной 1944 года он участвовал в боях за Крым, за Севастополь. Бывали дни, когда Михаил записывал на свой счёт сразу несколько побед. Так, 13 апреля 1944года, южнее Симферополя, командир звена 402-го истребительного авиаполка лейтенант М. Е. Пивоваров в одном бою сбил 2 истребителя Ме-109.
В конце июня полк был переброшен на 3-й Белорусский фронт, где его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку с воздуха частей 5-й армии и 3-го Гвардейского механизированною корпуса. Владея исключительно высокой техникой пилотирования, Пивоваров в бою был дерзок, находчив, инициативен. Как воздушного бойца и наблюдателя его высоко ценил командир корпуса Е. Я. Савицкий, дважды Герой Советского союза, маршал авиации [приложение 4], который неоднократно приглашал лётчика в разведывательные полёты. В одной из таких разведок они вынуждены были принять бой с 12 истребителями FW-190. Завязав схватку на предельно малой высоте, они сумели сбить по "Фоккеру". Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминал об этом бое так:"В июле 1944 года танковые соединения 3-го Белорусского фронта, быстро продвигавшиеся в глубь трещавшей по швам вражеской обороны, овладели важнейшими узлами дорог Вилейка и Красное, отрезав противнику путь отступления на Вильнюс. Начинался второй этап Белорусской операции. Основной задачей нашего корпуса по - прежнему оставалось прикрытие частей 5-й армии и 3-го Гвардейского механизированного корпуса. Требовались взлётно - посадочные площадки ближе к районам боевых действий танкистов. И мы повсюду настойчиво искали их, включая и территории, ещё не полностью освобождённые от противника. А в воздухе — там напряжение боевых вылетов ничуть не спадало. Раз вылетел на разведку площадок для очередного перебазирования — следом за танкистами. В паре со мной ведомым шел лейтенант Пивоваров. Ну и свалились на нас, предвидя легкую добычу, ни много ни мало двенадцать «фоккеров»! Бой завязался восточнее Вильнюса, километрах в двадцати от города. Неравный бой, что и говорить. Уклониться от схватки мы не могли. Дрались на малой высоте. Это нас, пожалуй, и спасло. Як-7б был легче, маневренней, чем «фока». Мы успевали выходить из-под огня противника, но атаки гитлеровцев становились все настойчивей. Хорошо, что ведомый держался молодцом! Прикрывая хвост моей машины, Пивоваров замечал любую попытку немцев срезать меня и четко успевал отреагировать — как-то помешать открытию огня, сорвать атаку, огрызнуться очередью. Разошлась бы пара — по одному-то куда как проще обоих в расход пустить. А тут мы и наш характер показали, провели, можно сказать, политбеседу о преимуществах ведения парой таких вот воздушных схваток.
Закончился бой в нашу пользу со счетом 1: 0. В какое-то мгновенье той чертовой карусели мне удалось внезапно атаковать ведущего группы и сбить его. А немцы без лидеров — что стадо баранов без вожака. Засуетились, сникли сразу и отвязались от нас. Я, откровенно говоря, не возражал. Судя по всему, и Пивоваров вполне разделял эту мою сдержанность.
Ну а на земле мы уже вместе убедились, как это важно — не горячиться, уметь грамотно сориентироваться, оценить обстановку в воздухе: двадцать-то пробоин в машинах, хотя и на двоих — не шутка!..
И хотя машина Пивоварова получила 18 пробоин, а я привёз на аэродром 2 здоровенные дыры в крыле и перебитые снарядами лонжероны, всё же расправиться с нами немцам не удалось. Больше того, им самим крепко попало. Воспользовавшись преимуществом в маневрировании, я срезал одного "Фоккера", лётчик которого, выпрыгнув с парашютом, попал в плен к танкистам. А прикрывавший мою атаку лейтенант Пивоваров умудрился на выходе из неё всадить очередь в другой немецкий истребитель, который, густо задымив, вышел из боя и ушёл на запад. В общем, мы выкрутились..."[1,562]
В сентябре 1944 года полк был перевооружён на Як-3, а старший лейтенант Пивоваров назначен комэском. Он принимал участие в освобождении Польши, в Восточно - Померанской и Берлинской операциях.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка старший лейтенант М. Е. Пивоваров совершил 269 боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 21 вражеский самолёт.
Свои последние победы Пивоваров одержал весной 1945 года. Так с 5 по 8 марта состоялось 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях отличились лётчики 234-й и 265-й истребительных авиадивизий. Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил 2 вражеских самолёта.
18 апреля лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Основная роль в этих боях принадлежала истребителям 3-го ИАК. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником. В этот день Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил ещё 2 вражеские машины.
Но что самое интересное, по сведениям, хранящимся в нашем музее, к концу войны на счету Михаила Пивоварова числилось около 350 успешных боевых вылетов, 80 воздушных боёв, 40 сбитых самолётов противника лично и 1 в паре с ведомым. А в книге «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.» Быкова Михаила Юрьевича «Всего сбитых самолётов - 40 + 1; боевых вылетов - 397; воздушных боёв - 136» [приложение 5].
После того как закончилась война, капитан Михаил Евдокимович продолжил службу в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии). Он был назначен командиром эскадрильи, затем помощником командира истребительного авиаполка.
За высококлассное выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года Капитан М. Е. Пивоваров удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда» (№ 7010). Награждён орденом Ленина (1946), тремя орденами Красного Знамени (апрель 1944, август 1944, 1945), орденами Александра Невского (1945), Красной Звезды (1944), медалями [приложение 6].
Он любил небо, любил летать и стремился совершенствовать своё мастерство. Поэтому в ноябре 1948 года окончил Липецкие высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования и был назначен заместителем командира 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка (в Среднеазиатском военном округе).
Но случилась авария, и после тяжёлой аварии капитан М. Е. Пивоваров ушёл в запас. Всего 30 лет. Ещё бы летать и летать. … Не пережив этой трагедии, умер 15 мая 1949 года. Похоронен в городе Чирчик (Узбекистан). На родине Героя, в нашей школе, и в Оренбургском военном училище установлены мемориальные доски, его имя носит улица в городе Сальск Ростовской области и улица, на которой я проживаю, в селе Новый Егорлык.
Изучив боевой путь М.Е.Пивоварова, сбившего 40 самолётов лично, я убедился, что он принадлежит к асам Советской армии и достоин этого звания «сталинский сокол». А также изучая интернет ресурсы, я смог отыскать ранее не известные нам фотографии М.Е.Пивоварова и пополнить ими архив нашего школьного музея [приложение 7].
Жизнь, прожитая честно и достойно…
2.1. Аттестат с отличием- лётная школа.
Наводя порядок в папках «Жизнь села газетной строкой», я наткнулся на вырезку из газеты «Сальская степь» посвященную памяти ещё одному боевому летчику, ветерану Великой Отечественной войны, моему земляку, Пономарь Алексею Фёдоровичу. Из этой статьи я узнал, что 11 апреля 2016 года в возрасте 94 лет ушёл из жизни ветеран войны, летчик 224 гвардейского бомбардировочного Ржевско-Будапештского Краснознаменного авиационного полка.
Алексей Федорович родился 4 апреля 1922 года в селе Новый Егорлык Сальского района. В 1940 году окончил школу c отличным аттестатом - в то время такой аттестат встречался нечасто и давал право поступления в любой вуз страны без экзаменов. Внизу приписка «Пользуется правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов. 16 мая 1940года». Подал документы в Новочеркасский политехнический институт, но так как на западе уже полыхала война, его призвали в армию. 26 октября 1940 года Алексей был призван Сальским райвоенкоматом и направлен в Польшу (город Замбров), в полковую школу пехоты.
Он мог погибнуть уже в первые дни войны, но помогли случай и человеческая порядочность. В пору коллективизации его многодетная семья не сдала в колхоз корову, и Алексей стал сыном сосланного на Урал «врага народа». Весной 1941 года в полковой школе пехоты стали подбирать кадры для прохождения обучения в летной школе в г. Ташкенте. Как самый образованный и грамотный солдат, Алексей Федорович Пономарь был принят с формулировкой «сын за отца не ответчик».
В 1942 году он окончил лётную школу, затем в Туркмении (г.Мары) окончил школу ночных экипажей на самолетах «Ил-4» и стал штурманом авиации дальнего действия в составе 8-го гвардейского Ржевского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия в г. Серпухове, который в 1945 году был переименован в 224-й гвардейский бомбардировочный Ржевско-Будапештский Краснознаменный авиационный полк.
2.2.Экипаж №13
Так с октября 1943 года и по 1945 год Пономарь А.Ф. участвовал в военных операциях по освобождению территорий, оккупированных Германией. Его экипаж № 13 прошел всю оставшуюся часть пути до Великой Победы. [приложение 8].
В военную биографию Алексея Федоровича входят прорыв блокады Ленинграда, освобождение Севастополя, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдовы, боевые вылеты на различных марках бомбардировщиков над Калининградом, Хельсинки и Турку, Севастополем и Минском, Львовом и Брестом, Констанцей, Будапештом, Кенигсбергом и над самим сердцем Германии - Берлином.
В сражении за Берлин участвовало 800 советских самолетов дельней авиации, в числе которых были и бомбардировщики 8-го гвардейского Ржевско-Будапештского Краснознаменного авиаполка. Алексей Федорович наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Штеттина, Альт-Ландсберга, Фюрстенвальда, Берлина. Был награжден за свои подвиги тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За безупречную службу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» - и этот список далеко не полон [приложение 9].
2.3. 97 Боевых вылетов.
Всего во время Великой Отечественной Войны Пономарь Алексей Федорович совершил 97 боевых вылетов продолжительностью 366 часов 50 минут на тяжелом бомбардировщике «Ил-4». Судя по записям в летной книжке, длительность некоторых полётов составляла более 6-ти часов! Так, боевой полёт на Будапешт 14 сентября 1944 года продолжался 8 часов, на Кретинг 2 мая 1944 года - 8 часов 40 минут, на Берлин 21 и 25 апреля 1945 года - по 6 часов...
Алексей Федорович вспоминал «…бывало страшно, но во время полета я не думал ни о страхе, ни о геройстве, а был полностью сконцентрирован на задании. Ведь только от правильности курса, проложенного штурманом, зависело, попадут ли в цель сброшенные бомбы, успеет ли самолет вернуться на свой аэродром». [7,2]
Во время боевых полётов случалось всякое: отказывали моторы над Черным морем (во время сражения за Севастополь), были пробиты снарядами фюзеляж и хвост, не хватало горючего - и приходилось совершать посадку на поле… Но военная удача была на стороне экипажа № 13 - все задания выполнялись, экипаж каждый раз возвращался на аэродром живым, самолёт был цел. В то время каждый тяжелый бомбардировщик имел огромную ценность, так как 1945 году число самолётов в авиации дальнего действия было невелико.
2.4.Профессионал лётного дела.
Известно, что эксплуатация «Ил-4» в боевых условиях была крайне сложна и требовала очень серьезной подготовки штурмана и пилота. Дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий рассказывал: «Автопилота на самолете нет, а по своей природе «Ил-4» неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме… «Ил-4» даже без бомб днем, при хорошей видимости, непросто поднять в воздух. Взлет считался одним из самых сложных элементов полета...» [8,12]
Можно без преувеличения сказать, что Пономарь Алексей Федорович служил в элитных войсках и был настоящим воином-героем и профессионалом лётного дела!
После окончания войны Пономарь Алексей Федорович продолжил службу в Военно-Воздушных силах СССР. Вместе со своей семьей менял место службы 11 раз. В 1954 году стал штурманом первого класса (самолёты «ТУ-4», «ТУ-16»). Осваивал беспосадочные перелёты через Северный полюс и аэродромы за Полярным кругом (Тикси). Общий налёт составил 621 час, и, из них более 100 часов - на реактивных самолетах. Алексей Федорович в 1960 году внёс изменения в конструкцию прицела ОПБ-11р с целью выполнения бомбометания по ВТП и получил удостоверение на техническое усовершенствование.
В 1957 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную Академию им. Ю.А. Гагарина, одним из выпускников которой является маршал авиации, лётчик Кожедуб Иван Никитович. Прошел боевой путь от штурмана самолёта до начальника штаба и штурмана полка, заместителя начальника оперативного отдела военного корпуса. Начав свою службу в звании 1976 году в городе-герое Смоленске. На гражданской службе 12 лет проработал в должности главного методиста областного управления профтехобразования Смоленской области, за работу был награжден медалью «Ветеран труда».
В мирное время, во время службы в армии и после демобилизации, вёл активную военно-патриотическую работу среди молодежи г. Смоленска, а затем и г. Сальска, куда переехал в 1989 году.
2.5. «Мудрый, честный – настоящий воин!».
Алексей Федорович был заботливым мужем, прекрасным отцом, вырастил дочь, заботился о двух внучках и дождался правнука.
Он был настоящим воином, воином героем, представителем того поколения, которое сделало нашу страну Великой.
Его внучки Марина и Дина в статье, посвященной своему дедушке, говорили: «Мы общались со многими людьми, которые были его сослуживцами, коллегами, родственниками и просто знакомыми, и всегда слышали только одну фразу: «Алексей Федорович был очень мудрым, честным и уважаемым человеком, и он очень любил жизнь».
Думаем, такое мнение людей - хороший итог достойно пройденного жизненного пути!
Мы всегда будем помнить своего дедушку, гордиться им и передадим эту гордость своим детям». [7,2]
Он принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи. Как писал Владимир Костенко в своей статье «Штурман дальней авиации»: «Молодые люди с затаенным дыханием слушают воспоминания штурмана первого класса, сделавшего более 100 боевых вылетов, налетавшего 4100 часов» [6,3]
2.7.Награды ветерана.
С 1944 по 1947 год: три ордена Боевого Красного Знамени СССР, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.
Медали боевые: «За боевые заслуги», «За безупречную службу в Вооруженных Силах», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Румынии от фашистского ига».
Медали, полученные после окончания войны: «Ветеран Вооруженных Сил СССР», «Штурман-ветеран», «Ветеран труда», «XXX лет Советской Армии и Флота», «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Четыре медали - к юбилею Вооруженных Сил СССР, четыре медали - к юбилею Победы в Великой Отечественной войне
Работая со статьями газеты «Сальская степь» и со статьёй журнала «Мир авиации» Рычило Б., Морозова М. «Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг.», я узнал о боевом пути ещё одного летчика авиации дальнего действия и смог пополнить о нём материал, который будет использован при подготовке
экспозиции школьного музея «Сталинские соколы села Новый Егорлык».
Генерал-полковник авиации.
3.1.Детство и юность, опаленная Гражданской войной…
Очень заинтересовал меня рассказ учителя истории Косаревой Светланы Сергеевны об ещё одной легендарной личности нашего села, связанной с авиацией.
Генерал-полковник авиации Рыбальченко Степан Дмитриевич родился в казачьей семье 11 июля 1903 года в селе Ново-Еголыкское , Медеженского уезда, Ставропольской губернии. Детство выпало на его долю непростое, т.к. отец его рано умер, мать осталась с двумя детьми. Поэтому Степану пришлось уже с шести лет работать «нянькой» для двоюродного брата (за солому и кизяки для растопки). Когда немного подрос, стал помогать дяде косить сено на полях у помещиков. Несмотря на все сложности в 1913 году окончил два класса церковно-приходской школы. И началась «взрослая жизнь»: работал кочегаром на мукомольной мельнице, затем на вальцовой мельнице смазчиком дизелей.
5 марта 1919 года, в 16 лет С. Д. Рыбальченко добровольно вступил в РККА — рядовым батальона связи 37-й стрелковой дивизии. В стране полыхала Гражданская война. Юность его пришлась на эти годы: он, в свои 16 лет, уже участвовал в боях под Царицыным, в которых дивизия понесла большие потери и была расформирована.
В декабре 1919 года С. Д. Рыбальченко вступил в 1-й Донской Ставропольский кавалерийский полк, участвовал в боях с казаками Шкуро, затем в боях под Армавиром и Моздоком. Под Моздоком С. Д. Рыбальченко тяжело заболел тифом, лечился в госпитале в Армавире. Выжил и после выздоровления, в апреле 1920 года, решил вступить в 1-ю Конную армию Будённого, стоявшую в Батайске. До неё удалось добраться на попутных поездах. Рыбальченко был зачислен в 3-е отделение 3-го взвода 4-го эскадрона 32-го кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии.
Пришлось участвовать и в боях во время Советско-польской войны. Так в мае—июне 1920 года он участвовал в Киевской операции, а в июле-августе 1920 года — в боях под Львовом, после которых дивизия отступила с тяжелыми потерями. С октября 1920 года дивизия перешла во 2-ю Конную армию, которая участвовала в операции по захвату Крыма.
Вовремя Перекопско-Чонгарской операции участвовал в боях на Чонгарском полуострове и переходе через Сиваш. Дивизия отличилась в боях, получила почётное наименование Чонгарской и вернулась в состав 1-й Конной армии. После он участвовал в боях с анархистами Махно. С. Д. Рыбальченко даже попал в плен к «махновцам», но бежал и вернулся в строй. В марте 1921 года приказом РВС из армии демобилизовали всех, не достигших призывного возраста, в том числе и С. Д. Рыбальченко.
3.2.Между войнами.
Ещё полыхала на окраинах Гражданская война, но Семён Рыбальченко вернулся в родное село. Он первым в селе вступил в комсомол. Надо было осваивать мирные профессии, и он пошёл учиться на двухмесячные партийно-комсомольские курсы в Медвежьем. Как бывшего «будённовца» его избрали секретарём комсомольской ячейки и делегатом от курсов на губернской комсомольской конференции.
Но годы службы во время Гражданской войны всё же отразились на выборе жизненного пути. Тянуло назад, в армию. И осенью 1921 года С. Д. Рыбальченко поступает на 48-ые пехотно-пулемётные командные курсы в Ставрополе.
Вместе с другими курсантами часто участвовал в борьбе с местными бандами. А после окончания курсов, осенью 1922 года С. Д. Рыбальченко был назначен командиром 3-го пулемётного взвода 63-й пулемётной команды 83-го стрелкового полка 28-й горнострелковой дивизии в Грозном, с 1924 года — командир 3-й пулемётной роты того же полка.
В феврале 1927 года С. Д. Рыбальченко был принят в ВКП(б). С 1929 года С. Д. Рыбальченко, командуя ротой, готовился к поступлению в Академию им. Фрунзе. Выучил польский язык. В 1931 году прошел отборочную комиссию округа и в 1932 году успешно сдал экзамены. Кроме основной учёбы, дополнительно был слушателем специальной программы авиационной подготовки при Военно-воздушной академии им. Жуковского. После выпуска, в ноябре 1936 года С. Д. Рыбальченко был назначен начальником штаба формировавшейся 1-й отдельной тяжелой бомбардировочной эскадрильи (командир — П. Е. Моисеев). Не обошла его и советско – финская война. В 1939—1940 годах участвует в этой войне в должности начальника оперативного отдела штаба ВВС Северо-Западного фронта, с марта 1940 года — заместителя начальника ВВС ЛВО.
3.3. Боевой путь в Великую Отечественную.
В начале Великой Отечественной войны С. Д. Рыбальченко был назначен заместителем начальника, потом начальником штаба ВВС Северного фронта. Он участвовал в Ленинградской стратегической оборонительной операции. С сентября 1941 —был назначен начальником штаба ВВС Ленинградского фронта, затем со 2 февраля 1942 года — командующим ВВС Ленинградского фронта.
А в ноябре 1942 года была сформирована 13 воздушная армия (13 ВА) на базе ВВС Ленинградского фронта. Первоначально в ее состав вошли 275-я истребительная, 276-я бомбардировочная и 277-я штурмовая авиационные дивизии. Поддерживала войска Ленинградского фронта при прорыве блокады Ленинграда, в Ленинградско-Новгородской, Выборгской, Нарвской, Таллиннской и Моонзундской десантной операциях». 20 ноября 1942 года С. Д. Рыбальченко был назначен командующим 13-й воздушной армией.» [11,2]
Первоначальный боевой состав (на 25 ноября 1942 года)
275-я истребительная авиационная дивизия 276-я бомбардировочная авиационная дивизия 277-я штурмовая авиационная дивизия 13-й отдельный разведывательный авиационный полк 12-я корректировочная авиационная эскадрилья на укомплектовании и переподготовке: 196-й истребительный авиационный полк 286-й истребительный авиационный полк 32-й гвардейский истребительный авиационный полк 987-й бомбардировочный авиационный полк |
Под его командованием армия участвовала во многих операциях: Синявинской операции, Операции «Искра», Операции «Полярная Звезда», Ленинградско-Новгородской, Выборгско-Петрозаводской, Нарвской и Прибалтийской операциях. За добросовестное выполнение боевых заданий, поставленных перед 13 армией задач, ему было присвоено звание генерал-полковника авиации 02.11.1944.
Закончилась война. И наш земляк С. Д. Рыбальченко, 24 июня 1945 года, в составе сводного полка Ленинградского фронта участвовал в Параде Победы.
После войны С. Д. Рыбальченко остается в рядах советской армии: командует ВВС ЛВО, с июля 1946 года назначен командующим ВВС Киевского военного округа, а с 1947 года — генералом-инспектором бомбардировочной авиации ВВС и заместителем главного инспектора по ВВС Главной инспекции Вооружённых Сил.
Продолжает учебу в 1951 году оканчивает Высшие академические курсы при Академии Генштаба, по окончании которых назначен был командующим ВВС Войск Дальнего Востока, с 1953 года — командующим ВВС Дальневосточного военного округа. Почти 45 лет своей жизни этот человек отдал военной службе и в 1963 года ушел в запасе. Умер Степан Дмитриевич 18 января 1986 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Был награждён: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й и 2-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной Войны 1-й степени, а также многими советскими и иностранными медалиями: медаль «Китайско-советская дружба», (КНР), медаль «Китайско-советская дружба» (КНР), медаль «За освобождение Кореи» (КНДР). [приложение 10].
В моем селе есть улица Рыбальченко. Работая с материалами об этом человеке, я знаю теперь в честь, кого она названа. В материалах нашего музея, в списке участников Парада Победы 24 июня 1945 года Сальского района, отсутствовали данные о Рыбальченко С.Д., как об участнике этого парада. Собранный материал пополнил пробелы об этом уникальном человеке в нашей экспозиции школьного музея.
Заключение.
В данной исследовательской работе, на основе анализа материалов из разных источников, была изучена и обобщена дополнительная информация о биографии летчиков, ветеранов Великой Отечественной войны, моих земляках: Пивоварове М.Е- летчике-истребителе, Рыбальченко С.Д.- генерал-полковнике авиации, Пономарь А.Ф.- штурмане дальней авиации.
Из источников стало известно, как сам Евгений Яковлевич Савицкий, маршал авиации, позывной «Дракон», отзывался о мастерстве летчика М.Е.Пивоварова. В ходе поисковой работы был найден этот материал. Изучая списки боевых наград летчиков по архивным данным, нам удалось обнаружить более полную информацию об их наградах, т.к. в нашем музее эта информация была не полной. В ходе исследования выяснилось, что в книге «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.» Быкова Михаила Юрьевича у Пивоварова М.Е. дана совсем другая результативность его боевого пути - «Всего сбитых самолётов - 40 + 1; боевых вылетов - 397; воздушных боёв - 136».
Благодаря изучению статей в газете «Сальская степь», книг о летчиках, пополнен материал в школьном музее об их боевом пути. Единственный недостаток, статьи были вырезаны из газет, что не позволяет установить номер выпуска, а только год и месяцы выхода статей.
Поэтому впереди ещё много работы. Так я ещё не изучил материалы о Рыбальченко С.Д., которые имеются в нашем музее «Служу Отечеству» в городе Сальске. Возможно, там есть материалы, которыми можно пополнить экспозицию нашего музея: фотографии, копии документов. Не удалось пока установить и где проживают их родственники, и постараться связаться с ними.
По результатам работы в нашем школьном музее началась работа над оформлением экспозиции музея «Сталинские соколы села Новый Егорлык». Создаются и постепенно пополняются новыми материалами личные фонды наших земляков, составлены биографические справки и список побед и наград летчиков. С этим материалом теперь можно познакомиться во время экскурсий и на уроках истории. Это значит, что появился еще один пример для гордости и подражания подрастающему поколению, ведь история моего села богата знаменитыми земляками, о которых важно знать, т.к. они внесли огромный вклад в истории моей страны. Важно, особенно сейчас, для понимания всей опасности возрождающегося фашизма, при попытке переписать историю Великой отечественной войны, при попытке превратить наше поколение в «Иванов, не помнящих родства».
Использованные источники и литература.
Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. – М., «ЯУЗА»- «ЭКСМО», 2007, 562-570
Быков М.Ю. Советские асы1941-1945. Победы сталинских соколов., М.,«ЯУЗА»- «ЭКСМО»,2008, с.524.
М. Г. Вожакин Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь— М.; Жуковский: Кучково поле, 2005. — С. 384-385.
Рыбальченко С.Д. На войне как на войне: Записки командарма 13. — М.: Патриот, 2011. — 453 с.
Газета «Красная звезда» от 25.01.1986 № 20 (18907) 6 полоса
Газета «Сальская степь», февраль 2015г «Штурман дальней авиации».,В.Костенко.
Газета «Сальская степь», Сальск,апрель 2016, «Жизнь, прожитая честно и достойно».
Журнал «Мир авиации», М.,2003, No. 1, 2., «. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг», Рычило Б., Морозов М.
Ресурсы Интернета.
1.search.rsl.ru›ru/record/01005028751- История войн, военной науки и военного искусства -- СССР -- Великая Отечественная война (1941-1945) -- Военно-воздушные силы -- Персоналии -- Рыбальченко С.Д. Шифр хранения: FB 2 11-73/206 OVL ВО 917/282
2. руни.рф›index.php/Рыбальченко,_Степан_Дмитриевич
3 unis.shpl.ru›Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=819144- Рыбальченко Степан Дмитриевич. Название: На войне как на войне : записки командарма 13.
4. http://airaces.narod.ru›all12/pivovar.htm
5. http://soviet-aces-1936-53.ru›abc/p/pivovarov.htm
6. pamyat-naroda.ru›heroes/podvig-chelovek…
Приложение 1
Фотография выпускников Чкаловского зенитно-артиллерийского училища,1939
Приложение 2
Ульяновская военную авиационная школа лётчиков
Приложение 3
Приложение 4
Савицкий Е.Я., маршал авиации
Приложение 5
Список известных воздушных побед М. Е. Пивоварова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
10.02.1944 | 1 Ме-109 | севернее Тимашовка | Як-1 |
25.02.1944 | 1 Ме-109 | севернее балка Ясная |
11.03.1944 | 1 Ме-109 | Михайловка |
14.03.1944 | 1 Ме-109 | Таганай |
1 Ю-87 | восточный берег озеро Русский |
07.04.1944 | 1 Ме-110 | севернее Караджанай |
12.04.1944 | 1 Ме-109 | Сарабуз |
13.04.1944 | 2 Ме-109 | южнее Симферополь |
17.04.1944 | 1 Ме-109 | южнее Сарабуз |
04.05.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Инкерман |
07.05.1944 | 1 ФВ-190 | западнее 6-я верста |
09.05.1944 | 1 ФВ-190 | южная окраина Севастополь |
25.06.1944 | 1 ФВ-190 | южнее Хорлица |
30.06.1944 | 1 Ю-52 | юго-западнее Белые Лужки |
02.07.1944 | 1 Ю-87 | юго-западнее Молодечно |
06.07.1944 | 2 ФВ-190 | Олешишки | Як-9 |
03.08.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Средники | Як-1 |
16.08.1944 | 1 ФВ-190 | южнее аэродром Немокшты | Як-9 |
1 ФВ-190 | севернее аэродром Немокшты |
18.08.1944 | 1 ФВ-190 | юго-западнее Ракиева | Як-1 |
1 ФВ-190 | озеро Ракиева |
1 ФВ-190 | западнее Ракиева |
13.01.1945 | 1 Ме-109 | южнее Стромец | Як-3 |
05.03.1945 | 1 Ме-109 | Августфельде |
08.03.1945 | 1 ФВ-190 | северо-восточнее Альтдамм |
15.03.1945 | 1 ФВ-190 | восточнее Альтдамм |
1 Хе-111 | западнее Гериц |
16.03.1945 | 1 ФВ-190 | северо-восточнее Альтдамм |
22.03.1945 | 1 ФВ-190 | западнее Гольцев |
27.03.1945 | 1 Ме-109 | западнее Киниц |
14.04.1945 | 1 ФВ-190 | севернее Целлин |
18.04.1945 | 1 ФВ-190 | юго-восточнее Штраусберг |
1 ФВ-190 | южнее Штраусберг |
19.04.1945 | 1 ФВ-190 | Гильсдорф |
20.04.1945 | 1 Ю-52 | аэродром Вернойхэ |
1 ФВ-190 | юго-западнее Альт-Ландсберг |
22.04.1945 | 1 ФВ-190 | западнее Захсенхаузен |
1 Ме-109 | восточнее Захсенхаузен |
24.04.1945 | 1 Хе-111 (в паре) | аэродром Дальгов |
Всего сбитых самолётов - 40 + 1; боевых вылетов - 397; воздушных боёв - 136. |
Приложение 6
Герой Советского Союза Пивоваров М.Е.
Аллея Славы Героев Советского Союза Сальского района, где установлен барельеф Пивоварову М.Е.
Приложение 7
Из фотоматериалов военных лет:
Пивоваров М.Е.
Приложение8
Экипаж№13
Приложение 9
Приложение 10
Рыбальченко Степан Дмитриевич
Приложение 11
Награды С.Д.Рыбальченко
34