14
Антигели для дизеля: эффективные или нет
Попова Ксения Андреевна,
Россия, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии имени Анатолия Иосифовича Яковлева,
8А класс
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
I. Введение
Автомобилей с дизельными двигателями на дорогах все больше и в условиях нашей зимы жителям приходится добавлять различные присадки (антигели) в дизельное топливо, чтобы предотвратить остановку двигателя.
Объект исследования: Летнее и зимнее дизельное топливо, присадки различных торговых марок (антигель Hi-Gear, антигель Sintec, антигель Kerry).
Предмет исследования: Влияние депрессорных присадок на характеристики дизельного топлива.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что производители указывают на упаковках антигелей не совсем точную информацию, а также, что правильный подбор присадки поможет автолюбителям без проблем эксплуатировать дизельный автомобиль в любое время года.
Цель работы: Определение самой эффективной присадки для дизельного топлива.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Узнать принцип действия антигелей в дизельном топливе.
Определить и сравнить с заявленной ПТФ (предельную температуру фильтруемости) и температуру застывания при добавлении антигелей в дизельное топливо;
Определить самую эффективную присадку для дизельного топлива
Методы исследования:
А) Эмпирические:
Измерение ПТФ и температуры застывания топлива на приборах.
Наблюдение за топливом с антигелем, выставленным на улицу.
Сравнение результатов с данными производителей антигелей.
Проведение лабораторных опытов.
Б) Теоретические:
Изучение литературы по данной теме.
Анализ полученной информации в ходе исследования.
II. Основная часть
Дизельное топливо - это жидкое нефтяное топливо, представляющее собой смесь углеводородов, получаемое из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти, применяемое в дизельных двигателях внутреннего сгорания и для газотурбинных энергетических установок. Дизельное топливо представляет вязкую и трудно испаряемую жидкость.
Химический состав дизельного топлива
Дизельное топливо, как нефть и нефтепродукты, не имеет фиксированного химического состава. Он меняется, зависит от ряда внешних факторов. Содержание компонентов в продукте, их название и соотношение к общей массе горючего определяются в лаборатории различными методами исследования.
Дизельное топливо состоит из следующих химических групп веществ:
парафиновых углеводородов (10-40% состава);
нафтеновых углеводородов (20-60% состава);
ароматических углеводородов (15-30% состава).
В составе топлива могут присутствовать: смолистые, сернистые соединения, вода, механические примеси.
Парафиновые углеводороды (алканы, нефтяные парафины) представляют собой смесь твердых углеводородов с содержанием в молекуле максимального количества атомов водорода и атомов углерода в количестве 18-35.
Нафтеновые углеводороды (циклоалканы) представляют собой циклические насыщенные углеводороды, характеризующиеся циклическим строением атомов в молекулах. В нефтепродуктах, из которых производят дизтопливо, встречаются преимущественно гомологи циклогексана и циклопентана.
Ароматические углеводороды (арены) – органические циклические соединения. Характеризуются ароматической системой: расположением шести углеродно-водородных групп в углах молекулярного шестиугольника. Это явление называется бензольным кольцом.
Состав дизельного топлива зависит от разных факторов: исходного состава нефти, температуры перегонки нефти, действующих присадок (в готовое дизельное топливо добавляют дисперсионные присадки, которые изменяют его характеристики и тоже влияют на итоговый состав).
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
- цетановое число, определяющее мощностные и экономические показатели работы двигателя;
- фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
- вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыление в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования.
- низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
- степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
- температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
- наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.
Воспламеняемость дизельного топлива
Цетановое число - характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (т.е. свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь. Таким образом, цетановое число показывает нам время, требуемое для возгорания топлива в цилиндре. Соответственно, чем оно выше, темь меньше времени требуется для возгорания. Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40-55. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-51, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55.
Свойства ДТ при низких температурах, вязкость
Кинематическая вязкость определяется при 20°С. Для высокооборотных дизелей значение вязкости топлива – 1,5-6 мм2/с (сСт).
Слишком вязкое ДТ трудно распылить, кроме того оно плохо прокачивается через фильтры. Чем выше вязкость при 20°С, тем сильнее изменяется топливо при низких температурах. Летние сорта густеют уже при -3°С, для них это температура помутнения, когда парафины начинают кристаллизироваться. При -10°С и ниже летнее топливо застывает, что может привести к необратимой поломке поршней. В таких случаях следует изначально использовать зимнее дизельное топливо, у которого вязкость меньше, что обеспечит правильную работу двигателя.
Применение топлива должно полностью зависеть от его марки. Для:
летнего дизельного топлива вязкость – 3,0-6,0 мм2/с;
зимнего ДТ – 1,8-5,0 мм2/с;
арктического дизтоплива – 1,5-4,0 мм2/с.
Из этого следует, что кинематическая вязкость дизельного топлива определяет рабочий процесс в цилиндрах двигателя, а значит, его экономичность и эффективность.
В межсезонный период целесообразно применять депрессорные присадки, поскольку погода в этот период непредсказуема, днем плюсовая температура, а ночью заморозки.
Дизельное топливо классифицируется по качеству и сезонности, подразделяется на марки в зависимости от его характеристик.
Характеристика | Летнее топливо | Зимнее топливо | Арктическое |
Температурный интервал применения | до 0°С и выше | до - 30°С | до - 50°С |
Цетановое число | не ниже 45 | 45 | 40 |
Плотность при 20 °С, не более | 860 кг/ м3 | 840 кг/м3 | 830 кг/м3 |
Вязкость при 20°С | от 3 до 6 мм2/с | от 1,8 до 5 мм2/с | от 1,4 до 4мм2/с |
Температура помутнения | -5°С | -25°С | - 35°С |
Температура застывания | - 10°С | - 35°С | - 55°С |
Температура вспышки | 62-63°С | | |
Углеводородный состав | Большое количество парафинов | Низкое количество парафинов | Минимальное количество парафинов |
Проблемы при эксплуатации | Конденсат воды в топливном баке. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу топливного бака, т.к. плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. | Дизельное топливо не соответствует этому времени года. | Подача дизельного топлива к элементам топливной системы двигателя и сам пуск дизельного двигателя. При отрицательных температурах начинается «загустение» дизельного топлива, делающее невозможной прокачку топлива через топливные фильтры к насосу высокого давления, ухудшается испаряемость топлива. |
Депрессорные присадки (антигели) для дизельного топлива
Низкотемпературные свойства дизельного топлива характеризуются тремя показателями:
1) температура помутнения, при которой в топливе начинают образовываться нерастворимые взвеси: например, микрочастицы льда, микрокапли воды.
2) предельная температура фильтруемости (ПТФ): самая высокая температура, при которой определенный объем топлива перестает протекать через фильтр в течение определенного времени.
3) температура застывания, при которой кристаллизация углеводородов в топливе полностью лишает его текучести.
Назначение депрессорных присадок — взаимодействовать с частицами н-парафина на стадии помутнения топлива под действием низкой температуры и препятствовать возникновению более крупных образований при дальнейшем понижении температуры.
Молекулы депрессора осаждаются на поверхность частиц в начальной фазе их образования и не дают формироваться агломератам величиной более 3…5 мкм. Частицы такого размера значительно меньше забивают топливный фильтр тонкой очистки.
Депрессорные присадки в основном состоят из:
полимеров метакриловой кислоты;
ароматических и алифатических дистиллятов нефти;
сополимеров этилена с винилацетатом.
Действие депрессорных присадок заключается:
в их способности в момент формирования дисперсной фазы в парафинсодержащих системах совмещаться с дисперсными частицами твёрдых углеводородов путём адсорбции или внедрения в структуру кристаллов твёрдых углеводородов;
в изменении размеров, формы и строения (молекулярной структуры) частиц дисперсной фазы, а в некоторых случаях в повышении растворимости твёрдых углеводородов;
в создании на поверхности частиц твёрдой фазы энергетического барьера за счёт сил отталкивания той или иной природы, который препятствует в определённых условиях притяжению и коагуляции частиц дисперсной фазы.
Исследовательская часть работы
1. Характеристика присадок и топлива
| Hi-Gear | Kerry | Sintec |
Объем, мл | 290 | 355 | 325 |
ПТФ (летнее дизельное топливо + антигель) | Не указано | -22°С | -26°С |
Температура застывания (летнее дизельное топливо + антигель) | Не указано | -30°С | -38°С |
ПТФ (зимнее дизельное топливо + антигель) | Не указано | -40°С | Не указано |
Температура застывания (зимнее дизельное топливо + антигель) | -47°С | -52°С | -51°С |
| Летнее дизельное топливо | Зимнее дизельное топливо |
ПТФ | -6°С | -26°С |
Температура застывания | -15°С | -40°С |
Плотность при 15°С, кг/м3 | 835,0 | 820,0 |
Цетановое число, ц.ед. | 52,3 | 53,5 |
2. Технология исследования
Исследования проводились в товарной лаборатории нефтеперерабатывающего завода ТПП “Урайнефтегаз”, где было предоставлено необходимое оборудование:
Лабораторная химическая посуда:
химические стаканы
химические воронки
магнитные мешалки
стеклянные пипетки
3. Ход работы:
Разлить в 5 стаканчиков по 100 мл дизельного топлива пробы №1 и №2.
В каждый из них пипеткой добавить 0.1 мл; 0.2 мл; 0.3 мл; 0.4 мл; 0.5 мл присадки (антигеля).
Поставить размешиваться на магнитной мешалке (10-15 минут).
45 мл раствора отфильтровать через бумажный фильтр, а еще 45 мл перелить в отдельный стаканчик для определения температуры застывания.
Провести определение предельной температуры фильтруемости и температуры застывания.
ГОСТ 22254-92
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ФИЛЬТРУЕМОСТИ
Сущность метода
Метод заключается в постепенном охлаждении испытуемого топлива с интервалами в 1°С и стекании его через проволочную фильтрационную сетку при вакууме 1961 Па.
Определение ведут до температуры, при которой кристаллы парафина, выделенного из раствора на фильтр, вызывают прекращение или замедление протекания в такой степени, что время наполнения пипетки превышает 60 с, или топливо не стекает полностью обратно в измерительный сосуд.
Проведения испытания
Стеклянный стакан заполнить пробой (раствор с присадкой) дизельного топлива до метки 45 мл.
Поставить стакан с пробой в тестовую ячейку. Установить пипетку с крышкой в стакан с пробой. Установить температурный зонд в специальное отверстие на крышке.
Ввести предполагаемую температуру фильтруемости и запустить анализ.
Записать результат анализа в таблицу.
Проделать такой же анализ со всеми образцами.
После каждого анализа промыть прибор.
ГОСТ 20287-91
Метод определения температуры застывания.
Сущность метода
Сущность методов заключается в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным.
Проведения испытания
Выбрать пробирку с прозрачным дном и заполнить ее до метки 45 мл.
Вставить корковое кольцо в специальный шаблон, с помощью его насадить кольцо на пробирку.
Установить корковый диск на дно ячейки и вставьте пробирку для испытания.
Вставить головку для определения температуры застывания в ячейку и завинтить запорное устройство головки.
Включить прибор, и по окончанию анализа записать результат.
Проделать повторный анализ с другими образцами.
Проследить в течение трех недель за изменением образцов, выставив их на улицу.
4. Результаты
1. По результатам проведенных анализов оказалось, что производители антигелей KERRY и Sintec завышают показатели температур фильтруемости и застывания. Также мы выяснили, что присадка Hi-Gear подходит только для зимнего дизельного топлива, а для летнего оно не так эффективно. (Приложение 2, 3)
2. После исследования образцов в природных условиях мы выявили, что, в целом, топливо осталось жидким, но при низких температурах выпадает небольшой осадок. Такой осадок при потеплении растаивает, и дизельное топливо не меняет свои свойства. (Приложение 4, 5)
5. Потребительский анализ
1. Антигель Hi-Gear
Конечно, средство не является самой эффективной депрессорной присадкой на российском рынке, но и плохим товаром ее не назовешь. Hi-Gear выполняет требования ТУ по температуре предельной фильтруемости. Температура застывания по сравнению с базовым летним топливом упала на 9 °C и составила -28 °C, на 6,5% ниже нормы.
ДОСТОИНСТВА: хорошая эффективность, большое количество вариантов расфасовки.
НЕДОСТАТКИ: высокая цена, что впрочем, оправдано при пересчете на количество обрабатываемого топлива.
2. Антигель Kerry
Антигель еще один представитель племени «универсалов», и, несмотря на богатство своих свойств, препарат вполне сносно справляется с обязанностями антигеля, понижая температуру предельной фильтруемости на 20 °C до величины –46 °C. Температура застывания после применения данного состава упала на °C и составила –47 °С. Возможно, что такие неплохие показатели получились из-за того, что производитель «не пожадничал» с дозировкой своего средства.
ДОСТОИНСТВА: многофункциональность препарата.
НЕДОСТАТКИ: с учетом того, что это средство - универсальное, недостатки указать сложно.
3. Антигель Sintec
По результатам тестирования оказалось, что рабочие свойства антигеля выше, чем заявлено производителем! Абсолютное значение температуры застывания составило –47 °C — требования ТУ выполнены. По температуре застывания препарат немного не дотянул до минимальной нормы в –51°C.
ДОСТОИНСТВА: приемлемая предельная температура фильтруемости.
НЕДОСТАТКИ: препарат немного не дотянул до нормы по температуре застывания и предельной температуры фильтруемости дизельного топлива с присадкой.
III. Заключение
А теперь давайте вернемся к гипотезе нашего исследования. Мы предположили, что производители указывают на упаковках антигелей не совсем точную информацию, а также, что правильный подбор присадки поможет автолюбителям без проблем эксплуатировать дизельный автомобиль в любое время года.
Наше предположение оказалось не совсем верным. Как показывают проведенные опыты производители антигелей Kerry и Sintec указывают правдивую информацию о понижении температур летнего дизельного топлива, а производитель антигеля Hi-Gear не предоставил по этому поводу никаких данных. Однако, для зимнего дизельного топлива присадка Hi-Gear эффективна. Этот производитель указал точные данные, а другие завысили характеристики присадок. Так, антигель Kerry должен был понизить температуру застывания зимнего топлива до -52°С, а понизил только до -47°С. Антигель Sintec должен был понизить температуру застывания зимнего топлива до -51°С, а понизил только до -48°С.
Также, после исследования образцов, простоявших на улице три недели, характеристики дизельного топлива, а именно, ПТФ и температура застывания не изменились.
IV. Литература
1. ГОСТ 22254-92; ГОСТ 20287-91
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
3. Интернет-ресурсы.
http://economic-definition.com/Energy/Dizel_noe_toplivo_Diesel__eto.html
http://xn--d1acfdrboy8h.xn--p1ai/dizelnoe_toplivo/chto_takoe_dizelnoe_toplivo.php
http://vopros-avto.ru/chto-takoe-dizelnyiy-antigel-dlya-chego-nuzhen-antigel-dlya-dizelya/
Приложения.
Приложение 1

Фотография кристаллов парафина, сделанная под микроскопом. На левой картинке кристаллы в чистом дизтопливе, на правой – в дизтопливе с добавлением депрессорной присадки.
Приложение 2
Исходное топливо №1 (ПТФ = минус 6 °С; Т застывания = минус 15 °С)
Присадка Hi - Gear | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -15 | -28 |
0,2 об.% | -19 | -35 |
0,3 об.% | -20 | -36 |
0,4 об.% | -21 | -39 |
0,5 об.% | -22 | -41 |
Присадка KERRY | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -23 | -29 |
0,2 об.% | -24 | -34 |
0,3 об.% | -25 | -36 |
0,4 об.% | -26 | -44 |
0,5 об.% | -27 | -44 |
Присадка SINTEC | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -18 | -28 |
0,2 об.% | -22 | -30 |
0,3 об.% | -23 | -31 |
0,4 об.% | -25 | -34 |
0,5 об.% | -27 | -37 |
Приложение 3
Исходное топливо №2 (ПТФ = минус 26 °С; Т застывания = минус 40 °С)
Присадка Hi - Gear | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -28 | -45 |
0,2 об.% | -41 | -47 |
0,3 об.% | -42 | -47 |
0,4 об.% | -45 | -48 |
0,5 об.% | -45 | -48 |
Присадка KERRY | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -41 | -44 |
0,2 об.% | -46 | -47 |
0,3 об.% | -46 | -47 |
0,4 об.% | -47 | -50 |
0,5 об.% | -47 | -51 |
Присадка SINTEC | ПТФ | Т застывания |
0,1 об.% | -43 | -44 |
0,2 об.% | -43 | -44 |
0,3 об.% | -46 | -47 |
0,4 об.% | -47 | -48 |
0,5 об.% | -47 | -48 |
Приложение 4
Исходное топливо №1
Дата | Температура окружающего воздуха | Присадка Hi - Gear | Присадка SINTEC | Присадка KERRY |
0,1 об.%
| 0,5 об.%
| 0,1 об.%
| 0,5 об.%
| 0,1 об.%
| 0,5 об.%
|
13.01 | -21 | Помутнение Основной цвет – желтый Белый осадок на дне 0.2 см | Т.с. Белый осадок 0.5 см | Мутное Белый осадок на дне 0.5 см | Т.с. | Мутное Белый осадок на дне 1 см | Молочное Основной цвет – желто-белый Равномерное |
17.01 | -15 | Прозрачное Белый осадок на дне 0.5 см | Т.с. | Мутное Белый осадок на дне 0.3 см | Т.с. | Мутное Цвет – белый Без осадка | Т.с. |
22.01 | -38 | Белый осадок на дне 1.5 см | Т.с. | Белый осадок на дне 0.5 см | Белый осадок на дне 1 см | Белый осадок на дне 0.8 см | Белый осадок на дне 1.5 см |
28.01 | -5 | Прозрачное Белый осадок на дне 0.2 см | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
03.02 | -9 | Прозрачное Белый осадок на дне 0.2 см | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
Приложение 5
Исходное топливо №2
Дата | Температура окружающего воздуха | Присадка Hi - Gear | Присадка SINTEC | Присадка KERRY |
0,1 об.%
| 0,5 об.%
| 0,1 об.%
| 0,5 об.%
| 0,1 об.%
| 0,5 об.%
|
13.01 | -21 | Прозрачное Чистое Равномерное | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
17.01 | -15 | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
22.01 | -38 | Прозначное Белый осадок на дне 0.2 см | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
28.01 | -5 | Прозрачное Чистое Равномерное | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |
03.02 | -9 | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с | Т.с |