Научно- исследовательская работа учащихся начальной школы.
К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, если этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Передавая детям «чистые» знания, не пополняющие копилку их личного опыта, школа практически растит обыкновенного потребителя, не способного на творческий порыв. Банальная передача ученикам накопленные человечеством достижения в науке и технике никогда не научит детей создавать новые, разве что копировать достигнутое. Но в таком случае возникает вопрос, как можно подготовить учеников к решению своих проблем? Ведь претворить в жизнь накопленный потенциал можно лишь собственными руками, наметив определенные ступени роста в достижении цели. Школьник должен овладеть учебной деятельностью в полной мере, в аспекте всех составляющих. Одним из средств трансформации школьника в субъект учебного процесса есть ни что иное, как его участие в исследовательской деятельности.
Ученики, вовлеченные в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Детская любознательность и желание понять, как устроен окружающий мир, обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, стремление к экспериментированию, самостоятельный поиск сведений, объясняющих окружающее пространство, обычно принимаются как важнейшие черты детского поведения.
Исследование – один из видов познавательной деятельности человека, процесс выработки новых знаний, поиска неизвестного.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне. Но это стремление нужно развивать. Только тот ребенок будет счастлив, в ком живущие рядом взрослые, разовьют большой интерес в познании окружающего мира.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, есть одна из главных и естественных проявлений детской психики. Дети по природе своей – исследователи. И надо видеть с каким огромным интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Наиболее успешны в таком процессе дети одаренные. Врожденная любознательность, жажда новых впечатлений, невольная постоянная демонстрация желания экспериментировать, неподдельная жажда поиска истины без посторонней помощи сегодня распространяются практически на все сферы учебного процесса.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, проектная деятельность – метод научного исследования, который повышает уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях ученика. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и
помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.
Современное российское образование предполагает не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой.
Этап 2
- выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
- индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских, консультации научного руководителя.
Этап 4
- оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
- итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Мой ученик, назовём его Богдан, однажды увидел, как его мама обрывает побеги у томатов и он заинтересовался для чего это делается. Мама объяснила, чтобы повысить урожайность томатов. Богдан решил это проверить: два куста томатов –контроль, два куста на которых обрывал пасынки. Эксперимент показал, что удаление пасынков ведёт к повышению урожайности томатов. Эта работа заняла первое место в конкурсе «Первые шаги в науке» и были приглашены на Всероссийский форум «Мы гордость Родины».
Другая ученица Марина имела проблемы с опорно-двигательной системой и ей нужно было каждый день заниматься специальной гимнастикой, то есть выработать привычку это делать. Она поставила для себя задачу за сколько дней можно выработать полезную привычку. Этот эксперимент она оформила в виде научно-исследовательской работы. Работа получила первое место в школьном туре «Умники и умницы», второе место в V Межрегиональной конференции «Ньютония» и второе место во Всероссийском форуме «Мы гордость Родины».
Многие мои ученики выступали со своими работами в различных конкурсах: Всероссийских, Межрегиональных, Областных и школьного уровня.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности
позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Литература:
1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
2. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
3. Разагатова, Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /
4. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
5. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.