Научно-исследовательский проект по теме: «Задачи на сложение и вычитание».
Цель исследования: научиться решать составные задачи, включающие в себя действия сложения и вычитания.
Задачи исследования:
1.Выявить типы простых задач на сложение и вычитание.
2. Провести наблюдение, как решение задачи зависит от её вопроса и содержащихся в ней простых задач.
3.Научиться раскладывать составную задачу на простые с целью определения пути решения.
Гипотеза исследования:
Простые задачи на сложение и вычитание связаны между собой и их можно использовать при решении составных задач.
Актуальность:
В нашем учебнике под редакцией В.Н.Рудницкой задачи представлены в очень большом объёме и сразу на все четыре арифметических действия, без разделения на виды; составные задачи мы стали решать в первом классе, ещё не научившись хорошо решать простые, поэтому работать над задачей сейчас трудно. Что делать ?
План исследования:
1.Рассмотреть все простые задачи на сложение и вычитание, изученные в первом и во втором классах, и понять, чем они похожи и чем отличаются.
2.Подумать, почему именно так называется тот или иной тип задач.
3.Провести наблюдение, какая существует связь между простыми и составными задачами с использованием действий сложения и вычитания.
4.Сделать вывод о том, какой приём облегчит умение решать составную задачу.
I группа простых задач Задачи, при решении которых усваивается конкретный смысл арифметических действий сложения и вычитания
1. Задачи на нахождение суммы двух чисел .
На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками.
Сколько всего книг стоит на полке?
Решение
5+4=9 (кн.)-всего книг на полке
Ответ: 9 книг
4 кн.
5 кн.
? кн.
2.Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.
На трёх полках стоит по 5 книг на каждой.
Сколько всего книг стоит на этих полках?
1п
2п
3п
Решение:
5+5+5=15 ( кн.)-всего на трёх полках
Ответ: 15 книг
5 кн.
? кн.
5 кн.
5 кн.
3. Задачи на нахождение остатка.
На полке стояло 9 книг. 4 книги взяли почитать. Сколько книг осталось на полке?
Решение
9-4=5 ( кн.)-осталось на полке
Ответ: 5 книг
? кн.
4 кн.
9 кн.
II группа простых задач Задачи, при решении которых усваивается как связаны компоненты и результаты арифметических действий сложения и вычитания. ( 4 типа задач )
4. Задачи на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому.
На полке стоит 5 книг со стихами и несколько книг со сказками. Сколько стоит книг со сказками, если известно, что всего книг 9 ?
Решение:
9-5=4 ( кн.)-со сказками
Ответ: 4 книги
5 кн.
? кн.
9 кн.
5. Задачи на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому.
На полке стоит несколько книг со стихами и 4 книги со сказками. Сколько книг со стихами стоит на полке, если известно, что всего книг 9 ?
Решение:
9-4=5 ( кн.)-со стихами
Ответ: 5 книг
4 кн.
? кн.
9 кн.
6. Задачи на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
На полке стоит несколько книг. Когда 4 книги взяли, то осталось 5 книг. Сколько книг стояло на полке?
Решение:
5+4=9 (кн.)-стояло на полке
Ответ: 9 книг
4 кн.
5 кн.
? кн.
7. Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
На полке стоит 9 книг. Когда несколько книг взяли, на полке осталось 5 книг. Сколько книг взяли?
Решение:
9-5=4 ( кн.)-взяли
Ответ: 4 книги
5 кн.
? кн.
9 кн.
III группа простых задач. Задачи, при решении которых раскрывается новый смысл арифметических действий. ( 6 типов задач)
8. Задачи на разностное сравнение двух чисел ( первый вид).
На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками. На сколько больше книг со стихами стоит на полке?
Стихи
Сказки
Решение:
5-4=1 (кн.)-на столько больше книг со стихами
Ответ: на 1 книгу больше
?
5 кн.
4 кн.
9. Задачи на разностное сравнение двух чисел ( второй вид).
На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками. На сколько меньше книг со сказками стоит на полке?
Стихи
Сказки
Решение:
5-4=1 ( кн.)- на столько меньше книг со сказками стоит
на полке
Ответ: на 1 книгу меньше
?
5 кн.
4 кн.
10. Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( прямая форма).
На полке стоит 4 книги со сказками, а со стихами на 1 книгу больше. Сколько книг со стихами стоит на полке?
Стихи
Сказки
Решение:
4+1=5 (кн.)- со сказками
Ответ: 5 книг
4 кн.
1 кн.
? кн.
11. Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).
На полке стоит 4 книги со сказками. Это на 1 меньше, чем со стихами. Сколько книг со стихами стоит на полке?
Сказки
Стихи
Решение:
4+1=5 (кн.)- со стихами
Ответ: 5 книг
4 кн.
1 кн.
? кн.
12. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( в прямой форме).
На полке стоит 5 книг со стихами, а со сказками на 1 книгу меньше. Сколько книг со сказками стоит на полке?
Стихи
Сказки
Решение:
5-1=4 (кн.)-со сказками
Ответ: 4 книги
5 кн.
1 кн.
? кн.
13. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).
На полке стоит 5 книг со стихами. Это на 1 книгу больше, чем со сказками. Сколько книг со сказками стоит на полке?
Стихи
Сказки
Решение:
5-1=4 ( кн.)-со сказками
Ответ: 4 книги
5 кн.
1 кн.
? кн.
Вывод: Мы знаем 13 типов задач на сложение и вычитание. Больше половины из них являются взаимно-обратными. Рассмотрим их в виде блоков.
Первый блок - нахождение суммы двух чисел; нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому; нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому.
Это задачи № 1, 4, 5.
1 полка-9 книг 1 полка-? книг 1полка-9 книг
2 полка-8 книг 2 полка-8 книг 2 полка-? книг
9+8=17 книг 17-8=9 книг 17-9=8 книг
?
?
?
Второй блок - нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности, нахождение остатка, нахождение остатка, нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
Это задачи № 3, 6, 7.
Взяли-4 книги Было-9 книги Было-9 книги
Осталось-5 книг Взяли-4 книги Взяли-? книг
Было-? книг Осталось-? книг Осталось-5 книг
4+5=9 книг 9-4=5 книг 9-5=4 книги
Третий блок - увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
1 полка – 8 книг
2 полка- ? на 1 книгу больше, чем на первой
Сколько книг - ?
1 полка – 9 книг
2 полка - ? на 1 книгу меньше, чем на первой
Сколько книг -?
Это задачи № 10,12.
А две задачи на разностное сравнение являются по сути одной и той же задачей и решаются по правилу: « Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее». Это задачи № 8,9.
Теперь на основе двух простых задач составим новую и посмотрим что получится. ( Чтобы было понятно, в данные в задачах не меняем )
Задача № 1
На одной полке стоит 9 книг, а на другой на 1 меньше. Сколько книг стоит на 2 полках?
Проведём анализ задачи.
Чтобы найти сколько книг стоит на двух полках надо знать количество книг на каждой полке и сложить их.
Мы знаем, что на первой полке стоит 9 книг, но не знаем сколько книг стоит на второй полке. О них сказано «на одну меньше» ( Это задача № 12 на уменьшение числа на несколько единиц)
Теперь мы знаем количество книг на каждой полке и для ответа на вопрос задачи сложим два числа. ( Это задача №1 на нахождение суммы двух чисел.)
Составим алгоритм решения:
- в первом действии узнаем количество книг на второй полке;
- во втором действии узнаём количество книг на двух полках.
Запишем решение:
- 9-1=8 ( книг ) - поместиться на второй полке
- 9+8=17 ( книг ) – поместиться на двух полках
Ответ: 17 книг
Задача № 2
Саша взял с первой полки 3 книги, Юра 6, а Дима взял все книги со второй полки. Сколько книг было на второй полке, если известно, что всего на этих полках было 17 книг ?
Проведём анализ задачи.
Чтобы узнать сколько книг на второй полке, нужно узнать количество книг на первой полке. Это книги, которые взяли Саша и Юра.( Задача № 1 на нахождение суммы двух чисел).
Чтобы узнать количество книг на второй полке нужно из общего числа книг вычесть число книг, стоящих на первой полке. ( Это задача №4 на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому).
Составим алгоритм решения:
- в первом действии узнаем сколько книг было на первой полке;
- во втором действии узнаем сколько книг было на второй полке.
Запишем решение:
- 3+6=9 ( книг ) – было на первой полке
- 17-9=8 ( книг ) – было на второй полке
Ответ: 8 книг
Задача №3
На первой полке стоит 5 книг, а на второй полке 4 книги. С первой полки на вторую переставили 3 книги. На сколько больше книг стало на второй полке?
Проведём анализ задачи.
Чтобы узнать на сколько больше книг станет на второй полке, нужно сначала узнать сколько книг останется на первой полке, когда 3 книги переставят.(Задача №3 на нахождение остатка). Потом узнаем сколько после перестановки станет книг на второй полке.(Задача №1 на нахождение суммы двух чисел).
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из большего числа вычесть меньшее.(Задача № 8 на разностное сравнение чисел (первый вид)).
Составим алгоритм решения:
- в первом действии узнаем количество книг на первой полке;
- во втором действии узнаем количество книг на второй полке;
- в третьем действии узнаем на сколько больше книг стало на второй полке.
Запишем решение:
- 5-3=2 ( книги ) - осталось книг на первой полке
- 4+3=7 ( книг ) - станет на второй полке
- 7-2=5 ( книг ) - на столько больше книг стало на
второй полке
Ответ: на 5 книг
Вывод: Мы смогли разложить составные задачи на две и три простые. У нас получилось два или три действия, соответствующие данным типам задач.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
- Любую составную задачу, решаемую действиями сложения и вычитания, можно разложить на простые задачи.
- Сколько простых задач содержится в составной, столько в задаче действий.
- Каждое действие в решении составной задачи соответствует типу простой задачи, входящей в составную.
1. Коля зарыл свой дневник с двойками, на 5 метров, а Вова только на 3 метра. На сколько метров глубже зарыл свой дневник с двойками Коля?
2. Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а её хозяйка тётя Уля только 2. Сколько всего ног у обеих?
3. За зиму Нюся потеряла 12 варежек, а Дуся на 4 варежки меньше. Сколько всего варежек потеряли за зиму Нюся и Дуся?
Своей исследовательской работой мы доказали выдвинутую вначале гипотезу и научились решать составные задачи на сложение и вычитание.