© 2023, Гетманов Иван Сергеевич 381 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование упражнений с отягощениями для развития прыгучести баскетболистов
ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
Специальность: | 49.02.01 Физическая культура | |
Форма обучения: очная Студент: Гетманов Иван Сергеевич |
| |
Руководитель: Петрова И.А. |
|
| |
Тольятти, 2021 г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование процесса развития прыгучести баскетболистов | 5
|
Прыгучесть и особенности её развития в баскетболе Физическая подготовка в спортивной тренировке баскетболистов Методика развития прыгучести средствами физической подготовки баскетболистов | 5 9 18 |
Глава 2. Практическое изучение влияния упражнений с отягощениями на развитие прыгучести баскетболистов | 23
|
2.1 Методика определения уровня развития прыгучести баскетболистов | 23 |
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития прыгучести баскетболистов | 25
|
2.3 Характеристика комплекса упражнений с отягощениями для развития прыгучести баскетболистов | 26
|
Заключение | 30 |
Литература | 31 |
Введение
Актуальность. Ни одна спортивная игра не видоизменялась в техническом отношении так, как баскетбол. В баскетбол играют руками и предела совершенствования поэтому, видимо, нет. Виртуозное владение мячом и своим телом достигается только большим повседневным трудом. Только таким образом количество переходит в качество.
Двигательная деятельность баскетболистов характеризуется высоким темпом и интенсивностью соревновательных и тренировочных нагрузок. В настоящее время в игровой практике возрастает процент применения активных форм защиты и нападения (прессинг, быстрый прорыв, плотная опека нападающих по всему полю). Острые игровые ситуации требуют от игрока передвижения по площадке на максимальной скорости, резких остановок, прыжков с максимальными усилиями в условиях атлетической борьбы при подборе мяча под кольцом [7; 17].
Как известно, баскетбол относится к игровым видам спорта, требующим значительного проявления скоростно-силовых способностей. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.
Считается, что одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр. Преподавателям и тренерам необходимо расширять арсенал средств и методов развития качеств необходимых баскетболисту.
Объект исследования: процесс развития прыгучести баскетболистов.
Предмет исследования: комплекс упражнений с отягощениями для развития прыгучести баскетболистов.
Цель исследования: практическое изучение влияния комплекса упражнений с отягощениями на развитие прыгучести баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методические источники по выбранной теме.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития прыгучести баскетболистов.
3. Подготовить комплекс упражнений с отягощениями для развития прыгучести баскетболистов.
4. Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование процесса развития прыгучести баскетболистов
1.1 Прыгучесть и особенности её развития в баскетболе
Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков. Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину.
Прыгучесть – это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.
Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника.
Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он не один сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя Родман и не очень высокого роста (у него нет и двух метров), а подбор забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам. Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места – при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении – отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации).
Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог “перевисеть” в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” – это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки НБА, в отличие от российских баскетболистов. Даже обладая ростом ниже 170 см, они легко могут забить мяч сверху. Может быть поэтому сборная команда США уже многие годы считается непобедимой командой на всей планете.
Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. В НБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем он выполнял 2-3 блок-шота в одной игре.
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене – толчке – развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве.
Наиболее распространенным их выражением является так называемая “взрывная” сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок. Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка [24].
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяемых скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. Скорость и сила – основа прыжка. Для выполнения прыжка необходимо обладать высоким уровнем развития ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка.
Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)
Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма.
Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника.
Мощность, как характеристика прыгучести может быть охарактеризована следующим образом.
Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда или тела определяется силой и скоростью приложенного воздействия. Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов.
Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы. Силовым компонентом мощности является динамическая сила. Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц, концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как динамическая сила. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы.
К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы абсолютный градиент либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части относительный градиент силы. Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы. Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу.
Прыгучесть – сложное физической качество. На его проявление оказывают влияние различные факторы. Мощность – это сочетание силы и скорости. Силовой компонент – это динамическая сила. Одной из разновидностей мышечной силы является взрывная сила. Скоростной компонент включает скорость разбега и максимальную скорость. Мышечная координация также оказывает влияние на прыгучесть.
Так же можно выделить другие факторы, обуславливающие развитие прыгучести: состояние суставно-связочного и мышечного аппарата, нервно-психическое и эмоциональное состояние.
1.2 Физическая подготовка в спортивной тренировке баскетболистов
Участие в соревнованиях по баскетболу предполагает предварительное развитие физических качеств, овладение такими важными двигательными навыками, как бег, прыжки и метание. Только тогда появляется возможность освоить технику и тактику игры и результативно использовать их в соревнованиях.
Разнообразие содержания игровой деятельности требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования деятельности всех систем организма, что достигается в процессе разносторонней физической подготовки. Наряду с развитием основных физических качеств воспитываются и специальные качества, специфичные для баскетбола.[6]
Уровень развития качеств влияет на выбор игровых приемов и их биомеханические характеристики. Достаточно высокий уровень позволяет строить движение по оптимальной схеме, что обеспечивает его эффективность и наоборот - отставание в развитии ведущего для данного упражнения качества не в состоянии компенсировать и самая идеальная его модель.
Достаточно высокий уровень развития физических качеств определяет выбор той или иной тактической схемы ведения игры. Превосходство в физической подготовленности при определенных условиях может компенсировать недостатки мастерства спортсмена. Физически подготовленные спортсмены обладают более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них отмечается большая степень уверенности в действиях, настойчивость. Высокие функциональные возможности позволяют им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности.
Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специфика содержания физической подготовки юных спортсменов заключается в развитии основных физических качеств, необходимых для достижения хороших результатов в спорте. [8]
Изучение возрастных особенностей развития физических качеств у детей показало, что развитие физических качеств происходит разновременно. Величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются по относительным (если сравнить) сравнить приростам разных качеств: показатели силовой статической выносливости не совпадают с уровнем динамической выносливости.
Выносливость, координация движений, здоровый дух и ловкость являются необходимыми качествами хорошего игрока. Современный баскетбол представляет собой одну из самых напряженных игр, поэтому каждый игрок должен быть в состоянии высшей физической готовности.
Физическую подготовленность можно определить как состояние готовности организма к игре в баскетбол. Тренировка является средством подготовки. Она включает в себя выполнение специальных упражнений, соблюдение диеты, психологическую подготовку.
Физическое развитие - закономерный процесс изменений организма, его физических качеств и особенностей, протекающий в зависимости от внутренних причин и условий жизни человека. Определение уровня физического развития имеет практическое значение в подборе средств, методов и дозировки нагрузки на занятиях по баскетболу.
Различают общую физическую подготовку /ОФП/ и специальную /СФП/.
Общая физическая подготовка
ОФП представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель ее - создание общей двигательной подготовленности, которая используется в качестве фундамента специальной подготовки.
В процессе общей физической подготовки решаются следующие задачи: воспитание основных физических качеств, повышение функциональных возможностей, расширение объема двигательных навыков, повышение спортивной работоспособности, разностороннее физическое развитие, стимуляция восстановительных процессов, укрепление здоровья.
В этих целях используется комплекс физических упражнений общего воздействия, тем самым создается основа для специализированного развития отдельных качеств. Разнохарактерные упражнения вызывают более быструю адаптацию и ускоряют протекание восстановительных процессов. [7]
Разнообразие упражнений призвано обеспечить расширение двигательных возможностей.
При этом необходимо учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными и нейтральными. С увеличением силы растет скорость, улучшаются координация и точность бросков баскетболистов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре к основным игровым приемам навыки, совпадающие с игровым режимом мышечной работы.
В тренировках широко используют ОРУ без предметов, с предметами /набивные мячи гантели и т. д./, прыжки в высоту и длину, метания, бег на различные дистанции и с препятствиями, кроссы, акробатические упражнения, упражнения с отягощением.
Общая физическая подготовка достигает своих целей только при условии постоянства и непрерывности. Она входит обязательной составной частью в тренировки на всех периодах подготовки спортсменов, не теряет она своего значения и при достижении высокого мастерства, когда возрастает ее роль как средства узкой специализации, обеспечивающего разнообразие, переключение и оздоровление занимающихся.
Кроме правильного подбора упражнений важное значение имеет также правильное определение объема физической нагрузки и распределение её в процессе учебно-тренировочных занятий. [6,7]
Двигательные качества формируются неравномерно и не одновременно. Прирост в различные возрастные периоды неодинаков. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте. Развитие двигательных качеств зависит от функционального состояния ряда систем организма. Так, выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно - сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором и реакция движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.
В основе методики развития быстроты передвижений лежит комплекс специальных спринтерских упражнений. Однако простое увеличение средств спринта в экспериментальных занятиях на протяжении годичного тренировочного цикла через определенное время приводит к падению интереса к ним занимающихся и как следствие - к работе на скоростях ниже максимальной. Поэтому необходимы специфические стимуляторы проявления быстроты у баскетболистов. [8]
Быстрота движений помимо многих факторов зависит и от степени мастерства спортсмена. Точное исполнение приемов с максимальной скоростью, равно как и на максимальной скорости передвижения, является очень сложным умением, т.к. в этих случаях затруднены сенсорные коррекции в ходе выполнения движений.
Попытка соединить высокую скорость передвижения и не в совершенстве усвоенные приемы приводит к тому, что - либо ухудшается точность, либо падает скорость. Для баскетбола неприемлемо ни, то, ни другое. Поэтому применение на разных этапах тренировки комбинированных упражнений в скорости и технике /когда технические приемы выполняются непосредственно во время ускорения/ с целью развития баскетболистов нецелесообразно. Использование таких упражнений будет обоснованно лишь при условии совершенного владения приемами на основе первоначального раздельного совершенствования качества быстроты и техники игры.
При этом очень важно, чтобы предварительное овладение приемами техники приходило, как рекомендуют специалисты, на так называемой «контролируемой» скорости //близкой к максимальной, но не равной ей/.
Это позволяет сохранять скоростно-силовую структуру движения, характерную для максимальной скорости, и одновременно осуществлять контроль за техникой его исполнения.
Однако в дальнейшем комбинированные упражнения необходимы, что связано с особенностями выполнения технических приемов в игре. Большинство приемов техники осуществляется в возможно более короткие временные отрезки и, как уже сказано, на фоне передвижения, которое в идеале должно быть максимально быстрым. Поэтому помимо достижения высокой скорости и точности выполнения отдельного приема вне зависимости друг от друга необходимо уметь сочетать их. [6]
Для игровой деятельности наиболее характерны комбинации с быстрой сменой одних другими. Важно такое сочетание высокой скорости передвижения с быстротой и точностью выполнения нескольких чередующихся приемов. Усложняется это тем, что меняются разные по характеру и структуре приемы, которые невозможно предусмотреть заранее. Совершенствуются эти умения при помощи специфических средств. Одним из таких средств являются рекомендуемые упражнения в быстроте реакции и быстроте передвижений с одновременным выполнением нескольких технических приемов, сменяющих друг друга, а также специальные игры.
В процессе отыскания специальных средств по развитию быстроты обнаружено благоприятное влияние этих упражнений на развитие ловкости.
Быстрота характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь. Высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией. Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны ЦНС, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. [11]
Быстрота - способность, человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют элементарные /быстрота простой и сложной реакции, быстрота одиночного движения/ и комплексные формы проявления быстроты /быстрота перемещения баскетболиста/.
Совершенствование отдельных сторон быстроты баскетболиста с применением общепринятых средств является первостепенной задачей. Однако это только одна сторона, известно, что быстрота в различных видах деятельности имеет свою специфику. В баскетболе она обусловлена тем, что проявление ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях непосредственном соревновании с соперником в скорости и при его сопротивлении с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов -помех.
Специальная физическая подготовка [8]
Под СФП понимают процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой избранного вида спорта и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Несмотря на общность характера игровой деятельности организма развитию физических качеств. Поэтому наряду с общим необходимо и узконаправленное развитие двигательных возможностей спортсменов.
Специальная физическая подготовленность способствует овладению техникой игровых приемов, повышению эффективности тактических действий, достижению спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности.
Ее основная цель - максимальное развитие силы, быстроты и других физических качеств во взаимосвязи и единстве.
Для решения этой задачи используют специально подготовленные упражнения с характерным для основного упражнения напряжением, координацией, темпом и ритмом движения. Для этого более всего соответствуют упражнения технико-тактического характера, спортивные подвижные игры. Граница между ОФП и СФП достаточно условна, поскольку эффект воздействия зависит в большей степени от метода, нежели от используемого упражнения.
К факторам, регулирующим влияние упражнений, относят степень напряжения, количество повторений, длительность пауз.
СФП базируется на ОФП занимающихся. К решению ее задач следует переходить лишь после достижения определенного уровня общего развития Это относится как к годичному циклу тренировки, так и к отдельным этапам многолетней подготовки.[6]
Специальная быстрота. В баскетболе успешность спортивных действий определяется быстротой простых и сложных двигательных реакций, временем скорости передвижения одиночных движений в действиях, связанных с быстротой реагирования на внешнюю ситуацию модели пред стоящего движения /потенциал готовности/, что позволяет заранее с опережением событий подготовить испольные механизмы и тем самым сократить время реализации двигательного действия. Опережающая предварительная настройка создает систему локальной возбудимости. Быстрота во всех специфических формах ее проявления определяется преимущественно двумя факторами: оперативностью организации и регуляции двигательного действия.
Развитие быстроты требует повышения оперативности центрального упражнения движениями и функционального совершенствования соответствующих исполнительных механизмов.
Ряд экспериментальных работ свидетельствует об эффективности использования отягощения для совершенствования различных форм быстроты, в частности, частоты движении и латентного времени двигательной реакции. [7]
Скоростная сила проявляется в условиях скоростных движений против относительно небольшого внешнего сопротивления и обеспечивается такими свойствами максимальных усилий, которые определяют стартовую и ускоряющую силу мышц. Для выявления качественных характеристик скоростной силы и в интересах решения проблемы СФП целесообразно рассмотреть принципиальные отношения скорости спортивных движений с быстротой как генеральной двигательной способности и силовым потенциалом мышц в зависимости от внешнего сопротивления. Связь силового потенциала со скоростью рабочего движения, выполняемого против внешнего сопротивления, обнаруживает незначительную степень увеличения величины внешнего сопротивления.
Средства и методы СФП. К средствам СФП относятся упражнения, которые, во-первых, соответствуют соревновательному упражнению по режиму работы организма; во - вторых содержат тренирующие воздействия, чтобы повысить тот уровень функциональных возможностей, которым организм уже располагает; в третьих, обеспечивает необходимую энергетическую базу для совершенствования технико-тактического мастерства.
Хорошо известно, что любое средство в зависимости от условий и способа его выполнения может решать ряд задач. Поэтому четкое представление о преимущественной направленности тренирующего воздействия на организм каждого средства, используемого в тренировке при том ином способе выполнения - важное условие, определяющее эффективность СФП.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Вопреки методическим концепциям прошлых лет сегодня спортсмены широко используют выполнение в тренировке соревновательные упражнений с высокой интенсивностью усилий. Наряду с прочими достоинствами такой прием выступает как весьма эффективный способ СФП, ибо трудно придумать что-нибудь специальное в этом смысле. Поэтому выполнение соревновательного упражнения в тренировке с максимальной интенсивностью усилий и высокой скоростью представляется важным средством системы СФП, но требует серьезного научного и методического обоснования. [7,8]
1.3 Методика развития прыгучести средствами физической подготовки баскетболистов
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость). Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.
Основными методами воспитания прыгучести являются: метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменение возбудимости центральной нервной системы и восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга. Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %.[18].
Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.
Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного броска по кольцу противником. И если баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько он активен в игре.
В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [18].
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов.
Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота [21]. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег.
Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста (О. Фонский, Л. Баранский и др.). Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа: упражнения преимущественного скоростного характера и упражнения преимущественного силового характера. Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе [18].
Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопных суставов.
Рекомендуются простые, но эффективные упражнения. Сначала необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы – катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плачах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой – в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений [7].
Анализ научно-методических источников по выбранной теме и изучение опыта работы специалистов в области спортивной тренировки баскетболистов показали, что воспитание физически качеств осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.
Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе [11]. Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.
Также в литературе предлагается для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю [4].
Правильную всестороннюю физическую подготовку, следует рассматривать в качестве фундамента высоких результатов. В период подготовки она играет решающую роль для дальнейшей деятельности спортсмена: от тщательности и всесторонности проделанной работы зависят возможности и темпы дальнейшего прогресса.
Глава 2. Практическое изучение влияния упражнений с отягощениями на развитие прыгучести баскетболистов
2.1 Методика определения уровня развития прыгучести баскетболистов
На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня развития прыгучести.
Возможность контроля и коррекции уровня развития физических качеств появляется при помощи тестирования. На основании тестирования в относительно короткие сроки можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях.
Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае - двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:
должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);
следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;
необходимо определить надежность и информативность тестов;
результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.
Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места - это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов - тестирование; длина прыжка - результат теста.[6]
На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных спортсменов, так и целых групп спортсменов, проживающих в разных регионах и странах; проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять достаточно объективный контроль за тренировкой юных спортсменов; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.[12]
Развитие прыгучести можно контролировать с помощью следующих тестов:
Прыжок с места толчком двумя ногами (определяется высота подъема ОЦТ по прибору Абалакова в см) из трех попыток берется лучшая.
Прыжок с разбега толчком двумя ногами с касанием рукой разметки на максимальной высоте, также из трех берется лучшая.
То же, что и предыдущий, но определяется разница между величиной доставания максимальной высоты и показателем высоты, зафиксированным у игрока, стоящего с вытянутой рукой на носках.
А также используются разнообразные прыжки в длину: с места толчком двух ног; с разбега отталкиваясь одной ногой.
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития прыгучести баскетболистов
Для проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития прыгучести занимающихся, на текущий момент:
Тест 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой. На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см. Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.
Тест 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки. Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.
Тест 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками. На полу вдоль границы баскетбольной площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр. Занимающийся становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью до 1 см.
Тест 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения прыгучести. Напротив пролета гимнастической стенки с разметкой по сигналу тренера занимающийся приседает на одной ноге и выполняет прыжок вверх со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания. [16]
2.3 Характеристика комплекса упражнений с отягощением для развития прыгучести баскетболистов
Анализ научно-методических источников и изучение передового опыта тренеров баскетболистов помогли подготовить комплекс упражнений с отягощением для развития прыгучести баскетболистов.
Подобранные средства внедряются в основную часть баскетбольного занятия.
Комплекс упражнений с отягощением
Отягощение - внешнее сопротивление движению (штанга, гиря, и пр.), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.
1 . Серийные выпрыгивания вверх с гантелями в руках из: варианты выполнения:
а ) из полуприседа
б) из приседа.
Методические указания. Упражнение выполнять без пауз, с активным взмахом рук вперед-вверх.
2 . Прыжки на одной ноге (на передней части стопы) с гантелями в руках: варианты выполнения:
а) на месте;
б) с продвижением вперед (20-30 м).
Методические указания. Акцентировать внимание преимущественно на отталкивании стопой. Упражнение выполняется с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе. Руки с гантелями внизу.
3 . Выпрыгивание вверх со штангой на плечах из: варианты выполнения:
а) из полуприседа;
б) из глубокого приседа.
4. Выпрыгивание вверх со штангой на плечах из полуприседа с доставанием подвешенного над головой предмета.
5 . В положении выпада (штанга на плечах) прыжками менять положение ног: варианты выполнения:
а) на месте;
б) с продвижением вперед.
6 . Упругие подскоки на одной ноге (штанга на плечах), другая находится на повышенной опоре (например, гимнастическом коне).
Методические указания. Спину держать прямо. В исходном положении стоять: варианты выполнения:
а) лицом к опоре;
б) спиной к опоре.
7 . Прыжки с продвижением вперед (20-40 м) со штангой на плечах весом 30-50% от собственного веса (или грифом от штанги): варианты выполнения:
а) на обеих ногах;
б) на одной ноге.
8 . Стойка ноги врозь, скамейка между ног. В руках диски от штанги весом 5-10 кг. Прыжки на скамейку – ноги вместе и со скамейки – ноги врозь: варианты выполнения:
а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед.
9 . Стойка ноги врозь на двух параллельных скамейках, в руках гиря 16-32 кг (или диск от штанги 1
0-20 кг). Многократные выпрыгивания из глубокого приседа вверх толчком двух ног и приземление на скамейки. Методические указания. Вес гири (диска от штанги) подбирается индивидуально в соответствии с возможностями спортсмена. После выполнения упражнения – легкий бег трусцой 20-30 с.
1 0. Сед на скамейке (высота 50-60 см), одна нога на опоре, другая (согнута в колене) в безопорном положении. Руки с диском от штанги 5-10 кг перед грудью. Многократные выпрыгивания вверх отталкиваясь одной ногой.
1 1. Прыжки с продвижением вперед, в руках одна или две гири (16-32 кг).
12. Выпрыгивания с гирей (или диском от штанги весом 10-20 кг) 2 подхода по 8-10 раз. Затем после 3-4 мин отдыха десятикратный прыжок с места с ноги на ногу (2 подхода). Комплекс повторяется 2-3 раза.
13. Приседания со штангой на плечах с весом 70-80% от максимального, 2 подхода по 5-6 раз. После 4-6 мин отдыха прыжковые упражнения с предельно интенсивным отталкиванием, например тройной прыжок с места (2-3 подхода по 6-8 раз).
14. Приседания со штангой весом 80-85% от максимального 2 подхода по 2-3 раза. Затем после 3-4 мин отдыха выпрыгивания с гирей (или диском от штанги) 2-3 подхода по4-6 раз.
15. Два подхода по 2 приседания со штангой на плечах весом 90-95% от максимального. Затем 2 серии по 6-8 отталкиваний после прыжка в глубину. Отдых между приседаниями и прыжками 2-4 мин, между сериями прыжков 4-6 мин.
Заключение
Анализ научно-методических источников и проведенное практическое исследование показало, что прыгучесть является одним из самых важных качеств для баскетболиста. Эффективность бросков, подборов, блок-шотов зависит от того, как высоко спортсмен может выпрыгнуть и как долго «провисеть» в воздухе.
Прыгучесть – это комплексное качество, основными его компонентами которого являются взрывная сила, быстрота движений и ритм движений.
В прыжках в длину и высоту, с разбега и с места, толчком одной или двух ног проявляется специфическая прыгучесть. К неспецифическим проявлениям относится прыгучесть при преодолении горизонтального и вертикального препятствия, запрыгивании на возвышении, при движении вперед-вверх через ограниченное пространство.
Прыгучесть может быть охарактеризована показателями мощности, которая является сочетанием силы и скорости. Силовым компонентом является динамическая сила, одной из разновидностей которой является взрывная сила. Важной составляющей прыгучести является мышечная координация, состояние суставно-связочного и мышечного аппаратов, нервно-психическое и эмоциональное состояние.
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения, причем совершенствоваться должны одновременно сила и быстрота. Важно укреплять голеностопный сустав, сделать его эластичным и сильным, после чего можно повышать прыжковые нагрузки. Основными методами развития прыгучести являются метод повторного выполнения упражнений, интервальный метод, игровой метод, метод круговой тренировки.
Литература
Баскетбол [Текст]: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. Ю.М Портнова. - М., ФиС, 1988. – 288 с.
Баскетбол. [Текст]: Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. - М., Советский спорт, 2004. – 22 с.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. [Текст]: пособие для тренера/ А.Я. Гомельский. - М., 1997. – 64 с.
Грасис, А. Специальные упражнения баскетболистов [Текст]: метод. пособие/ А. Грасис. – М., ФиС, 1967, 1972. – 38-42 с.
Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: метод. пособие/ Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2001. – 264 с.
Кудряшов, В.П., Мирошникова, Т.И., Физическая подготовка юных баскетболистов [Текст]: пособие для тренера/ В.П. Кудряшов. – Минск, 1970. – 32-45 с.
Кузин, В.В. Полиеский, С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. [Текст]: метод. пособие/ В.В. Кузин. – М., ФиС, 1999. – 43 с.
Линдеберг, Ф. Баскетбол – игра и обучение. [Текст]: пособие для тренера/ Ф. Линдеберг. – М., ФиС, 1971, 1972. – 181-184 с.
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: метод. пособие/ Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебник для ВУЗов/ Л.П. Матвеев. - М., ФиС, 1997. – 271 с.
Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: / Под ред. Л.Б. Кофмана. [Текст]: - М., ФиС, 1998. – 496 с.
Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст]: учебник для ВУЗов/ Д.И. Нестеровский – М.,Академия, 2007. – 336 с.
Психология. [Текст] : учебник / Под общ. ред. А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984. - 255 с.
Официальные правила баскетбола. [Текст]: метод. пособие. - М., СпортАкадемПресс, 2000. – 56-58 с.
Пинхолстер, А. Энциклопедия баскетбольных упражнений [Текст] / А. Пинхолстер. – М., ФиС, 1973. – 19 с.
Спортивные и подвижные игры / Под общ. ред. Ю.М. Портных. [Текст]: - М.: ФиС, 1984. – 344 с.
Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения [Текст]. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004. - 520 с.
Стонкус, С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов [Текст]: пособие для тренера/ С.С. Стонкус. – М., ФиС, 1967. – 230 с.
Спортивные игры: правила, тактика, техника [Текст]. / Под общ. ред. Е.В.Конеевой. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2004. – 448 с.
Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для вузов/ Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2004. – 480 с.
Чернова, Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. [Текст]: метод разработка/ Е.А. Чернова. - Самара. 2002. – 80 с.
Яхонтов, Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста [Текст]: пособие для тренера/ Е.Р. Яхонтов. – М., ФиС, 1981, 1985. – 128 с.
40