Научно-исследовательские проекты учащихся: сущность, структура, содержание, руководство
(с УМК «Звездный английский» для основной и старшей школы)
Актуальность задачи
- Развитие интеллекта, расширение кругозора, укрепление учебной мотивации.
- Формирование универсальных учебных действий, овладение технологией получения знаний, формирование социальных умений (взаимодействия, публичного выступления и др.)
- Создание равных учебных возможностей для всех, учёт индивидуальных интересов, выявление склонности к научной работе, пополнение рядов научного сообщества.
Основные трудности
Учащиеся:
- не имеют достаточных навыков исследования,
- не видят проблему для исследования,
- не владеют технологией исследования.
Учителя:
- не имеют опыта руководства исследованием,
- затрудняются выбрать тему и видеть проблему,
- подменяют учащихся в выполнении проекта.
Закон об образовании о значимости исследовательской деятельности
Закон об образовании в РФ устанавливает, что образовательная организация оказывает содействие учащимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей, в их научно-исследовательской деятельности.
ФГОС о значимости исследовательской деятельности
- «Портрет выпускника школы»
- - владение основами научных методов познания окружающего мира,
- - формирования у школьников научного типа мышления,
- - накопление знаний научной терминологии, ключевых понятий, методов и приёмов научного познания.
Междисциплинарная программа
Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» реализуется посредством учебно-исследовательских проектов учащихся предметного и межпредметного содержания.
Развитие личностных УУД
Исследовательские проекты способствуют развитию у школьников УУД личностного типа:
- активный выбор области знания,
- избирательное отношение к знаниям,
- учение в индивидуальном стиле,
- достижение личной цели,
- самореализация личностного потенциала.
Развитие регулятивных УУД
Исследовательские проекты способствуют развитию у школьников УУД регулятивного типа :
- постановка цели,
- планирование своего исследования,
- сбор материала для исследования,
- систематизация собранного материала,
- выстраивание шагов выполнение проекта,
- самооценка результата проекта.
Развитие познавательных УУД
Исследовательские проекты способствуют развитию у школьников УУД познавательного типа:
- формулирование предположения (гипотезы),
- составление списка источников информации,
- извлечение информации из источников,
- обобщение собранной информации,
- применение методов исследования,
- рассуждение с доказательствами (критическое мышление),
- формулирование самостоятельных выводов.
Развитие коммуникативных УУД
Исследовательские проекты способствует развитию у школьников УУД коммуникативного типа
- коммуникация в деловом взаимодействии,
- предупреждение и преодоление непонимания,
- участие в обсуждении проблемы,
- формулирование своей позиции,
- публичная презентация результатов проекта.
Проект на родном/иностранном языке
- обсуждается идея проекта,
- уточняются ключевые понятия,
- обсуждаются причины и следствия,
- выстраивается логика изложения,
- объясняются сложные явления,
- разграничивается знание и мнение .
- оформляется итоговая работа (для учащихся базового уровня владения иностранным языком).
- извлекается информация из иностранных источников,
- оформляется итоговая работа (для учащихся продвинутого уровня владения иностранным языком .
Методы исследования
Методы ученического исследования включают:
- изучение литературы и фиксирование нужной информации,
- поиск знаний с помощью интернет-технологий;
- наблюдение за объектами, явлениями и их описание;
- анализ мелких деталей и подробностей,
- дедуктивное (от общего к частному) и индуктивное (от частного к общему) рассуждение;
- классификация и систематизация объектов и явлений,
- моделирование (абстрактное отображение явления или процесса);
- опросы, интервью и анкетирование;
- краеведческий поиск;
- преобразующий эксперимент и мониторинг результатов;
- обобщение полученных результатов, оформление материалов исследования, а также их публичная презентация и публикация (в Интернете).
Определение исследовательского проекта
Проект учащихся — это исследовательский замысел, направленный на разрешение поставленной проблемы (ответа на вопрос), осуществление процедуры исследования и получение конечного продукта (новых знаний в форме реферата, доклада, презентации, интернет-публикации и т. п.)
Типы проектов учащихся
- Предметные проекты - филология и культура англоязычных стран.
- Межпредметные проекты - история, литература, география, экология, экономика, физика и проч. (руководят учителя иностранного языка и других предметов)
- Надпредметные проекты – выходят за рамки образовательной программы (проблемы молодёжи, городской и сельской среды, отношений между людьми и т. д.
Продукт ученического исследования
- реферат, доклад, презентация, статья и др.;
- аудио- и видеоматериал с элементами компьютерной графики и мультимедиа;
- наглядная презентация результатов социологического исследования;
- дебаты двух сторон (дискуссионный клуб);
- театрализованная реконструкция событий.
Задания рубрик Think / ICT
- Find out information about amazing caves in the world. Report your information back to the class.
- Find out information and report to the class what you know about the mystery of hypnosis.
- Hold a survey among your classmates and find out the main reasons for stress. Report your findings to the class.
- Present to the class information about the most unusual festival in the world.
- Hold a survey among your classmates on how they use computers in their everyday life.
- Report to the class interesting facts about the life of Thomas Edison and his discoveries that have changed our life.
- Find out new information about the sinking of Titanic and report it to the class.
Звездный 9
Примеры тем проектов
- Мои соседи, и что я о них знаю.
- Какие увлечения есть у моих друзей.
- Привычки здорового образа жизни у моих одноклассников.
- Маршруты путешествий моих друзей.
- Что портит настроение мне и моим друзьям (см. иллюстрацию из Starlight 9).
- Что знают мои одноклассники об истории Англии?
- Кто я: логик или художник.
Иллюстративный материал УМК «Звездный английский 9»
Филологическое направление в «Звёздном английском»
- «Какие заимствования из английского языка вошли в нашу повседневную речь?»,
- «Какие английские надписи окружают нас в нашей жизни?»,
- «Какие слова и фразы английского языка мы носим на одежде?»,
- «Какие герои американских книг (фильмов, мультфильмов) популярны среди российских школьников»?
Пример исследовательского проекта
«Words often confused by Russian learners of English»
Исследование культуры
Темы проектов учащихся в рамках изучения культуры англоязычных стран:
- «Как влияет климат на традиции национальной кухни (на примере России и Великобритании)?»,
- «Что общего и различного в традициях российской и английской ярмарки?»,
- «Что общего и различного в классическом стиле архитектуры разных стран (Греция, Италия, Великобритания, США, Россия)?»,
- «Как относится современная молодёжь к музыкальному творчеству группы Beatles?»
Исследования экологии среды
Starlight 9
Темы: « Как затронуло глобальное потепление регион, в котором ты живёшь?», «Какие животные исчезли в твоим регионе за последние годы (десятилетия)?», «Как вспоминают представители старших поколений смену времён года в твоем регионе десятки лет назад?»
Межпредметные проекты
Проектом руководят два учителя-консультанта.
Starlight 9
Проекты психологической тематики
Возможные темы:
- «Как разрешать конфликты с родителями?»,
- «Как преодолеть барьеры в общении?»,
- «Почему возможны конфликты учащихся и учителя?»,
- «Как научиться понимать язык телодвижений?»,
- «Как лучше управлять собой?»,
- «Что делает мою учёбу трудной?»
Экспериментальные проекты
Ученические проекты могут носить не только описательный, но и преобразующий (экспериментальный) характер:
- « English-only day at school » (описать полученные результаты, фото, видео).
- « A no-internet day » (описать полученные результаты, фото, видео).
- « A cleaner school day » (описать полученные результаты, фото, видео).
Разделы текста проекта
- актуальность, цель и задачи исследования;
- ожидаемый результат проекта;
- гипотеза (предположение) исследования,
- краткий обзор информации по проблеме;
- методы исследования, ход исследования и полученные результаты (таблицы, графики, фотографии, видео и проч.;
- рассуждение на основе полученных данных;
- выводы ;
- использованные источники информации.
Тематика проектов учащихся по классам
- 2 – Fun with letters. I can read. Comics story.
- 3 – It’s delicious. My favorite fairytale.
- 4 – My pet. My hobby. My friends. Animal riddles.
- 5 - English food. My Russia. The best holiday.
- 6 - History of dinosaurs. Legends about pirates.
- 7 - Healthy way of life. Choice of music in teens.
- 8 - Choice of books in teens. Evolution of money.
- 9 - Pushkin and Byron. Shakespeare translations.
- 10 – Youth slang. Culture shock. T-shirt English.
- 11 - English idioms/neologisms. Russian English.
Презентация и защита проекта на ученической конференции (программа публикуется заранее)
- Заблаговременное объявление программы .
- Представление автора проекта.
- Презентация материалов проекта.
- Ответы на вопросы аудитории.
- Выступление «оппонентов» (заранее готовы).
- Краткая дискуссия в аудитории.
- Рекомендация презентации к публикации.
Обучение проектной деятельности (начальная школа)
- планирование проекта,
- поиск источников информации,
- извлечение нужной информации,
- оформление информации для проекта,
- сообщение о результатах,
- самооценка
Регулятивные УУД учащихся (3 класс)
Продукт проекта (3 класс)
Информация о помощниках в проекте
Источники в интернет
Список источников для проекта
Call # - номер источника в списке литературы
Описание результата проекта (начальная школа)
Самооценка результата (начальная школа)
Предупреждение о плагиате
Слайды презентации (9 класс)