СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательские работы учащихся как один из видов внеклассной работы по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательские работы учащихся как один из видов внеклассной работы по литературе»

16



Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская общеобразовательная школа №6»

муниципального образования городской округ Ялта







Обобщение педагогического опыта


Научно-исследовательские работы учащихся как один из видов внеклассной работы по литературе.











Работу выполнила:

Тихомирова Марина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

специалист высшей квалификационной категории

МКОУ «Ялтинская общеобразовательная школа»





Одним из видов внеклассной работы по литературе является написание научно-исследовательских работ ( в рамках конкурсов и работы в Малой академии наук Крыма «Искатель»).

Данный вид работы содействует выявлению способностей, дарований, самоопределению и самореализации личности через привлечение к поисковой, экспериментальной, исследовательской работе, обеспечивает ее творческое, интеллектуальное, духовное развитие, подготовку к будущей профессиональной и общественной деятельности.


Задачами в процессе написания научно-исследовательских работ являются:

  • воспитание сознательного гражданина своей страны;

  • свободное развитие личности;

  • поиск, развитие и поддержка способных, одаренных, талантливых учащихся;

  • создание условий для творческого, интеллектуального, духовного
    самоусовершенствования учащихся и его стимулирование;

  • формирование у учащихся умений и навыков культуры научного исследования;

  • формирование социально-адаптированной личности, ее общественного опыта;

  • пропаганда научных исследований учащихся и защита их авторских прав и интересов;

  • удовлетворение потребностей учащихся в профессиональном самоопределении и творческой самореализации.

Учащиеся получают знания, практические умения и навыки для самостоятельного овладения научными и техническими знаниями вне школьной программы, развивают свои интересы и склонности к научным исследованиям, творческой работе по определенной тематике, углубляют знания по базовым дисциплинам, удовлетворяют потребности в профессиональной ориентации.


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ,

из которых состоит научно-исследовательский процесс



ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Отображает основное содержание (проблему)

н аучной работы и определяется конечным результатом.



ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Указывает на конечный результат работы,

объект исследования и пути достижения

конечного результата






З АДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вытекают из анализа степени изученности

объекта и цели исследования





ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Представляет собой подробный план исследования,

который показывает его логичную последовательность.

Каждый пункт программы отображает содержание исследования.





МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Показывает как (каким образом, методом, способом)

следует выполнять решение задач в каждом

пункте программы исследования.





ИССЛЕДОВАНИЕ

На основе аналитического и экспериментального исследований

устанавливаются общие и индивидуальные характеристики

исследуемого объекта (процесса, явления)





РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Содержат обобщения полученных результатов исследования,

основных закономерностей явлений, которые изучаются;

включают основные наиболее значимые результаты

проведенного исследования; показывают пути, методы

и формы практического использования результатов.



Критерии оценивания научно-исследовательских работ:


- актуальность, теоретическое и (или) практическое значение работы;

- научная новизна полученных результатов;

- системность и полнота раскрытия темы;

- исследовательский характер работы;

- целесообразность и корректность использованных методов исследования;

- аргументированность выводов, их соответствие полученным результатам;

- стиль, грамотность, логичность изложения;

- соответствие требованиям к содержанию и оформлению научных работ.

В ходе написания работ учащиеся развивают не только письменную, но и устную монологическую речь, используя её во время защиты.

Оценивается защита научно-исследовательских работ по таким критериям:

- аргументация выбора темы исследования и её раскрытие с учетом личного вклада исследователя;

- самостоятельность автора в исполнении работы, личный вклад;

- четкость, логичность, последовательность, лаконичность изложения материала;

- компетентность участника, исчерпанность ответов;

- этикет и культура общения участника;

- активное квалифицированное участие в ведении дискуссии.

В течение ряда автор работает над этой темой, привлекая учащихся разного интеллектуального уровня, использует работы как реферативного характера, так и собственные исследования. В выборе тем мы в основном опирались на краеведческий материал, дающий возможность глубже изучить историю Крыма и показать её связь с русской литературой и историей.


Примеры некоторых тем исследования краеведческого направления:

1. « История дома-музея К.А. Тренёва и П.А. Павленко»;

2. «А.Л. Бертье-Делагард - учёный-нумизмат, археолог, инженер-строитель» ( в работу включены главы, касающиеся литературного наследия учёного:«Пушкинская» тема в работах А. Л. Бертье-Делагарда». «Эпистолярное наследие А. Л. Бертье-Делагарда – уникальный источник его взглядов на развитие общества».

При подготовке данной работы были решены следующие задачи: изучены факты жизни и научной деятельности А.Л. Берье-Делагарда, письма к друзьям и родным, воспоминания современников, совершена экскурсия в район захоронения краеведа, изучены крупномасштабные работы по благоустройству города Ялты, состоялся разговор с сотрудниками библиотеки А.П.Чехова о литературном наследии А.Л. Бертье-Делагарда, посещены и изучены окрестности Херсонеса и Мангуп-Кале, посещён Ялтинский историко-литературный музей).

3. «Дом-музей Н.З.Бирюкова»

4. «Ялтинский период в жизни и творческой деятельности А.А.Ханжонкова» (предложенную тему выбрала ученица, проживающая в доме А.А. Ханжонкова)

5. «История Ялтинского городского театра имени А.П. Чехова».

Особое место занимают исследования истории родной школы.

История родной страны неразрывно связана с историей родного края, города, где ты родился и вырос, школы, в которой ты получил представление об окружающем мире. В работе «Страницы истории Ялтинской общеобразовательной школы №6» мы обратились к истории образования и развития Ялтинской общеобразовательной школы №6, формированию педагогического коллектива, директорскому корпусу (с 1933года по наши дни), были изучены все документы, хранящиеся в архивах не только школы, но и в архивах Ялты и Симферополя.

Работа содержит множество итоговых таблиц: « Состав педагогов Ялтинской общеобразовательной школы №6 с 1944 года по настоящее время», «Директора Ялтинской общеобразовательной школы № 6».

Краткая справка о директорах школы





После окончания школы выбрали профессию учителя и продолжили работу своих учителей в родной школе:


Фамилия Имя Отчество


Должность

1.

Райдна Зоя Андреевна

учитель химии ЯОШ №6

2.

Денисович Римма Николаевна

учитель русского языка ЯОШ №6

3.

Михеева Наталья Николаевна

учитель русского языка ЯОШ №6

4.

Ховрина Ада Васильевна

учитель истории ЯОШ №6

5.

Медникова Зоя Фёдоровна

учитель английского языка ЯОШ №6

6.

Дементьева Надежда Никифоровна

учитель английского языка ЯОШ №6

7.

Кривцова Нина Михайловна

Учитель географии ЯОШ №6

8.

Рещикова Алла Константиновна

Учитель биологии ЯОШ №6

9.

Коннова Людмила Федоровна

Учитель обслуживающего труда ЯОШ №6

10.

Апрод Лариса Семеновна

Учитель истории ЯОШ №6

11.

Дашко Татьяна Леонидовна

Учитель физики ЯОШ №6

12.

Галягардова Марина Владимировна

Учитель начальных классов ЯОШ №6

13.

Губанова Татьяна Сергеевна

Учитель математики ЯОШ №6


«Педагоги-выпускники Ялтинской общеобразовательной школы №6»:


Работа настолько заинтересовала учащихся, что в следующем году за ней последовало продолжение: «З. Г. Любченко и М. И. Выгон – лучшие педагоги в истории Ялтинской общеобразовательной школы № 6». Особое место в исследовании было отведено директору школы Зинаиде Григорьевне Любченко (1910 – 1994 гг.) – почётному гражданину города Ялты, заслуженному учителю УССР (Украинской Социалистической Советской Республики) - и учителю русского языка и литературы Михаилу Иосифовичу Выгону (1924–2011 гг.), чьё имя долгие годы было связано с культурной жизнью нашего города и пользовалось широкой известностью не только среди учительской общественности Крыма и Украины, но и далеко за их пределами.

Были проведены персонологические исследования Любченко Зинаиды Григорьевны и Выгона Михаила Иосифовича;

изучены воспоминания коллег, одноклассников, родных, бывших учеников;

работы М.И. Выгона «Крымские страницы жизни и творчества Льва Николаевича Толстого» и «Александр Сергеевич Пушкин в Крыму»;

архивы Ялтинской общеобразовательной школы №6.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, так как учащиеся должны знать историю родной школы, выдающихся педагогов и руководителей, ценить их вклад в развитие образования города Ялты и гордиться ими.

Отдельно хочется остановиться на работах литературоведческого характера, в которых не только изучались биография и творчество писателей, но и проводился собственный анализ произведений. Примеры некоторых работ.


1. «Ю.Семёнов- основоположник жанра российского политического детектива»

В ходе работы были проанализированы литературоведческие статьи о творчестве писателя,воспоминания о Юлиане Семёнове его дочери Ольги Юлиановны Семёновой, современников писателя, прочитаны его самые известные романы, составлена таблица политических романов Ю.Семёнова, объединённых одним героем – Штирлицем; просмотрены художественные фильмы по произведениям писателя; посещён музей Юлиана Семёнова в посёлке Олива,записаны воспоминания смотрительницы дома.


Произведения Юлиана Семёнова, объединенные одним главным героем – Штирлицем


№ п/п.

Год написания

Время действия

Название произведения

Жанр

Год издания

Главный герой

Постановка кинофильма

1

1964

1921-1922

Пароль не нужен

Историко-приключенческий роман

2008

Штирлиц

2010

«Исаев»

2

1967

1944-1945

Майор Вихрь

Роман

1967

Штирлиц

1967

3

1969

1945

Семнадцать мгновений весны

Драма, приключения

1969

Штирлиц

1973

4

1970

1967

Бомба для председателя

Исторический детектив

2008

Штирлиц

Не экранизирован

5

1973

1941

Третья карта

Военный роман

1977

Штирлиц

1984

6

1973

1938

Испанский вариант

Исторический детектив

2007

Штирлиц

1980

7

1974

1921

Бриллианты для диктатуры пролетареата

Политический детектив

1991

Штирлиц

2010

«Исаев»

8

1975

1927

Нежность

Детектив

1989

Штирлиц

2010

«Исаев»

9

1976

1941

Альтернатива

Детектив

1978

Штирлиц

1984

10

1982

1945

Приказано выжить

Исторический детектив

1984

Штирлиц

2009

11

1984

1946

Экспансия I

Детектив

2002

Штирлиц

Не экранизирован

12

1987

1947

ЭкспансияII

Детектив

2010

Штирлиц

Не экранизирован

13

1987

1947

ЭкспансияIII

Детектив

2010

Штирлиц

Не экранизирован

14

1989

1947

Отчаяние

Роман

1990

Штирлиц

Не экранизирован


2.«Крым в творчестве В.А. Луговского».

Исследованы следующие темы: Ялтинский период в творчестве В.А.Луговского, Севастополь и его история в произведениях поэта, Тема исторической преемственности в стихотворениях В.А.Луговского.

Пример одной из итоговых таблиц:


ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЙ О КРЫМЕ


Название стихотворения

Тема

стихотворения

Год

«Шторм»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1925

«Севастополь»

Севастопольская тема

1925

«Санаторная ночь»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1926

«Прощание с юностью»

Тема юности

1926

«Гражданская панихида»

Тема гражданской войны

1927

«Перекоп»

Тема гражданской войны

1927

«Черноморская эскадра в Ялте»

Тема юности

1927

«Белая вишня»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1930

«Ночь весны»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1932

«Игорь»

Тема гражданской войны

1938

«Предутренний час»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Симеиз»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Кленовый лист»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Пила»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Мальчики играют на горе»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Остролистник»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1939

«Южная ночь»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1940

«Могила Скилура»

Тема исторической памяти, преемственности

1950

«В галерее Айвазовского»

Тема исторической памяти, преемственности

1953

«Юбилей капитана»

Тема исторической памяти, преемственности

1953

«Та, которую я знал»

Лирические и пейзажные зарисовки южного берега Крыма

1956



3. «Нет, меня не сумели возвратить из войны» (творчество Юлии Друниной).

4. «Крым в жизни и творчестве А. И. Куприна».

Выбрав одну тему, мы развиваем её в течение двух-трёх лет. Например: Первый год - «История Белой дачи». Работа требует пристального изучения творчества А.П.Чехова и его биографии ялтинского периода, в основном носит реферативный характер.

Второй год - «Чеховские мотивы в творчестве ялтинских поэтов». Самостоятельное исследование деятельности Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова за семь последних лет. Критических и литературоведческих источников по этой теме не существует. Материал представляет несомненный интересен как для исследователей творчества А.П. Чехова, так и для жителей города Ялты, это уже серьёзное исследование, требующее литературоведческих знаний, глубокого знакомства с творчеством местных поэтов.

Цель данной работы: проанализировать творчество членов Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова.

Задачи:

1) изучить и проанализировать все произведения членов Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова;

2) познакомиться с поэтами и писателями, использовать материалы интервью в работе.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что материал мало изучен и представляет собой интересную информацию о местных поэтах.

Предмет изучения: образ А.П. Чехова в произведениях ялтинских поэтов.

Прикладное значение: материал данной работы можно использовать на уроках внеклассного чтения при изучении литературы родного края, внеклассных мероприятиях, заседаниях краеведческого и литературного кружков.

Примеры таблиц, выполненных в ходе работы:


Образ А.П. Чехова в творчестве членов Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова

ПОЭТ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ТЕМА, ИДЕЯ

1

Козеева Инна Ивановна

«Белая дача»

Связь поколений; образы литературных героев произведений Чехова; память потомков о великом писателе

«Ялта чеховская»

Связь поколений; описание мест Ялты, которые хранят вечную память о Чехове; образы литературных героев произведений Чехова; Чехов – доктор и меценат;

память потомков о великом писателе; тема «чеховского города»

«Чеховская осень»

Связь поколений

2

Рыбалко Сергей Михайлович

«Чеховские мотивы»

Связь между прошлым и настоящим

«Мелихово – Ялта»

Образ Чехова, объединивший Украину и Россию

«В гостях у Чехова»

Дом-музей Чехова как хранитель образа писателя

«Рождение сада»

Сад Чехова как символ будущего

«Камелия Чехова»

Сад Чехова как символ будущего

«Детство в Аутке»

Чехов простой и человечный; связь поколений

3

Мухин Валерий Петрович

«Через музейный дворик напрямик»

Связь между прошлым и настоящим

«В движении мысли в стихе незнакомом…»

Образ Чехова как идеал литературного мастерства

«В музейной тишине»

Разговор с Чеховым

«Чеховские мотивы»

Разговор с Чеховым

«Чеховский сад»

Сад Чехова как символ будущего

«Чеховская бухта в Гурзуфе»

Связь поколений

4

Егорова Тамара Андреевна

«Когда-то в Ялте»

Чехов - великий писатель и обычный человек

5

Донченко Анатолий Иосифович

«Слышу Чехова тихий набат»

Вопросы современной нравственности

«Город Чехова»

Тема «чеховского города»

«Белая дача»

Дом-музей Чехова как хранитель образа писателя

«Усмешка Чехова»

Связь поколений; нравственные ценности Чехова-человека

«Всенародный доктор»

Чехов – всенародный доктор, лечивший не только тело, но и душу

«Последний суд»

Чехов в современном мире



Образ А.П. Чехова и М.П. Чеховой в творчестве членов Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова

ПОЭТ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ТЕМА, ИДЕЯ

1

Зиганиди Адольф Борисович

«В промозглой стыни января…»

Мария Павловна как хранительница памяти о Чехове

«Аутка. Садик под стеной…»

Чехов – великий писатель и живой человек. Образ Марии Павловны – воплощение бессрочного стража дома-музея

«Сроднили меня с классиком навек…»

Образ Марии Павловны – воплощение бессрочного стража дома-музея

2

Рыбалко Сергей Михайлович

«Дача «Омюр»

Чехов и Мария Павловна

«Рождение сада»

Чехов и Мария Павловна

3

Козеева Инна Ивановна

«Хозяйка чеховского дома»

Чехов и Мария Павловна


Конечно, некоторые выводы профессиональному литератору покажутся упрощёнными, но они сделаны учащимся 10 класса, и это уже творчество.

Третий год - «Грани творчества ялтинской поэтессы Инны Ивановны Козеевой ». В ходе работы были решены следующие задачи: изучены все сборники произведений и литературоведческие статьи поэтессы. Особое внимание уделено легендам, сказаниям о Крыме ( «Аю-Даг», «Легенда эллинов», «Арзы», «Сказание о святом Апостоле Андрее Первозванном и трёх скифах, обращённых им в христианство» и другим). Работа сложная, так литературоведческих материалов по теме нет, и ответственная, так первым критиком была сама И. И. Козеева.

Перечисленные выше виды работ помогут преподавателю вовлечь своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для собственного творчества школьников.