Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Барабинского района Новосибирской области
«Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»»
Научно-исследовательский проект
Чудо - мука
Подготовили: Герасименко Т.А.,
Коверенко Е.А.
г. Барабинск, 2023 год
Вид проекта: познавательно исследовательский,
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель: узнать, как появилась мука, ее свойства. Что можно приготовить из муки. Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать мукой. Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
сформировать представления о процессе выращивания пшеницы, о том, как получить муку;
расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.
продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
развитие творческих способностей, используя в работе продукты питания (мука, зерно).
узнать, откуда берется мука, и какая она бывает.
выяснить, какие изделия изготавливаются из муки.
воспитание эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к хлебу и к природе в целом.
Гипотеза: процесс производства муки – это долгая, трудоемкая работа, в которой участвуют люди разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Оборудование: блендер
Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты, зерновые культуры сито.
Демонстрационный материал: Картинки полей с зерновыми культурами. Пшеница, гречка, рис.
Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, сито, гречка, рис, пшеница
Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Наглядные для рассматривания колоски. Хлебные зерновые культуры
Практические: элементарные опыты.
Объект исследования: зерно .
Предмет исследования: изготовление хлеба и других изделий из муки.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
Получить знания о том, что из муки можно приготовить огромное количество блюд и хлебобулочных изделий.
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Экспериментирование
Посмотрите, что нам сегодня принесли
Ответы: Колосья, хлеб, сушки, зерна, макароны
_ А из чего пекут хлеб, сушки
Ответы: из муки
- А для чего нужна мука?
Ответы: Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье.
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.
Практическая часть
– предлагаю изучить свойства муки.
Осторожно понюхайте муку.
Мука имеет запах?
(Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.
Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку.
Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.
Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?
Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.
Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.
– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха).
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др., кондитерские, макаронные изделия….
– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (пшеница, рис, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из риса, при помощи блендера.
– Давайте сами попробуем сделать муку из гречки, при помощи блендера.
- Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы, при помощи блендера.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)
– А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.
Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
8