Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Барабинского района Новосибирской области
«Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»»
Научно-исследовательский проект
«Светлая Пасха»
Подготовили и провели: Герасименко Т.А., воспитатель ВКК, Коверенко Е.А., воспитатель БКК
г. Барабинск, 2024 год
Проект: краткосрочный
Срок реализации: с 02.05.2024 года по 04.05.2024года
Участники: дети средней группы детского сада, родители, воспитатель.
Актуальность проекта: Пасха – самый большой и радостный праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи – многовековая традиция русского православного народа. Этот светлый и добрый весенний праздник приносит нам веру, надежду и, конечно, любовь.
Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, народных праздниках и традициях. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека добрым, чутким, мудрым. Но дети мало имеют представления об этом празднике, о его истоках, истории и традициях (росписи пасхальных яиц, пасхальной кухне, станинных играх-забавах и др.)
Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Сегодня нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники узнавать их историю. Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Так как дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, передаче нравственных, духовных и художественных ценностей, мы решили познакомить детей с народным праздникам Пасха. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Познакомить детей с историей нашей родины, приобщить к богатству культурных традиций должны мы - взрослые.
Гипотеза: При создании в группе благоприятных условий для проведения проекта (проведение бесед, знакомство с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание стихов и т.п.) и тесном взаимодействии с семьями воспитанников, у детей будут заложены основы интереса и уважения к народным праздникам и традициям, сформированы доступные представления о празднике Пасха.
Родители будут проявлять интерес к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, способствовать формированию представления детей о традиционных праздниках и обычаях русского народа и их возрождению, проявлять интерес к совместной работе с ДОУ.
Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей;
развивать интерес к культуре предков;
расширить представления детей о празднике Пасха;
рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству;
вызывать желание детей создать своими руками и дома с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, активное участие родителей в реализации проекта;
создание необходимых условий в группе для знакомства дошкольников с традициями празднования Пасхи;
развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
Разработка стратегии реализации проекта.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Оформление родительского уголка «Пасха красная».
Организация работы над проектом:
Подбор детской художественной литературы для чтения.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Разучивание с детьми пасхальных песен, хороводов, игр, стихов.
Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Подбор материала для детского творчества.
2 этап. Основной.
Проведение с детьми бесед на тему «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?», «Почему мы красим яйца?» (приложение №1).
Составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?».
Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес».
Образовательная деятельность с детьми «Оформление и покраска яиц» (Приложение № 2).
Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», «Эстафета с яйцами», сюжетно-ролевая игра «Праздник» (Приложение № 3).
Дидактические игры: «Собери картинку (пасхальные сюжеты)», «Подбери пару», «Подбери половинку», «Закончи логическую цепочку».
Настольный театр по сказке «Курочка Ряба», Драматизация сказки «Курочка Ряба».
Аппликация «Изготовление картины в технике мозаика из яичной скорлупы» (Приложение №4).
Изготовление «Пасхальный сувенир» (Приложение №5).
3 этап. Заключительный.
Знание песен, стихов, игр к празднику.
Выставка ««Украшение пасхальных яиц и куличей»
Праздник «Пасха Светлая».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник в семье» (Приложение 6)
Родителям рекомендуется: в канун Пасхи посмотреть с детьми мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история».
Папка-передвижка «Что рассказать ребенку о Пасхе», «Расскажите детям о «Пасхе», «Пасхальная палитра», «Пасхальные игры».
Советы родителям: «Готовимся в пасхе вместе с детьми» (приложение №7)
Выставка совместных с детьми работ «Пасхальные поделки»
Ожидаемые результаты:
формирование представления с существующими традициями и обычаями русского народа праздника «Пасха»;
развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
Для родителей.
повышение уровня личностного сознания;
укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
самореализация.
Оценка качества проведенной работы:
1. Расширили и обогатили знания детей о религиозном празднике Пасха, его обычаях и традициях;
2. Создали условия, которые смогли раскрыть творческий потенциал ребенка, что позволило ему создать свой неповторимый образ пасхального яйца;
3. Дали родителям возможность участия в творческом процессе вместе со своими детьми, что:
вызвало интерес у родителей, потому что представилась возможность позаниматься творчеством не только ребенку, но и взрослому;
создало атмосферу праздника при совместной творческой деятельности детей и взрослых;
облегчило общение родителей и воспитателей.
Все это позволило нам сделать вывод: Проведенную работу можно считать успешной, т. к. она актуальна и эффективна на данном этапе обучения и воспитания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Список использованных источников:
Абрамова А. Введение в традицию. Пособие в помощь родителям и педагогам. – М.: Никея, 2014.- 208с.
Брыжинский В.С. Серебряные цепочки /Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2002.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – Детство-Пресс, 1999.
Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях. МО РМ, МРИО, 2009.
Капушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» – Саранск ,2007.с 116.
Науменко Г.М.. «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках». М. Центр полиграф. 2021
Приложение №1
Беседа «Что такое Пасха?»
Пасха — древний праздник: его отмечают уже более 2000 лет. Мы считаем время “от Рождества Христова”, то есть, когда Иисус родился. Пасха связана с его чудесным возрождением после казни — распятия на кресте.
Иисус проповедовал любовь к людям. Проповеди Христа давали людям надежду и веру в светлое будущее. Они находили в них прощение и понимание, которые не могли найти больше нигде.
Со временем учение Иисуса стало настолько известным, что правившие в то время римляне — рабовладельцы испугались за сохранность своей власти: простые люди начали понимать, что достойны лучшей жизни.
Иисуса арестовали и несправедливо осудили. В результате решения суда Христа казнили, распяв на кресте.
Тело поместили в погребальную пещеру, а вход в нее закрыли тяжелым камнем. На третий день после смерти Иисус воскрес. Когда несколько верных учению Иисуса женщин пришли к пещере, камень на входе был отодвинут, а гроб — пуст. Так, сами того не желая, римляне укрепили веру и надежду в человеческих сердцах.
И по сей день мы помним о том, что Иисус пострадал за любовь и доброе отношение к людям. Пасха — это дань памяти Христу, праздник веры в светлое будущее.
Что едят на Пасху?
На Пасху принято готовить особенную еду, которую затем рано утром освящают в церкви.
Вот несколько традиционных пасхальных блюд.
Кулич — главное пасхальное блюдо. Пасхальный кулич символизирует хлеб, который
Иисус разделил с учениками после воскресения.
Настоящий русский кулич — высокий, цилиндрической формы. В тесто для кулича
добавляют изюм или цукаты. Верх кулича поливают белоснежной глазурью и украшают
буквами ХВ — “Христово Воскресение”.
Пасха — также на праздник готовят пасху (паску). Это блюдо из творога, сливок и сливочного масла. Внутрь пасхи добавляют изюм, орехи и цукаты.
Баба — часто на Пасху пекут бабу — сладкую выпечку из дрожжевого теста с добавлением изюма и ванили. Сверху бабу посыпают сахарной пудрой или поливают шоколадом.
Пасхальные яйца
На Пасху принято варить яйца и красить их в разные цвета. Традиционный цвет для пасхального яйца — красный. Как вы думаете, почему?
Легенда о красном яйце
После воскресения Иисуса Христа его ученики и последователи начали посещать разные страны, возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Христос воскрес и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любил он.
Последовательница Христа Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с благой вестью. По закону, если на прием приходил бедный человек, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо.
Мария принесла обычное яйцо, и, рассказав о Христе, вручила его императору. Тиберий рассмеялся. Он ответил, что как не может яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть.
Каково же было его удивление, когда яйцо налилось красным цветом! Увидев чудо, Тиберий поверил Марии. С тех пор и мы в день Светлого Христова
Воскресения дарим друг другу яйца, окрашенные в красный цвет, со словами:
«Христос Воскресе!».
Принимающий дар отвечает: «Воистину Воскресе!».
Беседа «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
На Руси много праздников отмечалось. Одни отмечались ежегодно в одни и те дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Таким праздником была на Руси Пасха. Она выпадала на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля. Пасху отмечали всегда торжественно и весело.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
В пасхальную ночь в церковь шли все: дома оставались маленькие дети и старые люди.
Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен, обогрет. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами.
Яйца изготавливались умельцами, ювелирными фирмами. Их делали из дерева, кости, фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла. В кондитерских продавались сахарные и шоколадные яйца. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Была, например, популярна такая игра. Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое яичко, и если оно задевало какую-либо игрушку, её получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло.
Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись. Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки – «жаворонки».
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Традиция красить яйца на Пасху берет свое начало задолго до появления христианства. Еще в Древнем Египте их было принято дарить друг другу в дни разлива Нила. Похожие традиции впоследствии были у персов, греков и римлян.
История традиции
На Руси красить и дарить друг другу яйца весной начали еще до появления христианства. Тогда это было символом возрождения природы после зимы. Яйца также традиционно окрашивали в красный цвет, что ассоциировалось с солнцем и перерождающимся каждый год миром. На скорлупе старались изобразить символические пейзажи трех миров: небесного, земного и подземного.
Новый смысл такая традиция приобрела после принятия христианской веры. Существует несколько версий, как именно это произошло. Основная из них рассказывает про Марию Магдалину, которая вместе с другими женщинами пришла к Гробу Господня на третий день после распятия. Она принесла с собой в корзине яйца, которыми хотела угостить жен-мироносиц после того, как они возольют на тело Христово миро – благовонное масло. Однако, когда она увидела воскресшего Иисуса, принесенные яйца сами по себе окрасились в красный цвет.
По другой версии, вскоре после воскресения Христа Мария Магдалина отправилась в Римскую империю, чтобы оповестить всех о чудесном событии. Чтобы попасть к императору Тиберию, она должна была преподнести какой-либо подарок. У нее не оказалось ничего, кроме обычного белого яйца. Когда император пригласил ее во дворец, она рассказала ему об увиденном, но в ответ получила лишь насмешки. Тиберий сказал, что скорее яйцо покраснеет, нежели мертвые воскреснут. После этого Мария протянула ему принесенное яйцо, которое в руках императора окрасилось в красный цвет.
Существует еще одна легенда, согласно которой, первой, кто стала раскрашивать яйца в разные цвета, была Дева Мария. Именно так она развлекала Иисуса, когда он был еще младенцем.
Техники окрашивания Существуют и специальные трафареты, и наклейки, и множество других способов сделать пасхальный символ. Но раньше роспись яиц считалась отдельным ремеслом и существовали различные техники, некоторым из которых люди учились годами.
Крашенки
Это самая простая техника, которая подразумевает покраску яиц в один цвет. Сейчас многие для этого используют пищевые красители, а раньше нужного цвета достигали только с помощью луковой шелухи, свекольного сока, отвара из коры вишни и т.д.
Писанки
Такая техника превращает яйца в настоящие произведения искусства. Для нанесения узора использовались элементы растительного и животного мира, а также геометрические фигуры. Писанки отличались в зависимости от региона по цвету и орнаменту.
Писали, как правило, по сырому яйцу, практически все линии – это дуги, которые, пересекаясь, создавали овалы, круги и другие фигуры. Расписывать начинали с первым ударом колокола. Сначала яйцо окунали в желтую краску и оставляли в ней на три молитвы "Отче наш". Потом последовательно наносили узоры, а каждый слой защищали воском. На финальном этапе яйцо красили в черный цвет, а после опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и таким образом из "темноты" получался замысловатый разноцветный узор. Для блеска яйцо смазывали жиром, а потом раскладывали на блюда: вокруг кулича – для Бога, на зерне – для людей, а на проросшем овсе – для родителей.
Крапанки
Название такой техники произошло от слова "крапать" – покрывать каплями. Сперва яйцо окрашивали в один цвет, ждали, когда высохнет, а после жидким воском хаотично капали по всей поверхности. После того, как воск застывал, яйцо окунали в другой краситель. Далее его опускали в горячую воду, воск плавился и получался замысловатый пятнистый узор.
Драпанки
Эта техника подразумевает выцарапывание узора. Для начала яйцо красили в однотонный цвет, чаще всего темный. Потом на поверхности намечали узор и по этому рисунку острым предметом соскабливали краску. Как правило, в такой технике выполняли простые ажурные узоры, а яйца использовали бежевые, так как у них скорлупа прочнее, чем у белых.
Значение цветов яиц Сейчас цвету пасхальных яиц уделяется не такое большое значение, к тому же благодаря множеству красителей можно создавать удивительные оттенки. Раньше количество цветов, в которые можно было покрасить яйца, было очень ограниченным, и каждый из них нес конкретную смысловую нагрузку.
Красный
Самый основной цвет и обязательный на Пасху. Он символизирует кровь Иисуса Христа, которая была пролита ради человечества, а также вечную жизнь и спасение.
Синий
Это цвет Богородицы. Символ неба, небесного покровительства и обители ангелов. Ассоциируется с добротой, миром и надеждой.
Желтый
Символизирует солнце, ассоциируется с богатством и достатком.
Зеленый
Символ весны и пробуждения, ассоциируется с возрождением и благосостоянием.
Оранжевый
Символ радости и веселья в противовес смертному греху – унынию.
Коричневый
Символ плодородия, ассоциируется с земельными работами и богатым урожаем.
Приложение № 2
Оформление и покраска яиц
Цель: изучить возможность окрашивания яиц натуральными красителями.
Задачи: учить украшать геометрическим узором на объёмной форме (яйцо); развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров; воспитывать художественный вкус.
Получить разнообразные узоры при окрашивании яиц можно через использование фиксирующего материала. В нашем случае это вырезанные из изоленты круги, палочки, лепесточки, наклеиваем их на яйцо. Разводим пищевой краситель, опускаем яйцо. Достаем яйцо, сушим, убираем изоленту с яйца.
Приложение №3
Пасхальные игры
Игра «Каталочка»
Катание яиц — соревновательная игра, необходимо прокатить яйцо по своей дорожке с помощью ложки. Кто первый достигнет финиша , тот и победил.
Игра «Пасхальная мишень»
Располагаем на полу вдоль линии яйца. Игрокам предлагаем с помощью катания мяча сбить яйцо.
Игра «Кручение яиц»
В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель.
Игра «Яичные гонки»
Для этой игры необходимы горка. Играющие дети подходили по очереди к горке и скатывали каждый свое яйцо. Чье яйцо дальше укатиться, тот и победил.
Игра «Бой крашенками»
Яйца нужно ударить одну об другую, можно любой стороной, но, одинаковой у обоих участников. Побеждает тот участник, яйцо которого осталось целым.
Приложение №4
Изготовление картины в технике мозаика из яичной скорлупы
Цель: создание мозаики из яичной скорлупы.
Задачи: научить детей работе с яичной скорлупой, овладению техникой «мозаика»; развивать воображение, творческие способности; воспитывать аккуратность, развивать чувство прекрасного, эстетический вкус.
Рисуем на цветном картоне цыпленка.
Проклеиваем голову цыпленка клеем
На клей аккуратно укладываем скорлупу яйца. Берём большую скорлупу и начиная от края надавливаем пальцем руки на скорлупу, чтобы она покрыла наклеенную поверхность. Нужно следить, чтобы обломки скорлупы были не очень большими и не очень маленькими.
Таким образом укладываем мозаикой весь рисунок.
Приложение № 5
Пасхальный сувенир
Цель: изготовление пасхального сувенира своими руками.
Задачи: учить детей создавать выразительный образ петушка из яйца и пластилина; развивать способности к формообразованию композиции; воспитывать эстетический вкус, желание доставить радость от созидания себе и близким.
Приложение №6
Консультация с родителями «Пасха — главный православный праздник в семье»
Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха - самый большой православный праздник. Название праздника происходит от древнееврейского «Песах», что означает «пощада», «избавление». По календарю Пасха всегда приходится на воскресенье, это очень древний праздник.
Когда-то давным-давно Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло, но, Иисус Христос был распят на кресте за грехи людские - во благо человечества принял на кресте мученическую смерть. Случилось это на горе Голгофа в пятницу, которую теперь принято называть Страстной. После смерти тело Христа перенесли в пещеру. В ночь с субботы на воскресенье в пещеру пришли раскаявшаяся грешница Мария Магдалина и её приспешницы, чтобы проститься с Иисусом. Однако тела в пещере они не обнаружили. Два ангела их известили, что Иисус Христос воскрес. Произошло это на третий день после смерти, в воскресенье – Светлое Воскресение Христово - Пасху. Именно поэтому, Седьмой день недели, и был назван «Воскресеньем».
Пасха - это очень радостный и светлый праздник, воспевающий Жизнь и Любовь. Пасха провозглашает, что смерти нет, что она – лишь этап на пути человека, а вовсе не окончание жизни.
Праздник Пасхи называли раньше по-разному: Христово Воскресенье, Светлый день, Велик день, Зеленые Святки. Это был самый радостный и долгожданный праздник и для взрослых, и для детей. Детям дарили подарочки и всякие сласти, проводили всеобщие игры, катались на качелях, водили хороводы, танцевали, пели и даже колядовали. Качели являлись обязательным атрибутом Пасхи. Их устанавливали почти в каждом дворе для своих детишек, а на общей деревенской площади возводили к Пасхе качели для всех. Качались на качелях абсолютно все, заливаясь радостным смехом. Вокруг толпились нарядно одетые жители деревни: мужики играли на гармони, детишки носились, бабы пели песни, девчата водили хороводы.
В старину большое внимание уделялось последнему четвергу перед Пасхой - это был «Чистый четверг» или «Великий четверг». Во дворах и домах все убирали, мыли, стирали, а также в этот день был обычай очищение водой. Люди старались облиться водой до восхода солнца. Так же в Великий четверг занимались подготовкой праздничного стола. Главное пасхальное блюдо, которое должно быть на Пасху на каждом столе, - это кулич. Кулич внешне немного напоминал церковь, он был высоким и цилиндрической формы.
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети и старики. Около церквей зажигали костры. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укрепленные на длинных древках). Совершали крестный ход с молитвами и горящими свечами. Символ Пасхи – Свет - поэтому после службы люди старались донести зажженную свечу домой из церкви.
По давней традиции, дети и взрослые должны начинать пасхальную трапезу с окрашенного в красный цвет яйца. В основе этой традиции лежит библейская легенда. На Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес!» - сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо. Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».
С тех пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга. Правда позже яйца на Пасху люди стали раскрашивать разными цветами и называли их «крашанки», «писанки» и «драпанки». Также были яйца сделаны из хрусталя, дерева, фарфора, даже были шоколадные яйца и сахарные. Яйцами обменивались не просто так: их дарили со словами «Христос воскресе!». В ответ следовало сказать: «Воистину воскресе!» - а затем люди «христосовались» - расцеловывались в знак всепрощения и любви к близким. Первыми было принято говорить младшим по возрасту, а отвечали, более старшие.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нёс благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. Всю Светлую неделю, длился праздник. Люди веселились, ходили, друг к другу в гости, пели, танцевали, катались на качелях, и больше всего играли в игры.
Пасха – это семейный праздник, к которому готовятся задолго до празднования : наводят чистоту в доме, пекут куличи, пироги, готовят различные угощения, подарки родным и близким, красят яйца.
Перед Пасхой все верующие соблюдают семинедельный Великий пост, который оканчивается в праздничное пасхальное утро. Таким образом, происходит очищение души и тела.
Подготовка к Пасхе длится всю Вербную неделю, а пасхи и куличи хозяйки пекут, как правило, в четверг и в субботу. Продумайте меню, украсьте дом и стол к Пасхе. При этом помните, что работать в Христово Воскресенье запрещено, как впрочем, и во все остальные воскресные дни. Работать шесть дней, а на седьмой отдыхать – это одна из десяти заповедей Божьих. В праздник можно только заниматься тем, что приносит удовольствие и, конечно, отдыхать. Праздновать Пасху нужно не только телом, но и душой.
Самое важное и главное событие Пасхи – это посещение торжественной церковной ночной службы и освящение пасхальной еды : куличей, пасок, крашенок (писанок, крапанок, малёванок). Основная служба проходит в храме с полуночи и до 4-00-4-30 утра. Если вы решили пойти на ночную службу, подготовьтесь заранее и выходите из дома до начала службы, чтобы успеть добраться вовремя. Храмы в эту ночь, как правило, переполнены. Именно с пасхального богослужения начинается празднование Пасхи. Служба в пасхальную ночь особенная, легкая и праздничная. Церковь украшена белыми цветами, священники одеты в торжественные одеяния, проникновенно поет церковный хор. Если вы не планируете идти на ночную литургию, можно освятить еду в церкви, поставить свечку, помолиться Господу с утра в сам праздник Пасхи.
На пасхальную службу не стоит нести с собой корзины с едой, еду можно освятить накануне в субботу. В пасхальной корзинке обязательно должны присутствовать символы Пасхи : кулич, который символизирует Христа, и крашенки - символ воскресения, освятить можно и продукты, которые будут на праздничном столе (колбасу, сыр, копченое мясо, сало, огурцы, мед и конфеты). Обратите внимание! Православная церковь не приветствует освящения спиртных напитков. Даже церковное вино - кагор - лучше оставить дома. Люди становятся в круг возле церкви или в церковном дворе. Когда людей собирается много, священник с помощником освящает принесенное святой водой и собирает добровольные пожертвования.
К завтраку стол должен быть накрыт и уставлен освященными яствами. Начинают праздник Пасхи со слов : «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». Люди поступают так, потому что радость от воскрешения Спасителя просто переполняет души и сердца, и этой радостью нужно обязательно поделиться с окружающими, простив старые обиды и забыв плохие поступки.
Определенной традиции празднования Пасхи не существует. Помимо посещения храма и освящения еды, никаких других обязательных элементов нет. Дальше все зависит от вас. Подумайте заранее, будете вы праздновать Пасху всей семьей дома или пойдете в гости, пригласите гостей или останетесь одни. Можно организовать пикник на природе с шашлыками и печеной картошкой.
Празднование Пасхи длится сорок дней — столько дней Иисус приходил к своим ученикам после своего Воскресения. На сороковой день же день Иисус Христос вознесся к своему и нашему Отцу - Богу. Все сорок дней, а особенно активно в первую неделю Пасхи, было принято принимать гостей и ходить в гости, дарить куличи и крашенки. А в следующее воскресенье после пасхи – Проводы, когда принято посещать и поминать усопших.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют недостаточные представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах. Задача родителей объяснить детям суть праздника, рассказать некоторые традиции его празднования.
Рекомендации родителям по совместной работе с детьми:
• Раскрасьте вместе с детьми яйца. Используйте перья, бисер,
наклейки, воск и т. д. Совместная работа всегда сближает и
сплачивает.
• Испеките вместе кулич. Поручите ребенку всыпать муку, сахар,
разбить яйца, разложить тесто по формочкам.
• Украсьте белой глазурью и цветным сахаром пасхальные куличи.
• Расскажите о Пасхе, о ее традициях и истории, о Великом Посте понятными для ребёнка словами.
• Создайте совместную Пасхальную композицию. Например, прорастите в корзине траву и украсьте её яйцами.
• Изготовьте для родных и близких подарки – курочки, цыплята, пасхальные зайцы, свечи, веночки, корзиночки.
• Нарисуйте пасхальные открытки.
• Поиграйте с детьми в игры «Катание яиц с горки», «У кого дальше укатится яйцо».
Приобщение детей к народной культуре позволит расширить кругозор ребенка, познакомит с русскими традициями, воспитывает патриотизм с малого возраста.
Как рассказать ребенку о Пасхе?
Небольшой рассказ о жизни и смерти Иисуса Христа внесет смысл и понимание в праздник Пасхи. Рассказать ребенку о Пасхе можно примерно таким образом:
«Мы с тобой готовимся к празднику Пасхи, это самый главный церковный праздник и посвящен он воскрешению из мертвых сына Бога Иисуса Христа. Когда-то очень давно Бог послал на землю своего сына Иисуса, который вырос среди людей и потом победил Смерть и воскрес из мертвых. Он мог выбрать и не умирать, но он предпочел смерть, чтобы помочь людям избавиться от своих грехов. Иисус умер в пятницу, его распяли на кресте, а в воскресенье произошло сильное землетрясение, и Иисус встал и вышел из своей усыпальницы. Иисус показал, что мы умираем не навсегда, потом мы просыпаемся и уходим на небо, где живем другой вечной и очень счастливой жизнью. Иисус очень хороший, он очень сильно любил всех людей, и учил их, что в сердце должна всегда жить любовь ко всем людям. И свой поступок он совершил из очень большой Любви ко всем живым существам. С тех пор на Пасху люди красят яйца и пекут особый пасхальный хлеб: это символы нового рождения и вечной жизни».
Приложение №7
Советы родителям
«Готовимся в пасхе вместе с детьми»
Детям особенно интересно принимать участие в подготовке к празднику, они с удовольствием будут мастерить пасхальные поделки. Занятия творчеством нравятся детям, особенно, когда мама или папа тоже мастерят что- то рядом. Давайте готовиться к Пасхе все вместе
Готовиться к Пасхе нужно заранее. Сначала расскажите ребенку что это за праздник и почему его празднуют. Необходимо пояснить ребенку, что же такое "воскрес". Растолковать, почему принято красить яйца на Пасху и дарить подарки.
Неделя перед пасхой называется страстной.
Понедельник. Дом очищают от старых, громоздких вещей. Начинается большая уборка.
Вторник. Закупаются продукты для Пасхи.
Среда. День стирки и уборки. Желательно вымыть полы, окна, почистить ковры.
Великий четверг - чистый четверг. Это последний день до Пасхи, когда можно мести полы и убирать в доме.
Страстная пятница. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. День скорби.
Суббота. В этот день пекут куличи и красят яйца.
В воскресенье, перед началом службы во всех храмах проводится "крестный ход" и начинается церковная служба.
Приветствовать друг друга принято фразой:" Христос воскресе!",
а отвечать:" Во истину воскресе!"
Предлагаю родителям:
раскрасить с детьми яйца.
испечь вместе кулич.
создать совместную Пасхальную композицию.
изготовить для родных и близких подарки.
нарисовать пасхальные открытки.
поиграть с детьми в игры " Катание яиц с горки", "У кого дальше укатится яйцо"