СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский проект "Труженики тыла"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте рассказывается о тяжелом времени _ Великая Отечественная война и огромный  вклад труженников тыла в общее дело - Победа над фашистской Германией. В Проекте приведены некоторые факты из жизни труженников тыла Тереньгульского района Ульяновской области.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект "Труженики тыла"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Байдулинская средняя общеобразовательная школа»
МО «Тереньгульский район» Ульяновской области


село Байдулино, ул.50 лет Победы, д.12

Тереньгульского района, Ульяновской области

Телефон: 8-84234-35-2-15

Руководитель учреждения Навознова Наталья Николаевна


Областная краеведческая конференция



номинация: «Великая Отечественная война»






Исследовательский проект

«Труженики тыла.»













Работу выполнили:

Наталия Заикина, 9 класс

Руководитель:

Кочеткова

Наталия Анатольевна

учитель английского языка.

Тел: 89297910976



2014 год



Содержание

                                                                                                      стр.

Введение …………………………………………………………….. 3



Актуальность проекта……………………………………………… 4



Цели и задачи исследования ………………………………………. 5


1. Все для фронта, все для победы!...................................................... 6


1.1. Трудовой фронт Ульяновской области ……………………… 6


1.2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны……… . 7



1.3. Война и дети…………… ……………………… ……... ………… 8 



2. Наши земляки – труженики тыла……………………………………8



2.1. Война в жизни и судьбе наших тружеников тыла………….…….9


Заключение…………………………………………………………… 17  

                                                                                                        Выводы………………………………………………………………… 18    

                                                                                                              Используемые источники и литературы…………………………… 18







































ВВЕДЕНИЕ

О войне я знаю понаслышке.

Мне об этом папа говорил.

А еще читал когда-то в книжке –

Сколько бед он, немец, натворил!..

Вот уже без малого 69 лет, как мы живём без войны. Без большой войны.

Миллионы, десятки миллионов людей навечно сгинули в её беспощадном пламени. Они уходили на фронт буквально со школьной скамьи, семнадцатилетние, необученные, необстрелянные, неопытные, наспех вооружённые…

69 лет мы живём без войны…Но люди и по сей день ищут могилы близких и не хотят смириться с казённой формулировкой «пропал без вести». И люди ищут, ждут, помнят…

Победа в Великой Отечественной войне не была бы возможной без непосильного вклада тружеников тыла. В самом начале войны Советское правительство обеспечило мобилизацию всех сил на отпор врагу. Летом-осенью 1941 года и летом-осенью 1942 года были эвакуированы фабрики и заводы с территорий, которые подвергались опасности и могли перейти в руки противника. Экономика в самые краткие сроки перестраивалась на военные рельсы. Тысячи фабрик и заводов переходили на выпуск боевой техники и оборонной продукции, также велось строительство новых промышленных объектов, налаживание инфраструктуры. Одновременно с этим научные силы страны были привлечены к решению важных научно-технических проблем: совершенствование военной техники и создание новых, поиск новых ресурсов, сокращение производственных циклов в металлургии и химической промышленности. Остро стоял вопрос поиска рабочей силы, так как большинство населения было мобилизовано в армию, еще часть – находилась на оккупированной фашистами территории. К производству были привлечены женщины, школьники, студенты, пенсионеры. Тяжелые потери несло сельское хозяйство, размеры посевных площадей сильно уменьшились, а наиболее работоспособную часть сельского населения война оторвала от работы, фронту также были переданы автомашины, трактора и лошади, что ослабило сельское хозяйство страны. Однако, благодаря огромным усилиям оставшегося населения, в первую очередь – женщин, осваивавших трактора и комбайны, фронт и рабочее население получало необходимое продовольствие.

К лету 1942 года экономика СССР была перестроена на военный лад, на востоке страны уже действовало 1200 крупных предприятий, введено в эксплуатацию 850 новых заводов, шахт, электростанций и других важных промышленных объектов. К концу 1942 года СССР стал опережать Германию в выпуске боевой техники в количественном и даже качественном отношении. Военное производство СССР достигло максимального уровня уже в 1944 году.

Актуальность проекта. День Победы занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках истории, литературы и классных часах обучающиеся изучают историю нашей Родины. Немало времени уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с ними, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы они почти ничего не знают. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше обучающихся. В этом заключается практическое значение данного проекта.

В ходе работы над проектом мы знакомились с тружениками тыла сел Байдулино, Молвино, Федькино и станции Молвино. Встречаясь с ними, хочется отметить нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

 Научное значение проекта заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.

Цель работы: показать вклад тружеников тыла в победу над фашизмом.

При выборе методов исследования  были использованы встречи и беседы с тружениками тыла, изучение поселковых архивов.

Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:

1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

2. Изучение периодической печати.

3. Работа с архивными материалами.

4. Оформление работы.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. расширить представления о помощи жителей военной эпохи всенародному делу укрепления мощи и обороноспособности страны;

2.пополнить фонд краеведческой комнаты школы данными о тружениках тыла.

3 . Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.

4. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.

Гипотеза: Если изучить условия жизни народа в военные годы, то можно доказать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Объект исследования – жители близлежащих сел – труженики тыла

Предмет исследования - судьбы учителей и детей военных лет.

Источники исследования: личные архивные материалы, воспоминанияжителей сел, периодическая печать

1.  Все для фронта, все для победы!
1.1.  Трудовой фронт Ульяновской области. 22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирала силы и Ульяновская область...

В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.

В колхозах Тереньгульского района в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.

Несмотря на суровые условия, жители Ульяновской области внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.Зимой и весной школьники собирали и вывозили на поля тонны навоза, золы и птичьего помета, проводили снегозадержание. Обычно сентябрь, октябрь школьники не учились, они работали на колхозных полях, на токах.

Кроме колхозных работ нужно было вести и свое хозяйство. На обработку своих огородов оставалось только вечернее время суток. Каждый день после работы отправлялись в лес заготавливать корма для скота и дрова. Маленькие дети помогали матерям таскать ручные двухколесные телеги, груженные дровами.

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

1.2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
         Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивали их специальности. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.





1.3. Война и дети…

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Самоотверженно трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее.

Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись.

2. Наши земляки – труженики тыла.

Война не обошла стороной и наши близлежащие села. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания.  Все мужчины ушли на фронт. По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте сельчане встретили и переживали войну.

2.1. Война в жизни и судьбе наших тружеников тыла.

В проектной работе описывается лишь некоторые судьбы наших односельчан. И в первую очередь хочется прочитать воспоминания труженика тыла Серова Ф.В.. опубликованные в газете «Тереньгульские вести» (№39-41, 2013 год), которые повествуют нам о тяжелом труде всех, кто трудился в тылу…

Серов Федор Васильевич (воспоминания).

1941 год, июнь. Ясная солнечная погода. Кругом зелень, цвели цветы, поля наливались…Народ радовался и ничто не угрожало мирной жизни. Мы, трое пацанов со старшим конюхом пасли лошадей. Утром, порыбачив в пруду с. Гремячий Ключ, где водились зеркальные карпы и караси, помечтав о будущей жизни, вернулись домой. Нам навстречу выбежал отец с криком «война» (он услышал об этом по самодельному радио)… В 9 часов гонец из Языкова подтвердил печальную весть. Крик, плач, слезы слышны были отовсюду. В тот же день началась мобилизация населения. Семнадцатилетние пацаны сложили головы на той проклятой войне. На второй день все население собралось около правления. Выходили на работу без наряда на работу, без трудодней. Ушедших на фронт мужиков заменили женщины, а нас, пацанов, ставили на посильные работы. Люди не считались со временем, косили траву косами. Убирали все вручную, стоговали рано утром, в жару отдыхали , только после того, как заготовили корм для колхозной скотины, давали разрешение на косьбу для личных подворий. В каждом дворе было множество скота. Так же дружно проводилась уборка зерновых. Женщины серпами жали рожь, дети вязали снопы. Оставшиеся мужики и женщины косили косами. С утра до позднего вечера в поле, а за работу – трудодень и никаких пайков, только обеды на стану. Пацаны повзрослее косили лобогрейками, управляя парой лошадей. Был один комбайн, у комбайнера план – 300 га. Был трактор и молотилка – вот и вся техника. Но, благодаря самоотверженному труду женщин, стариков и детей уборка завершалась вовремя. Снопы молотили зимой. Потом лошадей забрали на фронт. Пахали на быках и на тракторе. К весеннему севу молодые девушки научились управлять тракторами. Поголовье скота уменьшилось – забрали на фронт. Мужиков почти не осталось. Но все люди жили надеждой на скорую Победу. Каждый двор сдавал в качестве налога 20 кг мяса, 100 штук яиц, 125 л молока, картофель, масло. И только наличие своего двора не дал людям голодать. В это тяжелое время началось строительство железнодорожного полотна. Такого ударного труда не было никогда. Техники не было, кроме тачки, лопаты и лошадей… Сколько мозолей на руках женщин и детей, руки болели по ночам…

Женщины, дети, старики создавали крепкий и надежный тыл для наших фронтовиков, но, к сожаленью, об этом заговорили только сейчас и многие уже умерли, так и не дождавшись почестей…

Чернова Мария Никитична.
Родилась в селе Байдулино в 1924 году, в семье многодетного крестьянина. Образование получила в Ульяновской педагогической школе, после окончания которой была призвана в ряды Советской Армии в 1945 году. Корпус, в котором служила Мария Никитична, был переведен на Дальний Восток, где назревала война с японцами, но в военных действиях ей участвовать не пришлось. После демобилизации Мария Никитична устроилась на работу в школу Сосновоборска, а по возвращении в родное село в 1949 была назначена учителем начальных классов в с. Байдулино, в 1950 году назначена заведующей Байдулинской начальной школы, а в 1969 году переведена директором данной школы. В ней она проработала 33 года до самой пенсии.
Мария Никитична воспитала несколько поколений байдулинцев, всегда пользовалась заслуженным авторитетом и уважением. Постоянно участвовала в избирательных комиссиях, сама избиралась в составы Советов.

Умерла 1 марта 2001 года, похоронена на Силикатненском кладбище.
Все мы помним о ней как о добром, отзывчивом человеке.

Анастасия Терентьевна Табакаева

Родилась в селе Федькино, 13 августа 1922 года. Родители были местные, всю жизнь прожили в этом селе. Отца звали Терентий Гаврилович, мать-Матрена Кузьминична.

За год до начала войны Анастасия Терентьевна из села уехала… На другой конец Земли... На Камчатку. Надо было найти какую-то работу - на заводе или стройке какой-нибудь. Устроилась она на рыбный завод во Владивостоке, рыбу чистила, солила…

Но не все пошло хорошо. Когда началась война, Анастасии Терентьевне было всего 19 лет. Всем рабочим на заводе выслали повестки, кому куда. Молодую девушку отправили сначала в Комсомольск, потом в Благовещенск. После окончания войны она, вместе с мужем-фронтовиком, отправилась домой. Но на этот раз ее родным домом оказалось село Молвино. Она часто приезжала навещать родных в с. Федькино, но продолжала жить вместе с мужем, в с. Молвино. Сейчас очень гордится своими наградами за прожитую войну. Она с радостью и гордостью показывает удостоверение «Ветеран ВОВ»,удостоверение «Ветеран труда»,удостоверение на «Медаль материнства» и медаль «За освобождение Варшавы».

Чернова Мария Павловна

Родилась 01 октября 1927 года. В семье было шестеро детей, но родители взяли к себе еще и Чернова Василия, который остался сиротой. Старший брат, Фролов Павел Павлович, был призван на фронт в 1941 году и пропал без вести в боях за город Бердичев в 1942 году. Отец вместе с приемным сыном, Василием, ушли на фронт одновременно.

Мария осталась в семье самой старшей. Как и все, ждала вестей от своих родных. Вместе с мамой работала на поле, жала серпами хлеб, работала на току и выполняла разную работу.

Абрамова Екатерина Кузьминична

Родилась в с.Назайкино в 1928 году, 3 декабря.
Родителей звали Кузьма и Нюра. В семье их было трое детей, две девочки и один мальчик. Екатерина Кузьминична закончила семь классов, в школе она была ударницей, затем два года она училась на агронома , но по специальности так и не работала. Вышла замуж в 18 лет. В счастливом браке она прожила 42 года и родила двоих сыновей. После замужества Екатерина Кузьминична с мужем жили в с.Назайкино, но т.к там не было работы, братья мужа посоветовали переехать в с.Молвино, где строилось ХПП, там она и работала мастером по территории.
Муж до войны работал зав.клубом, потом ушел на фронт. Вернулся с множеством медалей и орденов за военные заслуги перед Отечеством. По воспоминанием Екатерины Кузьминичны он вернулся весь раненый,но красивый, затем они сразу поженились.
В данный момент она живет одна, у нее есть один сын и два внука. Ей очень приятно вспоминать свою беззаботную молодость, несмотря на то, что времена были такими тяжелыми.
Екатерина Кузьминична очень хорошо выглядит и держит себя в форме, несмотря на то, что ей уже 82 года.



Чернова Александра Степановна.

Родилась 10 декабря 1924 года в с.Байдулино. В 1941 году ей было всего 17 лет, когда ее отправили в ФЗО г.Сызрань.Сюда свозили со всех концов нашей Родины, размещали по временным квартирам по 18-20 человек. С ее родного края туда было направлено 80 человек. Здесь их готовили стать рабочими на заводе по производству самолетов, но судьба распорядилась по-другому. После учебы в ФЗО вместе с другими молодыми людьми она была перенаправлена в г. Куйбышев, где им приходилось работать по 36 часов, прерываясь на кратковременный отдых. Кормили очень плохо, в основном все работали за так называемую «похлебку». С завода почти не выпускали, отдыхали прямо у станков. После возвращения домой она работала сначала в совхозе, потом в РайПО. После выхода на пенсию много сил посвятила возрождению церкви в с.Молвино. Умерла в 2012 году.

Кузина Александра Ефимовна

Родилась в с.Молвино 20 октября 1924 года. Училась она в Молвинской школе, жила в селе Молвино.

Перед началом войны Александра Ефимовна устроилась на работу в пищепром в Тереньге, мастером по обработке овощей.
В июне 1944 года ее призвали в армию.Она служила в корпусе связи в городе Горьком,в войсках воздушного оповещения, которые вели наблюдения за вражескими самолетами. Называлась эта служба «ВНОС».В настоящее время эту работу выполняют радары.
После войны Александра Ефимовна вышла замуж. Постоянно меняли место проживания: сначала город Тольятти, где прожили 17 лет, далее 2 года в Самаре, потом 20 лет в Буровке, где работал ее муж.
В конце 90-х годов Александра Ефимовна переезжает на Родину в село Молвино. У ветерана четверо детей, девять внуков и 14 правнуков. Александра Ефимовна - хорошая мать, прекрасная бабушка. Она - чуткий и добрый человек.


Верхнева Лидия Александровна
Родилась в 1927 году 4 ноября.Ее отца призвали на фронт в 1941 году,где 12 февраля 1942 года он погиб.Мать Лидии Александровны осталась одна с тремя дочерьми:Клавой,Лидией и Антониной.

Жили бедно. В 14 лет Лида начала работать в колхозе,в производственном звене. Подростки работали наравне со взрослыми. Затем колхоз послал ее на курсы ветеринарных санитаров.Лидия Александровна проработала в этой должности до самой пенсии.

Дети войны, труженики тыла. Их всех объединяет одно: война, голод. В газете «Тереньгульские вести» рассказ о семье Кердановских (автор Кочеткова Наталия Анатольевна) наиболее полно показывает нам жизнь людей в то ужасное время.

Кердановская Феоктиста Васильевна

1941 год. Станция Шентала, Куйбышевской (Самарской) области. Совсем недавно сюда переехала семья Кердановских Феоктисты и Василия. Построили небольшой домик, обустроились… Мечтали о том, какими воспитают своих детишек. А их было семеро: Михаил, Люба, Вера, Володя, Толя, Галя и еще совсем младенец Алеша.

Стук в дверь. «Вас призывают на фронт» - болью отозвалось в сердце жены. Стон, слезы застлали ее глаза. Долго бежала она за вагоном, в котором увозили ее мужа, Василия, на фронт. Это был последний день, когда она видела его живым. В 1942 г. пришла бумага – иначе ее и не назовешь - в которой говорилось, что муж пропал без вести. Отчаяние охватило Феоктисту. Семь маленьких детишек толпились около нее, не понимая, почему мама так надрывно плачет. Взяв на руки самого маленького, которому совсем недавно исполнился всего лишь годик, она беспрестанно повторяла то тихо, то громче: «Как жить? Чем кормить?», прекрасно понимая, что в пособии ей теперь откажут, ведь муж не погиб, а пропал без вести.

Голод и бедность повсюду, да и детей не бросишь. Единственная подмога – старший сынок. И вот каждое утро все дети, от мала до велика, шли в рядом расположенный лес, чтобы хоть что-нибудь собрать для еды: то грибочки, то ягодки, а то и просто съедобную траву принесут. А мать, обливаясь слезами, готовила для всех хоть какую- нибудь похлебку. Дети взрослели не по годам. И вот старшему сыночку едва исполнилось 18 лет.

1943 г. Неприятный стук в дверь. Похолодев от ужаса, мама поняла, что пришло время и сына проводить на фронт. Невыносимая боль пронзила ее тело. Всю ночь она не сомкнула глаз. «Как же так? Он же совсем еще ребенок?» - стучало у нее в висках.

«Не плачь, мама. Я вернусь! Не могут два солдата из одной семьи погибнуть…» - твердил Михаил, стараясь успокоить маму. И вот опять вагон… Поезд набирает ход… «Миша! Миша!...» - кричала она, не находя других слов для прощания. «Я вернусь, мама!» - слышалось в ответ…

1943 г. Курско-Орловская дуга. Самые жестокие бои были именно здесь. Неопытный, необстрелянный мальчишка, который едва научился пользоваться автоматом, попадает в самую гущу событий. Взрывы снарядов повсюду. Танки, пушки, пулеметы – все смешалось. Юноше становится страшно, но лишь на мгновение. «Дома мама, сестры, братишки – кто же, если не я, защитит их» - твердил он себе без устали. Страх исчез. С честью и достоинством стоял он до последнего… И вот бой, и в этом бою вражеская пуля настигла Мишу. «Мама…» - только и успел прошептать он. Он упал, уже не слыша ничего вокруг. Только небо, темное от взрывов, проводило его в последний путь…

«Сынок!..» - почувствовав неладное, шагнула мать к почтальонке. Та, потупив глаза, протянула ей похоронку. Не видя перед собой ничего, мама сделала шаг и упала, как подкошенная. «Как же так? Ведь он так юн для смерти!..» - пронеслось у нее в голове. Долго не могла исчезнуть скорбь с ее лица. Все мысли были направлены туда, где безвременно погиб ее сынок, ее помощник, ее надежда… Но надо жить, ведь дома еще шестеро. Им надо учится, несмотря ни на что, чтобы быть достойными своих отца и брата. Оставляя младших детей на старших, каждый день Феоктиста уходила работать, чтобы хоть что-нибудь принести детишкам. Настоящего хлеба видели редко, выделялось чуть-чуть муки для каждой семьи, а все, в основном отправляли на фронт. Мука и лебеда, вот и лепешки – основная еда… . Все выдержали, не сломились!

Победа! – пронеслось, как гром. Радость, смешанная со слезами на глазах…

«Вот бы Василий и Мишенька вернулись…» - до конца не верила мать в смерть своих самых близких людей.

«Хочу побывать на могиле сыночка», - просила она в военкомате. Но там пожимали плечами: «Точного места неизвестно».

Тридцать лет прошло. Письмо из Орловской области. «Что в письме?» - мучалась она от догадок. «…Найдены останки вашего сына, перезахоронены в Братскую могилу…» - говорилось в нём. «Еду!» - со слезами на глазах промолвила мать.

И вот снова поезд, но уже в мирное время. Мама, сын Володя и горсточка родной Землицы – в одном из вагонов. За окнами мелькают сёла, города. Тревогой наполняются сердца матери и сына. Встреча через 30 лет!

«Сынок!» - упала мать на могилу. «Ты же обещал вернуться… .Что же ты здесь лежишь?... Спасибо тебе, что не пожалел свою жизнь, защитил нас от врага, как смог… Привет тебе от родной сторонушки» - с этими словами она достала мешочек с землицей и высыпала её на могилу.

Сколько безвинных жизней унесла война! Молодых и старых! Детей!

Дети, пережившие войну

Беспощадную, жестокую и злую

Кто осиротел, кто был в плену

Каждый пережил свою судьбу слепую.

                                                   

Заключение

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, строительством железнодорожного полотна, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.



Используемые источники и литературы

1. Источники

Многие фотографии взяты из личных архивов тружеников тыла.

2. Литература

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985..

4. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

7. Материалы из газет «Тереньгульские вести», 1912-2014 гг.

Интернет-ресурсы: http://www.mosportal.ru/65/3/2/index.htm

Фотографии, взятые из интернета: bashmedia.info

mosportal.ru

dogswar.ru

zabmedia.ru