Цель проекта: Расширить кругозор учащихся, помочь в формировании представления об искусстве хореографии, в частности, классического танца.
Проект призван решать следующие задачи:
- ознакомить учащихся с особенностями классического танца;
-показать, что классический танец является основой хореографического искусства.
- воспитание эстетического вкуса, интереса к танцевальному искусству.
Содержание:
Введение
История и развитие классического танца;
Правила классического танца;
Терминология;
Заключение
Список литературы
В своем творческом проекте под названием «Азбука танца» я постараюсь рассказать о классическом танце. Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец - основа хореографии. Это великая гармония сочетания движений с музыкой. В настоящее время существует множество различных направлений танцев. Но всем танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.
История и развитие классического танца.
Каждый человек знает, когда он родился. Знаете и вы день своего рождения. Но никто не знает места и времени рождения танца. Может быть оттого, что это было очень давно? Много тысяч лет назад, когда по Земле бродили неведомые нам звери и люди жили племенами, возник ТАНЕЦ. Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далекие предки плясали вокруг костра. Шло время, менялся облик Земли, но танцу всегда и во всем отводилось почетное место. Таким образом, танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, требующее передачи накопленного опыта от поколения к поколению.
Подобно многим современным искусствам, классический танец появился в эпоху Возрождения. В ту пору появилось и понятие балет, от латинского ballo - танцую. В 17 веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца(1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.
Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.
Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше.
В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе. XX век значительно повлиял на развитие балетного искусства. Классический стиль постепенно начинает обрастать новыми элементами танца, изменяется и образ каждого танцора. Классический танец становится превосходным базисом для развития абсолютно другого направления в балете. В последнее время современный балет получил широкое распространение. Различные элементы классического балета гармонично сочетаются с новыми танцевальными движениями, что дает свободу вариаций и комбинаций, а это придает танцу особую выразительность.
Правила классического танца.
Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.
Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца.
В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение.
Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).
Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко.
Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.
При изучении позиций ног обязательны: подтянутый корпус, свободно раскрытые и опущенные плечи, предельная натянутость ног, ровное положение стопы на полу; упор на большой палец недопустим. При изучении второй и четвертой позиций важно распределить, центр тяжести корпуса равномерно на обе ноги и следить за ровностью плеч и бедер.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения, дает возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций. Благодаря введенной единой балетной терминологии, хореографы разных стран свободно понимают друг друга не только с помощью единых движений, но и с помощью языка терминов, основой которых стал французский язык.
В современной системе классического танца разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, а также строго ограниченное количество движений включающих в себя понятия: сгибать —plié, поднимать — relevé, скользить — glisser, прыгать — sauter, бросать — jeter, поворачивать — tourner, и др.
Исторически сложившиеся термины многих движений имеют описательный характер, среди них: allonge (удлиненный, продленный, вытянутый), assemblé (собранный), arrondi (округленный, закругленный), ballonné (раздутый, вздутый), brisé (ломаный, разбитый), croise (скрещённый), dégagé (извлеченный, высвобождённый), demi-plié relevé (от demi-plié—полусогнутый, relevé — поднятый), simple (простой), petit (маленький), grand pas (большой шаг, большой танец).
А теперь я очень кратко объясню некоторые термины классического танца. Учтите, что ударение во французском языке всегда делается на последнем слоге.
Антраша (франц.) — скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются. Антраша демонстрирует техническую виртуозность исполнителя.
Арабеск (франц.) — арабский. Одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом.
Аттитюд (франц.) — поза, положение. Одна из основных поз классического танца, главная особенность которой — согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.
Батман (франц.) — биение. Группа движений работающей ноги. В классическом танце много форм батмана — от простейших до сложных. Каждое па непременно содержит элемент батмана, поэтому в экзерсисе ему придается большое значение.
Гран (франц.) — большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, гран плие — глубокое приседание, гран батман жете — бросок ноги на возможно большую высоту.
Деми (франц.) — полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения. Например, деми плие — полуприседание.
Жете (франц.) — бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.
Плие (франц.) — сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.
Релеве (франц.) — поднимать. 1. Подъем на полупальцы или пальцы. 2. Поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца.
Тур (франц.) — оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов.
Фуэте (франц.) — хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.
Экзерсис (франц.) — упражнение. Первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих экзерсис, слагаются разнообразные формы классического танца.
«Танец, в узком смысле этого слова, ограничивается техникой па (pas), механическим движением рук но когда к этим механическим движениям присоединяется пантомимическое действие — танец начинает жить, увлекать, он становится красноречивым, выразительным, отображает страсти и заслуживает быть включенным в число изобразительных искусств»
Заключение:
Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.
Занятия классики очень полезны для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.
Список литературы
Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. — СПб.-М.-Краснодар. — 2006. — 240 с.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. — М.: Искусство, 1980. — 192 с.
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URLhttp://ru.wikipedia.org/
Филатов С.В. От образного слова — к выразительному движению: Вербальные средства в педагогике классического танца [Электронный ресурс] URL:http://www.dissercat.com/content/
Худеков С.Н. Всеобщая история танца. — М.: Эсмо, 2009. — 608 с.
14