СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по предмету искусство на школьную научно-практическую конференцию по теме: Вода в мировом искусстве

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика содержания работы: Надашковская Екатерина Владимировна и Линкс Галина Михаэливна, ученицы 7-А класса ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой выполнили работу на тему: «Вода в мировом искусстве» под руководством Репиной Любови Олеговны, учителя изобразительного искусства.

  • Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь.
  • Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный!

Цель: изучить различные направления искусства, в которых важную роль играет вода, расширять кругозор, развивать интерес к искусству, творческие способности, воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по предмету искусство на школьную научно-практическую конференцию по теме: Вода в мировом искусстве»

12


Тезисы

Характеристика содержания работы: Надашковская Екатерина Владимировна и Линкс Галина Михаэливна, ученицы 7-А класса ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой выполнили работу на тему: «Вода в мировом искусстве» под руководством Репиной Любови Олеговны, учителя изобразительного искусства.

  • Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь.

  • Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный!

Цель: изучить различные направления искусства, в которых важную роль играет вода, расширять кругозор, развивать интерес к искусству, творческие способности, воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Актуальность: Изобразительное искусство- это способ познания окружающего мира и себя самого. Мы любим рисовать, учимся в художественной школе и хотим больше узнать о мировом искусстве, совершенствовать свои практические навыки.

Задачи:

  • Образовательная: формировать навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами.

  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к искусству, к творчеству.

Выводы:

  • Работа позволила нам глубоко усвоить тему: «Вода в мировом искусстве»

  • Проект расширил мой кругозор об изобразительном искусстве.

Результаты: Повышение уровня развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям искусства.


Содержание

  1. Введение……………………………………………………… 4

  2. Основная часть……………………………………………… 6

    1. Роль искусства в жизни человека…………………… 6

    2. Виды искусства……………………………………… 8

    3. Жанры изобразительного искусства……………… 9

  3. Маринизм……………………………………… 12

  4. Эрбу…………………………………………………………… 14

    1. История искусства живописи на воде……………… 14

    2. Творчество эрбу - медитация и терапия…………… 15

    3. Что входит в набор для рисования?........................... 16

    4. Как создать картину?................................................... 17

  5. Как написать воду красками?................................................... 17

  6. Выводы………………………………………………………… 20

  7. Список использованных источников………………………… 23

  8. Приложение















Введение

«Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни.

Знайте же, этот смысл - в Искусстве»

Оскар Уайльд

Тема нашей работы: «Вода в мировом искусстве» выбрана не случайно. Нас интересует искусство и его проявления в различных областях деятельности человека. Мы учимся в художественной школе. А так как главная тема научной конференции: «Вода» мы решили совместить эти две темы.

Объект исследования: Искусство.

Предметы исследования: живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

Цель проекта:

  • Изучить различные направления искусства.

  • Развить интерес и уважение к искусству.

Задачи проекта:

  • Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами.

  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность.

  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к творчеству.

Актуальность работы: Изобразительное искусство- это способ познания окружающего мира и себя самого. Мы учимся в художественной школе, любим рисовать, совершенствовать свои практические навыки. Искусство нас вдохновляет, поднимает настроение и способствует созданию новых работ.

Методы исследования: поисковый, метод самостоятельной работы, наблюдение, изучение и анализ литературы и материалов сети Internet, просмотр слайдов и иллюстративного материала по теме работы.

Теоретическая и прикладная значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно ознакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства. Проведенная работа может способствовать проведению новых исследований и подготовке новых публикаций в области искусства, отдельные ее результаты применимы в учебном процессе при преподавании изобразительного искусства.






















Основная часть

Роль искусства в жизни человека

«Искусство - самый прекрасный, самый строгий,

самый радостный и благой символ извечного,

не подвластного рассудку стремления человека

к добру, к истине и совершенству.»

Томас Манн

Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство. Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство. Формированию личности, культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства. С помощью произведений искусства, музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна!

Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни.

Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса. Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой.

Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее. Искусство преобладает не только в картинах и скульптурах, оно существует везде: в кулинарии, дизайне квартир, мебели, посуде, каких-то мелочах и многом другом, во всем, что нас окружает.

С самого детства при формировании вкуса и предпочтений становится понятным значение искусства в жизни человека. Оно никогда не стареет, оно всегда было, есть и будет интересным для изучения и познания человечеством. Только благодаря искусству мы можем поделиться с людьми своими чувствами, опытом и оставить свой след в истории.

Слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. В более же узком значении слова, это- творчество «по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь.

Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником «внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания- познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

Значит, суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир, например, на явление природы, как в пейзажной лирике.

Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они- изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно.

А затем искусство в собственном смысле слова расчленилось с другими сторонами общественного сознания, выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов.

Таким образом, искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не

философское. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Виды искусства

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил и охарактеризовал четыре так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима, а также постановочная режиссура.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.).

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Жанры изобразительного искусства

Анималисткажанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший анималистический (от фр. Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой.

Портретот франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя

определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет

разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное.

Натюрмортот франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь. Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура».

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно. Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Марина – картина о море. В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина – картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом – в Голландии, Англии и т. Д. Виды пейзажа в живописи сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900). Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Маринизм

(Итал. marina, от лат. marinus - морской) - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В картинах  итальянских  мастеров XIV-XV вв. и нидерландских "примитивов" изображение  моря связано с религиозными сюжетами.  И лишь в нидерландской  живописи XVI  в.  появляются  собственно  марины.

Первой  мариной  можно  считать  картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей). Первая "Буря" написана  Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). Расцвет  жанра марины приходится на середину XVII столетия.
Голландские художники  оказали значительное влияние на Брукинга,  Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Тёрнер скажет:  "Она сделала меня  художником".  В  поздних работах Тёрнера (после 1835) показаны изменяемые элемнты, видения, морские миражи. Для романтиков  море также было страшной стихией,  с  которой   борется   человек ("Плот Медузы",  "Ладья Данте", "Дон Жуан"). В 1825 Бонингтон увлекает Делакруа в Англию. Туда же едут Эжен Изабе и Поль Юэ, который пишет приливы, бури и наводнения.  Позже  спокойный или разбушевавшийся ЛаМанш вдохновит  Курбе  на  серию "морских пейзажей".
Крупнейшие маринисты XVIII—XIX веков - Д. Э. Баттерсворт (Англия), К. Ж. Верне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония),
Х. В. Месдаг (Голландия), А. П. Боголюбов (Россия).
Самыми яркими представителями этого жанра являются — англичанин У. Тернер и русский художник И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый художник армянского происхождения. Родился Айвазовский 17 июля 1817 года в семье армянского предпринимателя, в Феодосии.

Еще в детстве у Ивана проявились творческие способности. Он любил музыку, и даже умел играть на скрипке. Ивана Константиновича зачислили в Симферопольскую гимназию, а после её окончания и в Академию художеств Петербурга.

В 1835 году была проведена выставка в Академии художеств. На ней Айвазовский представил свою картину «Этюд воздуха над морем», которая получила множество положительных отзывов от критиков разных мастей.

Чуть позже Ивана Константиновича отправляют в Крым, для написания ряда тематических картин. В Крыму он знакомится с известными адмиралами Нахимовым и Лазаревым.  Крымские работы художника так же произвели на публику исключительно положительные впечатления.

В 1840 году Академия Художеств отправляет Айвазовского в Италию, где он много работает. В итальянских городах проходят выставки его работ, которые опять же имеет определенный успех. 

Вскоре Иван Константинович возвращается в Российскую Империю, получает звание академика, и новое задание от Академии художеств. Теперь его отправляют в Главный морской штаб. Перед ним ставится задача -  нарисовать ряд балтийских пейзажей.

Главной работой Айвазовского тех лет, стала картина – «Девятый вал». Картина по – истине удивительна, художник представил море, как основой природы. Айвазовскому удалось показать всю красоту могучей стихии.

Иван Константинович был не только талантливым художником, но и отличным человеком. Он активно занимался меценатской деятельностью и помогал, как мог, молодым художникам. Айвазовский оставил большой след в русском искусстве. Умер Иван Константинович Айвазовский 19.04.1900 года, на 83 году жизни.

Эбру.

История искусства живописи на воде

«Искусство без индивидуальности невозможно.

Хотя в то же время цель его – не в выражении индивидуальности.

Оно существует, чтобы доставлять удовольствие.»

Оскар Уайльд

История возникновения. Корни рисования по воде произрастают из восточного искусства. Хотя само название «эбру» возникло на несколько столетий позже, метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в 9–10 веке в Японии. Страницы древней рукописи, которые сохранились до наших дней, были оформлены листами, выполненными в технике, аналогичной эбру.

Это японское искусство получило название «сумингаши», что в переводе означает «плавающие чернила», и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытавшим божественное вдохновение.

В китайских рукописях 10-го века есть упоминания о декоративной бумаге под названием «дрейфующий песок». А спустя пять веков свой вариант мраморной бумаги появляется и в Центральной Азии, однако доказательств его прямой связи с более ранним японским сумингаши нет.

В исламском искусстве этот метод был распространен под названием «кагазэ абри», что в переводе с персидского означает «дымчатая бумага». Его можно встретить даже на страницах старинных рукописей Корана. Некоторые турецкие авторы полагают, что слово «абри» может быть связано с турецким «абре» — пестрый, красочный. В Иране этот вид рисования известен как «абру-бад» («облака и ветер»).

В Турции, Персии и Индии есть своя история эбру – здесь слизистый слой готовили из продуктов растительного производства, а для смешивания красок использовали инструменты, напоминающие гребешок для волос или грабельки. Художники выполняли сложнейшие манипуляции, пользуясь разными инструментами в определенной последовательности. Результатом виртуозной работы мастеров становились завораживающие узоры.

Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась уже в 16 веке, термин «эбру» возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор, особенно известно турецкое мастерство в изображении цветочных мотивов.

В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, а также для декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.

Творчество эбру – медитация и терапия

Техника эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса – непередаваемое удовольствие. К тому же, каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки.

Кроме возможности фантазировать, от рисования, вы получите огромный стимул к постоянному совершенствованию своего мастерства. Этот творчество, как и другой вид рисования – энкаустика, особенно «заразителен» – попробовав его однажды, вы обязательно захотите снова прикоснуться к магии. К тому же потрясающие результаты можно получить уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются.

Мраморная живопись, подойдет как людям с экспрессивным характером, так и спокойным натурам – в ней каждый может найти что-то для себя. Пожалуй, единственная категория, которой не стоит браться за эбру – это люди с шаблонным мышлением, привыкшие действовать по заранее намеченному плану и получать ожидаемые результаты. Таким лучше рисовать картины кофе или пастелью.

Рисование в технике эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь.

Взаимодействуя с постоянно меняющимся рисунком узоров, человек учится жить в непредсказуемом мире, принимая его таким, и видеть прекрасное в самых обыденных вещах и ситуациях. К тому же, красочная мраморная живопись, как и песочная графика, помогает побороть депрессию и поверить в собственные силы.

Что входит в набор для рисования.

С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений – можно обойтись даже обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом. Однако работая со специальными

материалами, добиться положительных результатов будет намного проще. Для того чтобы создать шедевр, потребуется:

  • невысокая прямоугольная емкость;

  • вода;

  • загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином);

  • краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);

  • кисти (отдельная для каждого цвета);

  • палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);

  • гребешки для эбру;

  • бумага (не глянцевая).

Как создать картину?

Используя японские чернила, можно обойтись и без загустителя – если наносить их на водную поверхность кистью, они не будут опускаться ко дну. Однако если вы собираетесь лить чернила на воду, нужно перед этим растворить в ней несколько специальных таблеток, которые идут в комплекте с чернилами для сумингаши. Они создадут невидимую пленку, благодаря которой цветные пятна будут оставаться на поверхности.

Если вы берете специальные краски для эбру или любые другие (гуашь, акрил), то в воде нужно растворить загуститель на основе специального порошка из древесной смолы или желатин. Таким образом, густая жидкость не позволит краске опуститься на дно.Самым простым рисунком, с которого можно начать знакомство с этим хобби, являются концентрические круги разных цветов, с которыми можно «играть», завивая их в спирали или волны с помощью кисти или «гребешка». Понравившийся узор можно «снять» с поверхности на бумагу – для этого нужно аккуратно поместить лист на поверхность водного раствора, чтобы рисунок

полностью отпечатался, а затем убрать его и дать высохнуть. Для работы с японскими чернилами хорошо подходит каллиграфическая бумага.

Как написать воду?

Рисовать воду всегда непросто, но весьма увлекательно. Этот элемент пейзажа всегда сильно меняется с учетом окружения. Значительные водные массы, такие как пруд, река или океан, отражают на поверхности как цвет неба, на и береговой пейзаж. На цвет воды влияет множество факторов, среди них время года, время суток и погодные условия.

Вода, вне всякого сомнения – весьма сложный объект. На поверхности воды можно найти не только множество теней, но и отражений, нередко от различных световых источников. При этом плоскость воды постоянно меняет свою форму и находится в непрерывном движении. И несмотря на это, нарисовать воду так же просто, как и обычные элементы пейзажа.

Если озеро, река или океан освещены прямыми солнечными лучами, то отображать массу воды следует с простого подмалевка, который выполнен теплым цветом. Изображать воду на данном этапе следует так же, как и

освещенную область суши. Если же часть воды расположена в тени, для подмалевка используется холодный цвет. Аналогичное относится и к воде, которая рисуется если солнце закрыто плотными тучами.

На втором этапе в воду добавляются новые теплые и холодные краски. Обычно вода не слишком яркая, поэтому тон большинства красок следует делать более приглушенным. В поверхности воды отражаются множество объектов, таких как небо, деревья, трава, дома и т.д. Поэтому в цветовую массу воды нужно добавлять те краски, которые соответствуют цвету определенных объектов.

Например, если вы рисуете реку, освещенную солнцем, подмалевок воды нужно выполнить розовой или желтой краской. Затем добавляются холодные тона, которые отвечают цвету неба и деревьям, растущим на берегу реки. Такие краски следует наносить слоями, однако не смешивайте их, если не хотите, чтобы цвет воды помутнел.

Хотя солнечный цвет на рассвете совершенно отличатся от света на закате, в обоих случаях подмалевок освещенных областей водной массы нужно выполнять теплыми красками, а для затененных областей использовать холодные краски.

Вода не стоит на месте, она меняется и движения в результате течения или силы ветра. Так как изменения происходят все время, не стоит за ними гнаться. Лучше выберите интересный узор, который сформировал ветер на поверхности воды. Если же этот узор станет вам в процессе работы неинтересным, его без проблем можно будет изменить нужным образом.

Вода – такой же компонент пейзажа, как берег и деревья. Поэтому анализируйте сцену, выявляйте узор светотени на плоскости воды и сравнивайте цветовую массу воды с массами суши как по цвету, так и по тону.

Рисовать воду нужно плавными и текучими мазками. Мазки должны отличаться от тех, что используются для рисования статичных объектов. Попробуйте уловить ритм узора светотени на плоскости воды. Каждая водная масса имеет свои уникальные черты, которые можно и нужно найти.

При рисовании воды опирайтесь только на собственное восприятие, забудьте любые правила или наставления. Однако, есть все же несколько правил, которых желательно придерживаться.

В яркий солнечный день цвет суши всегда более яркий и контрастный, нежели цвет отражения суши на плоскости воды. Отражения объектов, которые ярко освещены солнцем, на поверхности воды выглядят более темными и холодными, если сравнивать непосредственно с самими объектами.Отражения объектов, расположенных в тени, выглядят в воде более светлыми, холодными и приглушенными, нежели сами объекты.











Выводы

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая пробуждать духовные способности человека. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Произведения изобразительного искусства являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Нам очень понравилось стихотворение Марка Львовского «Созданье тем прекрасней, чем взятый материал», и поэтому мы хотим поделиться им с вами.

Созданье тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней —
Стих, мрамор иль металл.

О светлая подруга,
Стеснения гони,
Но туго
Котурны затяни.


Прочь легкие приемы,
Башмак по всем ногам,
Знакомый
И нищим, и богам.


Скульптор, не мни покорной
И вялой глины ком,
Упорно
Мечтая о другом.


С паросским иль каррарским
Борись обломком ты,
Как с царским
Жилищем красоты.

Прекрасная темница!
Сквозь бронзу Сиракуз
Глядится
Надменный облик муз.

Рукою нежной брата
Очерчивай уклон
Агата —
И выйдет Аполлон.

Художник! Акварели
Тебе не будет жаль!
В купели
Расплавь свою эмаль.

Твори сирен зеленых
С усмешкой на губах,
Склоненных
Чудовищ на гербах.
В трехъярусном сиянья
Мадонну и Христа,
Пыланье
Латинского креста.

Все прах. — Одно, ликуя,
Искусство не умрет.
Статуя
Переживет народ.

И на простой медали,
Открытой средь камней,
Видали
Неведомых царей.

И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,

Надменный,
Властительней, чем медь.

Чеканить, гнуть, бороться, —
И зыбкий сон мечты
Вольется
В бессмертные черты.







Список использованных источников

1. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. 

2. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984. -180с.

3. Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.

Интернет ресурсы

  1. http://fb.ru/article/51966/rol-iskusstva-v-jizni-cheloveka-chto-mir-prekrasnogo-gotovit-nam

  2. http://studopedia.ru/4_149198_delenie-iskusstva-na-vidi-izobrazitelnie-i-ekspressivnie-iskusstva.html

  3. http://festival.1september.ru/articles/604606/

  4. https://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-risovaniya-v-texnike-ebru-kakie-shedevry-skryvayutsya-za-novym-slovom.html

  5. http://tehnika-risunka.ru/1016/kak-narisovat-vodu/

  6. http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/277-ivan-konstantinovich-ajvazovskij.html