Тема. Русская народная обрядовая кукла Введение Центральное место в игре детей занимает кукла, т.к. позволяет понять и пережить разные жизненные ситуации.
В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Кукла воплощает надежду. С ней ребенок проигрывает возможные будущие ситуации, примеривает различные социальные роли. Это будит фантазию ребенка, позволяет выразить с ее помощью любой образ-характер. Кукла не всегда была игрушкой. В старину на Руси кукла являлась
элементом народного быта и атрибутом традиционных национальных обрядов. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Народная кукла – игрушки, издревле бытовавшая на Севере.
Являясь частью культуры всего человечества, северная кукла сохраняет в своём облике самобытность и служит средством для изучения народного костюма характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Знакомство с традиционными куклами позволяет познакомиться с культурой русского народа севера.
Как известно, в разных регионах России бытовали различные комплексы народной одежды, костюма. Особенно различаются северорусский и южнорусский костюм. Понять особенности и вникнуть в них легче, сделав костюм самому. Кукла в этом случае служит манекеном, который одевают в одежду. Поскольку одежда традиционная русская, то и кукла должна ей соответствовать. Пластмассовая кукла Барби в национальной одежде смотрится негармонично, не по-настоящему. Слишком разные культурные ценности, противостоящие друг другу, они несут. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях. В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Поэтому в 21 веке дети должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами, а также пробовать изготавливать их. Целью нашего исследования является теоретическое изучение роли (значения ?) народной куклы в русских обрядовых традициях
Задачи исследования:
Рассмотреть появление обрядовой куклы в историческом аспекте.
Изучить виды русских народных обрядовых кукол.
Изучить технологию изготовления кукол.
На основе теоретического исследования изготовить куклу-закрутку(?).
1. Из истории появления кукол Слово кукла означает -
фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Кукла известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Самым древним куклам, египетским, около 4 тыс. лет. Кукла представляла собой деревянный чурбан без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с религией.
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Изначально их делали наши предки, как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполнялись из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полена, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.
На Терском берегу, вплоть до 20-х годов 20 века бытовали деревянные игрушки-бобушки: конь, птица, кукла-панка. Панка одна из редких деревянных кукол русских поморов. Вырезанная из цельного куска дерева, статичная мрачноватая и выразительная фигурка, напоминающая языческих идолов, своим происхождением связана с дохристианскими верованиями древних славян. В северных русских деревнях панка сохранилась до начала XX века уже как детская игровая кукла.
Обрядовые, магические корни русских кукол хорошо видны на примере традиционных «панков» («пангов»). Это – один из древнейших видов обрядовых кукол, распространенных на севере России. Их название произошло, видимо, от ненецкого слова «панг» — ствол, корень. Впрочем, есть и другие версии; У народов, населявших русский Север, был обычай сообща справлять поминки по ушедшим предкам — панам. Сами же могилы называли «панками». Поэтому куклы-панки — это, возможно, древние деревянные идолы, изображавшие души предков. Внешне они напоминают деревянные изваяния идолов. Впрочем, первоначально они и были идолами богов северных народов, куклами-оберегами, и лишь спустя столетия дошли до нас как детские и сувенирные куклы. Известны мезенские куклы-панки, поморские, сергиев - посадские и др. Внешне это условные куклы, сделанные с помощью топора из деревянных обрезков и чурок. Само создание этой фигуры — магический обряд.[4] Каждая такая кукла должна быть создана пятьюдесятью двумя ударами резца – по количеству недель в году. Каждый удар резца сопровождается особым заговором, заклинанием. Глаза намечались с помощью раскаленного гвоздя, лицо прорабатывалось острым ножом.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Люди верили, что куклы способны оберегать от зла, принимать на себя болезни и несчастья, помогать собрать хороший урожай, вести хозяйство. Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни и участвовала в магических заклинаниях.
Всем известен народный обычай - дарить детям кукол. В давние времена их чаще делали в семье сами, а иногда привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол. Делали игрушки и взрослые, относясь к этому серьезно и с душой.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно хранили в сундуках.
2. Какие бывают куклы
На Руси было большое многообразие куколок: около 90 видов. Названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли.
Специалисты подразделяют кукол на четыре группы по основным функциям: помощь в хозяйстве, защита от беды и недугов, очищение от плохой энергии в доме, замещение человека. Кукол в каждой функциональной группе очень много, мы рассмотрим только некоторых «представителей».
Самая первая кукла у ребенка была кукла – Пеленашка. Эта кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол девочек. С Пеленашкой можно было играть в «Дочки-матери», её можно было нянчить и воспитывать.
Кукла - Бессонница предназначалась для детей страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» Интересно, что голову куклы – Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травами.
Следующая кукла, заключающая в себе символ женской зрелости. Такую куклу делала мать или сама девушка, когда считалось, что она готова к замужеству. Куклу – Капустку делали красивой да нарядной. Девушка брала куклу с собой на посиделки или вывешивала ее за окно, зазывая сватов.
Кукла – Желанница была у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку или пуговку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни.» А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Кукла Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка распространена в северных районах и еще потому, что этот оберег ставился в северной части избы. Она защищала всю семью от ссор, бед и невзгод.
Традиционная тряпичная кукла не устаревает. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту.
Куклы, наделенные магией помощи.
Десятиручка (еще ее называют Многоручкой). Эта кукла была в помощь хозяйке и помогала ей справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.
Зерновушка (или Зернушка). Для того, чтобы в доме было сытно и богато, хозяйка дома делала куклу - Зернушку. В ее матерчатое тельце насыпали зерно после сбора урожая. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Куклу-Кубышку с копеечками в тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной аромат.
Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Также Капустка притягивала к дому самых завидных женихов.
Куклы День и Ночь – это связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Куклы, способные защищать.
Зольная кукла. Самые первые куклы делались из золы домашнего очага. Мешочек наполняли золой из очага и одевали бабушкой. Зольная кукла передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом: оберегала хозяйку, дом, очаг. При переезде на новое место эту куклу обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Сестры Трясовицы или тринадцать куколок-Лиходеек – это самый известный оберег. Их ровной связкой вешали на стену или устанавливали шеренгой на печной тубе. Куклы олицетворяли собой духов болезней в образе женщин с разными именами. Считалось, что, незваная болезнь вселится в куклу, а не в человека.
Кувадка – одна из самых простых куколок - оберегов. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от мамы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Вепсская кукла (Кормилка, Рванка). Еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Считалось, что кукла приносит в дом достаток.
Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод.
Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Куклы, обладающие очистительной силой
Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.
Купавка – это обрядовая кукла-однодневка с обязательными разноцветными ленточками на ручках-палочках. Ее делали перед началом купального сезона, на праздники Аграфены Купалицы и Ивана Купалы и сплавляли по воде. После ритуала всем позволялось плескаться и нырять в водоемах сколько душе угодно.
Куклы – веснянки (Мартинички)– нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.
Масленица – большущая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Кукушка – куколка, вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед Троицей – шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы быть в будущем хорошими матерями. Этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Кукушки также помогали избавиться от одиночества и тоски. Для этого девочки рассказывали куклам свои беды, а затем сжигали своих тряпичных подружек. Одновременно сгорали и все девичьи проблемы.
Русалка помогала вызвать дождь. Ее мастерили девушки во время засухи, затем укладывали в символический гроб, торжественно с песнями несли к реке и бросали в воду.
Куклы, которые должны заменить человека для добрых намерений.
Таких кукол мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали либо в красном углу избы, либо при себе.
Кукол-заместителей мастерили, когда кто-то покидал семью (например, если уходил в ратный поход муж или сын). А тряпочный образ человека оставался в родном доме. Причем, если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, то это считалось дурным предзнаменованием и для человека, семья начинала готовиться к худшему.
Вот такие были куклы. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколения. Куклы хранились в сундуках и дарились в день свадьбы.
3. Изготовление куклы Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Для изготовления куколки предпочтительней использовать традиционные цвета с особенной смысловой нагрузкой. Например, красный символизирует жизнь и плодородие; белый – чистоту, порядок.
Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, то две косы. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи, яркий платок на голову. Кукол мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, мха, бересты, полешек, щепок, обрезков ткани, из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое. В крестьянском доме ничего не пропадало, и каждый лоскуток шел в дело.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Не делали кукол в праздничные и выходные дни, а также ночью, и – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила. Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.
Самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета.
Заключение
Традиционная кукла играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек.
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.
Исследуя роль народной куклы в русских обрядовых традициях, я познакомилась с историей возникновения традиционной обрядовой куклы. Новыми для меня стали знания о многообразии кукол в русском быту и особенностях их изготовления. Я попросила маму помочь мне сшить первую куклу, а потом научилась работать сама.
Весь процесс создания куклы был для меня таким увлекательным и познавательным. Прикоснувшись к народному культурному опыту, я почувствовала необходимость сохранения наших самобытных и уникальных национальных традиций. Гражданам Российской Федерации нельзя забывать, что они – русский народ – великий и мудрый. А величие и мудрость народа в его корнях и традициях.
Литература
Забылин М. «Русский народ», М, 1992.
Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. –2008.- 15 ноября