Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 72»
Модель вертикали классов кадетской направленности
«Юный спасатель-пожарный»
Научно-методическая разработка
Разживина Мария Евгеньевна
преподаватель-организатор
основ безопасности жизнедеятельности
Ярославль 2020
Введение…………………………………………………………………………3
I. Назначение модели вертикали классов кадетской направленности………………………………………………………………… 7
II. Цели, задачи, субъекты и предмет деятельности…..………………………..9
III. Обеспечение функционирования модели
III.1 Условия реализации модели вертикали классов кадетской направленности ..............................................................................................11
III.2 Организация образовательного процесса в вертикали классов кадетской направленности ………………………………………………… ……………11
III.3Организационно-педагогическое и методическое обеспечение….................................................................................................13
III.4 Технологическое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности……………………………………………………..14
III.5 Техническое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности……………………………………………………………..…..15
IV. Результаты реализации вертикали классов кадетской направленности………………………………………………………………….16
V. Трансляция опыта организации вертикали классов кадетской направленности…………………………………………………………………..18
Заключение
Приложения…………………………………………………...…………………23
Приложение 1 «Положение о классе кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»
Приложение 2 «Правила внутреннего распорядка обучающихся в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»
Приложение 3 «Форма заявления родителей о приеме в класс кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»
Приложение 4 «Положение о проведении утренней поверки в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»
Приложени5 «Положение о правилах ношения кадетской формы»
Приложение 6 «Критерии присвоения очередного звания»
Введение
В условиях международной нестабильности, на фоне развязанной против России отдельными странами Запада политики санкций и информационной войны основополагающим условием жизнеспособности российской государственности является просвещение нации, развитие ее культуры и образования, профессиональная подготовка патриотически ориентированных служащих, улучшение качества управления страной и укрепление национальной безопасности Российской Федерации.
В достижении целей обеспечения высокого качества управления государством и его совершенствования приоритетом государственной политики является реализация комплекса мер по воспитанию граждан на идеалах служения Отечеству. Овладение передовыми научными знаниями и современными научно-техническими разработками позволит России выстоять в условиях международной конкурентной борьбы, отстоять свой государственный суверенитет и социально-экономическую независимость.
Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы выступают кадеты, уровень образования и высокие нравственные качества которых, воспитанные с детства, позволяют им профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.
Школа здесь рассматривается как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития кадет.
В Федеральном государственном стандарте общего основного образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей.
Поэтому школа является эффективным ресурсом для достижении целей, указанных в Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
В связи с этим, возникла потребность в определении модели вертикали классов кадетской направленности на базе общеобразовательной школы.
Анализ ресурсного обеспечения школы с учетом ее преимуществ показал, что ресурсной базы одного учреждения недостаточно для обеспечения жизнеспособности разрабатываемой модели. Учет возможностей внешней среды, привлечение ресурсов широкого социума создает условия для обеспечения непрерывности образования, усиления его практической направленности, для формирования определенных профессиональных компетенций обучающихся.
Создавая модель классов кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный» мы учитывали исторический опыт деятельности кадетских корпусов России, современную практику кадетского образования, традиции воспитательной системы школы, соответствие модели особенностям взросления обучающихся, возможность её воспроизведения в практике.
Работа по определению модели вертикали классов кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный» состояла из следующих этапов:
Первый этап: Оценка необходимости и возможностей создания класса кадетской направленности | |
Второй этап: Сбор и разработка нормативных документов для функционирования классов кадетской направленности | -
изучение имеющейся нормативной базы кадетского образования; -
разработка локальных актов, внесение изменений в имеющиеся нормативные документы школы. |
Третий этап: Разработка структуры модели и содержательное наполнение её элементов отражающих сущностные особенности кадетского образования | |
Четвертый этап: Проверка модели на жизнеспособность через организацию образовательного процесса в классах кадетской направленности | -
реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин; -
использование традиций воспитательной системы школы; -
организация дополнительного образования, внеурочной деятельности; -
привлечение ресурсов социальных партнеров |
Конструкция модели вертикали классов кадетской классов кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный» опирается на:
три базовых педагогических процесса:
Процесс развития обучающихся рассматривается как пронизывающий все базовые процессы.
Таким образом, разработанная нами модель вертикали классов кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный», это совокупность следующих элементов:
-
назначение модели вертикали классов кадетской направленности;
-
субъекты и предмет деятельности;
-
обеспечение функционирования модели:
-
условия реализации деятельности вертикали классов кадетской направленности;
-
организация образования в вертикали классов кадетской направленности и его содержания;
-
организационно-педагогическое и методическое обеспечение;
-
технологическое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности
-
техническое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности.
-
Назначение модели вертикали классов
кадетской направленности
Благородная идея кадетского движения, военная романтика мужественной профессии спасателя позволяют решать проблемы образования и развития личности, обладающей качествами самообладания, самодостаточности; повышения доступности кадетского образования.
При формировании модели вертикали классов кадетской направленности широко используется ресурсы и возможности социальных партнеров, заинтересованность родителей и профессионализм педагогов и специалистов учреждений дополнительного образования детей.
Такое взаимодействие обеспечивает:
для обучающихся и их родителей:
-
создание атмосферы для творческого развития участников образовательного процесса;
-
возможность самореализации и творческого развития обучающихся;
-
привлечение обучающихся к социально значимой деятельности;
-
раннюю эффективную социализацию через организацию внеурочных и внешкольных занятий с учетом интересов обучающихся;
-
возможность осознанного выбора своего будущего, связанного с будущим страны;
-
условия для формирования здорового образа жизни;
для школы:
-
развитие воспитательного потенциала школы;
-
качественный рост достижений обучающихся;
-
привлечение к работе с детьми специалистов, не имеющих педагогического образования с богатым профессиональным опытом;
-
предоставление образовательных услуг, соответствующих потребностям обучающихся и их родителей, социальному заказу;
-
сохранение контингента обучающихся и рост средней наполняемости классов;
-
увеличение доли родителей, проявляющих активную позицию в организации образовательного процесса
-
расширение возможностей материально-технической базы школы;
для муниципальной системы образования:
-
решение задачи по обеспечению обучающихся доступным качественным общим образованием;
-
повышение инвестиционную привлекательность сферы образования;
-
рациональное использование ресурсного потенциала учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, спорта и т.п.;
-
расширение спектра предоставляемых образовательных услуг.
-
Цели, задачи, субъекты и предмет деятельности
Цель создания модели вертикали классов кадетской направленности - содействовать созданию оптимальных организационно-педагогических условий для личностного роста обучающихся посредством формирования вертикали классов кадетской направленности.
Задачи:
-
Создать условия для самореализации обучающихся, их развития как социально – активной, духовно-нравственной и творческой личности через использование потенциала образовательного процесса классов кадетской направленности
-
Способствовать освоению обучающимися навыков общественно-полезной деятельности
-
Содействовать профессиональной ориентации и раннему определению способностей, склонностей и правильному их использованию
-
Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогических работников-субъектов проекта.
-
Обеспечить эффективное взаимодействие школы и социальных субъектов (семьи, учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, ведомств, общественных организаций и т.д.) в рамках реализации проекта
В перспективе данный проект будет иметь продолжение в организации городской стажерской площадки, позволяющей транслировать накопленный опыт в области обеспечения личностного роста обучающихся на примере использования образовательного потенциала классов кадетской направленности.
Модель вертикали классов кадетской направленности предполагает тесное взаимодействие всех участников (субъектов) образовательного процесса:
-
педагогов,
-
обучающихся,
-
родителей,
-
социальных партнеров,
а также:
-
координационного совета,
-
педагогического совета,
-
совета родительского актива,
-
органов ученического самоуправления Общественной думы во благо школе,
-
совета командиров классов кадетской направленности,
-
методического объединения классных руководителей,
-
творческих групп постоянного и сменного состава.
Предмет деятельности в рамках модели вертикали классов кадетской направленности: урочная и внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, профессиональная ориентация, как неотъемлемая часть образовательного процесса, ресурсное обеспечение образовательной деятельности.
-
Обеспечение функционирования модели
III.1 Условия реализации модели вертикали классов кадетской направленности
Создание модели вертикали классов кадетской направленности не может быть реализовано без определенных условий:
-
востребованность предлагаемой образовательной услуги;
-
открытость образовательного учреждения и готовность администрации и педагогического коллектива к взаимодействию с другими учреждениями;
-
учет в педагогической деятельности особенностей взросления обучающихся;
-
наличие интеллектуальных ресурсов;
-
материально – техническая и финансово – экономическая база;
-
нормативное обеспечение;
-
ресурсы организационного характера и кадрового обеспечения;
-
предотвращение возможных рисков, связанных с отсутствием взаимопонимания между социальными партнерами, невыполнением договорных обязательств, неравнозначными по уровню обучаемости составов классов, наличием сильной конкуренции в образовательном округе и т.д.
III.2 Организация образовательного процесса в вертикали классов кадетской направленности
Организация деятельности классов кадетской направленности основывается на представлениях о неразрывности и единстве процесса воспитания и образования и предполагает:
-
разработку нормативной базы
-
положение о классе кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» / Приложение 1/;
-
правила внутреннего распорядка для обучающихся в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» /Приложение 2/;
-
форма заявления родителей о приеме в класс кадетской направленности /Приложение 3/;
-
положение о проведении утренней поверки в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» /Приложение 4/;
-
положение о правилах ношения кадетской формы /Приложение 5/;
-
подбор кадров, решение вопросов тарификации;
-
решение вопросов стимулирования, мотивации педагогических работников;
-
разработку рабочих программ;
-
разработку учебных планов дополнительного образования 1-11 классов;
-
организация дополнительного образования кадет:
-
изучение основ этикета, истории кадетского движения, государственной символики, основ военной службы на познавательных часах во внеурочное время;
-
обязательные занятия: стрелковая, строевая, общефизическая, медико-психологическая подготовка, занятия по ГО и ЧС, аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
-
занятия по выбору: танцевальная, музыкальная подготовка, автодело, занятия таэквон-до, волейболом, баскетболом, лыжами, настольным теннисом, велоподготовка и т.д.;
-
расписание дополнительных занятий в ККН;
-
индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;
-
критерии присвоения очередного звания /Приложение 6/;
-
решение вопросов обеспечение формой;
-
решение вопросов организации двухразового питания кадет;
-
отработка элементов режима дня (утренняя поверка, прогулки с подвижными играми на самоподготовке, физкультминутки на уроках и т.д.)
-
обеспечение психолого-педагогического сопровождения (диагностика, мониторинговые исследования воспитательного процесса в классах кадетской направленности; психологическое сопровождение; разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся);
-
использование традиций школы;
-
решение вопросов, связанных с рекламой.
Организационный аспект образовательного процесса сочетает классно-урочную систему, классно-групповую систему, индивидуально-групповую систему занятий по выбору, систему самоподготовки обучающихся и консультационных занятий.
III.3 Организационно-педагогическое и методическое обеспечение
Важная роль в реализации модели вертикали классов кадетской направленности отведена организационно-педагогической и методической деятельности педагогического коллектива. Для обеспечения профессиональной мобильности, повышения профессионального мастерства педагогических работников в школе организовано:
-
вовлечение педагогических работников в работу творческих групп по изучению, обобщению имеющегося опыта организации деятельности классов кадетской направленности;
-
взаимодействие педагогов при разработке методических продуктов, необходимых для осуществления деятельности в классах кадетской направленности;
-
обучение и взаимообмен опытом работы на семинарах для классных руководителей классов кадетской направленности («Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности классного руководителя»; «Воспитание сознательной дисциплины у кадет на уроках и во внеурочное время»; «Организация ученического самоуправления в кадетском классе и кадетском братстве» «Технологии психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы» и т.д.);
-
групповые и индивидуальные консультации;
-
презентация опыта работы школы в рамках семинаров для руководителей и представителей школ кластерной группы и школ, имеющих классы кадетской направленности.
III.4 Технологическое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе классов кадетской направленности, должны удовлетворять следующим требованиям:
-
соответствовать целям, задачам, условиям реализации модели классов кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный»;
-
быть адекватными возрастным периодам и особенностям взросления обучающихся;
-
включать универсальные способы деятельности: творчества, исследования, проектирования, управления;
-
использовать преимущественно диалоговые формы общения;
-
развивать активную позицию обучающихся.
В учебном процессе используются следующие технологии: проектное обучение, модульное обучение, метод «кейсов», исследовательская деятельность, ИКТ.
Технологии воспитательного процесса: игровая деятельность, коллективная творческая деятельность, рефлексивное воспитание, технология деятельности молодежных объединений, технология комплексного (педагогического, психологического, социального, медицинского) сопровождения обучающихся, технология комплексной военизированной игры.
III.5 Техническое обеспечение образования в вертикали классов кадетской направленности
-
огражденная территория образовательного учреждения, на которой располагаются учебное здание, спортивная площадка, спортивные миниформы, площадка для занятий строевой подготовкой и построения, полоса препятствий, игровая площадка;
-
специализированный оборудованный кабинет (кабинет основ безопасности жизнедеятельности), оружейная комната, оборудованное место для организации стрельбы;
-
интерактивное оборудование кабинетов;
-
макет автомата Калашникова, общевойсковой защитный комплект, учебные противогазы, войсковой прибор химической разведки и т.п.;
-
спортивный и туристический инвентарь
Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель образования в классах кадетской направленности «Юный спасатель - пожарный». В образовательном процессе этих классов есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Предложенная модель вертикали классов кадетской направленности облегчает решение задачи воспитания гражданина-патриота в условиях локальности и ресурсного дефицита.
-
Результаты реализации вертикали классов кадетской направленности.
Результатами работы в организации вертикали классов кадетской направленности являются:
- увеличение контингента обучающихся:
Год | 2009-2010у.г. | 2019-2020 |
Количество ККН | 3 класса (75 кадет) | 14 классов (428 кадет) |
Количество обучающихся | 353 обучающихся | 802 обучающихся |
- создание условий для ранней профильной ориентации, углубления знаний о профессиях МЧС, по повышению престижа профессии «Спасатель», «Пожарный»:
-
занятия с кадетами проводят действующие спасатели, пожарные;
-
выездные экскурсии в музей пожарного дела, института пожарного дела в Иваново и т.д.
-
участие в специализированных соревнованиях для обучающихся классов «Юный спасатель-пожарный»
-
дружественные встречи кадетов с начальником главного управления МЧС России по Ярославской области О.А.Бочаровым
-продолжение обучающимися обучения в профильных Вузах МЧС и МВД
-Ежегодное участие в мероприятиях различного уровня:
-
Межрегиональный лагерь «Юный пожарный»
-
Парад Победы на Советской площади
-
Областной Фестиваль «Школа безопасности»
-
Выездной лагерь кадетское братство
-
Городской Смотр – конкурс несения Почетного наряда на Посту № 1
-
Военно-спортивная игра «Зарница»
-
Городской конкурс «Кадеты, вперед!»
-
Городской смотр-конкурс «Салют, Победа!»
-
Областной конкурс «Ярославский кадет-20..»
-
Муниципальный этап областного конкурса «Помни каждый гражданин: спасения номер 01»
-
Несение почетного караула у вечного огня памятника-монумента боевой и трудовой славы Ярославцев в годы ВОВ
-
Марш кадетов
-
Акция «Мы первые приходим на помощь
-Организация ежегодных традиционных школьных мероприятий:
-
День защиты детей
-
Школьный конкурс «Один за всех и все за одного»
-
Посвящение в кадеты
-
Торжественная церемония «Прощания с кадетским братством»
-
Несение почетного наряда у памятный доски война -интернационалиста Сергея Зарубина
-
Трансляция опыта организации вертикали классов кадетской направленности:
Уровень мероприятия | Название мероприятия | Дата мероприятия | Тема выступления, публикации |
РФ | Публикация Экология и культура: от прошлого к будущему. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 8-9 июня 2012, Ярославль-Борок, 2013, стр. 179 | 2013г. | «Социальные практики формирования культуры безопасности на уроках ОБЖ в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный». |
Межрегиональный | Публичное выступление на межрегиональной конференции «Обмен образовательными практиками» перед директорами и педагогам города Екатеринбурга. | 12.03.2019 | «Организация деятельности классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» в средней школе № 72» |
Региональный | Публичное выступление для директоров школ области (в рамках курсов УМЦ ГО ЧС) | 20.02.2012 05.03.2012 | Организация и основные принципы работы в ККН |
Региональный | Представление опыта работы школы для директоров области совместно с УМЦ | 04.02.2013 18.02.2013 | «Организация работы в классах кадетской направленности» |
Региональный | Публичное выступление в рамках курсов повышения квалификации Центр детского и юношеского туризма | 11.10.2019 | «Организация деятельности классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» в средней школе № 72» |
Региональный | Представление опыта работы школы для преподавателей – организаторов области совместно с УМЦ | 08.11.2019 | «Организация работы в классах кадетской направленности» |
Муниципальный | Публичное выступление на совещании ГУ МЧС России по Ярославской области | 22.11.2017 | «Организация деятельности классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» в средней школе № 72» |
Муниципальный | Съемка ГТРК Ярославия | 25.10.2011 | Военно-патриотическое воспитание в школе используя потенциал кадетского движения |
Муниципальный | Публичное выступление в рамках педагогического марафона 2012 «ФГОС и ФГТ. Практика и инновация» | 01.03.2012 | Интегрированная программа социализации школьников в рамках реализации проекта «Вертикаль» |
Муниципальный | Публичное выступление для директоров школ области ( в рамках курсов УМЦ ГО ЧС) | 29.01.2016 | Создание и основные принципы работы в ККН |
Муниципальный | Публичное выступление в рамках педагогического марафона 2018 | 29.03.2018 | Использование потенциала кадетского движения для воспитания гражданина-патриота |
Образовательной организации | Публичное выступление на дне открытых дверей | 21.04.2012 | Организация работы в классах кадетской направленности |
Инновационные площадки:
Год | Название проекта | Статус площадки |
2010-2011 | Вертикаль: формирование вертикали классов кадетской направленности «Юный спасатель – пожарный» с целью обеспечения оптимальных условий для личностного роста обучающихся | Муниципальная инновационная площадка |
2018-2019 2019-2020 | Повышение эффективности кадетского образования путем сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений | Муниципальный ресурсный центр |
Заключение
Делая вывод можно сказать, что данная методическая разработка достигла всех планируемых результатов и эффектов. Привлечение ресурсов широкого социума, также создание вертикали ККН при реализации проекта позволило создать условия для непрерывности образования, усиления его практической направленности, для формирования определенных профессиональных компетенций обучающихся.
27