Тема: «Системно-деятельностный подход обучения
на уроках русского языка»
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо
Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, основной результат которого – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Перед учителем в условиях их внедрения стоит непростая педагогическая задача - создание и организация условий, активизирующих учебно-познавательную деятельность школьников.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода, что позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность, развить интерес учеников к предмету и обеспечить результативность обучения.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен координировать работу детей, направлять их на самостоятельный поиск информации, проведение анализа полученной информации, нахождение путей решения проблемы урока.
Ведущими задачами школьного обучения стало не просто вооружить школьника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к саморазвитию. Организация образовательного процесса должна быть нацелена на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, успешному овладению умения учиться в творческом режиме, приобретать практический опыт через разные виды деятельности.
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка направлен на:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
деятельности;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
выработку умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме «дебатов», «мозгового штурма», с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.
На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.
Так, после изучения темы «-К- и -СК- в суффиксах прилагательных» в тетрадях появляется запись:
1.Вижу и выделяю слово на изучаемую орфограмму.
2. Определяю разряд прилагательного.
3. Если качественное (имеет краткую форму), пишу -К-.
4. Если относительное, смотрю, на какую букву заканчивается основа.
5. Если на К, Ц, Ч, пишу -К-.
6. Если на другие буквы, пишу -СК-.
7. При этом помню, что в относительных прилагательных основа существительных полностью сохраняется (француз + ск + ий).
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы эффективно использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Так, на уроке по теме: «Имя числительное» детям было предложено выразить тему урока уже известным им жанром – синквейн.
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Порядковое, числительное
Пишется, читается, изменяется.
С интересом нами изучается.
Нравится.
Для формирования деятельностных способностей на уроках русского языка учителю необходимо постоянно направлять обучающегося на выполнение различных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Основной единицей обучения русскому языку является текст. Разнообразные виды деятельности с текстом, система умственных операций позволяет развить метапредметные умения детей:
осуществлять пересказ, редактирование текста;
проведение анализа текстов разных стилей и жанров;
объяснение структуры и содержания текста;
проведение наблюдения над языковыми особенностями;
самостоятельное создание собственных речевых высказываний (по картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений).
Эта система операций переносится на все тексты, предлагаемые обучающимся в школьной программе. На любом уровне изучения языка и его единиц, в теории и при выполнении практических упражнений ученик наблюдает прочные связи, усваивает действия для освоения значения, формы и функционирования языковых единиц всех уровней и учится грамотно употреблять их в своей речи.
Согласно требованиям стандарта речемыслительная деятельность обучающихся должна быть приближена к реальным жизненным условиям. Это возможно благодаря использованию на уроке информационно-коммуникационных технологий, разнообразного широкого фона наглядности в мультимедийных презентациях (рисунка, фотографии, репродукции картины, фотоколлажа). Использование наглядных образов позволяет развивать коммуникативные умения, грамотно высказывать свои мысли, сопоставлять явления действительности, используя различные языковые единицы, обогащать словарный запас, зрительно представлять тот или иной предмет, соотносить его с тематической группой слов. На основе подборки зрительного ряда учащиеся в процессе постижения явлений действительности приходят к лингвистическим выводам (сравнение, тематическая группа слов и т.д.). Работа со зрительными рядами реализует не только предметные и метапредметные, но и личностные цели: воспитывает вкус, обучающиеся учатся видеть прекрасное в окружающей жизни, а также побуждает к творчеству: обучающиеся сами или совместно с учителем создают банк цифровых фотографий, презентаций, текстов, которые используются на уроках и в домашних заданиях.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих ученику гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов.
Большая часть работы с лингвистическим материалом на уроке связана с осмыслением теоретических сведений. Подборка заданий должна нести развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, сделать выводы, а также смоделировать, преобразовать систему объекта – создать план, таблицу, схему. Создание на уроке таблиц, схем, образов является опорой для учебных действий обучающихся по изучаемой теме в достижении предметных и метапредметных результатов.
Учитель направляет ученика на нужное действие, помогает структурировать теоретический материал, найти правильные ответы на поставленные вопросы. Работа с деформированными схемами, таблицами рождает коммуникативную среду, целую палитру общеучебных умений - учит способам деятельности: читать, выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать таблицу, иллюстрировать правило примерами, составлять лингвистическое высказывание.
На этапе самопроверки обучающиеся приобретают умение на основе таблицы строить устное высказывание на лингвистическую тему. Все методические приёмы окажутся эффективными, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. Работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Основа технологии системно-деятельностного подхода - не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, это рождает мотивацию поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Обновление содержания школьного образования, связанное с введением ФГОС, требуют интенсивного поиска новых путей и технологий, способных обеспечить не только результативность обучения, но и желание школьников учиться, развитие потребности в освоении нового. Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями:
проблемно – диалогическая технология;
игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры);
технология критического мышления;
технология исследовательской и проектной деятельности
оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
Учитель через использование различных эффективных педагогических технологий обеспечивает мотивированное включение школьников в учебно-познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания знаний» учениками.
В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Достичь определённых результатов в изучении русского языка возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия.
Литература:
1. Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград:
Учитель, 2008 .
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.