СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция "Сказка -мост между прошлым и будущим"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа «Сказка – мост между прошлым и будущим…» является одним из видов проектной деятельности младших школьников.  Данная работа представляет  опыт элементарного исследования младшими школьниками проблемы чтения сказок.

В работе раскрывается идея применения метода сравнительного анализа особенностей русских народных сказок и литературных  (авторских) сказок 21 века, приёмы  поиска информации по теме в разных источниках, когда ученики овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями, материалами из сети-Интернет.

В работе делается акцент на изучение  детьми воспитательных характеристик сказок, обозначаются ключевые моменты в сходствах и отличиях русской народной и литературной (авторской) сказок.

Исследование затрагивает и самих учащихся, их представления и отношение к самой сказке, формам представления и значимости в их жизни.

Результатом работы над проектно-исследовательской работой  является расширение кругозора, читательских умений младших школьников в области литературного чтения, поддержка и воспитание их культурной жизненной позиции.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция "Сказка -мост между прошлым и будущим"»

«Сказка-мост между прошлым и будущим » Проектно-исследовательская работа  Секция «Абсолют самопознания» Выполнил: Татарчук Ярослав ученик 3 класса Дубининской НОШ филиала МБОУ Родниковской СОШ

«Сказка-мост между прошлым и будущим »

Проектно-исследовательская работа

Секция «Абсолют самопознания»

Выполнил: Татарчук Ярослав

ученик 3 класса

Дубининской НОШ

филиала МБОУ Родниковской СОШ

Актуальность проекта  Многие из ребят не смотрят и не читают сказки, а некоторые ребята даже названий самых популярных сказок не слышали.  Говорят, что «эти сказки – старьё», в них нет монстров, интересных загадочных существ, а все события и названия героев скучные: и дед с бабкой, и Баба-Яга, Леший или Кощей.  А ещё ребята сказали, что многие сказки им не понятны и, что старые сказки далек и  от жизни и их надо очень долго читать.  Ребята бы почитали или посмотрели сказки, но другие. И, по их мнению, прикольней играть в телефонные и компьютерные игры, где не надо много читать и думать.  Что будет, если дети вообще не будут читать сказки? Я, думаю, когда они станут взрослыми людьми, им сложно будет дост у пно и понятно передать детям свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок.

Актуальность проекта

Многие из ребят не смотрят и не читают сказки, а некоторые ребята даже названий самых популярных сказок не слышали.

Говорят, что «эти сказки – старьё», в них нет монстров, интересных загадочных существ, а все события и названия героев скучные: и дед с бабкой, и Баба-Яга, Леший или Кощей.

А ещё ребята сказали, что многие сказки им не понятны и, что старые сказки далек и от жизни и их надо очень долго читать.

Ребята бы почитали или посмотрели сказки, но другие. И, по их мнению, прикольней играть в телефонные и компьютерные игры, где не надо много читать и думать.

Что будет, если дети вообще не будут читать сказки? Я, думаю, когда они станут взрослыми людьми, им сложно будет дост у пно и понятно передать детям свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок.

Постановка проблемы Какие же сказки нужны современным школьникам?  По словам эксперта (детской писательницы нашего времени) Екатерины Матюшкиной: -сказки нужны простые, для «быстрого» восприятия (так считают и школьники нашей школы); -сказка запомнится, если действия в ней будут происходить в понятном мире; -сложным образам в сказке делать нечего. Ребята должны больше знать о сказках нашего времени, читать как можно больше и чаще, уметь общаться по этой теме.

Постановка проблемы

Какие же сказки нужны современным школьникам?

По словам эксперта (детской писательницы нашего времени) Екатерины Матюшкиной:

-сказки нужны простые, для «быстрого» восприятия (так считают и школьники нашей школы);

-сказка запомнится, если действия в ней будут происходить в понятном мире;

-сложным образам в сказке делать нечего.

Ребята должны больше знать о сказках нашего времени, читать как можно больше и чаще, уметь общаться по этой теме.

Цель исследования Определение способов привлечения школьников к чтению через установление поучительного характера русских народных сказок и литературных сказок 21 века

Цель исследования

Определение способов привлечения школьников к чтению через установление поучительного характера русских народных сказок и литературных сказок 21 века

Задачи исследования подобрать сказки для чтения; прочитать (послушать, посмотреть) русские народные сказки и литературные (авторские) сказки 21 века и выделить их особенности, поучительный характер; соотнести поучительный характер русских народных сказок и литературных сказок 21 века; научиться проводить исследование и делать выводы; расшИрить кругозор школьников, через привлечение их к чтению и обсуждению сказок.

Задачи исследования

  • подобрать сказки для чтения;
  • прочитать (послушать, посмотреть) русские народные сказки и литературные (авторские) сказки 21 века и выделить их особенности, поучительный характер;
  • соотнести поучительный характер русских народных сказок и литературных сказок 21 века;
  • научиться проводить исследование и делать выводы;
  • расшИрить кругозор школьников, через привлечение их к чтению и обсуждению сказок.
Предположения 1 . Со временем меняется всё. Меняются люди, ценности жизни, но сказка остаётся неизменной - сказочной, волшебной. Она независимо от времени направляет нас на путь добра, воспитывает в нас лучшие человеческие качества. 2 . Сказка также популярна среди детей, её любят и ждут, чтобы почитать, послушать, посмотреть.

Предположения

1 . Со временем меняется всё. Меняются люди, ценности жизни, но сказка остаётся неизменной - сказочной, волшебной. Она независимо от времени направляет нас на путь добра, воспитывает в нас лучшие человеческие качества.

2 . Сказка также популярна среди детей, её любят и ждут, чтобы почитать, послушать, посмотреть.

Методы исследования: -поиск сказок, изучение сказок для исследования; - анкетирование (входящее и итоговое); - оценка результатов. Практическая значимость : у детей расширятся знания о сказках 21 века, ребята смогут использовать эти знания для общения и для жизни. Пер-спек-ти-вы исследования: м ы будем искать новые способы для привлечения детей к чтению сказок.

Методы исследования:

-поиск сказок, изучение сказок для исследования;

- анкетирование (входящее и итоговое);

- оценка результатов.

Практическая значимость : у детей расширятся знания о сказках 21 века, ребята смогут использовать эти знания для общения и для жизни.

Пер-спек-ти-вы исследования: м ы будем искать новые способы для привлечения детей к чтению сказок.

Что такое сказка? Сказка – повествовательное произведение народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных сил (из толкового словаря Дмитрия Николаевича Ушакова)

Что такое сказка?

  • Сказка – повествовательное произведение народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных сил (из толкового словаря Дмитрия Николаевича Ушакова)
Сравнительный анализ особенностей  русской народной и литературной (авторской) сказок Русская народная сказка  Литературная (авторская) сказка 1. Автора нет 1.Всегда есть автор 2. Складывалась на основе легенд и мифов древних славян 2 . Возникла в 18 веке (братья Якоб и Вильгельм Гримм, Эрнст Гофман, Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Валентин Петрович Катаев, Андрей Платонович Платонов, Корней Иванович Чуковский) 3. Уникальна по национальности. Каждый регион России имеет свои сказочные образы, сюжеты и символику 3. Уникальна не по национальности, а по стилю и языку автора 4. Имеет свою структуру и правила (присказку, зачин, основную часть, окончание) 4. Более сложная структура (более сложный сюжет, неожиданные повороты событий) 5. Различается по группам: волшебные, про животных, бытовые 5. Смешиваются все группы сказок в одной 6. Содержит главную мысль - победа добра над злом, есть поученье 6. Автор может обращаться к актуальным проблемам (более реалистична и раскрывает проблемы), содержит глубокий смысл и поученье

Сравнительный анализ особенностей русской народной и литературной (авторской) сказок

Русская народная сказка

Литературная (авторская) сказка

1. Автора нет

1.Всегда есть автор

2. Складывалась на основе легенд и мифов древних славян

2 . Возникла в 18 веке (братья Якоб и Вильгельм Гримм, Эрнст Гофман, Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Валентин Петрович Катаев, Андрей Платонович Платонов, Корней Иванович Чуковский)

3. Уникальна по национальности. Каждый регион России имеет свои сказочные образы, сюжеты и символику

3. Уникальна не по национальности, а по стилю и языку автора

4. Имеет свою структуру и правила (присказку, зачин, основную часть, окончание)

4. Более сложная структура (более сложный сюжет, неожиданные повороты событий)

5. Различается по группам: волшебные, про животных, бытовые

5. Смешиваются все группы сказок в одной

6. Содержит главную мысль - победа добра над злом, есть поученье

6. Автор может обращаться к актуальным проблемам (более реалистична и раскрывает проблемы), содержит глубокий смысл и поученье

Проведение исследования Входящее анкетирование . В анкетировании приняло участие 11 учащихся начальной школы. Были полУчены следующие результаты: 1. Не все дети любят сказки. 7 школьников из 11 предпочли им компьютерные игры и видео-блоги. 2. Волшебные сказки любят 5 учеников, сказки о животных- 4, бытовые- 2. 3. Почти все дети - 10 человек считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, быть добрым всегда лучше. 4. Все дети отметили, что сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными, храбрыми. 5. Никто из ребят (11 человек) не читал авторские сказки 21 века.

Проведение исследования

Входящее анкетирование . В анкетировании приняло участие 11 учащихся начальной школы. Были полУчены следующие результаты:

1. Не все дети любят сказки. 7 школьников из 11 предпочли им компьютерные игры и видео-блоги.

2. Волшебные сказки любят 5 учеников, сказки о животных- 4, бытовые- 2.

3. Почти все дети - 10 человек считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, быть добрым всегда лучше.

4. Все дети отметили, что сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными, храбрыми.

5. Никто из ребят (11 человек) не читал авторские сказки 21 века.

Результаты входящего анкетирования

Результаты входящего анкетирования

Материал для исследования: Русские народные сказки Литературные сказки 21 века «Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Кот, Петух и Лиса», «Крошечка –Хаврошечка», «Каша из топора», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Сказка о Мельничке» Светланы Капустиной;  «Белая мечта» Евгения Крымова; «Мирабэль или Золотая иголочка и волшебная ниточка» Игоря Наконечного; «Сказка об умном барашке» Яны Сипаткиной

Материал для исследования:

Русские народные сказки

Литературные сказки 21 века

«Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Кот, Петух и Лиса», «Крошечка –Хаврошечка», «Каша из топора», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Сказка о Мельничке» Светланы Капустиной;

«Белая мечта» Евгения Крымова;

«Мирабэль или Золотая иголочка и волшебная ниточка» Игоря Наконечного;

«Сказка об умном барашке» Яны Сипаткиной

Чтобы привлечь ребят к теме исследования мы провели работу: -читали и отвечали на вопросы; -слушали аудиозаписи сказок; -смотрели мультфильмы по мотивам русских народных сказок и сюжетные картинки по литературным сказкам 21 века.

Чтобы привлечь ребят к теме исследования мы провели работу:

-читали и отвечали на вопросы;

-слушали аудиозаписи сказок;

-смотрели мультфильмы по мотивам русских народных сказок и сюжетные картинки по литературным сказкам 21 века.

Практическая часть : Подтверждаем ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ 1 - независимо от времени сказка направляет нас на путь добра, воспитывает в нас лучшие человеческие качества.

Поучительные моменты р.н.с.

Поучительные моменты литературных сказок 21 века

Сказка «Лиса и Тетерев» учит отличать ложь от правды, всегда быть осторожным

«Сказка о Мельничке» Светланы Капустиной призывает к совести, высмеивает зависть, скупость

Сказка«Лиса и Журавль» учит дружить, думать о друге, а не только о себе

В сказке Евгения Крымова «Белая мечта» есть поучение человеческому состраданию

Сказка «Кот, Петух и Лиса» учит не быть глупым, не попадаться на хитрости лисы

Игорь Наконечный в сказке «Мирабэль или Золотая иголочка и волшебная ниточка» говорит о человеческой заботе, доброте, щедрости и любви ко всему живому

Сказка «Крошечка –Хаврошечка» учит взаимопомощи, доброте, помогает завести надёжных друзей

Яна Сипаткина в «Сказке об умном барашке» учит бороться с гордостью, добиваться своей цели

Сказка«Каша из топора» учит смекалке, высмеивает скупость человека

Сказка«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей

Предположение 1 подтвердилось.  Мы сделали выводы С течением времени сказка также несёт в себе поучение. Значение сказок 21 века заключается в том, что они показывают, какие ценности жизни являются важными. Как русские народные сказки, так и литературные (авторские) сказки 21 века помогают создавать правильное мировоззрение у детей. Правильное мировоззрение является важным в воспитании и передаёт всё хорошее, что есть в жизни у человека.

Предположение 1 подтвердилось. Мы сделали выводы

  • С течением времени сказка также несёт в себе поучение. Значение сказок 21 века заключается в том, что они показывают, какие ценности жизни являются важными.
  • Как русские народные сказки, так и литературные (авторские) сказки 21 века помогают создавать правильное мировоззрение у детей.
  • Правильное мировоззрение является важным в воспитании и передаёт всё хорошее, что есть в жизни у человека.
Мы подтвердили второе предположение,  когда провели итоговое анкетирование 1. На вопрос: любишь ли ты читать сказки, 9 ребят ответили «да», 2 ученика по–прежнему предпочли им компьютерные игры и видео-блоги. 2. Волшебные сказки теперь нравятся 8 ученикам, сказки о животных- 3, бытовые - никому. 3. Все дети считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, быть добрым всегда лучше. 4. Все дети сказали, что сказки учат нас быть добрыми, дружными и заботливыми, справедливыми и честными. 5. Всем ребятам понравились современные сказки 21века.

Мы подтвердили второе предположение, когда провели итоговое анкетирование

1. На вопрос: любишь ли ты читать сказки, 9 ребят ответили «да», 2 ученика по–прежнему предпочли им компьютерные игры и видео-блоги.

2. Волшебные сказки теперь нравятся 8 ученикам, сказки о животных- 3, бытовые - никому.

3. Все дети считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, быть добрым всегда лучше.

4. Все дети сказали, что сказки учат нас быть добрыми, дружными и заботливыми, справедливыми и честными.

5. Всем ребятам понравились современные сказки 21века.

Результаты итогового анкетирования

Результаты итогового анкетирования

Выводы по проекту Все ребята увлеклись процессом изучения сказок, общением по этой теме. Два ученика также предпочли чтению сказок компьютерные игры, но всё равно они приняли участие в обсуждении содержаний сказок. Без привлечения внимания к сказкам, общей работы, ребята не включились бы в обсуждение, им было бы неинтересно. Увлечение работой над сказками привело к хорошему результату. Дети были привлечены к чтению и дискуссии.

Выводы по проекту

  • Все ребята увлеклись процессом изучения сказок, общением по этой теме. Два ученика также предпочли чтению сказок компьютерные игры, но всё равно они приняли участие в обсуждении содержаний сказок.
  • Без привлечения внимания к сказкам, общей работы, ребята не включились бы в обсуждение, им было бы неинтересно.
  • Увлечение работой над сказками привело к хорошему результату. Дети были привлечены к чтению и дискуссии.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!