СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая работа. Секция "Человек в истории и культуре"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Солдат необъявленной войны

 Данная работа посвящена  страницам  биографии Баранова Сергея Юрьевича - участника Афганской войны.  В ней описывается краткая история Афганской войны и воспоминания участника боевых действий.

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая работа. Секция "Человек в истории и культуре"»

Научно-практическая конференция



Секция «Человек в истории и культуре»



Солдат необъявленной войны

( Страницы биографии Баранова Сергея Юрьевича - участника Афганской войны)



Александрова Ольга Александровна, МБОУ «Михайловская ООШ»

Научный руководитель:

Правилова Людмила Васильевна



Введение

Ребят, которые воевали в Афганистане, называют воевавшими детьми не воевавших отцов. Призываясь в армию, мальчишки 80-х не могли знать, что их ждёт впереди и что предстоит им пережить . Не знали этого и их родители. Сегодня, оглядываясь в прошлое, мы восхищаемся стойкостью и мужеством наших современников.

Целью моей работы было: 1. Собрать материал об участнике Афганской войны и оформить воспоминания солдата в виде мультимедийной презентации, сохранив воспоминания Баранова Сергея Юрьевича об этом времен.

Задачи: 1. Изучить материалы истории Афганской войны.

  1. Познакомиться с участником боевых действий Афганской войны Барановым Сергеем Юрьевичем и изучить его биографию.

  2. Взять интервью и оформить воспоминания солдата в виде мультимедийной презентации

  3. Провести опрос учеников, выяснить их отношение к службе в армии.

Новизна работы: данное исследование дает возможность увидеть афганскую войну 1979 – 1989 глазами участника тех событий и показать нынешнему поколению.

Практическая значимость: пополнить знания об истории своей страны на основе биографии Баранова С. Ю. , оформить презентацию, чтобы впоследствии передать её музею Цивильской СОШ № 1.

Исследование имеет большое воспитательное значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для активного формирования чувства патриотизма и любви к Родине, для возвращения моральных ценностей молодежи, для формирования уважения к старшему поколению.



Немного истории. В 1979 году Афганское правительство обращалось к правительству СССР с просьбой оказать помощь в поддержании мира и спокойствия в северных провинциях. К этому времени участились переходы границы, попытки обстрелов пограничных застав, захвата мирных жителей. И уже в марте 1982 года первые группы погранвойск базировались в узловых точках в северных провинциях Афганистана. Пограничники в Афганистане никогда не носили отличительных знаков своего рода войск и об их присутствии нигде не оговаривалось. Наградные листы приходили с указанием «Без огласки в печати». Это была политически тонкая акция . Люди воевали, погибали, но их там как будто не было. 514 пограничников погибло на этой войне. Но ни один пограничник не сдался в плен, ни один не остался лежать на той стороне, ни один не уволился в запас осенью 1988г, пока не вывели войска, пример тому наш земляк Баранов Сергей Юрьевич, служивший с декабря 1980 г. по февраль 1983 г. Это время второго этапа афганской боевой деятельности . Самое трудное и опасное время войны . Время ведения активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Водоворот времени подхватил солдат и бросил их по течению, не подготовленных к смерти и не знавших жизни.

За 10-летнюю афганскую войну, удостоены звания Герой СССР : КГБ -6 человек, пограничников – 7человек.

Вспоминать о службе тяжело! Сжимается сердце и становится больно!

К счастью, сегодня живут и трудятся участники, герои боевых действий Афганской войны. Мы имеем возможность услышать из их уст правдивые воспоминания о войне. Одним из участников Афганской войны является Баранов Сергей Юрьевич, уроженец г. Цивильска.

Родился Сергей в 1962 году, 13 января. В 1979 году закончил школу , получил специальность токаря на ремонтно-технической станции сельскохозяйственной техники и в октябре 1980 года отсюда был призван в ряды вооружённых сил.



Из воспоминаний Сергея Юрьевича :

- Мы выехали из Канаша ночью. Ехали до места назначения очень долго – 7 дней. Куда нас везут, никто не знал. На наши вопросы никто не отвечал. Привезли в часть поздно ночью. Было темно, ничего не видно, только какие-то высокие ели с большими шишками бросались в глаза. Подумалось : «Мы в Сибири». Только когда я услышал рёв вертолётов и отдалённые взрывы, понял, что рядом Афган… Так я попал в Узбекистан на границу с Афганистаном в Краснознамённый Среднеазиатский Пограничный Округ, на Резервную заставу 81-го термезского пограничного отряда г. Термез. Военная часть 2099. Здесь я прошёл курсы молодого бойца. Научился метко стрелять, управлять разными боевыми машинами и остался до конца службы. Попал я в пограничный сборно-боевой отряд. На границе мы не носили погон и других знаков отличия. Заходя в Афганистан, документы и другие вещи, которые могли бы указать на принадлежность военнослужащих к пограничным войскам, оставались на территории Союза в погранотрядах. Всё было совершенно секретно.

С обострением обстановки на границе и началом Афганской войны, пограничная застава стала выполнять свои обязанности по прямому назначению. Пришлось воевать так называемыми Сборными Боевыми Отрядами. * - СБО (1980 – 82гг). – это временное подразделение, собиравшееся со всех подразделений отряда для проведения конкретных боевых операций. Численность СБО колебалась в зависимости от поставленной задачи, обычно от 100 до 150 человек. БТР - с резервной заставы, а десант - с линейных застав и др. подразделений отряда. Постоянной штатной структуры СБО не имел. В рейды ходили каждый раз разные люди. Иногда СБО задействовали для других целей (охрана пунктов постоянной дислокации мангрупп в период проведения ими операций , сопровождение гуманитарных грузов и грузов с оружием).

Самые теплые воспоминания хранит Сергей о своём командире сборного отряда Маслакове Николае Николаевиче

«Майор Николай Николаевич Маслаков (между собой мы называли его просто – дядя Коля) командовал нашим СБО, водил в Афган на боевые операции. Очередной раз мы пересекали границу в сентябре 1982 г. Николай Николаевич был начальником нашей колонны, вразумлял нас, желторотых ребят, воротиться с операции домой живыми. Запомнился он мне. К солдатам и молодым офицерам относился как отец, как старший товарищ. За каждого переживал душой, следил, чтобы каждый солдат имел сухой паёк и воду. Вода всегда была в дефиците. Порой в заброшенных кишлаках колодцы были отравлены. Это был удивительный человек. Он учил нас выживать в самых трудных ситуациях. Сам вместе с нами мог ползти по асфальту на кулаках, стрелял одной рукой из автомата. О нём ходили легенды. Это был настоящий вояка, Беззаветно преданный делу охраны госграницы. Офицер, у которого мы многому научились, с него мы брали пример. Для майора Маслакова высказывание "честь имею " не просто слова, а его личная судьба... Помню: ранним утром собралась наша колонна с грузом на Афган. Подошёл к нам "дядя Коля" в полной боевой готовности, с рюкзаком. Внимательно осмотрел каждую машину. Тут кто-то из офицеров спрашивает его: "Вы куда, Николай Николаевич? Вас же уже в запас уволили, вчера торжественные проводы были"... А он отвечает: "А кто поведёт теперь этих мальчишек в бой? Такое не забудется никогда!

Казалось, он один мог справиться со всеми моджахедами . Никогда никого он не оставлял без поддержки. Скажу честно: таких людей мало.»









Вопрос: Приходилось ли участвовать в боях? Стрелять?

Да, конечно, война без этого не бывает. Война – ужасное слово. Оно ассоциируется с ужасом, разрушением, гибелью всего живого. Ещё тяжелее воевать на чужой земле и защищать чужой народ. Мы, молодые пацаны , тогда до конца и понять не могли на чьей стороне правда.

Война - не романтика. Война – это адский труд, нервы, недосыпания, недоедания, грязь и вши.

Было ли страшно на войне? Нельзя сказать, что страха не испытывали. Но молодость сама по себе бесшабашна. Сначала всё казалось игрой, пока не появились первые потери, раненые. Позже начинаешь понимать, что о тебе беспокоятся родные. Чувство товарищества, взаимопомощи очень помогает на войне. Только теперь начинаешь осознавать, кто тебе настоящий друг и как страшно его потерять в артиллерийско-ружейном обстреле, вот тогда душа уходит в пятки и очень хочется домой, и зовёшь мамочку на помощь, как в детстве.



Вопрос: Что для вас Афганистан? Считаете ли вы себя и своих друзей героями?

Кто же такие мои друзья-однополчане: герои или обыкновенные защитники Родины? А я себя героем не считаю. Если я не считаю себя героем, то навряд ли и мои друзья считают себя героями. По доброй воле мы на войну не поехали. Мы способ ведения боевых действий не выбирали, операции не разрабатывали, выполняли чужие приказы, чужую волю.. Солдаты войну не выбирают и приказы не обсуждают. Все мои друзья старались оставаться людьми рядом со смертью, быть другом, вызывать огонь на себя, нести раненого километры на руках, разделить глоток воды, не прятаться за чужую спину. Мы просто выполняли свой интернациональный долг.



Вопрос : Какие чувства испытывали, когда вернулись домой?

Конечно, дома ждали родители, брат, родственники, друзья. Собралось много народа и почему-то женщины плакали. Мама просто не отходила от меня... Тут всё казалось другим. И тишина казалось другой. И люди тоже казались другими. Конечно, я был рад, что снова оказался дома.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Баранов Сергей Юрьевич награжден медалями и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР. (см. приложение 1 )

В настоящее время Сергей Юрьевич заботливый муж, счастливый отец и недавно стал дедушкой. Сергей и Маргарита Барановы вырастили двух замечательных сыновей – Михаила и Сергея. Оба сына учились в 1-ой школе города Цивильска, потом получили высшее образование. В данный момент Сергей работает в Цивильском ФГУ ДЭП-1

Вывод

Считаю, что цель, которую я поставила перед собой, мне удалось достигнуть, и задачи свои я выполнила.

В ходе исследования данной темы, я изучила материалы учебных пособий, статьи журналов, информацию на сайтах глобальной сети Интернет. Для проведения исследования я использовала стандартные методы: изучение научно- популярной литературы, , опрос, интервью, работа с семейными архивами.

- Мне удалось познакомиться с участником боевых действий в Афганистане и собрать материал о воспоминаниях Баранова С.Ю., оформить презентацию. Собранная мной информация передана в музей Цивильской СОШ №1

- Опрос ребят показал, что они настроены на службу в армии и даже мечтают попасть в те или иные войска. Имеют какое-то своё представление о службе и готовы к армейским трудностям. (См приложение 2, 3)



Заключение

Какой же урок из истории Афганской войны должны вынести современное поколение россиян? Уверена в том, что главным уроком изучения любой войны, тем более кровопролитной и неоправданной, должно стать то, что войны быть вообще не должно. Что в мире есть много других средств, способных решить те или иные противоречия.

Афганская война навсегда останется в памяти нашего народа. Любой из нас может по-разному оценивать присутствие советских войск в Афганистане, но я не сомневаюсь в том, что солдаты и офицеры на этой войне выполнили свой высокий долг с честью. И никто не может отказать им в мужестве и героизме.





В работе использовано

Диалог с воином - интернационалистом Барановым С.Ю.

Домашний архив Баранова С.Ю.

Армейский фотоальбом Баранова С.Ю.

Интернет - Форум «КСАПО 81-ый Термезский погранотряд, в/ч 2099 »































Приложение1



Награды рядового Баранова Сергея Юрьевича



За выполнение боевых задач Баранов С. награжден Грамотой и медалью «За мужество и воинскою доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан»

Удостоверение к награде Медаль от благодарного Афганского народа



Юбилейная медаль «70 лет вооружённых сил СССР»





Приложение 2

Задание респондентам

Анкета

1. Должны ли юноши служить в армии?

«Да» - 100% - 22 человека



2. В каких войсках вы хотели бы служить?

Мотострелковые войска (танковые) - 3 человека

Пограничные войска - 6 человек

Воздушно-Десантные Войска - 8 человек

Ракетные Войска Стратегического Назначения - 3 человека

Военно-Морской Флот - 2 человека



3. Как вы думаете, что даёт армия ? Чему учит? (свободный ответ)

- дисциплине учит армия - 11 человек

-Учит выживать в экстремальных условиях, учит терпению – 3 человека

- Она просто дает понять, что детство уже кончилось и начинается взрослая жизнь, в которой есть не только права, но и обязанности. - 2 человека

- Самостоятельность и уверенность в себе - 4 человека

- Учит рано вставать, быстро одеваться и аккуратно заправлять кровать. - 2 человека



4. Какие художественные фильмы про Афганистан вы можете назвать?

Были названы:

«9 рота» — фильм Фёдора Бондарчука о войне в Афганистане, снятый в России (2005 г.) -13 человек

«Мусульманин» — фильм Владимира Хотиненко о советском солдате, вернувшемся домой после 7 лет в плену у моджахедов (1995 г.) - 2 человека

Не вспомнили фильмы – 5 человек





Приложение 3

Опрос прошли 22 человека

Вопрос 1. Должны ли юноши служить в армии?

Да – 22 чел ; Так не считаю – 0 человека

Вопрос: 2. В каких войсках вы хотели бы служить?









Вопрос 3 Как вы думаете, что даёт армия? Чему учит? (свободный ответ)









Вопрос 4 Какие художественные фильмы про Афганистан вы можете назвать?

«9 рота»- 13 человек ; «Мусульманин» - 2 человека; «Не знаю» - 7 человек







Приложение 4

Мои личные впечатления

о встрече с воином-интернационалистом

Барановым Сергеем Юрьевичем



Скажу честно, что вызвать дядю Серёжу на разговор нам удалось не сразу. Он каждый раз находил повод, чтобы с нами не встречаться. Говорить с нами он просто не желал. Звонили мы ему каждый день и под любым предлогом он в разговоре нам отказывал. На это у нас ушло 5 дней. Тогда мы решили действовать более напористо, и нашли номер телефона его жены - Маргариты. Она посодействовала нам и обещала поговорить с дядей Серёжей, но не обещала, что у неё что-то получится. Прошло ещё три дня. Мы совсем уже поникли и решили, что нам так и не удастся собрать информацию о биографии участника афганских событий. Тогда Людмила Васильевна решила сделать последний звонок на удачу. И тогда Сергей Юрьевич сдался…

Я очень рада, что познакомилась с этим удивительным, скромным, симпатичным, совсем не многословным человеком. О войне он , конечно, говорить не захотел. Но мы постарались выведать кое-какую информацию. Рассматривая альбом с фотографиями, мы наблюдали за ним, видели, как меняется его лицо, взгляд, как он задумывается и замолкает ненадолго. Видели и замечали, как трудно солдату вспоминать его юность, опалённую войной. Мы старались задавать тактичные вопросы, не задевать за живое.

Когда речь зашла о друзьях и командирах, я заметила, как д. Серёжа покрылся мелкими каплями пота… В глазах блеснули слёзы. Мне стало неуютно. Явно, он не хотел об этом говорить. Разговор не клеился, приходилось буквально вытягивать слова из бывшего солдата. Но кое-что мы всё же узнали. Особенно мне понравилось, как Сергей Юрьевич отзывался о своём командире - майоре Маслакове. ( Всё, что узнали, я изложила в презентации). Надо заметить, что Сергей Юрьевич не вдавался в подробности и очень просил нас писать о нём как можно меньше, предупредил, что на встречу с ребятами не пойдёт. Мы , конечно, это ему пообещали.

Мне было приятно, когда дядя Серёжа пригласил меня к себе в гости и обещал показать своих голубей. Я, конечно, с удовольствием согласилась.

Оказывается, Баранов С. Ю. фанат голубей. У него просторная голубятня. А какие там птицы! Я никогда таких не видела! Там и голуби-павлины, и почтовые, и статные голуби, короткоклювые турманы и воронежский жук есть.

С каким увлечением он рассказывает о птицах. Как много он знает о своих любимцах. Он не просто любуется ими. Он их выводит, создаёт пары. Дядя Серёжа говорит, что голуби – это его отдушина. С ними он отдыхает, отвлекается от всяких проблем. Они лечат его душу. И все птицы его любимые: любимчиков нет. Рассказывая о своих пернатых, дядя Серёжа воодушевлялся, казалось, молодел на глазах. Это был совсем другой человек, совсем не тот, который говорил о войне. Было видно, что птицы тоже любят своего друга, они так и летят ему на плечи. Садятся на руки и голову. Как преображается дядя Сергей рядом с голубями! Мне стало интересно, давно ли он так увлечён птицами, оказывается, с 10 лет. Любовь к птицам Мира привил ему его отец - Юрий Михайлович. Прощаясь, Сергей Юрьевич пообещал подарить мне пару голубей, если родители разрешат мне их завести. Уходя, я подумала:

«Птица Мира и воин-интернационалист … В этом есть что-то особенное!»