Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей №27 г. Улан-Удэ»
VIII-е городские краеведческие Верхнеудинские чтения
«Эхо войны и память сердца» посвященные
75-ю Победы в Великой Отечественной войне
Секция № 4. «История мемориалов (памятников)
ТЕМА: Мемориал «Часовня»
Выполнил: ученик 1 «А» класса
Родионов Андрей
Руководитель: учитель
начальных классов
Собенникова Ольга Михайловна
Улан-Удэ
2020 г.
Оглавление
Введение ……………………...……………………………………1стр.
Из истории памятников …………………………………………..5 стр.
Практическая часть (изучение памятника)………………………5 стр.
Заключение.......................................................................................8 стр.
Информационные ресурсы..............................................................9 стр.
Приложения……………………………………………………….10 стр.
Введение.
Однажды рассматривая семейный фотоальбом я увидел фотографию (Приложение 1). Я не знал кто на ней изображен, мне стало очень интересно, я спросил родителей про снимок. Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать. Фото выполнено в черно-белом цвете. Мужчине и женщине запечатлённых на снимке примерно лет 25-30, смотрят прямо в объектив. У мужчины одежда военная. Сохранность: небольшие потертости, края немного помяты. На обратной стороне фотографии имеется надпись карандашом: «..1942 год Щепин Лука и Щепина ». Родители рассказали, что снимок был сделан в 1942 дни Великой Отечественной войны. Мой отец рассказал о прадедушке Щепине Луке Алексеевиче. Мой прадедушка, Лука Алексеевич, участвовал в Великой Отечественной войне. Он родился 17 октября 1914 года в селе Троицкое, Республика Бурятия. Когда началась война ему было 27 лет. Был командиром сапёрного взвода в 248 Гвардейском стрелковом полку 83 Гвардейской стрелковой дивизии в звании младшего лейтенанта. Мой прадедушка прошел всю войну и участвовал в освобождении Украины и Польши. В мае 1945 года Победу встретил в Польше. За участие в Великой Отечественной войне награжден в 1943 году медалью "За отвагу" и орденом Красной Звезды. 21 марта 1968 года его не стало. Он ушел из жизни. Захотелось подробнее узнать о судьбе прадедушки, изображённого на снимке. Великая Отечественная война 1941-1945г остаётся для нашей страны главным событием истории, предметом гордости и источником уважения к своему народу. Я родился в счастливое, мирное время, но много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной ни одну семью нашей страны. Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в памяти нашей семьи. Мне захотелось самому собрать материал о моём прадедушке и рассказать о них всем. Я очень горжусь своим прадедушкой! Я хотел узнать у какого мемориала можно почтить память прадедушки и начал изучать памятники нашего поселка, Восточный, посвященные Великой Отечественной войне.
Объектом данного исследования стал памятник Мемориал "Часовня", памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945.
Предметом исследования: стало изучение истории создания памятника. Цель исследования: Мемориал "Часовня».
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать памятные места нашего поселка посвящённых людям, событиям в годы Великой Отечественной войны, изучить историю их появления.
2. Изучить историю Мемориала Победы «Часовня» (пос. Восточный)
3. Собрать нужный материал и систематизировать полученные данные.
4. Создать макет памятника из термо-мозаики.
5.Создать книгу памяти «Мой прадед – герой войны .Я помню! Я горжусь!»
Методы исследования:
-Посещение всех памятных мест поселка Восточный, связанных с событиями и участниками Великой Отечественной войны.
-Встреча (интервью) с участником и организатором создания проекта - мемориала «Часовня» Юрием Владимировием Базаржаповым.
- Посещение библиотек, изучение семейных архивов, материалов ,книг, интернет-сайтов.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что изучение памятника героям Великой Отечественной войны влияет на формирование у людей чувства патриотизма, любви к Родине.
Проблема:
Сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях. Помнить и чтить память о погибших на этой войне. Необходимо помнить передавать по наследству будущему поколению историю своей РОДИНЫ.
Основные этапы исследования.
1.Первыми шагами в исследовательской работе было изучение семейного архива , сбор информации о прадедушке, а затем тщательное изучение жизни прадедушки и его участие в ВОВ. По имеющейся у нас информации создание альбома памяти .
2.На втором этапе поисково-исследовательской работы мы собирали и анализировали информацию о памятниках нашего поселка Восточный их историческую ценность.
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, при оформлении музейной экспозиции. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории Великой Отечественной войне.
Из истории памятников
У каждого города есть свои памятники, которые относятся к объектам материальной культуры и являются символами национальной гордости и славы.
Для того чтобы узнать, что такое памятники и зачем их ставят, нам необходимо «заглянуть» в прошлое.
Ставить памятники придумали ещё в Древнем Риме. В то время люди после смерти близкого человека очень страдали. Римляне придумали хороший способ не забыть человека после его смерти. Они ставили камни рядом с местом захоронения, выбивали имя и фамилия человека. С этого времени и возникла традиция ставить памятники. В Средние века в память о славных либо трагических событиях строили храмы, ставили часовни, для того чтобы помнить .
Памятники могут воздействовать на наши чувства и эмоции, передавать информацию о прошлых поколениях и воздействовать на формирование культуры личности.
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до настоящего времени не затихает в людских душах. Памятник является священным местом, который не дает забывать ту страшную войну, наших прапрадедов и прапрабабушек, отдавших свои жизни за нашу светлую жизнь на земле.
Практическая часть
Для того, чтобы понять культурно-исторического наследие, отраженное в памятниках города, нам в процессе исследования необходимо было узнать об истории его возникновения Мемориала Часовня", памятника воинам забайкальцам.
Сама же история начинается с изучения литературы и посещения библиотек. (Приложение 2). Далее встречаемся в Национальной библиотеке республики Бурятия с организатором создания мемориала "Часовня". Юрием Владимировичем Базаржаповым (Приложение 2)
Из интервью :
- Юрий Базаржапов, застройщик: Базовая нижняя часть памятника символизирует буддизм ; подкупольная - символизирует мусульманство. И верхний купол символизирует православие. (Приложение 3)
Люди надеются, что отныне часовня станет центральным мемориалом поселка. Цветы, возложенные ветеранами и подрастающим поколением, не станут последними. Ну а звон колоколов, как безмолвная проповедь, будет напоминать о тех, кто не вернулся с поля боя.
- Просто дрожь внутри и слезы на глазах. Это же просто память, она должна быть! Памятник является священным местом, который не дает забывать ту страшную войну, наших прапрадедов и прапрабабушек, отдавших свои жизни за нашу светлую жизнь на земле.
Внутри одиннадцатиметровой часовни установлены щит и георгиевский крест.
ЩИТ - СИМВОЛ ПОБЕДЫ И ЧЕСТИ ВОИНА.
ГЕОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ -являлся высшей наградой для солдат за храбрость, в бою.
Мемориал освещён духовными лицами.
МЕМОРИАЛ –архитектурное сооружение, память о каком-то трагическом событии.
ЧАСОВНЯ небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы, в этих сооружениях был КОЛОКОЛ, в который ударяли ежечасно,
то есть били часы.
В стелу заложена капсула с землей из мест боев за Москву, где своим мужеством и героизмом отличились войны-забайкальцы.
В героической обороне Москвы с первых дней принимали участие воины – забайкальцы. В самые критические дни, когда враг, казалось, находится у самых стен Москвы, на главные участки подмосковного фронта подоспели сибирские, забайкальские и дальневосточные дивизионы.
Вся страна пришла на помощь защитникам Москвы. В спешном порядке перебрасываются войска из Забайкалья и с Дальнего Востока. Героическими усилиями войск Западного фронта враг был остановлен восточнее Волокаменска и Можайска. Первое наступление немецкой группы армии «Центр» провалилось. Захватить Москву гитлеровцам не удалось. 7 ноября на Красной площади осаждённой столицы состоялся парад войск. В рядах участников парада были забайкальцы. Они прямо с парада уходили на передовую, чтобы грудью встать на защиту столицы.
Тысячи воинов Бурятии с самого начала войны вступили в схватку с врагом в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Внутри одиннадцатиметровой часовни установлены щит и георгиевский крест. Бой колокола напоминает современникам о героическом времени и тех людях, кто ковал Победу не только на Западном, но и на Восточном фронте. Мемориал освещён духовными лицами. В стелу заложена капсула с землей из мест боев за Москву, где своим мужеством и героизмом отличились войны-забайкальцы.
В нашем городе живут неравнодушные, отзывчивые люди. Это проявляется тогда, когда происходят знаковые события. Одним из таких событий стало строительство мемориала Победы «Часовня», посвященного воинам Бурятии, доблестно павшим за Родину во время Великой Отечественной войны. Это памятное место находится в посёлке Восточный города Улан–Удэ. Строительство «Часовни» стало возможным благодаря помощи местного депутата Сергея Соколова. Жители посёлка также не остались в стороне, они собрали в ящик для пожертвований более 8 тысяч рублей.
Открытие мемориала состоялось 2 сентября 2010 года. Это был год 65–летия великой Победы в войне с фашистскими захватчиками. Дата 2 сентября связана с тем, что именно в этот день был подписан акт о капитуляции Японии, и состоялось фактическое окончание второй мировой войны. Бурят-Монгольская АССР (так тогда называлась наша республика) послала на защиту Родины свыше 120 тысяч человек. Более трети из них не вернулось на родную землю. Тысячи воинов Бурятии с самого начала войны вступили в схватку с врагом в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной – от Баренцева до Черного моря. Они участвовали во многих крупнейших битвах, были среди гарнизона легендарной Брестской крепости. Воины Бурятии в составе различных родов войск отличались во многих сражениях: освобождали Европу, штурмовали Берлин, участвовали в разгроме японских милитаристов. За годы войны 37 уроженцев Бурятии, а также Агинского и Усть-ордынского автономных округов, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 10 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. В этом ряду – прославленные имена В.Б. Борсоева , И.В. Балдынова, Г.А. Гармаева, П.Т. Харитонова, С.Н. Орешкова , Б.Р. Ринчино, Г.Н. Москалева , И.М. Чертенкова, Д.Ж. Жанаева, В.Х. Хантаева, С.И. Батогаева и других.
Война всегда несёт смерть и горе. Многие забайкальцы сложили свои головы на полях битвы, а дома их ждали матери, жены, дети.
Мы гордимся, что в нашем поселке Восточный стоит уникальный памятник, он находится в центре культурной жизни нашего поселка.
Отныне звон колоколов будет напоминать о тех страшных годах. Это место посёлка Восточный очень оживлённое, поэтому закономерно, что, проходя мимо памятника, в суете дня люди хоть на секунду вспоминают погибших, пусть не поименно, но с любовью и благодарностью.
Заключение
В результате проделанной мною работы выяснилось следующее: Цель работы достигнута – удалось исследовать историю возникновения памятника. Создана презентация для ознакомления учащихся школы с историей памятника. Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много интересного о нашем поселке, захотелось более подробно изучить такую богатую историю нашей малой родины.
Книга жизни – самая великая книга, а имена людей – это человеческие судьбы. Долг живых– не забывать о той страшной войне, о тех, кто заботился о лучшем будущем.
Павшим
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?
Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
достойна будет жизнь моя
солдатской смерти их.
Литература
Воспоминания моих родственников:
Книга Памяти Республики Бурятия в 3-х томах. Том 3.К 532 Удэ: Бурят, кн.изд-во.1999-320с.
Сттепан Щипачев Русские поэты. 1 том. Москва. Детская литература,1968.
Н.М.Марусев «Забайкальский военный округ». Восточно-Сибирское издательство. Иркутск 1972.
Интернетресурсы:
https://arigus.tv/news/item/14740/
https://must-see.top/pamyatniki-ulan-ude/
https://www.baikal-media.ru/news/society/71690/
http://kforum.tmweb.ru/from-front/Ulan-Ude_fronty/pamyatniki.htm