СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция "Дуэль - романтическое приключение или безжалостное убийство?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была представлена на научно-практической конференции. Призер зонального этапа краевой научно-практической конференции школьников "Эврика".

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция "Дуэль - романтическое приключение или безжалостное убийство?"»

XXVII РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ





Секция: «Литература»







Дуэль - романтическое приключение или безжалостное убийство?







Выполнила:


Сигалаева Екатерина,

ученик 11 класса «В»

АОУ СОШ №4.


Научный руководитель:


Савина Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

АОУСОШ №4.







Динской район.

2016 год.

Содержание



  1. Введение 3

  2. История дуэли 4

  3. «Дуэль – романтическое приключение или безжалостное убийство?»

  1. Писатели - дуэлянты 5



  1. Дуэль А.С.Пушкина и Дантеса

  2. Дуэль А.С.Грибоедова

  3. Дуэль М.Ю.Лермонтова и Мартынова



  1. Герои-дуэлянты 8

  1. Дуэль Онегина и Ленского

  2. Дуэль Печорина и Грушницкого

  3. Конфликт Базарова и П.П.Кирсанова

  4. Дуэль Долохова с Пьером Безуховым

  1. Отношение современного общества к дуэли.

  2. Заключение 13

  3. Список использованной литературы 14

  4. Приложение.

















Введение.

Предыдущий год был отмечен знаменательными датами, связанными с русской литературой. Исполнилось 175 лет произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 180 лет «Повестям Белкина», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 170 лет. Эпизоды дуэлей является яркими страницами всех этих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них.

Слово « дуэль» в современном мире совершенно утратило своё первоначальное значение, хотя в 19 веке она была частью обыденной жизни. Из курса литературы конца 18- начала 19 веков я узнала, что многие известные люди прошлых столетий использовали такой поединок для восстановления поруганной чести, для решения жизненно важных, а порой и пустячных споров. Мне захотелось больше узнать о дуэлях и дуэлянтах как в литературе, так и в жизни. Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» актуальны и в наше время. Именно поэтому я выбрала тему своего исследования: «Дуэль – романтическое приключение или безжалостное убийство?»


Цель: исследовать на примерах классической литературы причины дуэльных схваток, подчеркнуть роль человеческого и социального факторов в происхождении дуэлей, выявить уровень знаний учащихся нашей школы о такой национальной особенности как дуэль.


Задачи исследования: раскрыть первопричину возникновения дуэлей; снять ореол, развенчать романтичность этого понятия.


Актуальность данной темы, с моей точки зрения, в том, что если в этом мире вечны понятия добра и зла, то вечны и проблемы выяснения отношений, споров, конфликтов. И все – таки жалок человек, который жизнь посвящает идее мести. Это путь в никуда.



























История дуэли.

Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и майором Монтгомери в 1666 год. Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. Петр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей в России жестокими законами против них.. Петровский Воинский устав 1715 года, называвшийся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашал: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить». Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты.

Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь. А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал». На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России. Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат».

Заметим, что дуэли между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались. Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Наиболее емким и точным нам представляется определение классической дуэли, данное русским военным писателем П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Цель дуэли: удовлетворение поруганной.

Участников дуэли только двое - оскорбленный и обидчик.

Средство дуэли: смертоносное оружие, а не кулаки.

Наличие установленных обычаем правил(условия проведения дуэли). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




Писатели-дуэлянты.

Современному молодому человеку, утратившему многие нравственные ценности, очень трудно разобраться в таких понятиях как Честь и Достоинство, Добро и Зло. Я считаю, что помочь в этом нелёгком деле, конечно, может классическая литература, которая обладает большим количеством примеров благородства, честности, доброты.

Мы живем в XXI век, но от этого тема дуэлей не стала для нас менее интересной. Конечно, в наше время никто уже не пытается защитить свою честь с помощью оружия – это противозаконно. В наше время есть другие способы – переговоры, споры в суде и т.п. Но романтизм той эпохи очень привлекателен для нас.

По результатам анкетирования, проведенного среди учащихся 10-11 классов, на вопрос: «Каких писателей – дуэлянтов вы знаете?» я остановилась на следующих:

№1

А.С.Пушкин

100%

№2

М.Ю.Лермонтов

78,50%

№3

А.С.Грибоедов

30,00%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дуэль А.С Пушкина и Дантеса

Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд Пушкину.

В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала «Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского

Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Известный поэт не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой не в его нраве. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, все шло ему на пользу: и равнодушие родителей, и одна ссылка, и другая, и холера, и даже смерть. Его не повесили и не сослали в Сибирь пожизненно – он погиб как обыкновенный дворянин. Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые.

Дуэли и дуэлянты нашли своё отражение в произведениях А.С.Пушкина. История русской дуэли XIX веков – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома – перехода от Московской Руси к петербургской России. Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении выпукло отразились характерные черты нормативного поведения тогдашнего русского общества, дворянско-чиновничьей среды, прежде всего.

Дуэль М.Ю.Лермонтова и Мартынова.

« В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“, - так отзывались современники о талантливейшем человеке своего времени М.Ю.Лермонтове.

Трагической оказалась его судьба. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.

Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Есть место, где я буду отдыхать.

Когда мой прах, смешавшийся с землёй,

Навеки прежний вид оставит свой.

Говорят, если у писателя судьба главного героя, который является выразителем идей автора, трагична, то жизнь самого писателя может повторить его судьбу. Во многих произведениях Лермонтова и Пушкина дуэль играет трагическую роль и, мне кажется, это сказалось на судьбе самих поэтов.


Дуэль А.С. Грибоедова.

Типичный случай рoмaнтическoй дуэли из-за сoперничествa. Произошла четверная дуэль. Стрелялись и сами дуэлянты, и их секунданты. Дуэль сoстoялся, нo Грибoедoв прoмaхивaется, пуля прoхoдит рядoм с гoлoвoй Якубoвичa. Сам же Александр Сергеевич oкaзывaется рaненным в левую лaдoнь  первым выстрелoм свoегo ярoстнoгo прoтивникa. Якубoвич тoже прoмaхнулся, oн целил в живoт, a пoвредил Грибoедoву мизинец. Алексaндр Сергеевич, кaк известнo, был великoлепным пиaнистoм и дaже сoчинял мелoдии, тaк существуют нескoлькo егo oчaрoвaтельных музыкaльных пьес. Тaк вoт пoсле этoго дуэля Алексaндр Сергеевич нoсил нa левoм пaльце специaльную нaклaдку,  рaзрaбoтaл руку дo прежней лoвкoсти и игрaл пo-прежнему зaмечaтельнo. Пoэтoму пaльцу и былo oпoзнaнo впоследствии его рaстерзaннoе фaнaтикaми телo, кoтoрoе oни еще нескoлькo дней тaскaли пo гoрoду, жестoкo глумясь нaд трупoм и скинув егo в oбщую яму. В вoзмещение вины зa эту крoвaвую бoйню в Тегерaне персидский шaх oтoслaл русскoму цaрю в пoдaрoк oгрoмный aлмaз, укрaшенный рубинaми и изумрудaми.















Герои-дуэлянты.

Результаты анкет на вопрос: «Каких героев – дуэлянтов вы знаете?» показали, что среди учащихся 10-11 классов наиболее известными являются герои:

№1

Ленский-Онегин

83,3 %

№2

Печорин- Грушницкий

66,6 %

№3

Базаров- Кирсанов

44,4 %

№4

Безухов- Долохов

22,2 %

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Это связано, конечно, с тем, что произведения, в которых мы знакомимся с этими героями, включены в курс школьной программы.

Дуэль в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Дуэль Онегина и Ленского - самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Онегин - в лучшем случае «ученый малый, но педант».Владимир Ленский - наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чём причина столь отравного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

Было как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли.

Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется победившим.

Во-вторых, как уже и говорилось, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.

Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела.

Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый - потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй - чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле.

Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае без результативности дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Гремит выстрел Онегина, Ленский, пораженный в самое сердце, падает ... И только теперь Евгений понимает, что совершилось, что должно было совершиться! Его зов напрасен - Владимир уже там, где голоса этого мира не слышны, откуда не возвращаются... И еще поражает Онегина цинизм Зарецкого, который говорит о смерти, как ... как о жерновах той мельницы. Друг, может быть лучший друг в его жизни, убит его же рукой... В смятении, убитый горем Онегин покидает эти места...


Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


Чем на самом деле была дуэль Грушницкого и Печорина?

Печорин – жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни.

В своём дневнике Печорин упомянул, что он специально выбрал такое место, чтобы один из них не вернулся с дуэли. Мало того, что этот поступок можно назвать преднамеренным убийством, он ещё и недостоин нравственного человека. Печорин сам себя называет «нравственной калекой». Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в, то, же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души. Условия проведения дуэли: площадка, на которой должна происходить дуэль была в виде правильного треугольника. От угла отмеряли 6 шагов, и тот кому придётся первому встретить «неприятельский огонь», станет на самом углу спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.


Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова (в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

И. С. Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев. «Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присущи новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, - писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства
пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного
преувеличенно комическим».

Базаров приходит к дуэли уже с опытом охватившей его любовной стихии, жизненной тайны, с которой дотоле он не соприкасался, но которая некогда прошла через жизнь Павла Петровича. Да и этот последний выступает на поединке отнюдь не только в своем сословном обличье барина-аристократа.

И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а так же разных социальных лагерей – аристократического и революционно-демографического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов ХIХ века. Мастерство автора романа « Отцы и дети « позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.


Дуэль Долохова с Пьером Безуховым в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последо­вательно проводит мысль о предначертанности судьбы чело­века. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логич­но это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек — Пьер ранил на дуэли Долохова — бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок" (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он го­тов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова.

Жизнь намного сложнее и многообразней, чем мы о ней думаем, знаем или предполага­ем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гу­манными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей. Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправед­ливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решае­мым.

Не случайно гениальные художники слова: Пушкин, Лермонтов – в своих бессмертных шедеврах проверяют своих героев дуэлью, в результате читатель видит эгоистическую сущность Онегина, озлобленную жестокость Швабрина, трусость, подлость и мстительность Грушницкого. И в то же время у читателя появляется возможность восхититься рыцарским поведением Ленского и Гринева, способных встать на защиту чести своих Прекрасных Дам, гуманизмом, благородством и великодушием Печорина. Я думаю, что значение дуэли в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» очень велико. Сами авторы пытались разобраться, стоит ли жертвовать собой из-за мелочной обиды. Но, очевидно, что их гордый нрав не позволял прощать обидчиков. И, как результат, в дуэлях мы видим гибель одних, и поломанные судьбы других. Поэтому, дуэль в романах – это ключевой эпизод, ведь он делит жизнь героев на до и после, позволяя им переосмыслить свою жизнь, а нам - лучше понять характеры героев.

Отношение современного общества к дуэли.

В ходе  работы была составлена и проведена анкета с целью выяснить отношение к дуэли у современных подростков и учителей. В анкетировании участвовало две группы: учителя и учащиеся АОУ СОШ № 4 с 10 по 11 класс в количестве 30 человек.

Анализ результатов анкетирования показал следующее.

На вопрос «Что в вашем понимании честь?» учителя соотносят честь с понятиями:

понятия

учителя

учащиеся

Достоинство человека

26 %

50 %

Уважение к своей личности

18 %

5 %

Отстаивание справедливости

15 %

7 %

Преданность близким людям

14 %

10 %

Доблесть

11 %

8 %

Добропорядочность

8 %

20 %

Честность

5 %

5 %

Самолюбие

3 %

0 %

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Таким образом, учителя понятие чести больше соотносят с достоинством человека, с уважением своей личности и отстаиванием справедливости, а учащиеся честь больше соотносят с понятием ответственности перед самим собой и близкими людьми, а также с добропорядочностью и преданностью близким людям.

На вопрос: «Как вы относитесь к дуэли как способу защиты чести?»


учителя

учащиеся

положительно

0 %

47, 5 %

отрицательно

78 %

37, 5 %

безразлично

12 %

15 %


По отношению к взрослым учащиеся более склонны к такому способу защиты чести и достоинства как дуэль.

На вопрос «Воспользовались бы вы для защиты своей чести или чести близкого человека дуэлью?»


учителя

учащиеся

да

0 %

35 %

нет

93, 5 %

62, 5 %

сомневаюсь

6,5 %

3 %

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

По сравнению с взрослыми дети выбирают способ защиты дуэль, а большинство взрослых отказывается от этого способа. 

На вопрос «Как, по вашему мнению, можно в настоящее время защитить свою честь?» большинство опрашиваемых прибегают к таким способам защиты чести, достоинства как закон.

Заключение.

Дуэль во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка. Нравственная сущность героя наиболее ярко проявляется в критической ситуации, а именно в сцене дуэли, когда противостояние добра и зла может привести к трагическим последствиям, когда сохранение своей чести и чести любимого человека равноценно смерти.

Дуэль кажется романтичной только на страницах романов. Если рассматривать дуэль с нравственной точки зрения, то это в любом случае убийство - просто отстрел. Есть много оснований полагать, что в действительности дуэли не раз использовались для оправдания политических преступлений, устранения неугодных власти людей. Судьба и Лермонтова и Пушкина, да почти всех гениев того времени трагична - многие погибли на дуэлях.

Дуэль - не романтическое приключение, а жестокое, безжалостное убийство.

Я считаю, что воспитательная функция классической литературы по-прежнему велика. Особенно важно представителям современного молодого поколения разобраться в таких понятиях, как Честь, Истина, Добро и Справедливость. Отношение к дуэли и взрослых и подростков в настоящее время неоднозначно, хотя и те и другие сходятся на том, что в современном мире дуэли приняли новый характер, появились другие, более гуманные, способы защиты чести и достоинства человека.



























Список литературы.



  1. Жаравина Л.В., Сиденко Н.В., «Сочинения по литературе» для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Издательство «Учитель» ,Волгоград.2006г

  2. Жукова М.В., «Экзаменационные сочинения», издательство «Экзамен», 2004г.

  3. «Лучшие сочинения по литературе», «Вако», «Рипол-Классик», Москва,2005г.

  4. «250 новых «ЗОЛОТЫХ» сочинений», издательство «Олимп», Москва, 1998г.

3. Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.

4. Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе. 2005. №12. стр. 41

5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. –Ленинград: «Просвещение», 1983.

6.Лемонтов М.Ю «Герой нашего времени» Москва 1972 год.

7.Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов //Литература в школе. 1997..

8. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры //Литература в школе. 1999 №2.

9. Пушкин А.С «Евгений Онегин»

10. Пушкин. Письма, Т. II, 1826 — 1830. М.-Л., 1928, С.185.

Интернет:

  1. www.yandex.ru

  2. www.google.ru

  3. http://samlib.ru/d/detektiwklub/duelx.shtml

  4. http://fullref.ru/job_06042388e66f7f6ec5a432a8d3faceaa.html













Приложение 1.

Дуэльный Кодекс Детектив-Клуба

   Регламент Дуэли. 

     I. Общие положения

     

  -- Настоящий Регламент определяет только правила проведения Дуэлей в ДК.

  -- На Дуэли распространяются положения Устава ДК, и любые противоречия между Дуэльным Кодексом (в целом), Регламентом (в частности), и Уставом - толкуются с позиций последнего.

  -- Дуэль может совпадать по срокам с текущим конкурсом ДК, но не должна мешать его проведению.

  -- Дуэльные тексты открыты для всех пользователей СИ.

  -- Члены ДК не несут ответственности за использование Регламента вне пределов ДК.

  -- Изменения, вносимые в Регламент в ходе конкретной Дуэли, не распространяются на неё, и Дуэль проводится по Регламенту, актуальному на момент начала Дуэли.

  -- Данный регламент актуален на 17.04.2011.


 II. Этапы Дуэли

  -- Вызов и заявка на проведение Дуэли

  -- Право Вызова на Дуэль имеет любой обладатель авторского раздела на СИ, независимо от пола, возраста, вероисповедания, количества и даже наличия работ в собственном разделе.

-- Начало Дуэли и её продолжительность.

  -- Началом Дуэли является официальное объявление Судьи в форуме ДК Арены, с указанием темы, условий и сроков окончания Дуэли.

  -- Промежуточные сообщения и техническая переписка Координатора/Судьи, Дуэлянтов и/или Секундантов не могут расцениваться как начало Дуэли.

  --  Продолжительность Дуэли определяется её сложностью, зависит от типа, множественности Дуэлянтов (коллектив или индивидуум), иных причин, но не может превышать 10 дней.

  -- Подготовка к Дуэльному Выстрелу.

  -- Дуэльный Выстрел пишется исключительно Дуэлянтом, если иное не оговорено сторонами заранее.

-- Калибр Выстрела указывается Судьей в официальном объявлении о начале дуэли.  -- Для написания дуэльного Выстрела отводится три дня, в процессе написания Выстрела запрещено выкладывать его фрагменты в сети и/или демонстрировать кому-либо.
 -- Дуэльные Выстрелы.

 -- В срок, заранее указанный Судьей, Выстрелы производятся путем одновременного внесения ссылок на форум ДК Арена самими Дуэлянтами, или их Секундантами - по обстоятельствам. Рамки одновременности устанавливает Судья.  -- При невозможности одной из сторон произвести Выстрел в срок она обязана предупредить об этом Судью и соперника



  III. Срыв и отмена дуэли

  -- Срывом дуэли считается любое действие со стороны Дуэлянтов и Секундантов, не позволяющее завершить Дуэль, то есть, подвести итоги.

  -- Как срыв дуэли засчитывается:

  -- Флейм, флуд, скрытое и/или явное оскорбление, принижение авторских и личностных качеств любого участника Дуэли и прочие неэтичные действия Дуэлянта. Критерий неэтичности - на усмотрение Координатора/Судьи.

  -- Санкции за срыв Дуэли объявляются Судьей и касаются только раздела Дуэлей при условии, что участники не нарушают общих правил ДК.

  -- Если Дуэлянт заранее уведомил всех участников Дуэли об уважительных причинах задержки с Выстрелом, то срок Дуэли откладывается на семь дней.

  -- При срыве Дуэли или повторной неявке Дуэлянту засчитывается техническое поражение.

   IV. Тема Дуэли и особые условия

  -- Тема формулируется Судьёй и трактуется Дуэлянтами максимально широко, если параметры Дуэли не оговорены заранее.

  -- После выбора единой темы из предложенных трёх, Дуэлянты не могут просить её замены.

  -- В дополнение к теме Судья определяет и особые условия, такие как: эпоха, ключевое слова, частота использования некоторых словосочетаний, персонаж и т.д. (см. Пособие для Судьи).

  -- Тема, Калибр, особые условия и прочие критерии, по которым будет оцениваться Выстрел, доводятся до сведения Дуэлянтов, Секундантов и болельщиков путем размещения в аннотации Ристалища.   

 Положение о Дуэлянтах

  -- Дуэлянтом может быть любое живое существо, имеющее авторский раздел на СИ Мошкова, независимо от количества литературных трудов, от возраста, пола, вероисповедания и прочих особенностей, не задействованный на тот период в качестве Дуэлянта, Судьи или Секунданта.

  -- Дуэлянт не имеет права участвовать в параллельной Дуэли ни в каком качестве.

  -- Дуэлянт имеет право участвовать в Дуэли параллельно с участием в официальном конкурсе ДК.

  -- Дуэлянт обязан соблюдать Устав ДК, Дуэльный Кодекс, а также этические нормы.

  -- Дуэлянт не вправе пользоваться чужой помощью при написании или исправлении текста Выстрела, за исключением мнения и указаний Секунданта на стилистические, логические и грамматические ошибки.

  -- Дуэлянт обязан заявить протест, если уличит противника в мошенничестве, и предоставить неоспоримые доказательства. За ложное обвинение Дуэлянту засчитывается поражение.

  -- Вызываемая сторона вправе отказаться от предложенного ему Вызова, без объяснений причины и без каких либо последующих штрафных санкций.

-- Дуэлянт обязан предоставлять актуальный метод связи с ним, будь то гостевая в его в разделе, электронный почтовый ящик, либо номер ICQ.

     

http://samlib.ru/d/detektiwklub/duelx.shtml

Приложение 2.

Каких писателей-дуэлянтов вы знаете?

























Приложение 3.

Каких героев-дуэлянтов вы знаете?






Приложение 4.

Онегин и Ленский - бывшие друзья, имеющие много сходных черт характера, привычек и мыслей; они одинаково относятся к местным помещикам, хорошо зная им цену, хотя люди они, безусловно, разные. Но этой чистой дружбе приходит конец, когда на именинах у Татьяны Онегин, увлекшись мщением Ленскому, пригласившему его на этот «пир огромный», и забыв о нежности и силе любви Ленского к Ольге, Волочится за Ольгой, которая, будучи очень самодовольной, рада этому и почти забывает о Ленском. Владимир же, сначала пораженный, а потом взбешенный поведением Онегина, покидает бал, твердо решив отомстить. Почти следом уезжает и Онегин. Проснувшись утром, Онегин получает от Ленского вызов на дуэль, который ему привозит Зарецкий -любопытнейшая личность, подлец, так искусно носящий маску прекрасного человека, что даже Онегин, догадываясь об его истинном лице, любит «дух его суждений», а Ленский - тот просто верит каждому его слову!..

Онегин отвечает «да» без рассуждений, ибо знает, что тот, кто отказался от дуэли, считается трусом и будет изгоем и посмешищем всего света. Почти ненавидя свет, он не может себя его частью. В этом его трагедия, да и не только его... он также знает , что в устах Зарецкого отказ от дуэли принял бы колоссальные размеры. Но, по натуре честный, благородный,оставшись наедине с самим собой, он понимает, что был прав -ведь Ленский сам мог не знать, что будет столько «сброду», что«над любовью робкой», нежной так подшутил вечор небрежно», ичто дуэль - это смерть одного из двоих, и просто обязанобъясниться с Ленским, «обезоружить младое сердце», но ... «дикосветская вражда боится ложного стыда...».Ленский же удовлетворен, почти счастлив... непосредственность,обаяние Ольги снова пленяют его, ненависть улетает из его сердца.И теперь он решает защищать « Лилею » от модного обольстителя,не зная, что всего лишь через малый промежуток времени послеего смерти « Лилея » выйдет замуж за улана... Но как бы там нибыло - он счастлив.. При расставании с Ольгой сердце Ленскогокак будто сжимает странная тоска, оно как бы разрывается...Вернувшись, домой, он пишет стихи, посвященные Ольге. Лишьтолько он смыкает глаза, как является Зарецкий, и они едут намельницу.Но Онегин еще и не думал вставать. Он появляется у мельницы согромным опозданием. Его секундант - слуга - француз Гильо,положению. Может быть, Онегин хотел выразить презрение кЗарецкому? Или отсрочить дуэль?Ведь дуэль — это поединок, парный бой, происходящий поопределенным правилам и имеющий целью снятие позорногопятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполненияправил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросахчести.



















Приложение 5.

Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало. Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами - жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.

В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело - - я соглашусь».«В теперешнее время полезнее всего отрицание - - мы отрицаем»). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», - говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», - отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит».

Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина - потерянное время, заниматьсямузыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», - прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном

Приложение 6.

Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоро­вье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Рос­тов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тя­желом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен — любовники? "Всякий раз, как не­чаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глаза­ми Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобраз­ное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовни­ков", — Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.

Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делаетэто неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы... вы... негодяй!. я вас вызываю..." — нечаянно вырываются у него. Он не осоз­нает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий — секундант Пьера и Николай Рос­тов — секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у «его неспокойно. Его соперник же "имеет вид челове­ка, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих дей­ствий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глу­постью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начи­нается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николае­вич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы — оно скупо и не­многословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медлен­но, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превос­ходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытает­ся убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэто­му он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от силь­ного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая ры­дания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.







17