Научно - практическая конференция
« Старт в науку»
«Фольклор в нашей жизни »
Краеведение
Автор: Таранина Людмила14 лет, 7 класс
Руководитель: Цукова Екатерина Владимировна
МБОУ « Алешенская ООШ»
2016-2017учебный год
Содержание
1. Введение: стр. 2-4
1.1. Актуальность темы;
1.2. Цель и задачи; стр 6
2. Изучение проблемы: стр. 6-7
2.1. Знакомство с фольклором и культурой жителей
села Алешенка Навлинского района Брянской области.
3. Заключение, выводы стр.8
4. Литература стр. 9
2
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность темы
«Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и радостно
поймем великое значение
творимого нами настоящего». (А.С. Кабанов)
Фольклором называют устное народное творчество. Из самого названия видно, что любое фольклорное произведение создается всем народом. Недаром слово «фольклор» происходит от английских слов «folk» - «народ» и «lore» - «мудрость», то есть народная мудрость. Источником фольклора явилась народная жизнь. Она впитала в себя разнообразие фольклорных жанров. Нам известны различные фольклорные произведения: былина, сказка, частушка, потешка, дразнилка, народная песня. У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа.
3
Духовно-нравственное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность духовно-нравственного воспитания и образования в XXI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями.
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле.
Легендарный фольклорист с почти полувековым стажем экспедиционной работы Андрей Сергеевич Кабанов любил говорить о том, что «традиция способна возродиться из зерна». Когда кажется, что все вокруг выжжено, выхолощено, уничтожено до основания, тогда сила и глубина народной памяти, мудрости, народного опыта позволяют восстановить если не всё, то многое, даже из единственного, чудом сохранившегося где-то в укромном уголке зернышка. Традиция очень живуча. Как наше ДНК, она имеет огромный запас прочности, потому что от того, насколько крепка народная традиция, зависит жизнь, существование самого народа. Это стержень, на который все мы опираемся, даже не зная об этом, не задумываясь, просто неся этот стержень вместе с генетическим кодом.
Собирателем и хранителем фольклора жителей Навлинского района и с.Алешенка, в частности, - являются местные жители. Справедливости ради нужно сказать, что наши предки гораздо
4
тоньше нас «чувствовали» жизнь, ее краски, даже настроение, которое создавал фольклор. Знание корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические достоинства.
Так как фольклор представляет собой своеобразное явление народной культуры, в нем естественно преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту древней Руси, куда вошли некоторые заимствования у других народов. При этом характерной особенностью русского национального фольклора остается удивительное многообразие в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местных особенностей.
В настоящее время особенно актуальна проблема воспитания человека, обладающего большим нравственным потенциалом, безусловной ценностью для которого является принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам. Именно такие исследования составляют основу развития национальной культуры. Ведь образованность это не только передача знаний, но и воспитание человека через изучение своих исторических корней. Изучение многовекового этнокультурного наследия: народной культуры, обрядов несет в себе свет добра, милосердия, народной мудрости; формирует стремление к нравственности, духовности, любви к малой родине.
Именно поэтому данная тема ,на мой взгляд, является актуальной.
5
1.2. Цели и задачи исследования
Цель работы:
Познакомиться с фольклором местных жителей .
Задачи исследования:
1) Знакомство с фольклором вообще и с культурой местных жителей в частности;
2) Собирание песен, местных обрядов и обычаев;
3) Сохранение традиций.
2. Изучение проблемы
2.1. Знакомство с фольклором и культурой русских жителей села Алешенка Навлинского района Брянской области
В живописном уголке Навлинской земли, среди полевого раздолья и в окружении лесов, расположилось красивое русское село Алешенка. Бурные исторические события не смогли помешать народу пронести через века одно из самых драгоценных своих сокровищ – песни, которые облегчали тяжелую работу, веселили в праздники, помогали в лихую годину. Из глубины веков песня донесла нам память о людях, незримыми нитями связала времена. Сильные, стройные голоса овладевают душами слушателей, заставляют сопереживать, наслаждаться красотой русской песни. Их исполнительской манере присущи мелодичное мышление и сложный для восприятия язык. Слушая их, возникает ощущение свободного мелодического пересказа содержания песен.
Весна-красна
По заречью шла
6
«Что ты нам принесла?»
А я вам принесла три угодьица.
Первое угодье-пастушок в поле.
Второе- и с сошками, и с боронками,
А третье угодье – аржаное жать,
Яровое дожидать.
Веселых и игровых песен в репертуаре очень мало.
Рассказы о мифических существах очень популярны среди детей разных возрастных групп. В основном это рассказы о покойниках и приведениях. У взрослых бытуют истории о колдунах, ведьмах, домовых, популярны сюжеты о лешем, о знахарском лечении .
Широкое распространение имеет обрядовая поэзия (описание обрядов). Сюда относятся: гадания, , приметы, календарные праздники и обряды, народная магия, свадебные и похоронные обряды, а также свадебные венчальные песни. Очень известны и бытуют на селе обряд выгона скота на Егорьев день, пасхальные куличи и крашеные яйца, яичница на Кукушки, масленичные гостевания от улицы к улице, такие же гостевания и на Пасху.
Активно бытуют гадания, особенно святочные. Это и бросание валенка через ворота, и гадание с зеркалом, курицей, загадывание на суженного ряженного с помощью колодца из щепочек. Гадают обычно незамужние девушки. В гадания верят люди разных возрастов, а старшее поколение подтверждает эту
веру рассказами о сбывшихся предсказаниях,
жителям хорошо известны разные приметы. Сохраняется вера в них.
В здешних местах бытуют лечебные заговоры. Например, от зубной боли, сглаза, испуга, порчи, чирья, ячменя, грыжи, бородавки, кровотечения.
Необрядовая лирика - описания вечерок, хороводов и других форм развлечений. Пожилые жители хорошо помнят вечерки и молодежные игры, песни, которые их сопровождали.
Село Алешенка можно смело назвать кладезем частушек, причем некоторые из них очень колоритные .
3.Заключение и выводы
«Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет,
но отнимите у современного человека этот
нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких
условностей, и он все забудет, всему разучится,
и должен будет начинать сначала».
В.О.Ключевский
Мода постоянно меняется из века в век и даже из месяца в месяц. Непостижима в своем богатстве и разнообразии музыкальная палитра страны. Оглядываясь в прошлое, можно увидеть самые причудливые составляющие русского фольклора. Но он неподвластен моде и течению времени.
Поставленную перед собой цель: знакомство с фольклором и культурой
8
русских жителей села Алешенка Навлинского района Брянской области я выполнила и могу сказать, что это
явление сложное, многообразное и очень интересное. Так как и по сей день многие из нас поют народные застольные песни, используют некоторые обряды и гадания, значит, русский фольклор у жителей нашей местности жив и еще будет жить.
И какое счастье понимать, что не умрут, не затянутся илом времени народные роднички. Пусть долго живет возрожденная песня, доставляя неизъяснимое наслаждение, заставляя сильнее биться сердце.
Литература
1. О.В.Вороничева, Е.Э. Горяинова Литературная Брянщина: учебник- хрестоматия для 7 класса в 2-х частях, - Брянск: Курсив, 2013 год
Е.К.Монина Музыкальная культура Брянщины,- Брянск- Курсив, 2013 год
А.В.Шаравин Брянщина Литературная,- Брянск- Курсив 2008 год
Словарь Ожегова, М- издательство иностранных и национальных словарей, 1960 год
9