СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-техническая революция 60-х годов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный урок с использованием групповой формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Научно-техническая революция 60-х годов»

Научно-техническая революция 60-х годов



Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими успехами научно-технической революции 60-х годов в области космической и компьютерной техники,транспорта,медицины и т.д.

Форма проблемного урока с использованием групповой работы по технике «аквариума» призвана способствовать осознанию учащимися актуальности обсуждаемых проблем, формированию представления о негативных последствиях НТР для людей.

Урок такого типа должен способствовать развитию у учащихся умений воссоздавать образы прошлого,анализировать материал,находить информацию в различных источниках,рассуждать,аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам ,делать выводы.

Групповая работа должна способствовать развитию умений общаться,вести полемику и находить компромиссные решения.

Учащиеся должны дать собственную оценку явления научно-технической революции, вынести ей «обвинительный приговор» или оправдать ее. Главное , чтобы учащиеся самостоятельно нашли и сформулировали итоговый вывод урока.

ПОДГОТОВКА УРОКА

Учащимся объявляется тема дискуссии , предлагается список литературы , вопросы и задания для обсуждения в группах .

ХОД УРОКА.

Вступительное слово ведущего.

Начало 60 – х годов –это время научного прогресса. Успехи развития технических наук были необычайны , достаточно вспомнить освоение космоса , открытия в области квантовой механики , лазерной техники ;были созданы промышленные установки и новые технологии в производстве. Напряженный труд советских ученых и огромные финансы привели к космическим победам СССР. Ю.Гагарин , С. Королев получили высшие государственные звания и награды . Атомные станции , ледокол « Ленин « ,подводный флот с ядерными ракетами стали символами 60-х годов.

Символами того времени стали призывы : « Да здравствует укрепление связи науки с производством! « , « Добьемся дальнейшего прогресса советской экономики на путях ее химизации!»,»Енисей, мы тебя покорим !» , « За дальнейшее освоение новой топливно-энергитической базы СССР !»

Наука действительно широко шагнула в производство , однако НТР имела такие последствия ,которые и сегодня человечество не в состоянии исправить. Простому человеку 60-х годов современное слово «экология « было не известно , но его хорошо знал узкий круг ученых биологов. Они хорошо знали о тех экологических катастрофах , которые уже назревали. Достаточно вспомнить целину , озеро Байкал , Аральское море. Уже в те годы наметились глобальные проблемы будущего – энерго-сырьевой кризис, онкологические и другие опасные и неизлечимые болезни , продовольственная проблема .





ОБСУЖДЕНИЕ МНЕНИЙ ОБВИНИТЕЛИ НТР :

Мнение 1.

НТР принесла экологическое бедствие нашей стране. Об этом говорили еще на XX съезде КПСС. На вопросы экологии тогда обратила внимание министр здравоохранения М.Д. Ковригина

Документ 1. Отрывок из речи М. Д. Ковригиной .

«Предприятия выбрасывают в воздух и водоемы большое количество различных промышленных отходов , которые зачастую делают невыносимой жизнь окружающего населения и портят водоемы , нанося огромный ущерб рыбному и сельскому хозяйству. Борьба против загрязнения воды и воздуха – большая санитарная и экономическая проблема. ( ХХ съезд КПСС, 14-25 февраля 1956 г. Стенографический отчет. Т.1.М.,1956.С.57-58)

Выступление М.Д.Ковригиной положило начало проектированию очистных сооружений, нефтеулавливатилей,пылеулавливателей на чадящих заводских трубах.

Мнение 2.

В 1972 году в Стокгольме собралась международная конференция по проблемам экологии. Уже в 60-е годы обратили внимание на так называемые «кислотные дожди» , от которых страдают водоемы , почвы , леса. В Скандинавии от них стала гибнуть рыба. В США и некоторых странах Западной Европы из-за кислотных дождей стали высыхать леса. Только в ФРГ пострадало 50 % лесов, в Австрии- около 30%.Кислотные дожди разрушают даже архитектурные памятники.

Вторая проблема –это загрязнение воздуха. Уже в 60-е годы обратили внимание на проблему «парникового» эффекта. Он заключается в том , что углекислый газ в атмосфере , подобно стеклу оранжереи, окутывает землю и задерживает тепловое излучение почв.

Мнение 3.Еще одна проблема-автомобилизация и чистота окружающей среды. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 тонн кислорода, выбрасывая 800 кг окиси углерода и почти 200 кг различных углеводородов.



Мнение 4.

Необходимо сказать о влиянии атомной энергетики и промышленности на экологию. Радиоактивное заражение –это бедствие для людей, это страшные болезни. Ярким примером экологического бедствия стала авария произошедшая 30 лет назад в 1986 году в Чернобыле.

Одним из последствий НТР стало истребление лесов. В 1960 году истребили 2,3 млн.га леса а восстановили лишь 1 млн.га. Между тем , 1 га леса поглощает 32 тонны пыли. Недаром леса называют «фабриками кислорода» . Почему же их истребляли? Их вырубали для расширения сельскохозяйственных площадей , строительства городов, промышленных объектов , дорог. Древесина-это высококачественный строительный материал , мебель , спички , бумага и др. Лес – это важнейшее топливо.



Мнение 5.

Промышленность негативно влияет на среду, загрязняет атмосферу , почвы.

Вот два примера.

Аральское море. Из него брали воду для орошения , оно обмелело, превратилось в солончаковую пустыню .Бывшее море стало накапливать соль . Бури разносят за его пределы около 72 млн. т. соли . Эта едкая пыль оседает на многие километры, где берут начало реки Средней Азии (воду из них пьют миллионы людей). Приаралье-зона экологического бедствия.

Вторая проблема- это озеро Байкал, которое составляет одну пятую часть мировых запасов пресной воды. В 60-е годы здесь был построен целлюлозно-картонный комбинат с ядовитыми отходами.













Выступающий предлагает ознакомиться с таблицей

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Разнообразное

воздействие на

среду.

Преимуществен-

ное загрязнение

атмосферы.

Преимуществен-

ное загрязнение

вод.

Преимуществен-

ное воздействие

на земельные

ресурсы.

Химическая промышленность,


черная металлургия,

производство

синтетических волокон,

пластмасс.

Энергетика,

цветная метал-

лургия, производство

во цемента,

нефтепереработка.

Целлюлозно-

бумажная промышленность

мясо-молочная

промышленность,

нефтедобыча.


Добыча угля открытым способом ,производство строительных материалов.







Выступающий может задать вопрос: «Какие из указанных в таблице отраслей особенно развивались в 60-е годы в СССР ?



Мнение 6.

Проблема развития промышленности также связана с проблемой загрязнения воды. Во-первых , на земле мало пресной воды-это примерно 0,6 % всех вод.

Для производства одной тонны синтетического волокна требуется 2500-5000 куб. м.воды , одной тонны никеля – 4000 куб. м. Именно эти отрасли стали ведущими в 60-е годы.

В1960 г. Увеличился на 6-7 % в год рыбный промысел ,а к 70- м годам прирост улова упал. В моря выводилась канализация , отходы химзаводов. И СССР и страны Западной Европы производили захоронение своих радиоактивных отходов в морях. Добыча нефти со дна моря также представляет опасность для экологии из-за бурового раствора, протечки трубопроводов и выбросов нефти.

В конце 60-х – начале 70-х годов ученые забили тревогу , и состоялась конференция ООН по проблемам моря.



Мнение 7.

Важная проблема , связанная с НТР-это проблема истощения ресурсов и источников сырья. Необходимо учитывать ограниченность ресурсов. Из всего добываемого сырья лишь 10 % превращается в готовую продукцию , 90 %- это отходы , которые загрязняют природную среду.



В ПРОЦЕССЕ ОБСУЖДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАТЬ МАСШТАБ ОБЩЕМИРОВЫХ ПРОБЛЕМ , СОПРОВОЖДАЮЩИХ НТР .



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ :

  1. Какие проблемы окружающей среды стали следствием НТР и печальным фактом к началу 70-х годов ?

  2. Как повлияло освоение космоса , ядерной энергетики и новых для 60-х годов отраслей промышленности на атмосферу . почвы . водоемы . моря ? Выскажите свое мнение.



ОБСУЖДЕНИЕ МНЕНИЙЗАЩИТНИКИ НТР



Мнение 1.

НТР 60-х годов дала миру очень много. Именно тогда был изобретен первый в истории человечества компьютер , первая микросхема , происходило стремительное освоение космического пространства , были достигнуты успехи в атомной энергетике.

Если бы все атомные станции в мире заменить на угольные электростанции , то понадобилось бы добыть дополнительно более 600 млн. т. угля , в окружающую среду поступило бы 2 млрд.т. углекислого газа , 4 млн.т.летучей золы. Эксплуатация АЭС позволяет сэкономить ежегодно 400 млн.т. нефти в мире.



Мнение 2.

Автомобиль уже в 60-е годы стал во многих странах мира не роскошью , а необходимым средством передвижения. Существует немало способов снижения вредного влияния автомобильного транспорта: совершенствование конструкции автомобиля с точки зрения токсичности, повышение уровня технического обслуживания , перевод автомобилей на другие виды топлива.



Мнение 3.

Во всем мире известна практика восстановления лесов в результате лесовосстановительных работ. С 1960 года в Великобритании лесной покров увеличивался на 30-40 тыс. га в год. Использование энергетических ресурсов один из показателей уровня развития цивилизации. Уже в 60-е годы активизировались поиски новых месторождений , наметился переход к ресурсосберегающим технологиям , велись разработки альтернативных источников получения энергии (солнца и ветра , приливов и отливов , морской энергии и ядерной энергии). Большое внимание уделялось применению промышленных материалов , поддающихся утилизации. В 60- годы повсеместно проводились сборы металлолома. При повторном использовании металла экономились запасы сырья , меньше загрязнялась среда, отсутствовали отходы , такой металл легче было производить. Так затраты труда при выплавке стали из вторичного сырья в 7 раз меньше , меди – в 8 раз , алюминия – в 30 раз.



Мнение 4.

Существует немало способов решения продовольственной проблемы :интенсификация сельского хозяйства , передовые методы его ведения , природоохранительная политика , аграрные реформы , внедрение достижений НТР в сельское хозяйство. За счет этого можно добиться повышения плодородия почв , селекции сельскохозяйственных культур и выведения животных , использования биологических ресурсов.



После выступления участников дискуссии ведущий выделяет основные аспекты обвинителей НТР :

  1. Использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства.

  2. Воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду.



и защитников НТР :

  1. Неизбежность и объективность НТР.

  2. Успехи науки и техники.

  3. НТР и удобства в жизни человека.

  4. Социальные плюсы НТР.





ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДИСКУССИИ

Ведущий предлагает учащимся сформулировать собственное отношение к НТР.

Экспертная группа (3 человека) проводит анализ урока.



Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем : « Мое отношение к НТР», «НТР на Западе и в СССР : сходство и различие».