| Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Научное программирование как престижная профессия будущего Учебная дисциплина: Русский язык г. Комсомольск-на-Амуре 2023 г. |
Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Тема: Научное программирование как престижная профессия будущего
Тип пособия: методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Русский язык»
Автор: Охотникова Анастасия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы.
Методическая разработка помогает обучающимся понять сущность и социальную значимость будущей специальности/профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка профессиональных образовательных учреждений.
КГБ ПОУ КСК
г. Комсомольск-на-Амуре
пр. Ленина, 20
(4217)54-43-40
Пояснительная записка
Данный кейс заданий предназначен для актуализации знаний студентов о получаемой профессии, анализа современных тенденций программирования.
Текст, использованный в кейсе, отражает основные особенности научного программирования как вида классического программирования, давая возможность будущим специалистам задуматься о дальнейшей карьере. Студенты на личном опыте узнают, в каких сферах жизни используются виды программирования, убедятся в престижности выбранной профессии, убедятся в наличии прикладного применения получаемых знаний. Кроме того, они увидят, что научное программирование рука об руку идёт с точными и естественными науками, что позволит сохранять и поддерживать их интерес к предметам общеобразовательного цикла, т.к. эти дисциплины и полученные знания помогут им в дальнейшем.
Задания с функциональной грамотностью нацелены на совершенствование навыков работы с текстом: например, студентам предлагается ответить на вопросы, опираясь на прочитанный текст, заполнить таблицу, вычленяя ключевую информацию, составить краткий пересказ, сохраняя структуру текста.
Задания, связанные с русским языком позволят обогатить словарный запас студентов, продемонстрировать им неразрывную связь языка с остальными изучаемыми предметами, даст понять, что освоение родного языка – ключ к успешному освоению профессии. Кроме того, эти задания направлены на систематизацию изученного материала о синтаксисе, лексике, пунктуации и орфографии, т.к. эти темы будут использованы в письменной работе во время промежуточной аттестации. Дополнительным заданием является написание текста каллиграфическим способом, отрабатываемым на уроках русского языка на протяжении года. Это позволяет студентам лучше контролировать ручное письмо, оставаться собранными и сосредоточенными во время выполнения работы, развивать отделы головного мозга, отвечающие за мышление и рабочую память.
Также в кейсе используются приёмы развития креативного мышления, например, составление интеллектуальной карты (майндмэпа). Это один из любимых приёмов студентов, т.к. он позволяет в нестандартном виде оформить необходимую для ответа информацию. Обычно обучающиеся проявляют фантазию, используют для создания карты подручные материалы, давая им вторую жизнь; систематизируют данные в соответствии со своими предпочтениями, что способствует лучшему запоминанию информации.
Научное программирование
Научное программирование (НП) — высокоориентированный стиль программирования для научных расчётов. От других видов программирования его отличают предельные корректность и стабильность конечного продукта, строгое разделение научной и интерфейсной частей, индивидуальность алгоритмов, а также преобладание эффективности над универсальностью.
Научное программирование лежит в основе любого современного глобального исследования. Все передовые технологии — от квантовых компьютеров до космических программ — были бы невозможны без специалистов в области научного программирования, способных предоставить ученым надёжный и точный инструмент для совершения открытий.
Ряд отраслей науки непосредственно зависят от уровня развития научного программирования. Так, своего исполнения ждут беспилотный транспорт, «умные» системы управления городским и сельским хозяйством, фондовыми биржами; ждут робототехника, генная инженерия, искусственный интеллект, превосходящий возможности человека.
Учёные используют различные языки программирования, выбор которых зависит от типа задачи и предпочтений автора. Исторически первым высокоуровневым языком программирования является Fortran, на нём написано много отлаженных библиотек математической статистики и библиотек для решения дифференциальных уравнений, что актуально для экономики и биологии соответственно.
Более простым синтаксисом обладает Python, также подходящий для программирования математических вычислений. Язык Python привлекается для обработки данных в математике, физике, экономике, биологии, химии и умеет работать с некоторыми другими «научными» языками: Fortran, C++, C#.
В свою очередь C# позволяет программировать на платформе .NET, адаптировать программу к общеязыковой исполняющей среде (CLR) и ускорить разработку в рамках оперативных научных сессий.
Программирование двигает науку, которая двигает технический прогресс. Изобретения, которые считались революционными вчера, в XXI веке служат бытовым потребностям: СВЧ-печь, мобильный телефон, 8-битная домашняя ЭВМ. От программиста-ученого зависит, каких вершин достигнет наука сегодня и какие из них завтра войдут в каждый дом.
В руках программиста-ученого находятся инструменты не только для развития промышленности, но и для повышения общего качества жизни. Такой специалист увеличивает прогностическую функцию человечества, помогая предугадывать и предотвращать климатические, финансовые, гуманитарные катастрофы.
Задания к тексту
Часть I
1. Опираясь на прочитанный текст, запишите основное отличие научного программирования от других видов.
2. Заполните таблицу, используя данные, приведённые в тексте, и собственные знания.
Сфера использования НП | Как НП используется сейчас | Что можно улучшить с помощью НП |
Беспилотный транспорт | | |
«Умные» системы управления городским и сельским хозяйством | | |
Робототехника | | |
Искусственный интеллект | | |
Генная инженерия | | |
3. Составьте майндмэп по каждому языку программирования, указанному в тексте. Структуру карты выбирайте по своему усмотрению.
4. Назовите пять предметов быта, которые появились благодаря программированию, укажите их создателей.
5. Запишите определения следующих терминов: программирование, квантовый компьютер, интерфейс, оперативная система, технический прогресс, прогностическая функция.
6. Укажите вклад программистов в будущее человечества.
Часть II
1. Каллиграфическим почерком запишите первый абзац текста. Подчеркните все члены предложений в этом абзаце.
2. Выпишите пять слов, которые являются примерами правила «Безударные проверяемые гласные в корне».
3. Перескажите текст в пяти предложениях, используя БСП, ССП, СПП, вводные конструкции, обращения.
Список используемой литературы
1. https://fgos.ru/fgos/fgos-09-02-07-informacionnye-sistemy-i-programmirovanie-1547/
2.https://naked-science.ru/article/media/programmirovanie-v-nauke-aktualnost
3. https://science.involta.ru/glossary
4. https://rosental-book.ru/
5. https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/