Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Городская научно-практическая конференция
«Школьники города – науке XXI века»
Секция «Искусство»
Тема исследовательской работы:
«Музыкальные уши: вред или польза»
Работу выполнила: ученица 8Б класса
Усанова Алена
Руководитель работы: учитель музыки
Мосолова Н. Н.
Саранск 2017
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть исследовательской работы
1.1 Как устроен слуховой аппарат………………………………………...5
Кто придумал наушники …………………………………………6
Какие бывают наушники………………………………..………..6
Влияние «чудо-изобретения» на организм человека …………..7
Допустимые показатели громкости в наушниках…………..…..9
2. Практическая часть исследовательской работы
2.1 Социологический опрос……………………………………..11
2.2 Анализ результатов опроса………………………………….12
Вывод……………………………………………………………..13
Рекомендации…………………………………………………….14
Список источников………………………………………………15
Приложения………………………………………………………16
Введение
Что мы называем «музыкальными ушами»? Таким термином можно назвать уши музыкально одарённого человека. Это могут быть уши, «заполненные» или занятые музыкой.
В работе главной темой являются современные аудиоустройства, при помощи которых происходит «заполнение» человеческого органа слуха музыкой посредством МР3-плееров, компьютеров или мобильных телефонов. В настоящее время, в эпоху стремительно развивающейся музыкальной звукоаппаратуры и желания молодого поколения не расставаться с музыкой в любых ситуациях, быть «продвинутой» в области музыкальных новинок, современных ритмов, часто можно увидеть школьников с «затычками», «вкладышами» в ушах. Дорога в школу, перемена, скучный урок, приготовление домашних заданий становятся, по их мнению, интереснее, если в ушах звучит любимая музыка. И очень часто, дети и подростки слушают музыку на недопустимой для слуха громкости, которая рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность, влияет на физиологическое состояние, может вызвать тугоухость, глухоту.
По моим наблюдениям, подобная проблема актуальна для нашей школы, так как большая часть учащихся используют наушники для прослушивания музыки. Исследований по обозначенной теме в нашей школе ещё не проводилось. Далеко не все осознают перспективы данного явления, о котором необходимо знать, так как оно влияет на здоровье человека. Поэтому выбранная мною тема является актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования – выявить влияние громкой музыки, прослушиваемой через наушники, на обучающихся.
Задачи: - изучить литературу по данной теме;
- провести анкетирование среди обучающихся по использованию современных аудиоустройств в повседневной жизни;
- исследовать влияние громкой музыки на физиологическое состояние человека;
- обработка полученных данных исследований, формулировка выводов, выработка рекомендаций по использованию наушников.
Таким образом, в начале моей работы была выдвинута гипотеза: некоторые группы школьников испытывают зависимость от наушников и слушают музыку в опасном для здоровья режиме.
Объект исследования – обучающиеся МОУ «СОШ №11» (5-11 классы). Всего в исследовательских экспериментах приняло участие 159 человек.
Предмет исследования – ответы респондентов МОУ «СОШ №11».
Методы: анкетирование, математические подсчеты, обработка результатов, сравнение, анализ.
Время проведения – октябрь-ноябрь 2017 г.
База проведения исследований – МОУ «СОШ №11».
1.Теоретическая часть исследовательской работы
1.1 Как устроен слуховой аппарат
Среди органов чувств, слух – один из важнейших. Благодаря ему, мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению. Орган, воспринимающий звуки и шумы – ухо человека.
Из медицинской литературы я узнала о строении органов слуха, о процессе прохождения звука по слуховым каналам (приложение № 1) и почему длительное воздействие громкого звука вызывает повреждения слуха. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т.н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг, т.е. мы видим, что слишком громкий звук вызывают гибель чувствительных клеток, из-за чего слух снижается.
1.2 Кто придумал наушники
Первые в мире наушники появились более века назад. Довольно внушительный срок существования, не правда ли? Но если подумать, ни один человек не живёт без музыки. Кому-то наушники даже помогают идти с музыкой по жизни. Вот и получается, что этот предмет прочно осел в нашей повседневности.
Изобрёл самые первые в истории наушники Натаниэль Болдуин у себя дома на кухне. Он собрал их из разных частей телефона в 1910 году. В начале своей «карьеры» наушники применялись только в военной деятельности: у радистов, у подводников и др. В массы наушники распространились лишь спустя два десятка лет после изобретения. Они моментально завоевали необыкновенную популярность среди обычных людей, а с появлением портативных плееров их важность стало трудно переоценить. Ещё бы, ведь появилась возможность получать удовольствие от любимой музыки в любом месте: в транспорте, на улице, в кафе и т.д. – абсолютно не мешая другим людям.
Сейчас трудно найти сферу человеческой деятельности, где не нашлось бы применения наушникам. Наиболее важная роль отводится им в процессе звукозаписи.
1.3 Какие бывают наушники
Изучая научную литературу, мы выяснили, что наушники бывают нескольких типов (приложение 2):
полноразмерные (мониторные). Полностью охватывают ухо за счёт большого излучателя и амбушюров. В таких наушниках степень рассеивания больше всего, потому что динамик размером с ухо, и большая часть звука упирается в ушную раковину, добираясь до барабанной перепонки окольными путями.
накладные. Как правило, небольшие наушники, в которых излучатель прижимается к ушной раковине. Это уменьшенный вариант мониторных наушников.
вставные. Вставляются в ушную раковину. Звук в таких наушниках более концентрирован с расчётом, что почти вся выходная мощность идёт в ушной проход.
внутриканальные. Плотно вставляются в ушной канал. Концентрация звука в таких наушниках самая высокая, потому что они вставляются прямо в ушной проход, встречая меньше преград на своём пути, и «звуковая пушка» стреляет прицельно в неприкрытую барабанную перепонку.
1.4 Влияние «чудо-изобретения» на организм человека
Вот уже более столетия прошло с тех пор, как изобрели наушники. За это время ученые и врачи провели немало исследований.
Рассмотрим сначала положительные стороны.
1) Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Поэтому неудивительно, что воздействие классической музыки, доставляющая радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
2) Прибор способствует созданию хорошего настроения. Иногда дорога может быть долгой и утомительной, но любимая песня или фильм, закачанный в гаджет, скрасят трудный путь, и при этом человек в наушниках не будет надоедать посторонними звуками случайным попутчикам.
3) Дарят свободу действий и передвижений. Занятия в спортзале становятся веселее, продуктивнее, если есть индивидуальное звуковое сопровождение, которое подходит и нравится только слушателю.
Существует и противоположное мнение по данной проблеме. В результате анализа источников выяснилось: большинство ученых считают, что наушники наносят непоправимый вред здоровью человека в случае неправильного выбора наушников и несоблюдения определённых рекомендаций по их использованию. А теперь рассмотрим подробнее.
У любителей музыки, звучащей в наушниках наблюдается:
- снижение слуха. Со временем внутреннее ухо оказывается беззащитным перед громкими звуками. Чувствительность слуховых нервов, которые находятся в постоянном напряжении, начинает снижаться, а барабанная перепонка рискует и вовсе порваться.
Данная проблема появилась ещё во второй половине прошлого века, когда появились первые наушники широкого потребления. Научный сотрудник одного из университетов США Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. Доктор Дэвид Липскомб из звуковой лаборатории университета Теннеси еще в 1982 году сообщал, что 60% студентов, поступающих в университет, имеют существенные расстройства слуха в высокочастотной области, т.е. обладают слухом пожилых людей. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Во Франции более 25% поступающих в школу спортивной авиации юношей оказались отсеянными из-за нарушения слуха, а в Германии в настоящее время повреждения внутреннего уха наблюдаются у каждого пятого немца в возрасте от 16 до 20 лет.
На одном из любительских музыкальных сайтов мы читаем: «Ученые бьют тревогу – если в предыдущем поколении люди теряли слух в среднем в 60-70 лет, то нынче встречаются оглохшие в сорок. Но, увы, большинство людей не придают серьезного значения данной информации»;
- снижение умственного потенциала. Постоянное раздражение ушной мембраны вызывает головные боли, утомление, эмоциональную нестабильность, повышение артериального давления, что сказывается на работе мозга;
- нарушение внимания, рассеянность. Эксперты отмечают, что в момент, когда человек передвигается пешком по улице, при этом, слушая музыку в наушниках, он сильно отвлекается от ситуации в окружающем мире, поскольку мозг больше сосредотачивается на музыке, а не на внешних стимулах. Исследования доказывают, что в России ежегодно количество смертельных случаев из-за использования наушников увеличивается. Например, из 16 случаев в 2004 году смертность увеличилась до 47 случаев в 2011 году.
1.5 Допустимые показатели громкости в наушниках
Показатели уровня громкости существенно влияют на организм человека (приложение №3). Предельно допустимым шумом на производстве считается шум в 85 дБ, а во многих странах этот уровень снижен до 80 дБ. При длительном воздействии звуков с уровнем 85 дБ может начаться повреждение слуха.
Александр Евтушенко приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. Самые тихие звуки, которые способно уловить здоровое ухо, – это звуки силой 10–15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор – в 30–35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Звук громче 90 децибелов при длительном прослушивании приведет к нарушениям слуха — это подтвержденный научный факт. Звук, громкостью в 105 децибел, повреждает слух уже после 15 минут. Многие плееры способны выдавать звук силой до 120 децибелов.
2. Практическая часть исследовательской работы
2.1 Социологический опрос
Анкета «Наушники в жизни школьников» (приложение № 4).
Цель анкетирования: изучить и проанализировать режим использования и роль современных портативных аудиоустройств (наушников) в повседневной жизни обучающихся (Приложение №13).
В опросе приняли участие 159 человек (школьники 5-11 классов), что составляет 18% от общего количества обучающихся школы (902 ученика).
По результатам анкетирования выявлено:
99% опрошенных имеют МР-3 плеер (сотовый телефон) с наушниками, а 1 % - не имеют (приложение №5);
подавляющее большинство респондентов (71%) пользуются наушниками при прослушивании музыки, что является фактором риска для молодого неокрепшего организма. 15 % - 1-2 раза в неделю, а 14% - редко (приложение № 6);
использование наушников для прослушивания музыки возрастает с возрастом обучающихся: если в 5 классе используют наушники 11 % респондентов каждый день, то в 11 классе 80% обучающихся пользуются наушниками ежедневно (приложение № 7);
большинство респондентов используют при прослушивании вставные наушники (76 %) , а 24% пользуются накладными наушниками. Как известно, наибольший вред здоровью приносят наушники вставные. Именно такими наушниками пользуются большинство обучающихся МОУ СОШ№11 (приложение № 8);
35 % респондентов слушают музыку на громком звучании, 61 % - на средней громкости, и лишь 4 % респондентов используют тихое звучание своего плеера (приложение № 9);
высокая громкость звучания в наушниках с возрастом учащихся увеличивается: если в 5 классе мы отмечаем такие показатели у 25% опрошенных, то в 9 классе эта цифра возрастает до 67% (Приложение №10).
большая часть респондентов (68%) пользуются наушниками от одного года до нескольких лет (приложение № 11). Таким образом, есть вероятность, что данным респондентам в перспективе грозит ослабление слуха, т.к. этот процесс происходит постепенно с течением времени.
77% обучающихся знают, что прослушивание музыки через наушники влияет на здоровье человека, 23 % обучающихся даже не задумываются об этом (приложение № 12).
2.2 Анализ результатов опроса
Данная работа позволила нам изучить влияние громкой музыки через наушники и отметить отрицательное влияние на слух, работоспособность и физиологические состояние организма школьников. На основании полученных данных можно сделать соответствующие выводы:
- чем старше дети, тем больше они тратят времени на слушание музыки через наушники, чем наносят вред своему здоровью;
- учащиеся нашей школы используют наушники самого опасного типа (вставные);
- четверть всего количества опрошенных даже не догадываются о пагубном воздействии наушников на организм;
- более третьей части опрошенных используют «музыкальные уши» на опасном для здоровья уровне громкости.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Вывод
Проведённый мною анализ научной, медицинской литературы, Интернет-ресурсов и практические исследования в нашей школе свидетельствуют о том, что проблема влияния использования наушников на здоровье существует в нашей школе, равно как и в обществе в целом.
В теоретической части исследования был проведён анализ по проблеме, в результате которого было установлено, что эта тема является актуальной в настоящее время. В этой части исследования были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы: строение органов слуха, процесс влияния громких звуков на органы слуха человека, я познакомилась с результатами научных открытий в области влияния громкой музыки на слух , узнала о нормативных параметрах и рекомендациях при прослушивания музыки через наушники.
В практической части исследования было проведено анкетирование и беседа со школьниками 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов, в результате которых мы выявили проблемные показатели.
Самые низкие показатели мы наблюдаем у 6Б класса (, что, несомненно, радует. В группе риска оказались ученики 11А класса (ежедневное прослушивание музыки – 80% одиннадцатиклассников) и высокие опасные для здоровья показатели мы наблюдаем у учеников 9Б класса (83% опрошенных ежедневно слушают музыку, 67% на громком уровне).
Рекомендации для любителей «музыкальных ушей»
Чтобы избежать проблем со слухом, специалисты рекомендуют:
соблюдать так называемое "правило 60-60": слушать МР-3 плеер не громче 60% от возможного максимума и не более одного часа;
громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
следует ежегодно проходить обследование слуха;
отказаться от наушников-капель, «затычек», «вкладышей»;
не увеличивать громкость музыки, чтобы заглушить внешний шум;
не слушать музыку в наушниках на улице, иначе теряя восприятие реальности, можно попасть в беду;
ни в коем случае не делать уроки, слушая плейер;
укладываясь спать, позаботьтесь, чтобы в комнате было тихо;
больше совершайте прогулок на свежем воздухе;
больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы;
Список источников:
Алдошина И. А. Громкоговорители // Звукорежиссер, 2/2002.
Билич Г. А., Назарбо Л.В // Популярная медицинская энциклопедия Человек и его здоровье – Мвече, 2002.
Вуджат Дж. Настольная книга по громкоговорителям и наушникам, Изд-во Hearnet, 1988.
Справочник врача общей практики Н. П. Бочнов, В. А. Насанова и др// Под редакцией Н. Р. Палеева – М Издательство Эксмо 2002 – 2 тома
Члиянц Г. Ретроэтюд начала прошлого века // журнал «Радио-хобби», 6/2002
Точка доступа:
http://grin59.forum2x2.ru/t6128-topic
http://nado.ee/jeto-interesno/1273-bezopasnye-naushniki-pozvoljajut-slyshat-zvuki-ulicy.html
http://pro-massazh.ru/health/index.php/5458.html
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.gorod55.ru/news/article/show/?rubric=13&id=15016
http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/zashhitite-tot-slux-kotoryj-u-vas-est/
http://www.utro.ru/articles/2012/01/17/1022903.shtml
http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html
Приложение № 1
Рисунок 1.Строение слухового аппарата человека.

Приложение № 2
В

иды наушников
А)мониторные Б) вставные В) внутриканальные
Приложение № 3
Показатели громкости.

Приложение № 4
Анкета
Имеете ли вы телефон, компьютер или плеер с наушниками?
А)Да Б)Нет
Какие наушники вы используете при прослушивании музыки?
А) Мониторные
Б) Вставные
В) Внутриканальные
3. Как часто вы пользуетесь наушниками при прослушивании музыки?
А) Каждый день
Б) 1-2 раза в неделю
В) Редко
4. Укажите уровень громкости, на котором вы слушаете музыку через наушники.
А) Громкий
Б) Средний
В) Тихий
5. На протяжении какого времени вы пользуетесь наушниками для прослушивания музыки?
А) До года
Б) 2-3 года
В) Несколько лет
6. Как вы думаете, длительное и громкое прослушивание музыки через наушники влияет на здоровье человека?
А) Влияет
Б) Не влияет
Приложение №5
Диаграмма № 1.

Вывод: 99% опрошенных обучающихся имеют МР-3 плеер (сотовый телефон) с наушниками, а 1 % - не имеют.
Приложение № 6
Диаграмма № 2

Вывод: 71% респондентов используют наушники ежедневно, 15%- 1-2 раза в неделю, и 14% используют наушники редко.
Приложение № 7
Диаграмма№3
Вывод: использование наушников для прослушивания музыки возрастает с возрастом обучающихся: если в 5 классе используют наушники 11 % респондентов каждый день, то в 11 классе 80% обучающихся пользуются наушниками ежедневно.
Приложение № 8
Диаграмма № 4

Вывод: большинство респондентов используют при прослушивании вставные наушники (76 %) , а 24% пользуются накладными наушниками.
Приложение № 9
Диаграмма № 5

Вывод:35 % респондентов слушают музыку на громком звучании, 61 % - на средней громкости, и лишь 4 % респондентов используют тихое звучание своего плеера.
Приложение № 10
Диаграмма № 6

Вывод: 77% обучающихся знают, что прослушивание музыки через наушники влияет на здоровье человека, 23 % обучающихся даже не задумываются об этом.
Приложение №11
Таблица № 1.Количестенный состав респондентов по классам.
Класс | Количество респондентов |
5В | 28 |
6Б | 30 |
7Б | 23 |
8Б | 24 |
9Б | 24 |
10А | 15 |
11А | 15 |
Итого | 159 |
22