Научные подходы к использованию ИКТ в специальном образовании в России и за рубежом.
1.1. Применение информационных компьютерных технологий в
коррекционно–развивающем обучении.
Специальное образование как самостоятельное направление педагогической науки и практики достаточно молодо, ему менее двухсот лет. Отсчет принято вести от момента появления в Европе в конце XVIII в. первых специальных классов для детей с сенсорными нарушениями.[21]
Объективно определить численность той или иной категории лиц с аномалиями умственного или физического развития невозможно даже приблизительно еще и потому, что вплоть до XVIII столетия различали только категории сумасшедших, слепых и глухих (глухонемых). Не только обыватели, но и врачи, юристы, философы относили к одной популяции как людей с физическими дефектами (глухих, карликов, калек) так и тех, кто страдал выраженными интеллектуальными нарушениями или психическими заболеваниями.
Отношение западноевропейцев к умственно отсталым закреплено в термине “идиот” (от греческого idiotos - невежда; лицо, не принимающее участие в общественной жизни), который вплоть до XVIII столетия использовался для обозначения лиц с любым уровнем интеллектуального нарушения - от незначительного до выраженного. Можно видеть, что определение включает две социально-значимые характеристики: с одной стороны “идиот” - это человек, не обладающий знанием, умом, с другой - исключенный из нормальной жизни. Таким образом, вопрос о необходимости и целесообразности обучения “идиота” неуместен. (Не случайно первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей будут предприняты во Франции в контексте нового осознания прав человека, являясь ответной реакцией на провозглашенные Конвентом идеалы всеобщего равенства).[20]
В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX века страны Западной Европы и США переходят к строительству открытого гражданского информационного общества. Под влиянием новых социо-культурных детерминант в этих странах осуществляется эволюционный переход систем специального образования на качественно новый (третий, по периодизации Н.Н.Малофеева, 1996) этап своего развития, ведущей тенденцией которого становится интеграция, а атрибутом компьютер. С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном обучении тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Их поиски подчинены, прежде всего, задачам социальной и образовательной интеграции детей, а потому одним из интенсивно развивающихся направлений становится создание «ассистирующих» технологий (Assistive technology) - функциональных «протезов» новейшего времени. Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы «компенсировать» за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию.
Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях. Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки. Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование. В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является максимально возможное развитие ребенка в процессе обучения, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.[16]
На современном этапе развития коррекционной педагогики выработана методология разработки и применения компьютерных инструментов в контексте отечественной научной традиции. Использование уникальных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях специального образования предложило подчинить задаче максимального возможного развития ребёнка, предупреждения и коррекция вторичных его отклонений. С помощью ИКТ «достраиваются» те условия обучения, которые необходимы для развития ребёнка, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Под информационными технологиями, в широком смысле, понимаются методы и способы накопления, передачи, обработки и хранения информации на базе технических средств, которые изменялись и совершенствовались на протяжении веков по мере развития науки и техники. В настоящее время их основой являются, прежде всего, компьютерные средства.
Информатизация образования - это массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
Использование информационных технологий в образовании - более узкое понятие, являющееся одним из обязательных этапов массовой информатизации образования наряду с освоением средств новых информационных технологий и разработкой специализированного программного обеспечения.
Характерной чертой современного образования, наряду с информатизацией, является его гуманизация, направленность на развитие личности и реализацию творческого потенциала каждого ученика. Эта тенденция проявляется, помимо прочего, в повышении внимания общественности к нуждам нестандартных, необычных детей - как выделяющихся среди сверстников одарённостью, так и наличием специальных потребностей. Не так давно в педагогике США зародился и уже достаточно прочно вошел в обиход соответствующий термин - «исключительные дети», то есть дети, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. В эту группу включают как лиц с нарушениями в развитии, так и одарённых учащихся.[12]
В США накоплен серьёзный опыт педагогической работы с «исключительными детьми», построена система дифференцированных образовательных программ, создана солидная теоретико-педагогическая база. Потребности «исключительных детей» стали ключевой темой многочисленных законов об образовании, принятых в этой стране во второй половине XX века. Среди них следует выделить Акт об образовании всех детей с ограниченными возможностями (Education of All Handicapped Children Act, 1975); Закон об образовании одарённых и талантливых учащихся (The Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act, 1988); закон «Ни одного отстающего ребёнка» (No Child Left Behind, 2002) и др. К основным положениям названных законов относится предоставление возможности получения лучшего образования всем детям, независимо от их способностей, состояния здоровья, национальности, материального благосостояния и иных факторов. В качестве одного из средств обеспечения доступа к образовательным услугам и их качества законодатель закрепляет информационные технологии.[12]
Информационные технологии, специально созданные для лиц с ограниченными возможностями, позволяют частично или полностью компенсировать недостатки их развития, облегчают их социализацию, что приобретает особую актуальность в условиях интеграции «исключительных детей» в массовую школу.
Опыт американских учителей имеет большую ценность для отечественной педагогики в современных условиях. Речь идёт, прежде всего, о проблемах работы с детьми со специальными потребностями. Реорганизация сформировавшейся системы образования этих школьников совпадает по времени и интенсивности с информатизацией российского образования, которая только набирает обороты. [12]
Прежде чем стать ускорителем современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития.
1. Еще в 1970-х годах появились первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.
2. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение "думающих машин" не получило должного развития.
3. Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг.
4. В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.
5. С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности. [26]
В связи с увеличением потребности в поиске новых, более эффективных средств психодиагностики и коррекции со всей остротой встает вопрос о теоретическом обосновании использования компьютеров в дефектологии. Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления человека, компьютер может стать важнейшим средством формирования, развития высших психических функций, а также коррекции нарушений всех уровней и форм интеллектуальной деятельности.
В докомпьютерную эпоху традиционное психологическое исследование не претерпевало существенных изменений на протяжении последних 100 лет. С развитием ЭВМ психологические исследования и процессы коррекции приобретают качественно новые возможности.
Идея применения компьютера как одного из важнейших современных средств обучения детей-олигофренов основывается на знании особенностей развития их мышления и отдельных сторон психической деятельности, так называемых предпосылок интеллекта. Речь идет о недоразвитии или ослаблении таких функций и составляющих психики, как нейродинамика, психомоторика, следовая активность, восприятие, внимание, различные виды речи и мышления, произвольная регуляция деятельности, механизмы общения. Многими авторами выделяется патологическая инертность как постоянная черта психики умственно отсталых детей всех возрастов. Все это и определяет основные принципы построения диагностических и коррекционных программ применительно к данной категории детей всех возрастов.
С помощью компьютеров представляется возможным прицельно развивать и корригировать нарушенные звенья познавательного процесса умственно отсталого ребенка. Создание специальных комплексов программ, построенных по типу развивающих игр, служащих для коррекции отдельных сторон психической деятельности детей, может привести к возникновению новой отрасли специальной педагогики – компьютерной игротерапии.
Применение компьютеров в учебной деятельности позволит расширить рамки эффективно - потребностной сферы, порождая внутреннюю мотивацию, интерес к интеллектуальной деятельности и достижениям в ней. Формируемое в процессе компьютерной игры взаимодействие с машиной по определенным, задаваемым извне правилам приведет ребенка к умению управлять внутренними психическими процессами, т. е. к саморегуляции собственной деятельности и поведения.[2]
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Поскольку мы говорим об обучающихся коррекционной школы, следует
учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению.
Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и
нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.
Одной из задач учебной работы школы является продолжение
обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.
Учащиеся коррекционной школы, имеющие интеллектуальные нарушения – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим
принципам педагогики, что и общее образование. Только в коррекционной
школе эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе
коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас
методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе
ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе
приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно четко воспринимают
окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и
явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения. Они снижают момент
обсуждения, стараясь действовать по привычке и т.д. Все эти черты,
характеризующие детей с нарушением интеллекта, заставляют
соответствующим образом строить и учебно–воспитательную работу с ним.
Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися
учебный материал.
Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе для учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, прежде всего, обеспечивает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счѐт новизны, реалистичности и
динамичности изображения, использования анимированных изображений,
внесения элементов игры. При использовании таких технологий, знания
приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты
сделаешь — ты поймѐшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в
необходимости использования информационных технологий в учебном
процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого–педагогические и методологические положения, разработанные отечественными и зарубежными психологами по использованию компьютера в коррекционно–образовательном процессе, которые убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих
возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств
обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача коррекционно-развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии детей с нарушением интеллекта.
Компьютерные средства представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.
1.2. Эффективность системного применения ИКТ на разных этапах
урока с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения.
Использование информационных компьютерных технологий открывает
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия,
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать
иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН учащихся.
Вот несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с
психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс
индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов
коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность
повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических
функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют
наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.
На уроках в коррекционной школе используют разнообразные ИКТ.
Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы.
Компьютер можно применять на любом этапе занятия:
1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает
мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.
2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения
материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности
учащегося при подготовке домашнего задания.
3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний
посредством демонстрации энциклопедических программ,
презентаций.
4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется
закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров.
5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и
проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и
контроля.
6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности
учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации
презентации.
Таким образом, использование ИКТ на разных этапах уроках значительно
повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более
продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Использование презентаций:
- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- содействует созданию положительной мотивации за счет использования
средств привлечения внимания;
- способствует обеспечению методической и дидактической поддержки
различных этапов урока;
- даѐт возможность оптимально использовать время на уроке;
- позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на
изменяющуюся ситуацию;
- позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с
классом;
- каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу;
Применяемые презентации позволяют использовать различные
виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические
задания, контроль уровня знаний, и.т.д.
Я, как учитель физкультуры, в начале своей профессиональной деятельности задалась вопросом: «Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры?» Ответ очевиден.
Использование ИКТ на уроках физической культуры
- это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Думаю, интересна для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!". Ведь, согласитесь, навыки, приобретённые нами в молодости, теряют в качестве исполнения, если ты не занимаешься видом спорта систематически. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия!
Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.
Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
– повышение эффективности и качества процесса обучения;
– повышение активности познавательной деятельности;
– углубление межпредметных связей;
– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
– эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
– формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
– подготовка информационно грамотной личности;
– подготовка пользователя компьютерными средствами;
– осуществление профориентационной работы в области физической культуры.
Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.
В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке? В школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. Выпускник порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать. Ребёнок сам видит свои движения, ошибки, недочёты. «Я сделал всё правильно – вы ко мне придираетесь!» уже не проходит.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даются варианты ответов. Время, выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 – 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Выигрывает от этого не только учитель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2 – 4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.
Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.
Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, один из способов повышения мотивации
обучения и социализации ребѐнка.
Системность и периодичность использования ИКТ позволяют более
продуктивно вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее
широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Вывод:
На основе проведенного теоретического анализа литературы можно сделать следующие выводы:
- использование информационно – коммуникативных технологий в обучении школьников с нарушенным интеллектом имеет огромное коррекционно – развивающее значение, а именно: совершенствуются процессы восприятия, внимания, развивается мышление и различные виды речи, регулируется поведение учащихся и их механизмы общения.
- информационно – коммуникативные технологии являются средством изменения качества образования. Использование ИКТ изменяет способы предоставления учебного материала, повышает его эффективность, расширяет возможности помощи и контроля при обучении. Наблюдается значительное повышение мотивации и активности учащихся на уроках.
Список литературы
Адаптированная основная программа для учащихся с умственной отсталостью https://docviewer.yandex.ru/
Айзенберг Б.И., Юдилевич А.Я., Белоножко О.П. Диагностические и коррекционные аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности.// Дефектология. 1991. № 6. С.37
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов М.: Педагогика, 1976.-104с.
- Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. -- М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М.: Просвещение, 1973
- Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание, 1998 - №2.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя.-- М.: Просвещение, 1985.-72 с.
- Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. - №2.
Гурьев С.В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников
http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-novykh-informatsionnykh-tekhnologii-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-doshko#ixzz49bD0J8JT
Гурьев С.В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyutera-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин Цуканова В.Н. http://econf.rae.ru/pdf/2012/12/Cukanova.pdf
Использование информационных технологий в образовании "исключительных детей" в СШАтема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Толмачёва, Анна Александровна http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologii-v-obrazovanii-isklyuchitelnykh-detei-v-ssha
Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб., 1998. - 209 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.: Владос Северо-Запад , 2013.
Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования [текст]: автореферат дис. … д-ра пед.наук: 13.00.03/ Кукушкина Ольга Ильинична.- Институт коррекционной педагогики РАО.- Москва, 2005.-58 с.
Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [электронная книга]: Монография. - М.: Полиграф Сервис, 2005.
Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС – центра. – СПб., 1998
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. -- М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа.-- М.: Печатный двор, 1996. - 182с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002.
Особенности внимания умственно отсталых детей http://superinf.ru/view_article.php?id=183
- Особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта http://www.eduneed.ru/ededs-62-4.html
Острейковский, В. А. Информатика : учебник для технических направлений и специальностей вузов / В. А. Острейковский . – 4-е изд., стер . – М. : Высшая школа, 2007 . – 511 с.
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения. М., 1959.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)
- Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
- Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста: метод. пособие / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М.: Полиграф сервис, 1998.
Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий.-2005.- с.54-112
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. –– 128 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. №5
Шипицына Л.М. Психологи я детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына , В.М.Сорокин Д.Н., Исаев и др.; под ред. Л.М.Шипицыной . — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с