Тема: "Наука и научное познание"
Современный человек постоянно пользуется достижениями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине – это и многое другое основано на научных поисках.
Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке – науковедения. Науковедение изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и науковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундаментальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человеческую деятельность; эффективность участия ученых в решении глобальных проблем.
ЕДИНСТВО ИСТИНЫ И ПОЛЬЗЫ
Наука – это сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли, например математической, исторической.
Научное знание, утверждают ученые, обладает двойной ценностью. Во-первых, оно самоценно, т.е. ценно само по себе. Это качество придает ему объективность истинности полученного знания. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить. Во-вторых, ценность научного знания определяется его полезностью для человеческой деятельности. Оно открывает перспективу целеполагания на основе предвидения возможных результатов деятельности, совершенствования средств деятельности и интеллектуального развития самого человека.
Непременным условием развития самоценности и полезности науки является дерзание («Дерзай знать!» – девиз науки), стремление ученых вырваться из плена сложившихся представлений, умение сочетать получение новых знаний с их применением для блага людей («Знать, чтобы делать!»).
Постепенное становление науки как социального института относится к XVII–XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания. Одновременно формируется внутренняя социально-организационная структура науки как автономного социального института (наличие материальных средств, профессионализм, сеть коммуникаций), призванного генерировать достоверные новые знания и несущего ответственность за поддержание должного уровня исследований. Вырабатываются социальные нормы, регулирующие деятельность ученого, научных сообществ; общество признает вклад ученых в развитие науки и производства, это признание облегчает продвижение ученых по лестнице научной карьеры. О государственном и общественном признании науки свидетельствует возникновение национальных академий наук в Англии, Франции, России. Так научная работа превратилась в профессию, научно-исследовательская деятельность – в устойчивую общественную и культурную традицию.
ФУНКЦИИ НАУКИ
С развитием науки выявлялась и возрастала ее многофункциональность. Двойная ценность науки лежит в основе двух ее главных функций: познавательной(теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-деятелъностной (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Науке свойственны и другие функции. Рассмотрим часть из них.
Культурная функция. Добытые наукой знания, объяснения тех или иных аспектов действительности входят в содержание материальной и духовной культуры. Достаточно назвать открытия М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, И.П. Павлова и С.П. Королева, Н.М. Карамзина и В.О. Ключевского, чтобы подтвердить характеристику науки как авторитетной культурной силы. Неотъемлемой частью культуры является образование, содержание и формы которого складываются под сильным влиянием науки.
Рассматриваемая функция нередко трактуется как культурно-мировоззренческая. Как вы уже знаете, мировоззрение представляет собой интегрированную систему философских, естественно-научных, экономических, социальных, политических и других идей, взглядов, определяющую отношение человека к миру. Фундаментальные научные открытия обогащают содержание названных идей, взглядов. Благодаря этому совершенствуется понимание сущности окружающего мира, положения и назначения человека в мире. Подчеркивая значение этой функции, ученые утверждают: «То, что действительно делает науку великой, заключается в том, что она объясняет мир».
Социальная функция реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида. Великий российский ученый В.И. Вернадский особо выделял «науки о духовном творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики…».
Во-вторых, наука непосредственно включается в процессы социального развития и управления ими. Так, данные науки привлекают при решении экологических проблем, разработке концепций, программ, планов, прогнозов хозяйственного и социального развития, при формулировании законодательных актов.
В-третьих, наука помогает определять пути и способы практического использования добытых знаний. Эта способность науки по мере укрепления ее связи с техникой стала рассматриваться в качестве самостоятельной функции. Ее ученые характеризуют как превращение науки в производительную силу общества. Раньше техника и производство часто опережали науку, давая ей готовый материал для анализа и обобщения, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. Превращение науки в производительную силу опиралось на опережающее развитие науки. Наука не только отвечала на запросы производства, но и стала фундаментом для развития его современных отраслей. Глубокие и широкие научные исследования определяют пути совершенствования техники.
Современный человек постоянно пользуется достижениями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине – это и многое другое основано на научных поисках.
Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке – науковедения. Науковедение изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и науковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундаментальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человеческую деятельность; эффективность участия ученых в решении глобальных проблем.
Научное познание- это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний
Давайте рассмотрим структуру научного познания
1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.
2) Объекты научного познания – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).
Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Уровни научного познания
Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Опрос, Анкетирование
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические методы научного познания
Анализ – (от греч. análysis разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
Индукция —(от лат. “inductio” — наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
Дедукция — (от лат. “deductio” — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
Абстрагирование – (от лат.abstractio — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
Аналогия – (от греч. analogia соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
Классификация – (от лат.classis — разряд и лат. facere — делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт(подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
Проблема — (от греч. problema — задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
Гипотеза -(от греч. hypothesis — предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
Теория – (от греч. theoria — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Практическое задание:
Провести исследование. Учащихся поделить на группы. Темы исследования:
1группа: Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы.
2 группа: Исследовать проблему того, как подростки выбирают профессию. Сделать выводы
3 группа: Исследовать роль отметок в учебном процессе. Сделать выводы.
План исследования:
1 этап: постановка проблемы. Очень часто подъём на эту ступень связан с какой-то эмоциональной реакцией (удивление, затруднение). Это стимул для рассмотрения ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.
2 этап: наблюдение. На этом этапе происходит накопление фактов.
3 этап: выдвижение рабочей гипотезы (от греч. hypothesis – основание, предположение). Выдвигается какое-то рабочее предположение, которое нуждается в практической проверке.
4 этап: Опрос, анкетирование(среди студентов своей группы)
5 этап: Анализ опроса.
6 этап: Вывод (подтвердилась ли гипотеза).
Оформить исследование на отдельном листочке ( со списком всех ,участвующих в этом исследовании).
Домашнее задание: 1)доделать исследование( если вдруг не успеют)
2)выучить конспект