Наука - особая система знаний
-система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
-особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
- теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
- культурно-мировоззренческая
- практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
- социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний
- превращение науки в производительную силу общества
- производственная
- прогностическая
Просмотр содержимого документа
«Наука и образование»
Лекция № 46 Наука и образование.
Наука - особая система знаний
-система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
-особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
культурно-мировоззренческая
практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний
- превращение науки в производительную силу общества
производственная
прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.
Этические нормы науки:
социальная ответственность учёного (клонирование)
бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
незавершённость
дифференцированность – существование различных направлений и школ
интегрированность - синтез знаний, комплексный анализ
Инновация- нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
трансляция культуры в обществе.
формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
социальная селекция (размещение в социальной структуре)
проведение социальных и культурных изменений в обществе
обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
демократизация
компьютеризация
интеграция — компетентностный подход
интернационализация - единая система образования
гуманизация - особое внимание уделяется личности, её интересам
гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
профилизация
Тенденции в развитии образования:
должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное (лицей)
-среднее (колледж)
Высшее образование
- бакалавриат
- магистратура
Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.