СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и общественно-политическая мысль Нового времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная революция XVII в., Просветительство. Нравственная философия. Политические теории: либерализм, демократия, консерватизм, социализм. Развитие научной мысли: позитивизм, профессионализация науки.

Просмотр содержимого документа
«Наука и общественно-политическая мысль Нового времени»

Наука и общественно-политическая мысль

Наука и общественно-политическая мысль

Научная революция XVII в. Развитие экспериментальной науки; Френсис Бэкон в «Новом Органоне» раскритиковал дедуктивным метод схоластики и предложил метод индукции, основанный на эксперименте; Философский рационализм Рене Декарта. Суть метода «Я мыслю, следовательно существую»; «Математические начала натуральной философии». Исаак Ньютон; Лондонское королевское общество (1660) – первое объединение ученых Англии. Королевская академия наук в Париже (1666), Берлин (1700), Санкт-Петербург (1724).

Научная революция XVII в.

  • Развитие экспериментальной науки;
  • Френсис Бэкон в «Новом Органоне» раскритиковал дедуктивным метод схоластики и предложил метод индукции, основанный на эксперименте;
  • Философский рационализм Рене Декарта. Суть метода «Я мыслю, следовательно существую»;
  • «Математические начала натуральной философии». Исаак Ньютон;
  • Лондонское королевское общество (1660) – первое объединение ученых Англии.
  • Королевская академия наук в Париже (1666), Берлин (1700), Санкт-Петербург (1724).
Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон

Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон

Просвещение Просвещение народа – главная задача эпохи по мнению ученых; Возникновение просвещения в Англии конца XVII в., затем оно распространилось на Шотландию и Францию, а во второй половине XVIII в. в Южную и Восточную Европу, а так же в Америку/ XVII – XVIII вв. – «Век просвещения».

Просвещение

  • Просвещение народа – главная задача эпохи по мнению ученых;
  • Возникновение просвещения в Англии конца XVII в., затем оно распространилось на Шотландию и Францию, а во второй половине XVIII в. в Южную и Восточную Европу, а так же в Америку/
  • XVII – XVIII вв. – «Век просвещения».
Нравственная философия Томас Гоббс: человек от природы зол и порочен, поэтому, когда не было государства была война всех против всех. Суровые законы государства обуздали разрушительные человеческие инстинкты; Жан-Жак Руссо: человек от природы добр и миролюбив. Человека испортила цивилизация и частная собственность, которые породили алчность и другие пороки; «Утилитарная мораль» – не бывает абсолютного зла или добра. Человек не бывает абсолютно хорошим или плохим. Вывод: не важно каков человек, нужны условия при которых от дурных поступков обществу была бы польза.

Нравственная философия

  • Томас Гоббс: человек от природы зол и порочен, поэтому, когда не было государства была война всех против всех. Суровые законы государства обуздали разрушительные человеческие инстинкты;
  • Жан-Жак Руссо: человек от природы добр и миролюбив. Человека испортила цивилизация и частная собственность, которые породили алчность и другие пороки;
  • «Утилитарная мораль» – не бывает абсолютного зла или добра. Человек не бывает абсолютно хорошим или плохим. Вывод: не важно каков человек, нужны условия при которых от дурных поступков обществу была бы польза.
Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо

Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо

Политические теории Джон Локк: гражданское общество предшествует государству. Гражданское обществу формируют полноправные и сознательные граждане, которые образуют нацию. Нация – верховный носитель власти, а не монарх. Идея королевского суверенитета – монарх является верховным носитель власти (суверен). Идея разделения властей для предотвращения деспотизма: Законодательная; Исполнительная; Судебная. Идеальная модель просветителей (Локк, Монтескьё, Канта) – исполнительная власть за монархом, законодательная за представительным собранием.

Политические теории

  • Джон Локк: гражданское общество предшествует государству. Гражданское обществу формируют полноправные и сознательные граждане, которые образуют нацию. Нация – верховный носитель власти, а не монарх.
  • Идея королевского суверенитета – монарх является верховным носитель власти (суверен).
  • Идея разделения властей для предотвращения деспотизма:
  • Законодательная;
  • Исполнительная;
  • Судебная.
  • Идеальная модель просветителей (Локк, Монтескьё, Канта) – исполнительная власть за монархом, законодательная за представительным собранием.
Д. Локк, Ш. Монтескьё, И. Кант

Д. Локк, Ш. Монтескьё, И. Кант

Политические теории Идея «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо: Всеобщее избирательное право (для мужчин); Народ – источник верховной власти в государстве; Идеал – прямая античная демократия. Чезаре Беккария – критика уголовного законодательства: Правонарушение это посягательство на свободу человека или препятствия осуществлению прав; Слова и мысли людей не являются правонарушением; Преимущества гласного судопроизводства; Выступал против смертной казни взамен пожизненному заключению; Выступал за предотвращение преступлений, а не наказания преступников.

Политические теории

  • Идея «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо:
  • Всеобщее избирательное право (для мужчин);
  • Народ – источник верховной власти в государстве;
  • Идеал – прямая античная демократия.
  • Чезаре Беккария – критика уголовного законодательства:
  • Правонарушение это посягательство на свободу человека или препятствия осуществлению прав;
  • Слова и мысли людей не являются правонарушением;
  • Преимущества гласного судопроизводства;
  • Выступал против смертной казни взамен пожизненному заключению;
  • Выступал за предотвращение преступлений, а не наказания преступников.
Чезаре Беккария

Чезаре Беккария

Либерализм Основа: Человек от рождения наделен неотъемлемыми правами (свобода – личная, экономическая, политическая). Идеал: государство и общество дающие человеку широкий простор применения сил и способностей во всех областях жизни; Защита прав человека и равноправие граждан; Различное имущественное положение людей неизбежно и справедливо; Ограничение избирательных прав по имущественному признаку; Разделение властей, закрепленное Конституцией.

Либерализм

  • Основа:
  • Человек от рождения наделен неотъемлемыми правами (свобода – личная, экономическая, политическая).
  • Идеал: государство и общество дающие человеку широкий простор применения сил и способностей во всех областях жизни;
  • Защита прав человека и равноправие граждан;
  • Различное имущественное положение людей неизбежно и справедливо;
  • Ограничение избирательных прав по имущественному признаку;
  • Разделение властей, закрепленное Конституцией.
Демократическая идеология В первой половине XIX в. Рядовые граждане отвернулись от либералов, так как политические ожидание не соответствовали реалиям; Демократы заимствовали либеральную идеологию, но предложили равенство граждан в политических правах вместо лозунгов свободы; Выступали за всеобщее избирательное право; Предпочтение республиканскому строю, а не монархии; Члены парламента осуществляют интересы избирателей (принимают законы, назначают и контролируют правительство).

Демократическая идеология

  • В первой половине XIX в. Рядовые граждане отвернулись от либералов, так как политические ожидание не соответствовали реалиям;
  • Демократы заимствовали либеральную идеологию, но предложили равенство граждан в политических правах вместо лозунгов свободы;
  • Выступали за всеобщее избирательное право;
  • Предпочтение республиканскому строю, а не монархии;
  • Члены парламента осуществляют интересы избирателей (принимают законы, назначают и контролируют правительство).
Социалистическая мысль Социальная революция для переустройства экономики, общественных отношений, нравов и т.д. Общее у течений – поднятие благосостояния у беднейших слоев населения; Перераспределение доходов богатых в пользу бедных; Развитие производства и повышение заинтересованности рабочего в результатах своего труда; Роль рынка, собственности, капитала, имущественного неравенства, как факторов повышения трудовой активности; Анри Сен-Симон, Шарль Фурье.

Социалистическая мысль

  • Социальная революция для переустройства экономики, общественных отношений, нравов и т.д.
  • Общее у течений – поднятие благосостояния у беднейших слоев населения;
  • Перераспределение доходов богатых в пользу бедных;
  • Развитие производства и повышение заинтересованности рабочего в результатах своего труда;
  • Роль рынка, собственности, капитала, имущественного неравенства, как факторов повышения трудовой активности;
  • Анри Сен-Симон, Шарль Фурье.
К.А. Сен-Симон и Ш. Фурье

К.А. Сен-Симон и Ш. Фурье

Социалистическая мысль Коммунистическая идеология: Блага должны быть достоянием всего общества; Высокий уровень производства обеспечит довольствие и изобилие; Упор на сознательность рабочего человека или принуждение к самоотверженному труду. Роберт Оуэн, Этьен Кабе – мирные преобразования; Карл Маркс, Фридрих Энгельс – революционный переход к коммунизму: Захват коммунистами государственной власти; Революция объясняется классовой борьбой; Пролетарии (заводские рабочие) – ведущая сила; Учение Маркса и Энгельса – «марксизм».

Социалистическая мысль

  • Коммунистическая идеология:
  • Блага должны быть достоянием всего общества;
  • Высокий уровень производства обеспечит довольствие и изобилие;
  • Упор на сознательность рабочего человека или принуждение к самоотверженному труду.
  • Роберт Оуэн, Этьен Кабе – мирные преобразования;
  • Карл Маркс, Фридрих Энгельс – революционный переход к коммунизму:
  • Захват коммунистами государственной власти;
  • Революция объясняется классовой борьбой;
  • Пролетарии (заводские рабочие) – ведущая сила;
  • Учение Маркса и Энгельса – «марксизм».
Роберт Оуэн, Этьен Кабе

Роберт Оуэн, Этьен Кабе

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Культ науки и образования Развитие науки и образования. Почти поголовная грамотность населения в Европе и США. Развитие высшего и среднего образования; Расцвет книгопечатания и издательского дела; Подъем в журналистике; Профессионализация науки.

Культ науки и образования

  • Развитие науки и образования. Почти поголовная грамотность населения в Европе и США. Развитие высшего и среднего образования;
  • Расцвет книгопечатания и издательского дела;
  • Подъем в журналистике;
  • Профессионализация науки.
Позитивизм Огюст Конт. Позитивное знание основанное на доказанных фактах. Источник знания – конкретные науки; Важно установление фактов, а их осмысление излишне; История окончательно признается наукой об обществе. Во второй половине XIX в. складывается профессиональная историческая наука. Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке.

Позитивизм

  • Огюст Конт.
  • Позитивное знание основанное на доказанных фактах. Источник знания – конкретные науки;
  • Важно установление фактов, а их осмысление излишне;
  • История окончательно признается наукой об обществе. Во второй половине XIX в. складывается профессиональная историческая наука.
  • Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке.
Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке

Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке