План урока
1. Наука в современном обществе
2. Этика науки
3. Потребности современного образования
НАУКА
НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Наука в современном обществе
Наука – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки (математическая наука, химическая наука).
НАУКА – это система знаний
1. Наука в современном обществе
Наука зарождается в древности (Египет, Месопотамия, Китай и т.д.), но в современном смысле слова ее зарождение относится к 17-18 веку.
Часть папируса Ахмеса. Задачи с 49 по 55.
Математика в девяти книгах (начало)
1. Наука в современном обществе
Функции науки :
- Познавательная (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений);
- Практически-действенная (участие в преобразующей деятельности человека)
В соответствии с этими функциями науки делятся на :
фундаментальные и прикладные.
Начиная с Нового времени необходимость развития науки понимается на государственном уровне. Создаются первые академии наук («Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе» 1660 г., Парижская академия наук 1666 г., Петербургская академия наук 1724 г., Шведская королевская академия наук 1736 г.)
Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
В 20 веке произошло значительное ускорение развития всех наук.
В начале века было около 100 тыс. человек профессионально занимавшихся научными исследованиями (ученых), к концу века их число превысило 5 миллионов.
Удвоение научной информации происходит раз в 10-15 лет.
Число специализированных научных журналов достигает тысяч.
Основные значимые черты современной науки:
- УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию)
- БЕЗГРАНИЧНОСТЬ («Наука вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче» К.М. Бэр)
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ
Современная наука дифференцируется с каждым днем. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч научных дисциплин.
Если в Античности и в Средние века были ученые соединявшие в себе знания по большинству существовавших наук (Аристотель, Авиценна), то теперь это НЕВОЗМОЖНО .
Основные значимые черты современной науки:
- СБЛИЖЕНИЕ с насущными потребностями общества.
«Не навреди!» Гиппократ (460-356 гг. до н.э.)
Этика близка по содержанию к добросовестности.
Добросовестность в науке состоит: - тщательное продумывание и безукоризненное проведение всех этапов исследования;
- Доказательность новых научных знаний,
- их неоднократная проверка;
- научная честность и объективность;
- отказ от введения в научный оборот непроверенных фактов и данных
- уважительное отношение к предшественникам.
«Все мои научные достижения были сделаны благодаря тому, что я стоял на плечах гигантов – своих предшественников»
И. Ньютон
ОБРАЗОВАНИЕ
Это целенаправленность заключается :
- в постепенном, доступном формировании системы научных знаний, а также умений и навыков в познавательной и практической деятельности ; - в подготовке образованных и нравственных людей ; - в передаче и формировании опыта творческой деятельности ; - формировании гражданской ответственности, правосознания, духовности и культуры, патриотизма.
3. Потребности современного образования
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНОЙ ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ –
ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании) ;
- адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации) ; - развивающая (удовлетворение духовных потребностей личности).
Существенным звеном непрерывного образования является САМООБРАЗОВАНИЕ .
ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ