СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Науки о человеке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Науки о человеке»

Урок 1. Науки о человеке Цель: формировать представление о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации. Задачи:  познакомиться с краткой историей возникновения и развития наук об организме человека, с методами изучения человека;  раскрыть значение медицины, анатомии, физиологии, психологии, гигиены для человека и его общества;  продолжить развивать навыки самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями и другими источниками информации  познакомиться со структурой учебника «Биология. 8 класс» и правилами работы с ним.

Урок 1. Науки о человеке

Цель: формировать представление о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации.

Задачи:

  • познакомиться с краткой историей возникновения и развития наук об организме человека, с методами изучения человека;
  • раскрыть значение медицины, анатомии, физиологии, психологии, гигиены для человека и его общества;
  • продолжить развивать навыки самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями и другими источниками информации
  • познакомиться со структурой учебника «Биология. 8 класс» и правилами работы с ним.
Знакомство с учебником Самостоятельная работа с учебником «Дорогие друзья!» Страница 3-4.

Знакомство

с учебником

Самостоятельная работа с учебником «Дорогие друзья!»

Страница 3-4.

Для чего необходимы знания об организме человека; о науках, изучающих организм, жизнь и здоровье человека? ВЫВОД: Изучив свой организм, человек сможет создавать лучшие условия для своей жизни, работы и отдыха, иметь правильную и красивую осанку, здоровые сердце, сосуды и легкие, хорошее зрение и слух; быть сильным, выносливым и работоспособным.

Для чего необходимы знания об организме человека; о науках, изучающих организм, жизнь и здоровье человека?

ВЫВОД:

Изучив свой организм, человек сможет создавать лучшие условия для своей жизни, работы и отдыха, иметь правильную и красивую осанку, здоровые сердце, сосуды и легкие, хорошее зрение и слух; быть сильным, выносливым и работоспособным.

Устройство своего организма всегда интересовало людей. Ещё в глубокой древности появились трактаты, в которых описывалось строение человеческого тела. Но подходы к изучению строения человека у различных народов были не одинаковыми. Например, древние индусы представляли тело человека состоящим из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. А главным жизненным центром они считали пупок. Совсем по-другому описывали человеческий организм китайцы, выпустившие в свет самые первые книги по анатомии, физиологии и медицине. В их понимании тело человека является «семьёй», в которой центр жизни - сердце, печень - мать сердца, желудок и селезёнка - дети сердца. Душа человека живёт в печени и в ней же рождаются новые идеи. А вот мужество, храбрость поселились в желчном пузыре.

Больших успехов достигли в понимании устройства человеческого организма древние греки. Великим учёным и врачом древности был грек Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.). Он создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента человека. Собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента. Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.

Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач: Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека. Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии – науки о лекарствах.

Великим учёным и врачом арабского мира был Абу Али ибн Сина (980 – 1037), или, как его называли в Европе, Авиценна. Его труды по медицине, фармакологии и физиологии были настольной книгой всех европейских врачей в течение многих столетий.

Первым физиологом справедливо считают англичанина Уильяма Гарвея, который доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.

В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии. Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт – для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах. Отцом русской физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сече­нова. Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы «Рефлексы головного мозга».

Науки о человеке Наука о человеке Определение 1 Задачи и направления 2 Значение достижений науки 3 Ученые и их вклад в развитие науки 4 5

Науки о человеке

Наука о человеке

Определение

1

Задачи и направления

2

Значение достижений науки

3

Ученые и их вклад в развитие науки

4

5

Чарака самхита – часть Аюрведы, основной труд по терапии.

Чарака самхита – часть Аюрведы,

основной труд по терапии.

Вклад деятелей греко-римской культуры в развитие биологии, знаний о человеке

Вклад деятелей греко-римской культуры в развитие биологии, знаний о человеке

Аристотель  384-322 до н.э.   - Сравнение органов животных и человека. -Ввел термин «организм» -Утверждал, что душевная деятельность человека существует пока живет тело.

Аристотель 384-322 до н.э.

  • - Сравнение органов животных и человека.
  • -Ввел термин «организм»
  • -Утверждал, что душевная деятельность человека существует пока живет тело.
Гиппократ 460-377 до н.э.   -Описание костей тела -Описание органов по аналогии с животными -сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах) - Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье) -Отвергал божественное происхождение человека)

Гиппократ 460-377 до н.э.

-Описание костей тела

-Описание органов по аналогии с животными

-сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах)

- Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)

-Отвергал божественное происхождение человека)

Клавдий Гален  130-200 н.э.   - Проводил опыты на животных -Испытывал действие лек. веществ -Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух) - Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом -В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.

Клавдий Гален 130-200 н.э.

- Проводил опыты на животных

-Испытывал действие лек. веществ

-Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом

-В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.

Средневековый застой Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки -Сожжены на костре Джордано Бруно, Сервет -Гонениям подвергался Галилей

Средневековый застой

  • Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки
  • -Сожжены на костре Джордано Бруно, Сервет
  • -Гонениям подвергался Галилей
Абу-Али Ибн-Син  (Авиценна)  980-1037 н.э.

Абу-Али Ибн-Син (Авиценна) 980-1037 н.э.

Леонардо да Винчи  1452-1519   -Впервые изображал на своих рисунках различные органы -Описал строение скелета человека -Классифицировал мышцы

Леонардо да Винчи 1452-1519

-Впервые изображал на своих рисунках различные органы

-Описал строение скелета человека

-Классифицировал мышцы

Рафаэль Санти   1483-1520   Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека

Рафаэль Санти 1483-1520

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека

Андреас Везалий (1515-1564) Основатель современной анатомии - На лекциях производил рассечение трупов -Выявил ошибки Галена -Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет -Описал клапаны сердца -Впервые привел все знания в систему

Андреас Везалий (1515-1564)

Основатель современной анатомии

- На лекциях производил рассечение трупов

-Выявил ошибки Галена

-Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет

-Описал клапаны сердца

-Впервые привел все знания в систему

Анатомические студии основоположника анатомии Андреаса Везалия 16 век

Анатомические студии основоположника анатомии Андреаса Везалия 16 век

Рисунки из анатомического атласа  Везалия 1543 г

Рисунки из анатомического атласа Везалия 1543 г

Уильям Гарвей  1587-1657   Основатель рождения и развития современной физиологии - Открытие 2 кругов кровообращения -Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов

Уильям Гарвей 1587-1657

Основатель рождения и развития современной физиологии

- Открытие 2 кругов кровообращения

-Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов

Рене Декарт   1596-1650   - Открытие рефлекса - Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды

Рене Декарт 1596-1650

- Открытие рефлекса

- Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды

Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.

Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.

М.В. Ломоносов  Основоположник русских наук   -Закон сохранения материи и энергии -Теория цветового зрения -Классификация вкусовых ощущений

М.В. Ломоносов Основоположник русских наук

-Закон сохранения материи и энергии

-Теория цветового зрения

-Классификация вкусовых ощущений

Ч. Дарвин  1809-1882   Теория эволюции

Ч. Дарвин 1809-1882

Теория эволюции

Н.И.Пирогов Русский анатом, хирург

Н.И.Пирогов

Русский анатом, хирург

Н.И.Пирогов 1810-1881 - Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей) -Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки. Основы военно-полевой хирургии

Н.И.Пирогов 1810-1881

- Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)

-Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.

Основы военно-полевой хирургии

И.М.Сеченов   1829-1905   «Отец русской физиологии» Рефлексы головного мозга Объяснения психической деятельности человека

И.М.Сеченов 1829-1905

«Отец русской физиологии»

  • Рефлексы головного мозга
  • Объяснения психической деятельности человека
И.П.Павлов  1849-1936  Подтверждение теории Сеченова экспериментально

И.П.Павлов 1849-1936

  • Подтверждение теории Сеченова экспериментально
Основоположники иммунологии  Э.Дженнер ( 1749-1823) Луи Пастер ( 1822-1895 )

Основоположники иммунологии Э.Дженнер ( 1749-1823) Луи Пастер ( 1822-1895 )

Основоположники иммунологии И.И.  Мечников 1845-1916 Открытие фагоцитоза

Основоположники иммунологии

И.И. Мечников

1845-1916

Открытие фагоцитоза

Почему человека одновременно изучают разные науки? Чем отличаются теоретическая и практическая медицина? Что является предметом изучения психологии? В чем заключается особенность работы санитарных врачей? Как вы думаете, с какой целью в городах создаются санитарно-эпидемиологические службы?
  • Почему человека одновременно изучают разные науки?
  • Чем отличаются теоретическая и практическая медицина?
  • Что является предметом изучения психологии?
  • В чем заключается особенность работы санитарных врачей?
  • Как вы думаете, с какой целью в городах создаются санитарно-эпидемиологические службы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучить текст § 1 на странице 6-11 учебника Заполнить таблицу «Науки о человеке» Подготовить сообщение по теме «Современные достижения анатомии, физиологии, генетики, психологии, гигиены; их роль в жизни человека»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изучить текст § 1 на странице 6-11 учебника

Заполнить таблицу «Науки о человеке»

Подготовить сообщение по теме «Современные достижения анатомии, физиологии, генетики, психологии, гигиены; их роль в жизни человека»