Урок 1. Науки о человеке
Цель: формировать представление о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации.
Задачи:
- познакомиться с краткой историей возникновения и развития наук об организме человека, с методами изучения человека;
- раскрыть значение медицины, анатомии, физиологии, психологии, гигиены для человека и его общества;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями и другими источниками информации
- познакомиться со структурой учебника «Биология. 8 класс» и правилами работы с ним.
Знакомство
с учебником
Самостоятельная работа с учебником «Дорогие друзья!»
Страница 3-4.
Для чего необходимы знания об организме человека; о науках, изучающих организм, жизнь и здоровье человека?
ВЫВОД:
Изучив свой организм, человек сможет создавать лучшие условия для своей жизни, работы и отдыха, иметь правильную и красивую осанку, здоровые сердце, сосуды и легкие, хорошее зрение и слух; быть сильным, выносливым и работоспособным.
Устройство своего организма всегда интересовало людей. Ещё в глубокой древности появились трактаты, в которых описывалось строение человеческого тела. Но подходы к изучению строения человека у различных народов были не одинаковыми. Например, древние индусы представляли тело человека состоящим из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. А главным жизненным центром они считали пупок. Совсем по-другому описывали человеческий организм китайцы, выпустившие в свет самые первые книги по анатомии, физиологии и медицине. В их понимании тело человека является «семьёй», в которой центр жизни - сердце, печень - мать сердца, желудок и селезёнка - дети сердца. Душа человека живёт в печени и в ней же рождаются новые идеи. А вот мужество, храбрость поселились в желчном пузыре.
Больших успехов достигли в понимании устройства человеческого организма древние греки. Великим учёным и врачом древности был грек Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.). Он создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента человека. Собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента. Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.
Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач: Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека. Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии – науки о лекарствах.
Великим учёным и врачом арабского мира был Абу Али ибн Сина (980 – 1037), или, как его называли в Европе, Авиценна. Его труды по медицине, фармакологии и физиологии были настольной книгой всех европейских врачей в течение многих столетий.
Первым физиологом справедливо считают англичанина Уильяма Гарвея, который доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.
В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии. Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт – для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах. Отцом русской физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сеченова. Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы «Рефлексы головного мозга».
Науки о человеке
Наука о человеке
Определение
1
Задачи и направления
2
Значение достижений науки
3
Ученые и их вклад в развитие науки
4
5
Чарака самхита – часть Аюрведы,
основной труд по терапии.
Вклад деятелей греко-римской культуры в развитие биологии, знаний о человеке
Аристотель 384-322 до н.э.
- - Сравнение органов животных и человека.
- -Ввел термин «организм»
- -Утверждал, что душевная деятельность человека существует пока живет тело.
Гиппократ 460-377 до н.э.
-Описание костей тела
-Описание органов по аналогии с животными
-сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах)
- Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)
-Отвергал божественное происхождение человека)
Клавдий Гален 130-200 н.э.
- Проводил опыты на животных
-Испытывал действие лек. веществ
-Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)
- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом
-В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.
Средневековый застой
- Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки
- -Сожжены на костре Джордано Бруно, Сервет
- -Гонениям подвергался Галилей
Абу-Али Ибн-Син (Авиценна) 980-1037 н.э.
Леонардо да Винчи 1452-1519
-Впервые изображал на своих рисунках различные органы
-Описал строение скелета человека
-Классифицировал мышцы
Рафаэль Санти 1483-1520
Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека
Андреас Везалий (1515-1564)
Основатель современной анатомии
- На лекциях производил рассечение трупов
-Выявил ошибки Галена
-Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет
-Описал клапаны сердца
-Впервые привел все знания в систему
Анатомические студии основоположника анатомии Андреаса Везалия 16 век
Рисунки из анатомического атласа Везалия 1543 г
Уильям Гарвей 1587-1657
Основатель рождения и развития современной физиологии
- Открытие 2 кругов кровообращения
-Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов
Рене Декарт 1596-1650
- Открытие рефлекса
- Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды
Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.
М.В. Ломоносов Основоположник русских наук
-Закон сохранения материи и энергии
-Теория цветового зрения
-Классификация вкусовых ощущений
Ч. Дарвин 1809-1882
Теория эволюции
Н.И.Пирогов
Русский анатом, хирург
Н.И.Пирогов 1810-1881
- Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)
-Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.
Основы военно-полевой хирургии
И.М.Сеченов 1829-1905
«Отец русской физиологии»
- Рефлексы головного мозга
- Объяснения психической деятельности человека
И.П.Павлов 1849-1936
- Подтверждение теории Сеченова экспериментально
Основоположники иммунологии Э.Дженнер ( 1749-1823) Луи Пастер ( 1822-1895 )
Основоположники иммунологии
И.И. Мечников
1845-1916
Открытие фагоцитоза
- Почему человека одновременно изучают разные науки?
- Чем отличаются теоретическая и практическая медицина?
- Что является предметом изучения психологии?
- В чем заключается особенность работы санитарных врачей?
- Как вы думаете, с какой целью в городах создаются санитарно-эпидемиологические службы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить текст § 1 на странице 6-11 учебника
Заполнить таблицу «Науки о человеке»
Подготовить сообщение по теме «Современные достижения анатомии, физиологии, генетики, психологии, гигиены; их роль в жизни человека»