Мурашова М.В.,
(Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 73-ЦРР», г. Бийск)
«Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности с детьми ограниченными возможностями здоровья».
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми является, на мой взгляд, организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности – это необходимое и идеальное средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация. Не удивляйтесь! Ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Проблематично – с нарушением интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с комплексными нарушениями развития, хотя они вполне успешно могут заниматься музыкой, декоративно-прикладным творчеством, спортом. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности мы придумали, как сделать легко, увлекательно, а самое главное очень доступно для детей получение знаний в данной деятельности. В нашей работе с детьми нам очень помогла детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Это модульная цифровая лаборатория для дошкольников. При проведении занятий с данными модулями, я имела возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести в простейшие понятия, описывающие эти явления. Главная задача нашей научной лаборатории – дать понять маленьким испытателям, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим.
Занятия с дошкольниками в мини-лабораториях помогут решению задач, которые они ставят:
Формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
Развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Развитию восприятия, мышления, речи, внимания и памяти.
Формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Организация образовательного пространства с помощью всех моделей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку так же предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, что бы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель, достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из образовательных областей является «Окружающий мир».
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность.
Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако более удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д.
В составе комплектов по всем темам имеются:
Датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. У каждой лаборатории свой датчик.
Набор вспомогательных предметов для измерений.
Сопутствующая компьютерная программа.
Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Главный герой мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. Данная работа проводится в мини-группах по 2-5 человек.
Рассмотрим занятия в лаборатории «Температура»:
Постановка проблемы: ребенку с детских лет хорошо знакомы слова «Горячо и холодно», опираясь на уже имеющиеся у ребенка знания, педагог подводит детей к понятию «температура» и ставит перед ними проблему. Например, почему чай горячий, а лед холодный? Почему мороженое тает, откуда мама знает, что ты болен? У ребенка есть возможность на объектах индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность, работая в лаборатории, дети должны прийти к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может измеряться в зависимости от разных условий.
Задача лаборатории:
Познакомить детей с понятием температура, градус, 0 градусов, температура тела человека, комфортная температура, кипения и замерзания воды, обучать ребенка измерять температуру различных объектов.
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
В состав комплекта входят:
Датчик для измерения температуры (божья коровка), соединительный кабель, стаканы с наклейками разного цвета (4шт.), подставка для стаканов, формочки для льда, антисептический гель, пищевой краситель «кофе», демонстрационные карточки с изображением различных термометров.
Для занятия необходимо дополнительно приготовить следующие предметы:
Кубик льда, пластиковые одноразовые стаканы, емкости с горячей и холодной водой, мороженое, лист бумаги, ватные диски или салфетки для протирки датчиков.
Необходимо обратить внимание детей, что начинать измерения датчиком необходимо только после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо для правильности работы датчиков.
В раздел входят занятия на тему: «Что такое температура», «Что такое градус», «Температура для человека», «Измерить температуру в комнате»
«Измерить температуру своего тела», «Кипение воды», «Замерзание воды», «Что такое 0 градусов», «Измерить температуру холодной воды», «Измерить температуру горячей воды», «Измерить температуру льда», «Эксперимент со льдом», «Эксперимент с горячей водой», «Измерить температуру мороженого», «Нагреть с помощью трения», «Эксперимент с лампочкой» и итоговое мероприятие «Сделать прохладней, жарко, создать комфортную температуру».
Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим интересом и желанием.
Литература:
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г
Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов» - Санкт-Петербург 2009 г
Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.-76с.