СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку о задании 22 (2025 год)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИПИ о том, что необходимо знать, учитывать и как правильно выполнить задание.

Просмотр содержимого документа
«Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку о задании 22 (2025 год)»


НАВИГАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 2025

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ


Изобразительно-выразительные средства фонетики: аллитерация и ассонанс


Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение.


Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.



Обратите внимание! При работе над заданием 22 необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны в бланк ответов без пробелов и запятых.


  1. Порядок записи символов имеет принципиальное значение.



  1. Правильное выполнение задания 22 оценивается 2 баллами.

  • Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.

  • За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.

  • Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.



  1. В ответе не должно быть повторяющихся цифр. Если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.



  1. Помните, что в ряде случаев отдельные буквы, слова или выражения в языковых примерах маркируются (то есть выделяются полужирно и курсивом, если речь идёт о словах, или полужирно и подчёркиванием, если фиксируются отдельные буквы, обозначающие звуки). Для экзаменуемого это сигнал к тому, чтобы проанализировать именно промаркированные явления. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент.


  1. Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. Следовательно, нельзя признать, например, ассонансом то, что не промаркировано.


  1. Другие явления маркируются по мере необходимости.


  1. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. При этом внимание экзаменуемого должно быть сосредоточено на том средстве выразительности, которое лежит в основе данного фразеологизма.




Изобразительно-выразительные средства ФОНЕТИКИ


АЛЛИТЕРА́ЦИЯ – изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию.


Основные виды:


Передача конкретных звуков изображаемых явлений

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

(К.Д. Бальмонт)


Отвлечённый звуковой символизм


А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно.

(Н.А. Заболоцкий)


АССОНА́НС – изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию.


Основные виды:


Передача конкретных звуков изображаемых явлений

Буря на море и думы, Много мучительных дум.

(А.А. Фет)

Отвлечённый звуковой символизм


Над долиной мглистой в выси синей

Чистый-чистый серебристый иней.

(А. Белый)



Изобразительно-выразительные средства ЛЕКСИКИ


МЕТА́ФОРА – изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию). Является скрытым сравнением, поэтому легко переделывается в сравнение. Отождествляя явления порой из совершенно разных сфер, она помогает автору передать картину мира более точно и целостно.


Основные виды:


Имя существительное

В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела.

(А.А. Фет)

Глагол

Писатель часто бывает удивлён, когда какой– нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы.

(К.Г. Паустовский)

Метафорический фразеологизм

Сосед быстро шёл в гору.

Перенос по внешнему сходству цвета, формы, объёма, положения в пространстве и времени и проч.

В дымных тучках пурпур розы.

(А.А. Фет)

Перенос по функции (назначению)

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

(А.С. Пушкин)

Симметричный перенос (например, с предмета на предмет)

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С.А. Есенин)

Асимметричный перенос (например, овеществление как перенос с предмета на человека)

Так беспомощно грудь холодела.

(А.А. Ахматова)

Развёрнутая метафора

Из кружки на землю я вылил

Мутного неба остатки.

(Е.М. Винокуров)


МЕТОНИ́МИЯ – изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по смежности понятий, явлений, предметов, то есть перенос с использованием причинной или иной объективной, реальной связи между понятиями, явлениями, предметами. Метонимические переименования дают возможность автору более кратко и образно сформулировать мысль.


Основные виды:


Качественная метонимия:

  • метонимия места;

  • метонимия времени;

  • метонимия средств (орудий, органов);

  • метонимия принадлежности;

  • метонимия материала (вещества);

  • метонимия признака


Весь город спал, когда мы приехали.

Какой трудный был год!

У него очень верный глаз.

Она знает наизусть всего Есенина.

У меня в кармане одна медь.

Пётр малый с головой.

Количественная метонимия (сине́кдоха):

  • обозначение целого предмета через наименование его части;

  • обозначение части предмета через наименование целого;

  • употребление собственного имени в значении нарицательного


На заводе не хватает рабочих рук.

Его зарыли в шар земной.

Мы все глядим в Наполеоны.


Метонимический фразеологизм


У тебя длинный язык.




ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ изобразительно–выразительное средство лексики, предполагающее приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам. Уподобление человеку способствует тому, что окружающий мир в устах художника слова становится живым, словно оживает, обретает человеческий облик.


Основные виды:


Олицетворение явлений неорганической природы

Светлое и пресветлое солнце!.. Зачем, господине, простерло ты горячий луч на воинов милого?

(«Слово о полку Игореве»)

Олицетворение растений и животных

И цветущие кисти черёмух

Мыли листьями рамы фрамуг.

(Б.Л. Пастернак)

Олицетворение предметов материальной культуры

Котелок сердится и бормочет на огне.

(К.Г. Паустовский)

Олицетворение переживаний и состояний человека

Ну, Горе, пойдём с нами вместе.

(Народная сказка)

Олицетворение в составе фразеологизма

Пора посмотреть правде в глаза.


Развёрнутое олицетворение

Зелёная причёска, Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

(С.А. Есенин)




ГИПЕ́РБОЛА – изобразительно–выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности – существенном (чрезмерном, непомерном) преувеличении изображаемого предмета, действия или явления. Не предполагает введения читателя в заблуждение, а преследует цель подчеркнуть (заострить) ту или иную деталь в описании, повысить эстетическую экспрессивность текста.


Основные виды:


Преувеличение размера, веса предмета

И сосна до звёзды достаёт.

(О.Э. Мандельштам)

Преувеличение количества, охвата чего–либо

Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему.

(А.С. Грибоедов)

Преувеличение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков.

(А.С. Грибоедов)

Преувеличение значения и значимости явления, человека

Какую радость ощущаю?

Куда я ныне восхищен?

Небесну пищу я вкушаю,

На верьх Олимпа вознесен!

(М.В. Ломоносов)

Гипербола в составе фразеологизма

Мы работали до седьмого пота.

Развёрнутая гипербола

Позавтракав как следует, Гаргантюа отправлялся в церковь... В церкви отстаивали 26 или 30 обеден... Далее… он садился за стол и, будучи по природе флегматиком, начинал свой обед с нескольких дюжин окороков, копчёных языков и колбасы, икры и других закусок… В это время четверо слуг один за другим непрерывно кидали ему в рот полными лопатками горчицу.

(Ф. Рабле)



ЛИТО́ТА – изобразительно–выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности – существенном (чрезмерном, непомерном) преуменьшении изображаемого предмета, действия или явления. Литоту часто называют «обратной гиперболой». Литота помогает автору усилить впечатление от изображаемой картины или, наоборот, смягчить проявление тех или иных качеств.


Основные виды:


Преуменьшение размера, веса предмета

Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

(Н.В. Гоголь)

Преуменьшение количества, охвата чего–либо

Шалун уж заморозил пальчик.

(А.С. Пушкин)

Преуменьшение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо

Андерсен знал, что можно… любить каждое слово женщины, каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье.

(К.Г. Паустовский)

Преуменьшение значения и значимости явления, человека

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить.

(Н.А. Некрасов)

Литота в составе фразеологизма

Теперь мне море по колено!


Развёрнутая литота

Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек – крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него лук и стрела, за спиной – колчан. А сам он всего в три пальца ростом.

(Дж. Свифт)


СРАВНЕНИЕ – изобразительно–выразительное средство лексики, основу которого составляет прямое (непосредственное) сопоставление (сближение) одного предмета, явления (субъекта сравнения) с другим предметом, явлением (объектом сравнения) при наличии каких–либо общих признаков.

Присутствие в сравнении двух представленных в тексте элементов является обязательным условием. При этом общий признак упоминается далеко не всегда. Цели сравнения – придать описанию наглядность, выявить в картине действительности новые важные свойства.


Основные виды:

СОЮЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ (присоединяются при помощи сравнительных союзов как, как бы, будто, как будто, словно, точно, что, чем)

  • сравнительный оборот;



Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота.

(А.П. Чехов)

  • сравнительное придаточное;



Раскрытые глаза смотрели в небо; выражение их было такое, как будто Дерсу что–то забыл и теперь силился вспомнить.

(В.К. Арсеньев)

  • сравнение, оформленное в отдельном предложении

Дети же во вторжении большого кучера в их область не видели ничего странного: пусть играет, лишь бы не дрался! Точно так маленькие собаки не видят ничего странного, когда в их компанию затёсывается какой-нибудь большой, искренний пёс и начинает играть с ними.

(А.П. Чехов)

БЕССОЮЗНЫЕ сравнения

  • сравнение, выражаемое при помощи сравнительных предлогов подобно, наподобие, вроде;

Далее здесь были два мягкие кресла с ослабевшими пружинами; стол наподобие письменного

(Н.С. Лесков)

  • сравнение, выражаемое при помощи сравнительных

частиц как, как бы, будто, как будто, словно,

точно, что, например, при составном именном

сказуемом;

Любовь словно звезда.

! Если убрать частицу «словно», получится пример

метафоры: Любовь – звезда.

  • творительный сравнения (сравнение, выражаемое

при помощи формы творительного падежа)

Из перерубленной старой берёзы градом лилися

прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

  • сравнение, выражаемое формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного, наречия или слова категории состояния;

Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов)

  • сравнение, вводимое при помощи слов похожий (похож), подобный (подобен), напоминает, кажется и др.

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович)


  • сочинённое сравнение (сравнение в виде отдельного предложения, присоединённого при помощи наречия «так»);


Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души и трав неясный запах. Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

(А.А. Фет)

  • сравнение в виде риторического вопроса;


Сквозь ресницы шелковые

Проступили две слезы…

Иль то капли дождевые

Зачинающей грозы?

(Ф.И. Тютчев)


  • сравнение в форме отрицательного параллелизма;




Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз–воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов)

  • сравнение, выражаемое с помощью наречия или притяжательного прилагательного

Будет по–моему!

Мама говорила бабушкиным голосом.

Сравнение В СОСТАВЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА

В тот день мы были голодные как волки.


РАЗВЁРНУТОЕ сравнение

Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, – так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку.



ЭПИТЕТ изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения.


Основные виды:


Имя прилагательное или причастие в функции определения

Закружилась листва золотая(С.А. Есенин)

Край ты мой заброшенный (С.А. Есенин)

Наречие (чаще всего в функции обстоятельства)

Что ты жадно глядишь на дорогу?

(Н.А. Некрасов)

Имя существительное (чаще всего в функции приложения)

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

(М.Ю. Лермонтов)

Постоянный эпитет

Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)



Изобразительно-выразительные средства СИНТАКСИСА


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, заключающееся в одинаковом или схожем построении синтаксических конструкций. Часто сопровождается анафорой или эпифорой. Нередко для усиления параллелизма используется такой пунктуационный знак, как тире. Синтаксический параллелизм призван подчеркнуть ту или иную схожесть изображаемых явлений, создать лирико–романтическую интонацию или комический эффект.


Основные виды:


Синтаксический параллелизм в соседних предложениях

Спите, спящие рты. Летите, летящие листья!

(М.И. Цветаева)

Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях

Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.

Синтаксический параллелизм в смежных конструкциях внутри одного предложения

Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Синтаксический параллелизм в стихотворных строках, не совпадающих с предложениями

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут…

(А.С. Пушкин)


ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, под которым понимается расчленение единой синтаксической конструкции на части. Таким образом, при парцелляции содержание высказывания реализуется не в одном, а в формально нескольких самостоятельных предложениях. Часто при парцелляции употребляется такой знак препинания, как многоточие. Парцелляция используется для фиксирования внимания читателей на смысле отдельных слов, наращивания эмоциональности звучания и/или имитации естественной разговорной речи.


Основные виды:


Парцелляция с участием однородных членов предложения

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! (А.С. Грибоедов)

Парцелляция с участием разных членов предложения

Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.

(Р.И. Рождественский)

Парцелляция с участием придаточной части сложноподчинённого предложения

И хотя мы покидаем родные места, всё–таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. (В.И. Белов)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, связанное с особым устройством монологической речи, которая по форме представляет собой диалог говорящего/пишущего с самим собой. Используется с целью диалогизации монологической речи, что придаёт тексту оттенок непринуждённости, интимности, а также с целью имитации разговора автора и читателя.


Основные виды:


Законченная вопросно-ответная конструкция

Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.

Неполный вопросно-ответный ход

Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.



ГРАДАЦИЯ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, подразумевающее ступенчатое проявление того или иного качества, действия и проч. Это особое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабевающее значение чего-либо. Используется для акцентирования смыслового и / или эмоционально–экспрессивного начала фразы.


Основные виды:


Градация–нагнетание (возрастающая градация, прямая градация)

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

(С.А. Есенин)

Градация–ослабление (нисходящая градация, убывающая градация)

Взорвали,

взрыли,

смыли,

взмели.

(В.В. Маяковский)




ИНВЕРСИЯ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, заключающееся в расположении слов в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами современного русского литературного языка. Образно называют «перевёртыванием», «перестановкой». Используется с целью придать значимость отдельным словам и/или для сохранения ритма (рифмы).


Основные виды:

Расположение подлежащего после сказуемого

В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные. (М.А. Булгаков)

Расположение согласованного определения после определяемого слова

Подобно птичке перелётной,

И он, изгнанник беззаботный, Гнезда надёжного не знал.

(А.С. Пушкин)

Расположение несогласованного определения до определяемого слова

Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами?

(В.А. Жуковский)

Расположение дополнения перед сказуемым

Присмиревшую музу мою

Я сам неохотно ласкаю!

(Н.А. Некрасов)

Расположение предлога после слова, к которому он относится

Живым Европы посреди – Зарыть такой народ?

(М.И. Цветаева)

Разрыв зависящих друг от друга членов предложения

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник.

(А.С. Пушкин)






ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(–ого) слов(а) вне зависимости от его(их) местоположения в той или иной конструкции. Считается более широким понятием по отношению к анафоре и эпифоре. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.


Основные виды:


Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме и являющихся одним и тем же членом предложения

Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский)

Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме, но являющихся разными членами предложения


Это ещё не сказка. Сказка только начинается.





АНАФОРА – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, состоящее в единоначатии, то есть повторении полнозначных(–ого) слов(а) в начале той или иной конструкции. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.


Основные виды:


Анафора в начале соседних предложений

Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.

(Ф.М. Достоевский)

Анафора в начале удалённых друг от друга предложений

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз…

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей…

(А.С. Пушкин)

Анафора внутри одного предложения

Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.

Анафора в начале стихотворных строк

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели…

(А.А. Фет)




ЭПИФОРА – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(–ого) слов(а) в конце той или иной конструкции. Образно называют «анафорой наоборот». Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.


Основные виды:


Эпифора в конце соседних предложений

Солнце будет светить всегда. Счастливы мы

будем всегда.

Эпифора в конце удалённых друг от друга предложений

В огромном городе моём ночь.

Из дома сонного иду – прочь.

И люди думают: жена, дочь,

А я запомнила одно: ночь.

(М.И. Цветаева)

Эпифора внутри одного предложения

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он.

(В.А. Жуковский)

Эпифора в конце стихотворных строк

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А.А. Блок)





АНТИТЕЗА – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, состоящее в резком противопоставлении чего–либо. Используется для создания контраста и выражения авторской позиции.


Основные виды:


Антитеза, создаваемая при помощи антонимов

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

(Н.А. Некрасов)

Антитеза, создаваемая в том числе при помощи противительных союзов а, но, да (в значении но), зато, однако

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живёт.

(К.Я. Ваншенкин)

Антитеза, создаваемая в том числе особыми предлогами

Человек, в отличие от животных, приобрёл могучее мышление и воображение.(И.А. Ефремов)

Антитеза, создаваемая в том числе выбранной автором синтаксической конструкцией (включая уступительные конструкции и проч.)

Хотя всеми принят, но вовсе не любим.

Развёрнутая антитеза

Туристу интересно всё понемногу, паломнику – только те святыни, ради которых он отправился в свой долгий путь. Турист подвержен настроениям. Паломник слышит зов. (Т.Н. Толстая)





МНОГОСОЮЗИЕ – изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в избыточном повторении союза. Используется для подчёркивания целеустремлённости и/или единства перечисляемого.


Основные виды:


Многосоюзие

в ряде(–ах) однородных членов предложения(–ий)

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью.

(В.Г. Короленко)

Многосоюзие

в том числе в сложном(–ых) предложении(–ях)

Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В. Гоголь)





БЕССОЮЗИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса, состоящее в намеренном исключении из синтаксической конструкции союза(–ов). Подобный пропуск используется для придания событиям особой сжатости, обострённости и/или динамики.


Основные виды:


Бессоюзие в ряде(–ах) однородных членов предложения(–ий)


Швед, русский колет, рубит, режет.

(А.С. Пушкин)

Бессоюзие в том числе в сложном(–ых) предложении(–ях)

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

(И.А. Бунин)









РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего ответа. Иными слова, риторический вопрос задаётся без цели получить от собеседника ответ. Образно называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата – «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной выражаемую мысль, усилить эмоциональное воздействие на читателя.


Основные виды:



Вопрос–утверждение или вопрос–отрицание

На кого не действует новизна? (А.П. Чехов)


Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации, поиска ответа, а для выражения состояния эмоционального размышления)

Где найду исход желанный? Где воскресну я душой?

(В.А. Жуковский)




РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.


Основные виды:


Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, что и, как, какой, сколько, ну и, ишь как, ишь что, ещё бы и др.)

Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного наклонения глагола (пусть, пускай, да, давайте и др.)

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного междометия (о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми и др.)

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

(А.С. Пушкин)



РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по существу (не существующим в реальности или отсутствующим в момент речи по той или иной причине). Используется для того, чтобы привлечь внимание читателя, способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния.


Основные виды:


Обращение к вещам

Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)

Обращение к явлениям природы

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.

(М.Ю. Лермонтов)

Обращение к стране (земле, малой родине, городу и др.)

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

(А.А. Блок)

Обращение к абстрактным понятиям

Прости ж и ты, моя свобода! (А.С. Пушкин)