Андреева Н.Н.
учитель начальных классов
НАВИГАТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Цель воспитательной работы с обучающимися 1-4 классов: обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направления образовательного процесса в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Задачи;
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетическом идеале и ценностях.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Задачи:
Формирование национального самосознания, этнической идентичности, чувства национальной гордости;
Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
Глубокое изучение героической истории Родины и родного края;
Воспитание избирательной культуры, чувства ответственности за будущее страны;
Освоение прав и обязанностей юного гражданина страны;
От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| В содержании деятельности входит осмысление ребенком себя гражданином, патриотом своего Отечества. Исходные позиции: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и сын великого славянского племени, великого русского народа, имеющего свою прекрасную, но и трагическую историю. Родина начинается с родительского дома, с родной улицы, родного села. | - акции: «Мое Отечество», «Родной край»; - праздники: «Люблю тебя, моя Россия!», «Страна березового ситца», «Край мой родниковый»; - утренники: «Защитники Отечества»; -дни воинской славы России; - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и Чеченских событий; - знакомство с государственной символикой (беседы, утренники и др.) - викторины и конкурсы по истории страны, родного края; - экскурсии к памятникам; - уроки мужества; - экскурсии в музеи; - походы по родному краю; - конкурсы патриотической песни; -линейки Памяти; -конкурсы рисунков; - военно-спортивные игры («Зарничка»); - сбор материалов для школьного музея; - конкурсы по избирательному праву; - конкурсы чтецов; сочинений «Орден в моем доме», «Моя семья в годы войны» и др.. | | | Целенаправленная систематическая работа по формированию патриотических чувств поможет учащимся осознать себя гражданином великой страны, пробудит стремление не только гордиться Отечеством, но и готовность его защищать, трудиться на его благо. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Задачи:
Формирование гуманистических отношений к ближнему;
Воспитание уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям русского народа;
Воспитание святого отношения к семье;
Воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающемуся;
Воспитание сострадания, самопожертвования, терпимости и
доброжелательности;
Воспитание честности, порядочности.
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| Время требует обращения к святыням русского народа, понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности, чуткости, готовности придти на помощь, осмысления необходимости деятельности по месту жительства. | -уход за памятниками; -благотворительные акции; -шефство над детскими садами; -экскурсии по святым местам родного края; -беседы «Святыни костромского края»; -праздник семьи; -неделя матери; -конференция «Добрые люди Руси»; -этические беседы; -сочинение «Традиции моей семьи» и др.; | | | Осознание школьниками своей ответственности, своего обязательного участия в помощи престарелым, больным, детям. Доброта, милосердие, щедрость, чуткость - лучшие качества личности. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности школьников, развитие трудовых навыков и умений
Задачи:
Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни;
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению; Развивать трудовые навыки.
Участвовать в общественно значимой деятельности.
Воспитывать уважительное отношение к труженикам.
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| Вовлечение учащихся в занятия предметных кружков, проведение олимпиад, предметных недель, интеллектуальных марафонов, организация самостоятельной научно-исследовательской работы. Осмысление учащимися необходимости трудовой деятельности, где есть видение цели, смысла труда. Понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека | -трудовые десанты по благоустройству села, школы, класса; -встречи с людьми разных профессий; -экскурсии на производство; -проведение бесед, деловых игр, анкет; -предметные кружки; -научное общество учащихся; -школьные олимпиады; -интеллектуальный марафон; -интеллектуальные игры; -выпуск тематических стенгазет; -дни открытых дверей; -неделя детской книги; -конкурсы, викторины; -день знаний; чемпионаты по предметам и др. | | | овладение основными трудовыми умениями и навыками по самообслуживанию. Осознание учащимися роли знаний в жизни человека, осознание личной перспективы. Знание приемов самовоспитания |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Цель: укрепление здоровья учащихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
Активное занятие физическим совершенствованием, укрепление здоровья, туризмом;
Формирование стремления к здоровому образу жизни;
Пропаганда спорта как критерий здоровья - одной из главных жизненных ценностей.
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| Вовлечение учащихся в активные занятия спортом через кружки, секции. Осмысление учащимися, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Главная ценность у человека - его здоровье. | -занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях по различным видам спорта; -дни здоровья; -туристические походы, экскурсии; конкурсы туристкой песни; -спортивные праздники; -смотры физической подготовки; -встречи с медработниками; -акции против вредных привычек; -семейные спортивные праздники; -малые олимпийские игры; -беседы и др. | | | осознание учащимися необходимости активных занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения заболеваний |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Цель: популяризация экологических знаний, участие детей в решении экологических проблем.
Задачи:
воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира;
формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
воспитание экологической культуры, бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
вовлечение детей в решение экологических проблем.
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| Осмысление учащимися себя как части природы, части планеты Земля. Каждый человек, гражданин в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю планету. | -экскурсии по экологической тропе; -изучение природы родного края; -экологические операции «Скворечник», «Кормушка»; -трудовые десанты по благоустройству территории школы и села; -конкурсы поделок из природных материалов; -конкурсы знатоков леса, птиц, лекарственных растений; -конкурс рисунков и плакатов; -исследовательская деятельность и др.. | | | Осознание учащимися своей ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
Воспитывать понимание прекрасного в жизни, искусстве, природе;
Формировать понимание значимости искусства в жизни человека;
Развивать творческие способности детей и их реализация.
Сроки | Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
Уровень класса | Уровень школы |
| Осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, литературы, фольклора, гуманно-эстетических проблем современного миропонимания. | -беседы об искусстве; -народные праздники; -конкурсы певцов, танцоров, чтецов; -праздники, утренники, вечера; -сбор местного материала; -выставки и др.. | | | Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с культурой родного края. Занятия одним из видов искусства |