СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навыки самостоятельной работы студентов как одно из условий успешной социализации будущих специалистов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа на тему:  Навыки самостоятельной работы студентов как одно из условий успешной социализации будущих специалистов  

Просмотр содержимого документа
«Навыки самостоятельной работы студентов как одно из условий успешной социализации будущих специалистов»

Заочная научно-исследовательская Интернет-конференция педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Актуальные вопросы и проблемы системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе



Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» (ГБОУ СПО ЯНАО «ММК»)





Регистрационный номер ____________





Научно-исследовательская работа на тему:

Навыки самостоятельной работы студентов как одно из условий успешной социализации будущих специалистов



Номинация:

Исследовательская деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки как одна из форм социализации будущего специалиста




Авторы: Закирова З.Т., методист






Муравленко, 2015

Содержание


Определения, обозначения и сокращения

3

Введение

4

Раздел 1. Теоретическое обоснование необходимости организации самостоятельной учебной деятельности.

6

1.1 Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности

6

1.2 Формирование у студентов навыков самостоятельной работы

8

1.3 Уровни самостоятельной работы студентов

10

Раздел 2. Определение уровня развития навыков самостоятельной работы студентов

13

2.1 Методика определения уровня развития навыков самостоятельной работы студентов

13

2.2 Анализ полученных результатов

15

Заключение

17

Список использованных источников

20

Приложения

21




ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем НИР применяют следующие термины, обозначения и сокращения с соответствующими определениями:

СРС самостоятельная работа студентов

ФГОС СПО федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

УД – учебная дисциплина;

МДК – междисциплинарный курс;

НИРС – научно-исследовательская работа студентов.


ВВЕДЕНИЕ


Требования работодателей к современному специалисту, а также ФГОС СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.

Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активнодействующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста и квалифицированного рабочего, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.

Повышение значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности обусловлено целым комплексом причин. Среди них, в первую очередь, называют следующие: разный исходный уровень готовности студентов к восприятию учебного материала по каждой дисциплине, различный темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной деятельности, различное ценностное отношение студентов к дисциплине, стремление студентов к самостоятельному структурированию своего личного времени, отражающему их индивидуально‐личностные особенности.

От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная востребованность.

Студенты должны не только усваивать знания, приобретать какие-нибудь умения и навыки, накапливать опыт творческой и научно-информационной деятельности, но и уметь развивать в себе внутреннюю и внешнюю самоорганизацию в качестве будущего специалиста, который готов активно преобразовать получаемую им информацию, способный выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.

В Муравленковском многопрофильном колледже с 2012 года по настоящее время педагоги работают над единой методической темой « Самостоятельная работа студентов – одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС». Исходя из этой темы одним из важных этапов работы является определение уровня развития навыков самостоятельной работы студентов нового набора. Для определения уровня развития навыков самостоятельной работы целесообразно было провести социологическое исследование на каждой группе методом анкетирования. Исследование предназначено для успешного освоения дисциплины (модуля) и прохождения аттестации.

Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования. Цель исследования состоит в разработке эффективной методики определения уровня развития навыков самостоятельной работы.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть роль самостоятельной работы студентов в образовательном

процессе и ее виды;

  1. Провести диагностику для определения уровня навыков самостоятельной работы студентов;

  2. интерпретировать полученные результаты и разработать психолого-педагогические рекомендации для повышения эффективности самостоятельной работы в подготовке специалистов

Для реализации поставленных задач, использовались ниже перечисленные методы исследования:

  1. Анализ имеющейся литературы по проблеме исследования

  2. Изучение и обобщение опыта организации СРС;

  3. Анкетирование.

Практическая ценность настоящей работы определяется тем, что она позволить на начальном этапе определить пробелы в тех умениях и навыках по самостоятельной работе студентов и


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


1.1 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [14, с.309].

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

-аудиторная по УД, МДК (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)

-внеаудиторная по УД, МДК (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3. Работа со словарем, справочником.

4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

5. Конспектирование источников.

6. Реферирование источников.

7. Составление аннотаций к литературным источникам.

8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9. Составление обзора публикаций по теме.

10. Составление и разработка словаря (глоссария).

11. Составление или заполнение таблиц.

12. Составление библиографии (библиографической картотеки).

13. Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.

14. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

15. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

16. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

17. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

18. Выполнение домашних контрольных работ.

19. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

20. Выполнение творческих заданий.

21. Проведение опыта и составление отчета по нему.

22. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

23. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.

24. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

25. Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

27. Подготовка к выступлению на конференции.

28. Выполнение расчетов.

29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.

30. Изучение аналогов изделия (продукта).

31. Изучение инструкционной и технологической карты.

32. Самостоятельная разработка инструкционной или технологической карты изделия.

33. Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

Также различают основные формы научной самостоятельной работы (долговременная):

1) написание реферата;

2) подготовка доклада к конференции;

3) подготовка тезисов к публикации;

4) участие в НИРС: основным принципом организации системы НИРС

является обеспечение ее комплексности, которая предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований, реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по стадиям (курсам) обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, в котором принимают участие студенты [7, c.85].

5) подготовка наглядных пособий;

6) выполнение курсовой работы;

7) выполнение выпускной квалификационной работы: наиболее сложный вид самостоятельной работы студентов, венчающий пятилетнее обучение.

Таким образом, все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста [5, с.8-11].

В итоге, самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой.


1.2 ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Воспитание активности и самостоятельности студентов возникает перед каждым преподавателем как задача первостепенной важности. Первая сторона проблемы заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить студентов самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Ученые выделяют общие учебные умения, к которым относятся умения составлять план ответа, работать с учебной литературой и другие умения, специфичные для занятия разных циклов.

Перегрузка студентов домашними заданиями вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на занятиях и поэтому вынуждены много заучивать и дорабатывать дома, делает данную проблему особенно актуальной. Одна из негативных сторон этого явления: разочарование в учении, потеря уверенности в своих силах и способностях и как следствие снижение успеваемости.

Классифицируя учебные умения по характеру деятельности, в их составе можно выделить следующие основные виды: познавательные, практические, организационные, самоконтроля и оценочные. Для успешного обучения первостепенное значение имеют познавательные умения – умения самостоятельно приобретать знания. От того, насколько успешно формируются умения учебного труда, зависят овладение новыми знаниями и умениями, их оперативность и действенность.

При определении состава познавательных умений необходимо исходить, прежде всего, из анализа основных источников знаний. Такими источниками являются учебники, учебные пособия. Следовательно, необходимо научить студентов работать с учебной литературой.

В настоящее время возникает необходимость в умении работать с научно - популярной литературой, планировать свою работу, правильно ее организовать на занятии. Для целенаправленного обучения умению работать с книгой, необходимо определить последовательность, в которой должно осуществляться формирование составляющих его действий. Продолжительное время обучения приемам работы с книгой сводится к формированию у студентов умения находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные преподавателем или помещенными в конце главы. Постановка вопросов перед студентами, выдвижение перед ними конкретных задач придают работе с учебником более целенаправленный характер, побуждает внимательнее вчитываться в текст в поисках ответов. При хорошо продуманной системе вопросов, предлагаемых студентам, такая работа с учебником способствует развитию анализа, сравнения, сопоставления.

Следует заметить, что для обучения самостоятельной работе с учебной литературой заданий такого рода недостаточно. Студенты при этом учатся находить в учебнике ответы на вопросы, поставленные преподавателем, но не приобретают умения самостоятельно выделять главные мысли в прочитанном тексте, не приобретают умений и навыков обобщенного характера. Составление плана ускоряет процесс формирования у студента умения выделять главные мысли в тексте, предупреждая механическое заучивание. Все это положительно влияет на качество знаний. Они становятся более осознанными и глубокими. При этом работа с текстом приобретает творческий характер. Такая переработка информации оказывает существенное влияние на содержание ответа. Они становятся четкими, глубокими по содержанию. Формирование умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой надо начинать с выработки у студентов техники чтения и умения работать с печатным текстом. Главная задача формирования навыков работы с учебным текстом – это выработка умения выделять главные мысли в прочитанном тексте. Этой задаче служит также система упражнений, выполняемых на занятии под руководством преподавателя. На занятии можно организовать самостоятельную работу с учебником – с небольшими текстами однородного содержания. С этой целью студентам предлагаются индивидуальные задания – небольшие по объему тексты из учебников для дополнительного чтения.

Для подготовки студентов к научной работе, воспитания у них интереса к знаниям, потребности самостоятельно углублять и расширять их недостаточно умения работать только с учебной литературой. Поэтому возникает необходимость в формировании у студентов умения самостоятельно работать с дополнительной литературой (учебной и научной по специальности).

В развитии умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, важную роль играют учебные конференции, к которым студенты готовят доклады и сообщения. Здесь студентам необходимо учиться работать с несколькими источниками, систематизировать и обобщать свои знания, полученные при изучении темы, нескольких тем, разделов в целом по отдельным вопросам. На этом этапе обучения целесообразно проведение семинаров, в задачу которых входит обобщение знаний.

Использование компьютеров открывает принципиально новые возможности для интенсификации учебной деятельности. Они позволяют значительно увеличить объем усваиваемой студентами информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде. Компьютер соединяет в себе ряд традиционных средств обучения. Он позволяет дифференцировать задания студентам по степени сложности или по характеру требуемой помощи. Компьютер позволяет придавать информации занимательный характер.


1.3 УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Будущему специалисту за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы совершенными ни были программы школ и вузов, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества. Необходимо отметить, что самостоятельная работа предполагает приобретение соответствующих умений и навыков на всех этапах учебной деятельности личности, а именно: в средней школе, учебно-практической и научно-исследовательской деятельности студента в колледже. Самостоятельная работа школьника и студента существенно различаются:

  • по уровню самостоятельности;

  • по видам и методам работы. Организация самостоятельной работы студентов требует определенной дифференциации в зависимости от специфики колледжа и курса. Вполне определенно различается организация труда студентов на отдельных курсах. Поэтому в организации их самостоятельной работы требуется четкая система, последовательность, предусматривающая овладение различными приемами ум­ственной деятельности в ее нарастающей трудности.

По степени трудности можно различить три уровня организации самостоятельной работы студентов:

  • студентов-первокурсников;

  • студентов средних курсов;

  • студентов-выпускников.

Реальнее провести градацию по имеющимся у будущего специалиста умениям, так как не всякий студент-выпускник имеет соответствующий уровень самостоятельной работы.

Наиболее сложным в организации самостоятельной работы является адаптация вчерашнего школьника к системе обучения среднего профессионального образования. Центр тяжести по усвоению учебной дисциплины студентом находится в его последующей самостоятельной работе над лекцией, учебным пособием, в подготовке и выполнении им практических, семинарских занятий, лабораторных работ, участии в работе кружка и т.п. От инициативы студента зависит объем получаемых им знаний: ленивый ограничивается конспектом, трудолюбивый и любознательный прочтет не только обязательную литературу, но многое другое, не пропустит консультацию, заседания научного кружка.

Организация самостоятельной работы первокурсника с первых его шагов в вузе сводится к тому, чтобы:

  1. научить его правильно слушать и записывать лекции, воспринимать их;

  2. научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях;

  3. совершенствовать навыки работы с книгой;

  4. научить правильно конспектировать литературу, готовить рефераты, выступать с докладами.

Не менее сложной по объему, содержанию и характеру является самостоятельная работа студентов 2 – 3 курсов, что объясняется недостаточной их подготовленностью к этому виду познавательной деятельности. На данном этапе они только учатся готовить тезисы своих выступлений по исследуемой проблеме, доклады к конференциям по прослушанным академическим курсам, коллежным и региональным научным конференциям. Здесь же они начинают готовить курсовые работы, в ходе практики (учебной и производственной) вы­полняют элементарную опытную работу.

Различают следующие уровни самостоятельной работы студента: низкий, средний, высокий. Для каждой специальности и дисциплины разрабатываются свои критерии оценки данных уровней.

Ведущими путями самостоятельной работы студентов являются репродуктивный, самостоятельный и поисковый.

Мотивы самообразования:

  • стихийные, неустойчивые (любознательность, интерес к предмету, ко всему окружающему);

  • познавательные (рост самообразования);

  • социально - значимые (связанные с реализацией идеалов и жизненных планов, призвания).

Различают следующие характеры знаний:

- локальный (не объединяются с другими, быстро забываются – возрастает удельный вес знаний, улучшается их качество);

- целостный (знания глубокие, прочные, разносторонние, универсальные). Умения работать с источниками:

  • не систематизированы; студенты много читают, обращаются к дополнительной литературе эпизодично;

  • систематизированы: чтение вдумчивое; отмечается главное; делаются выписки;

  • рациональное применение различных источников информации: анализи­рует, соотносит с поставленными целями и задачами.

Степень организации самообразования:

- неудовлетворительная – организация самообразовательной деятельности носит случайный характер, эпизодична, порождается процессом обучения;

  • относительно самостоятельная – самообразовательная деятельность не носит целенаправленный характер, однако отличается стремлением самостоятельно ставить перед собой цели;

  • устойчивая – отмечается четкость, действенность и реальность целей самообразования, т.е. самообразование становится устойчивым, целенаправленным, систематичным.

Важное исследование с высокой степенью самостоятельности проводят студенты выпускных групп. Итогом их опытной работы является выпускная квалификационная работа, подготовка которой требует от студента владения навыками работы по специальности, умение находить необходимую литературу, быстро в ней ориентироваться и т.д.


Раздел 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


2.2 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.

Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.

В настоящее время признано, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а становится его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению.

В рамках проводимого исследования нами проведено педагогическое исследование студентов по теме «Определение уровня развития навыков самостоятельной работы студентов».

Характеризуя умения и навыки, В.В. Завьялов предлагает в качестве критериев использовать полноту выполнения действий, операций; рациональность; осознанность. В работах Т.И. Шамовой в качестве критериев устанавливаются прочность, системность. Для оценки сформированности общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы наиболее значимыми критериями являются полнота, гибкость и осознанность. Для оценки сформированности общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы была принята трехуровневая шкала оценки этих умений и навыков (табл. 1).

Таблица 1

Общая характеристика уровня сформированности общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы

Уровень

Общеучебные умения и навыки

Умения самостоятельной работы

Высокий

Сформированы все общеучебные умения и навыки. Четко проявляется способность к переносу общеучебных умений и навыков в совершенно новые учебные ситуации. Студенты осознают значимость общеучебных умений и навыков для процесса обучения.

Студенты владеют всеми видами самостоятельной работы в колледже. Выполняют творческие задания, требующие нестандартного подхода, поиска и использования дополнительной литературы.

Средний

Незнакомые учебные ситуации могут вызвать у студентов частичные затруднения. Перенос общеучебных умений и навыков в новую учебную ситуацию происходит только с помощью преподавателя. Студенты недостаточно осознают значимость общеучебных умений и навыков для процесса обучения.

Самостоятельно выполняют репродуктивные, реконструктивные задания. Студенты решают некоторые задачи поискового характера, среднего уровня сложности, стремятся к самостоятельности. Необходимо наблюдение за деятельностью студентов и периодическое оказание помощи со стороны преподавателей.

Низкий

Общеучебные умения и навыки у студентов развиты слабо. Перенос умений в новую учебную ситуацию вызывает значительные затруднения. Студенты не осознают значимость общеучебных умений и навыков для процесса обучения.

Самостоятельно выполняют простые задания репродуктивного уровня по образцу, задания реконструктивного уровня решаются только при помощи преподавателя. Не проявляют интереса к самостоятельному поиску и приобретению знаний.


2.2 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



В эксперименте участвовали студенты 1 курсов следующих специальностей: «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Компьютерные сети», «Дошкольное образование»; профессии «Автомеханик». Всего 111 человек.

Во всех группах был проведен опрос по выявлению уровня развития навыков самостоятельной работы студентов. Нами был составлен опросник из 14 вопросов (см. Приложение №1). Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

На вопрос: умеете ли Вы готовить реферат, доклад, сообщение, 62% ответили: умеют, 29% - не в полной мере, 9% - не умеют.

На  вопрос: умеете ли Вы составлять конспект, 81% ответили: умеют, 10% - не в полной мере;  9% - не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы составлять план: 68% ответили: умеют, 24% – не в полной мере; 8% - не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы составлять аннотацию:  17% ответили: умеют, 51% -  не в полной мере; 32% – не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы составлять тезисы: 30% ответили: умеют, 45% - не в полной мере;  25% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы оформлять материал в соответствии с требованиями преподавателя:  68% ответили: умеют, 28% - не в полной мере;  4% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы выделять в тексте главное:  80% ответили: умеют, 20% - не в полной мере.

На вопрос: умеете ли Вы систематизировать и классифицировать факты, явления, точки зрения:  38% ответили: умеют, 51% - не в полной мере;  11% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы сравнивать факты, явления, точки зрения:  57% ответили: умеют. 36% - не в полной мере;  7% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы делать выводы, обобщения на основе анализа собранного материала:  57% ответили: умеют, 35% - не в полной мере;  8% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы самостоятельно выбирать источники информации:  80% ответили: умеют, 11% - не в полной мере;  9% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы использовать полученные знания на практике:  73% ответили: умеют, 27% - не в полной мере.

На вопрос: умеете ли Вы проявлять инициативу по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской. проектной и др.):  35% ответили: умеют, 53% - не в полной мере;  12% -  не умеют.

На вопрос: умеете ли Вы эффективно планировать и использовать рабочее и личное время: 62% ответили: умеют, 29% - не в полной мере;  9% -  не умеют.

Вывод: большинство студентов испытывает трудности в следующих умениях:

– составление аннотаций, тезисов;

- систематизация и классификация фактов, явлений, точки зрения;

– делать выводы, обобщения на основе анализа собранного материала;

–проявлять инициативу по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.).

Отсутствие данных умений на первом курсе чаще всего компенсируется определенным запасом школьных знаний, однако по мере усложнения усваиваемого материала и приобщения студентов к различным видам самостоятельной работы, требующим творческого поиска, эти умения становится главным фактором, определяющим успешность учебной деятельности старшекурсников. Среди факторов, отрицательно влияющих на производительность самостоятельной работы студентов, находится несформированность у значительной части студентов общих и специальных учебных умений. Отсутствие сформированных общих учебных умений проявляется прежде всего в неумении студентов оптимально организовать свою самостоятельную работу, что выражается в привычке откладывать выполнение заданного объема на последний момент. Это неизбежно приводит к неравномерности нагрузок и отсутствию систематичности занятий. Поэтому необходимо, чтобы с первого курса в колледже осуществлялась подготовка студентов к самостоятельному пополнению знаний и приобретению навыков и умений по избранной специальности, самоуправлению своим поведением. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, анализ полученных данных свидетельствует о необходимости улучшении качества организации самостоятельной работы в колледже. Стоит задуматься о новых современных методах и средствах, способствующих активизации мотивации студентов к самостоятельной работе.

Мы хотели бы предложить следующие психолого-педагогические рекомендации по организации самостоятельной работы на 1 курсе:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его самостоятельной работы формируют его профессиональные знания и навыки, необходимые в его профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания существенно изменяется и качество выполняемой работы повышается.

2. Участие студентов в творческой, научной и методической деятельности под руководством преподавателя. Мотивация самостоятельной работы существенно возрастает, если студент знает, что ее результаты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторной работе, при подготовке публикации или иным образом, оставляя его творческий след в более высоком интеллектуальном труде, чем просто учеба.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7. Индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.

8. Мощным мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель во всех отношениях должен стать примером для студента. Он должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Выдача студентам 1 курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

10. Разработка методических рекомендаций по всем видам самостоятельной работы.

11. Индивидуализация внеаудиторных самостоятельных и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.

12. Введение преподавателями мониторинга результативности по разным видам умений.

Таким образом, было организовано исследование уровня развития навыков самостоятельной работы студентов, который заключался в проведении анализа анкетирования 1 курсов.

Студенты 1 курсов не полностью владеют умениями и навыками самостоятельной работы. Но они довольно четко осознают свои пробелы. Но надеемся. что к концу учебного года и уже в выпускных группах они достаточно научаться планировать и организовывать свою самостоятельную работу, развивают в себе умения обучаться в течение всей жизни, так как этого требует современная жизнь. А те, у которых наиболее ярко выражены такие умения, то они примут участие на научно-исследовательских конференциях.

Результаты исследования показали, что преподавателям нужно обратить особое внимание и научить студентов по следующим умениям и навыкам:

– составление аннотаций, тезисов;

– систематизировать и классифицировать факты, явления, точки зрения;

– проявлять инициативу по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.);

– делать выводы, обобщения на основе анализа собранного материала и др.

Организация самостоятельной работы студентов в колледже – сложный и многомерный процесс. Он включает в себя как формирование мотивации, профессиональную позицию будущего специалиста, но также включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, взаимосвязь самостоятельной работы студентов с использованием современных педагогических технологий. Все это зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.

Мыслительную деятельность студента стимулируют умения самоорганизации работы с учебной литературой. Подготовка студентами контрольных и научных работ, докладов и сообщений, рефератов, фиксированных выступлений, эссе, курсовых и дипломных работ с описанием опыта, с постановкой эксперимента способствует достижению высокого уровня самостоятельной работы.

В ходе выполнения исследовательской работы были достигнуты следующие задачи:

- рассмотрена роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе;

- рассмотрены виды самостоятельной работы студентов;

- составлена методика для проведения исследования;

- проведена диагностика уровня развития навыков самостоятельной работы студентов;

- анализированы полученные результаты.

Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что студенты понимают, что самообразование зависит от особенностей личности и жизненных установок, и оно невозможно без самостоятельной работы, в ходе которой формируются эти самообразовательные умения. Для формирования этих умений, необходимо уделять большое внимание своему самообучению, саморазвитию, развивать познавательную самостоятельность, чтобы стать успешным востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галимова, Е. В. Системно-критический анализ – средство повышения эффективности самостоятельной работы [Текст] / Е. В. Галимова, М. Н. Третьякова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 17-18.

  1. Гареев, Р. А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы [Текст] / Р. А. Гареев // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 5. –С. 9-14.

  2. Георге, И. В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С. 49-51.

  3. Горбунова, Л. Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] / Л. Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 8. – С. 149-152.

  4. Колобков, В. Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов [Текст] / В. Ф. Колобков // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 2. –С. 45-46.

  5. Курманова, Э. А. Управление самостоятельной работой студентов на аудиторных занятиях [Текст] / Э. А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2007. -№ 6. –С. 63-64.

  6. Медянкина, Е. Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е. Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 10. –С. 6-7.

  7. Медведева, В. И. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Сост. В. И. Медведева. - Смоленск: СПЭК, 2010. - 34 с.

  8. Муслимова, А .Ф. Формирование профессионально важных качеств в процессе самостоятельной деятельности [Текст] / А .Ф. Муслимова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 110-116.

  9. Саенко, О. Е. Организация самостоятельной работы студентов // Саенко О. Е. Теория и практика воспитательной работы в школе / О. Е.Саенко, О. Н. Айдунова. – М.: Дашков и К, 2007. – С. 201-205.

  10. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования /Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. – С. 151-155, 164, 183-186.

  11. Тришина, Е. С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е. С. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9.- С. 14-19.

  12. Трущенко, Е. Н. Основные направления организации самостоятельной работы [Текст] / Е. Н. Трущенко // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. – С.26-27.

  13. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов пед. колледжей / П.И. Пидкасистого. – М.: Российское пед. агенство, 1996 (2-е изд.). - 309 с.

  14. Шогенова, Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях [Текст] / Ф.А. Шогенова. – Педагогика, 2010. – № 9. – С.85.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТА


Уважаемые студенты!

Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы данной анкеты. Исследование проводится с целью определения уровня развития навыков самостоятельной работы студентов. Выберите ответ, который соответствует Вашему мнению.


п/п

Владеете ли Вы следующими умениями и навыками?

Я умею (владею)

Я умею (владею) не в полной мере

Я не умею

(не владею)

Готовить реферат, доклад, сообщение




Составлять конспект




Составлять план




Составлять аннотацию




Составлять тезисы




Оформлять материал в соответствии с требованиями преподавателя




Выделять в тексте главное




Систематизировать и классифицировать факты, явления, точки зрения




Сравнивать факты, явления, точки зрения




Делать выводы, обобщения на основе анализа собранного материала




Самостоятельно выбирать источники информации




Использовать полученные знания на практике




Проявлять инициативу по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.)




Эффективно планировать и использовать рабочее и личное время





Спасибо за ответы!